14
15
16
17
18
20
22
24
автомобили главная темаПРОДЛЕНИЕ СРОКА СЛУЖБЫ МОТОРНОГО МАСЛА ХХХХХХХХХХХХХРЕЦЕПТ ДОЛГОЛЕТИЯДЕНИС БОРОВИЦКИЙ редактор журнала «Рейс»НЭкономить на моторном масле, используя продукты недорогие, имеющие низкий класс качества, бессмысленно: доказано практикой. А можно ли получить выгоду от применения в двигателях современных, высококачественных масел, увеличивая интервал их замены?овая экономическая ситуация заставила перевозчиков работать по-новому. В борьбе за выгодный контракт автопредприятия снижают цены на перевозки, компенсируя свои потери ужесточением контроля над расходом топлива путем оборудования автомобилей всевозможными расходомерами и датчиками или введением нормирования расхода топлива (см. «Рейс» №6-2007 г.), переходом на энергосберегающие шины (см. «Рейс» №6-2007 г.). Однако есть еще один, мало кем задействованный резерв экономии – снижение затрат на приобретение моторного масла. Оговоримся сразу: никаких доводов в пользу использования дешевой «минералки» устаревших классов качества, которую до сих пор многие производители смазочных материалов держат либо для ассортимента, либо для поставок на рынки стран третьего мира, в этой статье приведено не будет. Наша задача – оценить возможность сокращения расходов при использовании современных и весьма не дешевых моторных масел. Рассматривать проблему будем исключительно в разрезе возможности получения реальной экономии, которая достигается путем уменьшения объемов закупаемого масла, а не энергосбережения – уменьшения расхода топлива (см. «Рейс» №4-2007 г.). Итак, где, собственно говоря, мы будем искать скрытые резервы? Во-первых, в перестраховке автопроизводителя, который сознательно занижает срок службы моторного масла с учетом не-14РЕЙС МАЙ 2010 ХХХХХХХХХХХХХЭкспертМАРИЯ БОЛТАЛИНА к.т.н., руководитель отдела технической поддержки компании ЗАО «Шелл Нефть» – Прежде чем отвечать на вопрос, есть у моторного масла запас прочности или нет, необходимо точно знать, для каких условий эксплуатации предназначен конкретно взятый продукт, какому классу качества он соответствует, на какой основе изготовлен, и какой срок службы ему отмерил производитель двигателя. Замечу, что, как правило, полному циклу испытаний – стендовых, а затем дорожных – подвергается так называемый эталонный, некоммерческий (!) образец масла, удовлетворяющий требованиям двигателя как конструкционным, так и эксплуатационным, то есть с учетом экологического класса топлива, на котором будет работать ДВС. Испытание масла ведется в стандартных эталонных условиях эксплуатации. Как известно, производитель смазочных материалов разрабатывает рецептуры масел согласно нормативам, определяемым спецификациями ACEA и/или API. И то, насколько оригинальная рецептура продукта будет превосходить указанные нормативы, полностью зависит от стратегии и технологического оснащения производителя масла. Нередки случаи, когда результаты, полученные на коммерческом образце масла, намного превосходили полученные при использовании стандартных эталонных. То есть можно смело утверждать, что продукты от ведущих производителей масел имеют запас прочности. Проблема в следующем: как его оценить в проекции на реальные условия эксплуатации, ведь в России они далеки от идеальных. Топливо, реализуемое на автозаправках, не всегда соответствует тому, которое требуется для питания современных дизелей, отвечающих нормам Евро-3 и выше. Прибавим сюда высокий уровень запыленности, помножим все это на человеческий фактор – вот запас прочности, заложенный производителем в масло, и израсходован. Быть может, есть смысл увеличить запас прочности масла, применяя смазочные материалы, превосходящие стандартные требования, выдвигаемые создателями двигателя, то есть использовать в моторе масло более высокого класса качества, чем требуется? Теоретически такой серы 2000 ppm (0.2% масс), теряла немалые деньги по причине частого выхода из строя турбокомпрессоров (Mercedes Actros 4150, V8, OM 502, 500 HP, Eвро-3). Сотрудниками концерна «Шелл» было предложено провести испытания на синтетическом масле Rimula R6 LM 10w-40. Результаты испытания показали значительное снижение образования отложений, что снизило количество случаев выхода из строя турбокомпрессоров. В Китае для одного из крупнейших перевозчиков проведенные испытания позволили увеличить интервал замены для городских автобусов с 20 000 до 24 000 км пробега, что обеспечило не только снижение затрат на несколько десятков тысяч долларов в год с парка, но и повышение ресурса эксплуатируемой техники. Другой