40
41
42
43
44
46
48
49
50
51
автомобилиСАМОСВАЛЫВОКРУГ ТРУБЫНИКОЛАЙ МОРДОВЦЕВ заместитель главного редактора журнала «Рейс»Тяжелые полноприводные грузовики различных марок порой конструктивно схожи друг с другом, как братья-близнецы. Но про Tatra такого не скажешь. Более оригинального автомобиля не сыскать, при том что многим ее конструктивным решениям без малого сто летзовиков Tatra. Столь же масштабными, но почти через 20 лет стали лишь поставки немецких Magirus на БАМ. Всего с 1945 по 2009 годы СССР и затем Россия приобрели 91 600 автомобилей Tatra. У тех автомобилей, которые ныне поставляются в Россию, к маркировке модели Т-815 добавлено название Terr№1 (от английского terrain – «пересеченная местность»). То есть «первый на бездорожье». Не мудрено, что с такой репутацией и таким многообещающим названием Tatra востребована и в современной России, но по объемам производства, а также масштабам поставок ему далеко до тех, советскихПервые полноприводные грузовики Tatra111 6х6 пришли в Россию непрошенными гостями вместе с автобатами вермахта. После Победы Т111 уже трудились на объектах народного хозяйства СССР, а с середины 50-х годов Tatra138 и Tatra148 стали незаменимы на стройках Сибири. Там их по достоинству оценили в первую очередь газовики и нефтяники. Тогда полноприводным чешским тягачам и самосвалам грузоподъемностью 12-15 тонн, да еще и с надежным дизелем, просто не было отечественной альтернативы. Только в период с 1956 по 1977 годы в СССР было поставлено 25 тысяч гру-1Самосвалы Tatra815 Terr№1 6х6 наиболее распространены в России40 РЕЙС МАЙ 2010Главное отличие Tatra163 Jamal от Т815 – капотная компоновкавремен. Завод был рассчитан на выпуск 15 тысяч грузовиков в год, но в 2000-х годах делали по 1700-2500 автомобилей в год. Из них в РФ поставлялось 400-700 автомобилей. А 2009 год, естественно, оказался провальным – продали только 47 грузовиков. Вторым по значимости международным рынком после России стала Австралия – в основном туда поставляют шасси под местные надстройки. Но есть представительства Tatra в Индии и даже Китае. Семейство полноприводных грузовиков Tatra Т815 Terr№1 имеет полную массу одиночных автомобилей 19-46 тонн, а в составе автопоезда – от 42 до 103 тонн. Основное назначение: TATRA2543 6большегрузные самосвалы, седельные тягачи и шасси для различных спецнадстроек, которые ориентированы на эксплуатацию как на дорогах общего пользования, так и на бездорожье.ДвигательВопреки устоявшемуся мнению на Tatra могут применяться не только дизели-воздушники, попадаются и моторы с жидкостным охлаждением. Причем они были и до Второй мировой, но больше всего их стало после развала соцлагеря и переориентации Чехии на европейский и американский рынок. На Tatra Т815 Terr№1 еще в конце 90-х появились двигате-ли Detroit Diesel, Cummins, Caterpiller, Deutz, Renault мощностью от 350 до 830 лошадиных сил. Автомобили в такой комплектации можно заказать и российским перевозчикам, но все же основным мотором Tatra для нас остается дизель-воздушник модели Т3С-928. Те, кто знают прежние татровские моторы Т-924, Т-926 и Т928 первого поколения, увидят в этих дизелях много общего. Уже почти 70 лет неизменной сохраняется компоновочная схема V-образного дизеля воздушного охлаждения с тоннельным блоккартером (фактически это труба), отлитым из чугуна, в котором размещены только ко-1. В нижней части этой «струбцины» установлен сферический палец, а сухарь вкладывается в коренной лист рессоры. Таким образом фиксируется чулок качающейся полуоси относительно подвески 2. Крышка закрывает заднюю часть хребтовой трубы. Часто именно к ней крепят буксирное устройство для работы с прицепом 3. Рессоры устанавливают только в задней подвеске трехосников, спереди стоят продольные торсионы 4. Картер главной передачи унифицирован для всех осей 5. Такие кожухи защищают от повреждений резиновые чехлы полуосей 6. Крутящий момент в трубу заводят через одно- или двухступенчатую раздаточную коробкуМАЙ 2010 РЕЙС 41 автомобилиСАМОСВАЛЫСамые известные надстройки для Tatra: самосвал и экскаваторпланировщик UDS-114. Еще может быть седельный тягачУ Т163 Jamal мотор обслуживать удобнее, чем на Т815: не измажешьсяПривод генератора – двумя ремнями от шкива, установленного на распредвалеСверху развал блока прикрыт огромным теплообменником интеркулераленчатый и распределительный валы. Снаружи V-образно в два ряда установлены цилиндры с чугунным оребрением, каждый крепится четырьмя болтами. У цилиндров четыре ремонтных размера с шагом 0,5 миллиметра. Поменять кольца и даже поршень с цилиндром можно сверху, не залезая под машину и не снимая поддон.