пример. В Великобритании с помощью испытаний, проведенных для транспортной компании Owens Road Transport Services, удалось оптимизировать интервал замены масла для 350 единиц техники, а именно увеличить интервал замены масла с 60 000 до 90 000 км при переходе с полусинтетического продукта на синтетический внутри линейки Shell Rimula. В конечном итоге это позволило предприятию за год сэкономить более трех десятков тысяч долларов. В России также ведутся подобные испытания с помощью инструмента Shell LubeAnalyst – диагностического комплекса, позволяющего проводить диагностику состояния моторного масла, однако их целью, по понятным причинам, является не столько увеличение интервала замены моторного масла, сколько сохранение и продление ресурса техники. К сожалению, российские перевозчики часто значительно превышают рекомендованный автопроизводителем интервал замены масла. К примеру, рекомендованный срок замены составляет 50 000 км, однако машины приходят на плановое ТО с большим опозданием – 58 00065 000 км, что составляет более 15%. Однако справедливости ради отмечу, что к ускоренному износу силового агрегата быстрее приведет не несоблюдение рекомендованных интервалов смены моторного масла, а низкий уровень обслуживания, в том числе экономия на расходных материалах, нестабильное качество топлива и человеческий фактор.шаг дает возможность увеличить интервал замены масла. Однако стоит ли игра свеч, ведь снижение затрат за счет увеличения интервала замены масла и, соответственно, уменьшения расходов на техническое обслуживание не должно приводить к снижению ресурса и надежности техники, увеличению времени простоя в ремзоне. Ведь как поведет себя масло в реальной эксплуатации, можно сказать, только проведя серьезные исследования. Поэтому решение повысить рентабельность предприятия за счет снижения эксплуатационных расходов на моторное масло должно быть взвешенным и всесторонне исследованным. Приведем несколько удачных примеров. Одна из крупнейших горнодобывающих компаний, находящаяся в Перу, при почти круглосуточной загрузке техники (22 часа в сутки), работающей на топливе с содержаниемблагоприятных условий эксплуатации техники. Во-вторых, в перестраховке производителей смазочных материалов, которые практически всегда создают продукты с неким запасом прочности. В-третьих, в научном подходе к определению реального срока службы моторного масла.Страховка №1 от производителя техникиТо, что перевозчики на свой страх и риск продлевают срок работы моторного масла на 3-5 тысяч километров, не новость. Причем, как показывает многолетняя практика, ни к каким фатальным последствиям этоне приводит. Естественно, «перепробег» масла должен составлять не более 5-10% от нормативного. То есть если регламентированный интервал технического обслуживания составляет 10 000 км, то и передерживали масло владельцы техники максимум тысячу км: на двадцати тысячах имели две, а на сорока – три-пять тысяч километров перепробега. И это при том, что практически все производители техники либо твердо стоят на строгом выполнении регламента по срокам проведения ТО и, соответственно, замены моторного масла, либо вводят поправочные коэффициенты, укорачивающиеМАЙ 2010РЕЙС15 автомобили главная темаПРОДЛЕНИЕ СРОКА СЛУЖБЫ МОТОРНОГО МАСЛА ХХХХХХХХХХХХХинтервалы между техническим обслуживанием. Иными словами, ни о каком официальном увеличении интервала замены моторного масла не идет и речи. Правда, есть маленькое «но» – так называемый допустимый «перепробег» автомобиля длиной несколько тысяч километров, на который можно превысить указанный заводскими специалистами интервалмежду техническим обслуживанием. Его-то, собственно говоря, перевозчики и используют. С одной стороны, допустимый «перепробег» дает перевозчику возможность сделать лишний рейс и выполнить срочный заказ, а с другой – таит опасность, что дилер снимет машину либо ее двигатель с гарантии даже при малейшем превышении допусти-ЭкспертАЛЕКСАНДР РИЖСКИЙ менеджер департамента технической поддержки ООО «Скания-Русь» – Регламент технического обслуживания автомобилей Scania един для машин, работающих в Европе и России, но учитывает условия эксплуатации техники: легкие, нормальные, тяжелые и сверхтяжелые. Первый, по понятным причинам, для России мы не применяем. Мало того, компания Scania предъявляет весьма жесткие требования к содержанию серы в дизельном топливе. Так, для двигателей Евро-2 и Евро-3, а также Евро-4 при наличии системы SCR для обеспечения нормальных интервалов замены масла содержание серы в топливе не должно превышать 0,2%. Иными словами, дизельное топливо обязано соответствовать требованиям ГОСТ 305-82 для топлива вида I. Если содержание серы в топливе будет больше указанного, то интервал замены масла в двигателе необходимо сократить вдвое. Для двигателей с системой EGR, удовлетворяющих нормам Eвро-4, содержание серы в топливе не должно превышать 0,035%. Замечу, что срок работы масла в двигателе не зависит от его основы (минеральной, полусинтетической, синтетической) при условии, что класс качества одинаков. Более важно соблюдение температурно-вязкостных характеристик масел. Несмотря на то, что на фирменных станциях Scania моторы заправляют маслами только высокого качества, имеющими высокий «запас прочности», мы не рекомендуем превышать интервал замены масла в двигателе более чем на 10% от установленного. Клиенты должны понимать, что увеличение интервала может привести к ускоренному износу деталей двигателя. Мало того, если интервал проведения технического обслуживания, установленный дилером, будет превышен более чем на 10%, то автомобиль может быть снят с гарантии.мого по «перепробегу» километража. Возникает резонный вопрос: стоит ли рисковать гарантией ради одного рейса протяженностью каких-нибудь 3-5 тысяч километров? Однозначно, нет. Другое дело, если эксплуатируемые автопредприятием машины уже сошли с гарантии, и вся ответственность за их техническое состояние легла на плечи владельца техники – то есть терять нечего. Итак, поскольку производители техники в качестве подстраховки занижают пробег автомобиля от ТО до ТО, это дает перевозчику повод увеличить на сошедшей с гарантии машине пробег масла на пару тысяч километров, и даже больше, в зависимости от условий эксплуатации и нагрузки. Разумеется, экономия на одной единице техники будет невелика, но если рассматривать весь парк, то получаем много тысяч «лишних» километров пробега, что выглядит весомо. Собственно говоря, есть повод обозначить точку отсчета в размышлениях о возможности экономии на моторном масле – перестраховку производителей техники, позволяющую проехать на рекомендованном масле несколько тысяч дополнительных километров. А раз так, можно предположить: если подстраховался производитель автомобиля, то наверняка и производитель масла сделал то же самое.16РЕЙС МАЙ 2010 ХХХХХХХХХХХХХЭкспертДМИТРИЙ СОБОЛЬ к.т.н., технический специалист ООО «Тотал Восток» – Между качеством смазочного материала и межсервисным интервалом существует зависимость, которая в полной мере отражается общепринятыми международными спецификациями API, ACEA, Global DHD и допусками производителей техники MAN, Renault, Volvo и др. Очень важно понимать, что интервалы замены моторного масла устанавливает только производитель техники в зависимости от качества моторного масла и условий эксплуатации, а не производитель смазочного материала. Уровень эксплуатационных свойств моторного масла и скорость его снижения в зависимости от режимов работы двигателя оценивается моторными тестами, эксплуатационными и полевыми испытаниями. Только после этого масло относят к тому или иному классу. После прохождения дополнительных испытаний автопроизводителей на их собственных двигателях и агрегатах маслу может быть присвоен допуск этого автопроизводителя. Состав смазочного материала, то есть базовые масла и пакет присадок, используемые в производстве товарного продукта, напрямую влияют на его качество и срок службы. Базовые масла, полученные по запатентованной Total гидросинтетической технологии (многоступенчатый гидрокрекинг), наряду с полностью синтетическими базовыми маслами обладают наилучшей способностью противостоять окислению, что отражается на способности масла работать дольше. В качестве примера можно привести официальную рекомендацию MercedesBenz Atego. Для этой модели производитель рекомендует для моторных масел с допуском 228.3 интервал замены в зависимости от условий эксплуатации от 20 тыс. до 60 тыс. км., а для масел с допуском 228.5 уже от 30 тыс. до 100 тыс. км. Как видно, на одном и том же двигателе предписанный пробег может значительно отличаться в зависимости от условий эксплуатации и класса качества масла. Определить класс качества масла просто: он указан на упаковке, а оценить условия эксплуатации и, соответственно, рекомендовать оптимальный режим замены моторного масла – задача не из легких. В последнее время все шире применяются электронные системы оценки качества моторного масла, интегрированные в бортовой компьютер автомобиля. Эти системы фиксируют такие параметры, как расход топлива, скорость движения, время работы