Вентилятор чуть меньше, чем на хорошей авиационной турбине42 РЕЙС МАЙ 2010Ни с одним другим дизелем тяжелого грузовика такой фокус не пройдет! В развале цилиндров установлен большой осевой многолопастной вентилятор с приводом от гидромуфты. Головки цилиндров алюминиевые, раздельные и, естественно, тоже с оребрением, но все еще двухклапанные. Сочетание конструктивных и технологических решений, примененная модульная схема позволяют делать моторы не только V8 и V10, но и V12. У чехов были и такие. Уже долгое время у Tatra сохраняется размерность поршневой группы: диаметр 120 мм, ныне ход поршня 140 миллиметров, а рабочий объем 12,67 литра. Примечательно, что еще во времена СССР некоторые дальновидные эксплуатационники старались ставить при ремонте на двигатель КАМАЗа поршневые кольца от Tatra. Ходили они гораздо лучше камазовских. Вообще у Tatra не только блок цилиндров замечательный (точнее, его отсутствие), схожий конструкцией с мотоциклетным или авиационным двигателем, у него не менее чудной коленвал. Он разборный, с коренными шейками, вращающими-ся на роликовых подшипниках, однако шатунные подшипники – традиционные вкладыши. Если мотор застучал, и шатунную шейку надрало так, что ее невозможно перешлифовать в самый последний из четырех ремонтных размеров, то дефектную деталь можно заменить новой. Для этого всего и надо – раскрутить десять болтов на соединительных фланцах. Это гораздо дешевле, чем менять вал целиком, но надо не забыть потом отбалансировать его. То, что мотор Tatra воздушного охлаждения, да еще с таким хитроумным коленвалом, позволило (или заставило?) применить особую систему смазки. Кроме привычного использования поддона картера как резервуара для моторного масла есть и система с «сухим» картером. Так делали на танковых, поршневых, авиационных и спортивных автомобильных двигателях: масляный насос с двумя секциями – нагнетающей и откачивающей. Нагнетающая подает масло под давлением к шатунным шейкам, опорам распредвала, осям коромысел. Коренным же шейкам коленвала могло вполне бы хватить масляных брызг TATRAТехнические характеристики Марка Tatra T163-390SKT 6x6 Tatra T815-280S84 8x8 Длина/ширина/высота 8480х2550х3420 8580х2550х3310 Полная масса, кг 40 000 41 000 Грузоподъемность, кг 25 000 25 000 14-16 16 Объем кузова, м3 Макс. скорость, км/ч 85 Двигатель/раб. объем, л T3C-928-90 Евро-3/ 12,67 Т3С-928-81 Евро-3/ 12,67 Мощность, л. с. при об/мин 408 при 1800 367 при 1800 Крутящий момент, 2100 при 1000 1850 при 1000 Н.м при об/мин Коробка передач 14-ступенчатая 10-ступенчатая Сцепление однодисковое, диаметром 430 мм Замедлитель заслонка на выпуске с одинарной главной передачей, c одинарной главной передачей, Ведущие мосты ступичными редукторами, блокировкой дифференциалов блокировкой дифференциалов Справа алюминиевый, толстый масляный радиатор Топливный бак, л Ходовая часть Цена, евро с НДС 320 подвеска: независимая, подвеска: независимая, спереди торсионная, сзади спереди и сзади рессорно рессорно-пневматическая; тор- пневматическая, тормоза барамоза барабанные с пневмопри- банные с пневмоприводом водом и ABS; шины: 12,00R24 и ABS; шины: 315/80R22,5 145 000 149 000Схожий мотор когда-то стоял на бамовских Magirus-DeutzУ вентилятора системы охлаждения есть свой воздухозаборник и жалюзиЦилиндр, поршень в сборе и палец можно поменять, не снимая поддонаи тумана, однако их тоже смазывают под давлением – через форсунки. Откачивающая секция насоса значительно превосходит по производительности нагнетательную: собрав масло в поддоне, направляет его в толстый масляный радиатор, установленный в развале блока. Отдав избыток тепла, масло попадает в резервуар, отстаивается там от пены, тоже дополнительно остывает, и оттуда его закачивает в двигатель нагнетающая секция. Масло фильтрует не только полнопоточный картонный фильтр, но и центрифуга. Интересно, что установленной в приводе вентилятора гидромуфтой теперь управляет электроника, сигналы, регулирующие производительность системы охлаждения, поступают с трех температурных датчиков. Но в случае неисправности вентилятор будет вращаться на максимальных оборотах и не даст мотору раскалиться. Рабочая температура татровского дизеля 120-140, предельная – 220 градусов. Высокая теплонапряженность требует особой формы поршней, юбки с тефлоновым покрытием (как на сковороде) и охлаждения днища поршня снизу струей масла.