и простоя, количество и температуру пусков двигателя и т. п. Все это обрабатывается компьютером, и на выходе получается цифра – сколько километров осталось до следующего ТО. Однако компьютер не может оценить химический состав смазочного материала в данный момент времени и не учитывает влияния качества топлива на его свойства. Поэтому для обоснованного продления интервалов замены используют различные системы анализа изменения характеристик моторного масла. Но такие операции проводятся в лабораториях, они дороги, не всегда доступны, да и мало оправданны в большинстве случаев – дешевле, надежнее и разумнее просто следовать рекомендациям производителя по срокам проведения ТО. Если речь идет о крупных автопарках, где много однотипной техники работает в схожих условиях и заправляется одним и тем же топливом (городские автобусные парки, например), то такие исследования оправданны. В случае если анализ покажет, что рекомендованный интервал замены нужно сократить, хозяйство получит экономию за счет сокращения расходов на непредвиденные ремонты, увеличится ресурс двигателей. Если условия работы техники благоприятны, анализ позволит безопасно увеличить интервал замены масла, но всегда в рамках рекомендованного производителем, то есть приблизиться к верхней планке диапазона. Компания Total имеет большой опыт подобных исследований, проводимых совместно с крупнейшими автопроизводителями. Накопленные c 1967 года данные объединены в систему сравнительного анализа ANAC. ANAC – система диагностики смазочных материалов Total для мобильной техники, действующая во всем мире. Эта система основана на научной интерпретации результатов анализов масел, находящихся в эксплуатации. моторных масел.Часто спрашивают: а можно ли самостоятельно увеличить интервал замены масла, ну хотя бы на 10%? И что при этом будет? Ответ прост: масло в ненарушенной заводской упаковке сохраняет все заданные свойства гарантированно не менее 5 лет с момента выпуска. Что происходит далее? Мы открываем крышку, и масло начинает контактировать с воздухом, имеющим определенную влажность. Далее мы заливаем его в картер двигателя, где есть остатки старого окислившегося масла, и начинается контакт с металлами – медью, сталью, алюминием. Мы заводим двигатель, и масло подвергается воздействию температуры, кислот из несгоревшего топлива, влаги, самого топлива и сажи. Со временем, с каждым часом и даже минутой работы двигателя уровень качества масла неизбежно снижается. И этот процесс, к сожалению, протекает безостановочно и только в одну сторону. Что произойдет, если мы увеличим межсервисный пробег? Двигатель в это время будет работать на масле, уровень противоизносных, антикоррозионных, антиокислительных, а главное, моюще-диспергирующих свойств которого ниже, чем допускает производитель. Экономия может оказаться совсем не экономной: образование низкотемпературного шлака в поддоне картера, износ и повышенная степень полировки цилиндра скопившейся сажей – вот постоянные спутники работы двигателя с «перепробегом».ANAC позволяет: ■ определить степень износа компонентов автомобилей; ■ оценить величину отклонения показателей от нормы; ■ установить наиболее вероятные причины их возникновения; ■ оценить необходимость вмешательства и уровень опасности. Для проведения точной диагностики ANAC использует уникальную систему компьютеризированной интерпретации и собственную базу данных, где хранятся результаты более трех миллионов проведенных исследований, собранные за более чем 30 лет. ANAC предлагает специальные программы для автопроизводителей, предлагающие международное сопровождение автомобилей в период гарантийного обслуживания или по сервисным контрактам. Отбор проб производится в процессе работы, по запланированному графику. Автоматическая интерпретация результатов анализов и передача их через специальный портал в Интернете позволяет быстро принять обоснованное решение о продлении интервала или замене моторного масла. После проведенных тестов дается рекомендация по срокам замены моторного масла для конкретных моделей двигателей иСтраховка №2 от производителя маселСудите сами, мечта каждого масленщика – попасть на заводской конвейер, а значит, он должен не только дать автопроизводителю самую интересную цену, но и поставить по таковой продукт, превышающий выставленные заводскими инженерами требо-вания. Значит, моторное масло, соответствующее неким требованиям API или ACEA, как правило, их превосходит, то есть имеет запас прочности! То, что моторное масло, по сути, является одной из деталей двигателя, пусть и расходной, подтверждает тот факт, что создание новых смазок идет параллельно с разработкой пер-спективных моторов. То есть, если на рынке появился современнейший смазочный продукт, то он априори предназначен для мотора, в котором воплотились самые передовые технические решения. А поскольку процесс совершенствования непрерывен, то разработчики масел стремятся создать масло, превосходя-МАЙ 2010РЕЙС17 автомобили главная темаПРОДЛЕНИЕ СРОКА СЛУЖБЫ МОТОРНОГО МАСЛА ХХХХХХХХХХХХХты российского представительства компании предложили нескольким крупным автоперевозчикам, в числе которых «МАП №2 Автоколонна 1417» филиал ГУП МО «Мострансавто» (г. Коломна), оптимизировать срок службы моторного масла за счет грамотного подбора масел из производственной линейки Mobil. В результате автопредприятие Коломны смогло продлить срок службы моторного масла на 66% сверх рекомендованного производителем, что принесло перевозчику немалую экономию средств. Справедливости ради отметим, что работа по продлению срока службы масла велась исключительно на автомобилях, сошедших с гарантии. Это важный момент, так как мы уже указывали выше, что производители техники против увеличения срока службы моторного масла и могут снять машину с гарантии при нарушениищее требования двигателистов, так как в дальнейшем это снизит их затраты на разработку продукта следующего класса качества. Иными словами, моторное масло всегда будет иметь некий запас прочности. Вопрос, как он велик, насколько созданный масленщиками продукт превосходит требования, которым обязан соответствовать. Вопрос крайне не простой. С одной стороны, практически все производители смазочных материалов утверждают, что их масла превосходят требования API и ACEA, с другой – в России велик риск заправки некачественнымтопливом. А именно качество топлива, по мнению экспертов ведущих автопроизводителей, напрямую влияет на ресурс моторного масла. Прибавим сюда и особенности парка техники, состав, техническое состояние. Сделаем поправку на климат и дороги. Что в итоге?ЭкспертВЯЧЕСЛАВ ТОПУНОВ инженер «Volvo Trucks» – Для расчетов интервалов проведения технического обслуживания всеми фирменными СТО и дилерскими центрами компании Volvo используется единая программа. Никакой разницы в межсервисных интервалах для автомобилей, эксплуатирующихся в России и Европе, нет. При расчетах периодичности ТО учитываются такие параметры, как тип транспортного цикла, полная масса автопоезда/автомобиля, топография местности, качество используемого топлива, качество дорожного покрытия, средняя скорость движения, а в некоторых случаях – расход топлива или моточасы работы двигателя. Также при проведении технического обслуживания дилер проводит расчет межсервисного интервала, учитывая класс качества моторного масла, при этом вид его основы в расчет не принимается. Формально «перепробег» автомобиля не допускается. Для проведения очередного ТО клиент должен приехать на сервисную станцию ранее указанного срока/пробега. При этом надо учесть, что основанием для отказа в гарантии служит только отсутствие дефекта в материале и сборке узла/агрегата во время гарантийного периода.Страховка №3 от научной организации трудаИтак, если бы не российские условия эксплуатации, то перевозчики могли бы смело продлять срок службы моторного масла и получать реальную экономию. Однако, как мы уже указали выше, условия работы техники могут быть разными, а ее техническое состояние далеко от идеального, поэтому, чтобы обезопасить себя от непредвиденных расходов вместо ожидаемой экономии, перевозчики должны привлечь на свою сторону научный потенциал компанийпроизводителей масел. Кстати, часто масленщики и сами предлагают перевозчикам свои услуги. Об этом свидетельствует и опыт работы в данном направлении компании Mobil. Используя технический потенциал своих европейских исследовательских центров, технические экспер-18РЕЙС МАЙ 2010 автомобили главная темаЭкспертПРОДЛЕНИЕ СРОКА СЛУЖБЫ МОТОРНОГО МАСЛА ХХХХХХХХХХХХХЭкспертПЕТР КАЦ директор по сервису и гарантийному обслуживанию ООО «МАН Автомобили Россия» – При расчете интервала проведения технического обслуживания компания MAN в обязательном порядке учитывает регион, в котором работают машины. Так, разница в сроках ТО существует не только между Россией и Европой, но и внутри самой Европы. Одним из главных критериев корректировки межсервисного пробега является качество топлива. В зависимости от содержания в солярке серы интервалы между заменами масла и фильтров следует уменьшать в соответствии с таблицей №1. При этом для дизельных