Чехи известны своей качественной и надежной топливной дизельной аппаратурой. Раньше на Tatra стояли механические ТНВД и форсунки производства компании MotorPAL. Казалось бы, как ни старайся, но выше уровня Евро-2 с механическим насосом не прыгнешь: надо переходить на электронноуправляемые системы… Однако, оптимизировав процесс сгорания, а также установив аппаратуру Bosch, двигателисты Tatra умудрились одолеть Евро-3, причем даже без электронных регуляторов, а Евро-4 осилили уже с впрыском водного раствора мочевины AdBlue. Удивительно! Ведь по этому пути почему-то не пошел ни один из членов европейской Большой семерки и наши «КАМАЗ» с ЯМЗ тоже. А то, что на самосвалах Tatra в управлении двигателем минимум электроники, для России неоспоримое достоинство. Турбина именитая – Holset, и тоже в самом простом исполнении, без регулируемого направляющего аппарата. Из-за того что у Tatra мотор-воздушник, с более высокой рабочей температурой, чем у двигателя с жидкостным охлаждением, чехам пришлось ставить тепло-обменник интеркулера сверху развала цилиндров и делать его не просто максимально возможной площади, но и очень толстым. Понятно, что иначе воздух будет поступать в цилиндры излишне горячим, и тогда по окислам азота не уложиться даже в Евро-1. Чехи норовят мерить мощность двигателей в киловаттах. Самая слабая настройка мотора Т3С-928 – 240 кВт/326 л. с. при 1800-1900 об/мин, следующая 270 кВт/367 л. с., еще есть 300 кВт/408 л. с. Диапазон крутящего момента от 1500 до 2100 Н.м при 1000 об/мин – очень неплохо для такого мотора. Видимо, предельная мощность для 13-литрового двигателя Tatra с двумя клапанами на цилиндр – 325кВт/442 лошадиных силы, но ее снимают несколько с другого двигателя – Т3D-928.ТрансмиссияЕсли вокруг трубы блок-картера у Tatra выстроен двигатель, то на трубу хребтовой рамы нанизан практически весь автомобиль. Она тянется практически от бампера и до последней поперечины надрамника. Часто именно к ней монтируютМАЙ 2010 РЕЙС 43 автомобилиСАМОСВАЛЫДругой такой экзотической конструкции, как на Tatra, не сыскатьЕдинственный карданный вал стоит между двигателем и коробкой передачУ нынешних Т163 Jamal в кабине сделали тоннель для лучшей вентиляцииРаздаточная коробка прикручена к фланцам хребтовой трубыПневмобаллоны King Frame излечили Tatra от врожденной косолапостиустройство для буксировки прицепа. Внутри трубы и на ней самой смонтирована практически вся трансмиссия, и здесь тоже применен модульный принцип. Труба поделена на части и собрана на фланцах с болтовым соединением. Примечательно, что на Tatra 6х6 лишь один-единственный карданный вал с двумя крестовинами. И на шестиосной Tatra 12х12 тоже один кардан! Он стоит между двигателем и коробкой передач, вращается с частотой коленвала. Стоит открутить его, демонтировать картер маховика, и можно добраться до сцепления! Все остальные приводные валы находятся внутри трубы и соединяются с агрегатами трансмиссии на шлицах. На пересечении трубы с каждой осью, внутри, установлены межколесные дифференциалы, причем они не конические, как обычно, а цилиндрические. Главная передача у каждого колеса своя, и оси вращения колес правого и левого бортов смещены относительно друг друга на 55 миллиметров. Но такая «кривобокость» в глаза не бросается, и о ней мало кто знает. Шестерни главной44 РЕЙС МАЙ 2010передачи конические, со спиральным зубом (их еще называют тарельчатыми), они установлены на качающихся полуосях и работают в паре с меньшей конической шестерней. Если поделить величину большего диаметра на меньший (или зубья шестерен), получится передаточное число главной передачи. Полуось находится внутри чулка (еще одна труба!), на который установлены конические роликовые подшипники и сама ступица. Никаких ШРУСов