двигателей с катализатором типа PM следует использовать исключительно моторные масла, отвечающие требованиям M 3477, а согласно DIN EN 590 допускается применение только дизельного топлива с малым содержанием серы (< 50 мг/ кг серы). Под классом качества масла мы понимаем спецификациюодобрение MAN. Все масла внутри одной спецификации независимо от состава имеют одинаковый ресурс. Для дизельных двигателей MAN используются только моторные масла, испытанные согласно заводским нормам MAN 271 и M 3275, M 3277 или M 3477 и отвечающие требованиям этих норм. При этом для каждого двигателя, в зависимости от норм токсичности отработавших газов, применяется соответствующее моторное масло (таблица №2). Для двигателей Евро-1 и Евро-2 допускается применение различных сортов масла, причем чем выше его класс, тем больше ресурс. На автомобилях Евро-3 и Евро-4 такой зависимости нет.ИЛЬЯ МАРТЫНЕНКО руководитель отдела масел для коммерческой техники ООО «Мобил Ойл Лубрикантс» – Для установления оптимального срока службы моторного масла необходимо, чтобы производители двигателей и масел работали в тандеме. Именно так мы сотрудничаем сегодня, например, с «Ярославским моторным заводом» по дизелям семейства ЯМЗ 560 (Евро-4). Естественно, допуск на конвейер и прописку в карте смазки получат несколько масел от разных производителей, среди которых будут изготовленные на минеральной, полусинтетической и полностью синтетической основах. При этом на одном масле мотор может проработать больше срока, указанного по регламенту ТО, на другом именно столько, сколько там оговорено. Ресурс же масла, от замены до замены, устанавливается по некоему «среднему» продукту. Скажу больше: несмотря на то, что масла, допущенные для заливки в двигатель, соответствуют одному классу качества, они могут существенно отличаться по своим характеристикам. Так, на качество масла и, соответственно, на его ресурс оказывает большое влияние композиция масла (т. е. какие присадки и базовые масла включены в его состав), а также технология, по которой оно произведено. Ведущие производители масел при разработке новых продуктов подбирают оптимальный состав масла из тысяч компонентов и затем тестируют его в «полевых условиях». Процесс этот настолько сложный, что любой неверный шаг вносит в сбалансированную систему хаос. Именно поэтому мы не рекомендуем нашим потребителям самостоятельно добавлять в готовое масло дополнительные присадки. В результате, улучшив один показатель масла, можно напрочь провалить другой. На качество товарного масла оказывает существенное влияние и технология блендинга – смешения основы с пакетом присадок.Таблица №1 Содержание серы в дизельном топливе > 0,5% > 0,5% > 0,2% > 0,2% Используемый сорт моторного масла M 3277 MAN 271/M 3275 MAN 271/M 3275 категория API CF-4, CG-4, CH-4 Коэффициент уменьшения интервала между заменами масла 0,50 0,25 0,50 0,25Таблица №2. Допущенное моторное масло согласно норме MAN Для двигателей Eвро-2 D08 и D28 D20 и D26, содержание серы в дизельном топливе менее 50 мг/кг D20 и D26, содержание серы в дизельном топливе от 50 мг/кг содержание серы в дизельном топливе менее 50 мг/кг D08, D20 и D26, содержание серы в дизельном топливе от 50 мг/кг Спецификация масел MAN 271 M 3275 M 3277 M 3477 да да да нет нет нет нет нет нет да да нет нет нет да да да да нет да нет да нет даEвро-3 Eвро-4, Eвро-5 и EEVправил ее эксплуатации и, в частности, сроков проведения технического обслуживания. Процесс оценки реального срока службы моторного масла весьма сложен и требует не только хорошей технической базы, но и знания особенностей конкретных смазок. Это необходимо, чтобы не допустить фатальной ошибки, которая повлечет за собой быстрый износ двигателя.Сколько стоит страховка?Делаем вывод. Если мы заливаем в мотор масло оптимальных характеристик, подобранное компаниейпроизводителем смазки, то при про-чих равных условиях оно прослужит дольше, так как будет иметь больший запас прочности, а значит, перевозчик может получить реальную экономию. Все что нужно, это состыковать теорию с практикой, то есть заказать масленщику исследование моторного масла из поддонов двигателей. А сколько это стоит? Ни один производитель масла не даст вам прямого ответа. Причин две. Первая – если парк техники большой, то бесплатная диагностика моторного масла с лихвой окупится большими объемами продаж масла. Ведь производитель масла20РЕЙС МАЙ 2010 автомобили главная темаЭкспертНАМКЬЮ ХАН менеджер департамента разработок компании «SK Lubricants» (производитель смазочных материалов ZIC) – Существует ли у моторных масел «запас прочности», который позволяет им работать более указанного производителем срока, вопрос довольно не простой. Во-первых, нужно понимать, что интервал замены масла определяется автопроизводителем, который проводит испытания двигателей, оценивая все аспекты работы масла, а не изготовителем смазочных материалов. На основе результатов этих испытаний и определяется интервал замены, при котором масло обеспечивает сохранность двигателя и заложенный в него ресурс, мощностные, экономические и экологические показатели. Поскольку в рекомендациях автопроизводителей касательно интервала замены масла заложен некоторый запас прочности, то теоретически масло может проработать более положенного ему срока, однако даже кратковременная работа двигателя в неблагоприятных условиях в период «перепробега» резкоПРОДЛЕНИЕ СРОКА СЛУЖБЫ МОТОРНОГО МАСЛА ХХХХХХХХХХХХХувеличивает риск повреждения ДВС. Мало того, установить, на какой срок можно продлить работу масла, очень сложно. С одной стороны, если автопроизводитель рекомендует масло низкого качества (например, API CD с базовым маслом группы I), то при использовании премиальных продуктов (API CI-4 и т. д.) интервал замены масла может быть увеличен в 2-3 раза. Но если к маслу изначально предъявляются высочайшие требования (например, MB 228.5 с базовым маслом группы III или IV), интервал замены масла может быть увеличен незначительно. Например, масло со спецификацией MB 228.5 уже имеет интервал замены равный 100 000 км пробега. В целом же с точки зрения качества моторного масла его срок работы в двигателе в основном определяется тремя факторами: качеством базового масла, пакетом присадок и оптимальным соотношением этого пакета с базовым маслом. Поэтому если производитель смазочных материалов считает, что его продукт обладает лучшими характеристиками, чем реко-мендует изготовитель мотора, и может контролировать качество масла в ходе его эксплуатации с помощью анализа проб, то перевозчик может продлить срок службы масла и тем самым сократить свои расходы. Пример может выглядеть следующим образом (но это только пример, на реальную ситуацию будет также влиять климат, качество топлива, условия движения): рекомендованное масло API CF-4; рекомендованный интервал замены 30 000 км; используемое масло API CJ-4; интервал замены: 60 000 км. Что касается влияния основы масла (минеральной, полусинтетической, синтетической) на его ресурс, при условии что класс качества одинаков, скажу следующее. Производителям смазочных материалов при использовании базового масла худшего качества приходитсяиспользовать больше присадок, чтобы повысить качество готового продукта. В настоящее время использование высококачественного базового масла и современных присадок является лучшим способом создания продукта с увеличенным интервалом замены. То есть основа масла влияет на его ресурс. Компания SK (смазочные материалы ZIC) производит высококачественное базовое масло группы III «Yubase» и с 1995 года является лидером на данном рынке. Базовые масла группы III имеют лучшие показатели с точки зрения: 1. высокого индекса вязкости (более 120), позволяющего готовым продуктам дольше поддерживать вязкостные характеристики; 2. минимального количества примесей, приводящих к отложениям и шлаку в двигателе; 3. минимальной низкотемпературной текучести, позволяющей производить масла класса 5W и 0W; 4. лучшей совместимости с присадками, позволяющей им эффективнее и дольше работать в двигателе.будет рекомендовать исключительно свои продукты. Вторая – из-за резко обострившейся конкуренции среди производителей масел производство машин снизилось, а мощности по производству масла огромны – масленщики сегодня используют все способы, чтобы выдавить конкурента с вторичного рынка, то есть из автопарков. Одним словом, провести исследования моторного масла ивыявить их реальный ресурс можно совершенно бесплатно, то есть даром. При этом если масленщик не заключил с перевозчиком жесткого договора, по которому в течение определенного периода времени перевозчик обязуется применять масла определенной марки (производителя), то, получив необходимые данные, можно производителя масла «кинуть». Однако, во-первых, как мы упоминали выше, масла одного класса качества и идентичные по основе имеют различный запас прочности, во-вторых, при смене парка вам опять-таки придется обращаться к обиженному на вас масленщику за проведением повторных испытаний. Так стоит ли портить отношения?