здесь нет, а подвижность обеспечивается поворотом по оси вращения конических тарельчатых шестерен. Сочленение между хребтовой трубой и чулком уплотнено резиновой гофрой. Ее еще называют «мехом». Это единственное уязвимое звено в трансмиссионной цепочке Tatra, хотя снизу «резинка» снабжена особой стальной защитой, закрепленной на хребтовой трубе. Если уплотнение порвано, через него вытекает масло, ведь хребтовая труба является еще и резервуаром. На каждый дифференциал и главную передачу требуется от 9,5 до 12,5 литров трансмиссионки. Однако заме-нить «мех» несложно: надо открутить два хомута и пять болтов по стыку. Интересно, что когда-то на Tatra «мех» делали из толстой свиной кожи, почти как кузнечный, оттого и родилось название. Конечно же, дифференциалы обязательно оснащены блокировкой, без них Tatra не обладала бы столь легендарной проходимостью. Дизель Tatra установлен выше хребтовой трубы, благодаря этому пробить поддон двигателя невозможно. Но ось вращения коленвала не совпадает с осью приводных валов, расположенных в трубе, где-то на 400-500 миллиметров. Немного компенсирует этот перепад высот кардан, но в большей степени – коробка передач особой конструкции, естественно, через нее же передается крутящий момент на валы. У 10-ступенчатой коробки – чугунный картер с плоскостью разъема по оси валов, которые установлены почти в три «этажа». Самый верхний – первичный, посередине – промежуточный (фактически это блок шестерен). На сдвинутом вбок нижнем, вторичном валу установлены автомобилиМнениеСАМОСВАЛЫАЛЕКСАНДР СТРЕЛКОВ главный инженер ЗАО «Мосстроймеханизация №5», «УМ-25», Москва – Наша организация занимается строительством и перевозками грунта, песка, щебня и строительного мусора. Автопарк довольно разнообразный: есть автобусы, КАМАЗы, ЗиЛы, из самосвалов – 26 Volvo и 21 Scania. Также находятся в эксплуатации 56 полноприводных самосвалов Tatra Т815 и Т815 Terr№1, среди них один Т163 Jamal. Машины разных летвыпуска, самая старая с 2002 года наездила 500 тысяч километров, самой молодой всего два года. Мы анализировали свой опыт эксплуатации и затраты, сравнивали по ряду параметров Volvo, Scania и Tatra. Tatra оказалась сопоставима со Scania, при этом очень ремонтопригодная, и запчасти к ней недорогие, а первые три года работает вообще без проблем. Особенность работы чешских самосвалов в карьерах: в татровской колее ходит только Tatra. Причем мы заметили, что подвескаТ815 Terr№1 King frame более лояльна к дороге, чем обычная на Tatra Т815, но машины предыдущего поколения, со ступеньками за колесом, из-за оптимальной развесовки обладают лучшей проходимостью. На мокрой скользкой трассе приходится дополнительно инструктировать водителей о возможном увеличении тормозного пути порожнего автомобиля. Это связано с уменьшением пятна контакта у грузовика, двигающегося на внешних колесах спарки. Однако мы заметили, что в этомслучае на пустой Tatra несколько уменьшается расход топлива, но увеличивается износ шин. Приходится чаще переставлять колеса. Масло в двигателе меняем через 15 тысяч километров – мы используем полусинтетику Ligui Moly с вязкостью 10W40, причем двигатели грузовиков с жидкостным охлаждением работают на другом масле. Средний расход топлива зимой 51 литр, но многое зависит от квалификации водителя, его стиля вождения и конкретного маршрута перевозок.Коробка передач с горизонтальным разъемом и валами в три «этажа»Приводные валы соединяются с ведущими мостами через такие шлицыУ Tatra нет единой поперечной тяги, а есть маятник и пара продольных тягшестерни постоянного зацепления, синхронизаторы и блокирующие муфты, которые обеспечивают включение четырех передач. Блокировки первичного и вторичного валов, как на обычных трехвальных коробках, и, соответственно, прямой передачи здесь нет. Момент обязательно идет с шестерни первичного на промежуточный вал и с него, опять-таки, через шестерни – на вторичный. На первичном валу есть своя пара шестерен, которая обеспечивает работу повышающего редуктора (фактически делителя). У него два положения – «H» и «L», то есть повышенная и пониженная ступени. Управление делителем электропневматическое – флажком на рычаге коробки, а сигнал к включению проходит при выжатом сцеплении. На вторичном валу, ближе