Разумная достаточностьНесмотря на то, что практически все производители техники не исключают увеличения пробега современного высококачественного масла в двигателях экологического стандарта Евро-1 и Евро-2,22РЕЙС МАЙ 2010 автомобили главная темаЭкспертПРОДЛЕНИЕ СРОКА СЛУЖБЫ МОТОРНОГО МАСЛА ХХХХХХХХХХХХХЭкспертАНДРЕЙ АМИРОВ технический специалист компании «Renault Trucks» – Интервал проведения технического обслуживания автомобилей Renault зависит в основном от условий эксплуатации и типа используемого топлива. Так, для машин, работающих в России, рекомендуется замена масла каждые 40-45 тыс. км. При этом если грузовик заправлять дизельным топливом, соответствующим экологическому классу автомобиля, то интервал замены именно моторного масла может расширяться до 80 тысяч километров при условии использования масла на полусинтетической основе или полностью синтетической. Минеральное масло мы рекомендуем заменить не более чем через 40-45 тыс. км пробега. Официально компания Renault допускает «перепробег» автомобиля от установленного регламентного срока проведения ТО не более чем на одну тысячу километров. Если «перепробег» составит более одной тысячи километров, инженер сервисного центра имеет право отказать в гарантии на некоторые детали двигателя, неисправность которых могла быть связана с несвоевременной заменой моторного масла. Естественно, каждый такой случай рассматривается индивидуально, и компания Renault всегда стремится к компромиссу в отношениях со своими клиентами.ГЕОРГИЙ ШВАЙЦБУРГ директор по развитию ОАО «Ульяновский моторный завод» – «Ульяновский моторный завод» рекомендует применять в своих двигателях в зависимости от условий эксплуатации автомобиля и нагрузки разные виды масел, которые должны меняться в строго установленные сроки. Этим правилам нужно следовать неукоснительно. Что касается применения современных смазочных материалов, имеющих более высокий класс качества, чем указывает завод, с целью продления срока службы масла скажу следующее. Теоретически сроки ТО можно раздвинуть, но, во-первых, будет ли использование более дорогого масла оправданно с точки зрения такого важного показателя, как цена/ качество, при том что выигрыш в пробеге будет невелик. Во-вторых, чтобы ответить на вопрос, как отразится больший срок службы масла на техническом состоянии мотора, необходимо провести серьезную исследовательскую работу. Так, все масла, которые мы рекомендуем использовать в моторах УМЗ, испытываются не только по особой методике, на моторных стендах, но и в условиях реальной эксплуатации. Это серьезная, кропотливая и дорогостоящая работа, в результате которой определяется как оптимальное масло для конкретного мотора, так и его срок службы.практически в два раза рассчитывать на существенную экономию не стоит. Причин несколько. Первая. Современные масла, предназначенные для дизелей экологического стандарта Евро-3 и Евро-4, весомо дороже тех, что заливают в моторы стандарта Евро-1 и Евро-2. Вторая. Эти двигатели уже либо выработали свой ресурс, либо близки к этому, то есть потребление ими моторного масла на угар велико. Третья. В результате применения современного моторного масла, изготовленного на полусинтетической и синтетической основах, происходитактивное вымывание накопленных за сотни тысяч километров смолистых отложений, что приводит к увеличению зазоров в сопряжениях и, в частности, увеличению ударных нагрузок в подшипниках скольжения, а также к засорению маслоприемника оторвавшимися сгустками смолы и кокса, а это может вызвать масляное голодание мотора. То есть получить реальную выгоду от перевода дизелей Евро-1 и Евро-2 на современные масла можно только при условии, что они капитально отремонтированы или находятся в отличном техническом состоянии.Условия экономии на моторном масле1. 2. Эксплуатируемая техника должна быть не на гарантии. Парк эксплуатируемой техники должен быть одномарочным. В идеале машины должны иметь приблизительно одинаковый пробег. Техника должна работать на одних и тех же маршрутах, желательно с одинаковой загрузкой. Идеальный вариант пассажирские перевозки. Заправка техники на АЗС крупных компаний, гарантирующих соответствие топлива заявленному экологическому классу. Подбор масла должен осуществляться производителем смазочных материалов, который имеет необходимую техническую базу для проведения лабораторных исследований проб масла. При смене парка, особенно при переходе на машины более высокого экологического класса, необходимо повторно проводить полный цикл исследования моторных масел и подбор оптимальных продуктов. Машины должны быть в технически исправном состоянии.3.4.5.6.7.24РЕЙС МАЙ 2010