к «выходу», установлена шестерня самой низкой передачи, ее обозначают буквой «С» (сrawl/сrawler – «ползти»). Там же смонтирована и шестерня заднего хода. Эти две передачи не синхронизированы. Получается в основной коробке пять передач и в делителе две: 5х2 =10. Но есть еще и 14-ступен46 РЕЙС МАЙ 2010чатая коробка (она примерно так же устроена, только без делителя), обеспечивающая семь передач. Диапазон передаточных чисел у коробок Tatra удивительно мал: от 7,65 на передаче «С» до 0,41 на высшей, при включенной повышающей. А ведь при трогании грузовика полной массой в 41 тонну надо все равно довести от коробки до ведущих мостов момент двигателя, увеличенный в 12-15 раз! Для этого и служит раздаточная коробка (ее называют дополнительной коробкой), которая агрегатирована с коробкой передач и закреплена на фланцах несущей трубы. Есть три варианта раздатки: одноступенчатая, двухступенчатая с возможностью переключения ступеней только на остановившемся автомобиле и наиболее современная двухступенчатая с переключением ступеней в движении. Ее передаточные числа: 2,91 и 2,33, а вовсе не 2,00 и 1,00, как обычно. В каждой РК установлен блокируемый межосевой дифференциал и предусмотрено отключение переднего ведущего моста или двух осей на автомобиле 8х8. Применение 10- или 14-ступенчатыхкоробок передач зависит от полной массы автомобиля, числа осей и крутящего момента, выдаваемого двигателем. В сочетании с двухступенчатой раздаткой в трансмиссии получается 20 или 28 передач! На более мощные машины ставят рассчитанную на момент до 2100 Н.м. 14-ступенчатую коробку. Для получения еще большего тягового усилия, а также возможности разгрузить от крутящего момента полуоси применяют и ступичные планетарные редукторы. Однако этим количество опций в трансмиссии не ограничивается – под заказ возможна поставка грузовиков с классической автоматической коробкой, оснащенной гидротрансформатором, которая еще больше увеличивает проходимость автомобиля и облегчают управление. Чехи умудрились пристроить на трубу Tatra шестиступенчатые автоматы Allison и Twin Disc.ХодоваяКакой бы жесткой на кручение и изгиб ни была центральная несущая труба Tatra, но без со- автомобилиСАМОСВАЛЫПо проходимости Tatra конкурирует с полноприводными «крокодилами»Сошка ГУРа спрятана между хребтовой трубой и надрамникомВ рулевом управлении, у кардана ГУРа, есть своя промежуточная опораМомент к управляемым колесам подводят через сдвоенные крестовиныНадо особо следить за состоянием «гофры» чулка качающихся полуосейответствующих кронштейнов, траверс закрепить на нее кабину, подвеску и различные надстройки, присущие грузовику, не получится. Вместе с тем чехи утверждают, что труба диаметром 270 и толщиной 19,5 мм обеспечивает от 50 до 70 процентов требуемой жесткости на кручение – остальное дает сварной надрамник. У самосвала он раздельный: свой для кабины и более прочный – для крепления кузова, с лонжеронами высотой 300 мм, полкой шириной 100 мм и листом толщиной 6 мм. В некоторых местах швеллер доварен до прямоугольной трубы – так получается жестче, а где-то в него вставлен еще один лонжерон – здесь у надрамника есть возможность упруго скручиваться. Опыт суровой эксплуатации в России грузовиков Tatra, причем нескольких поколений, показывает, что появление трещин в их надрамниках и центральной трубе – событие невероятное. В те времена, когда Tatra в СССР был чуть ли не единственным грузовикоминомаркой, его издалека узнавали даже дети. Второй такой машиной с врожденной «косолапостью» был только48 РЕЙС МАЙ 2010«Запорожец». Тому причина – независимая подвеска особой схемы. Колеса выравнивались только на груженом автомобиле. На трехосных Tatra передняя подвеска почти как у танка – на торсионах, только продольного расположения. Более простой, надежной, долговечной и легкой при ремонте конструкции не придумать. Кроме того, возможна корректировка жесткости просаженных торсионов изменением угла их «закрутки». А благодаря сочетанию огромной жесткости несущей трубы и независимой подвески грузовикам Tatra под силу такой трюк, как езда без одного переднего колеса. Дилеры почти всерьез говорят, что автомобилю запаска не нужна, или при шинах разной размерности достаточно одной. Задняя подвеска Tatra балансирная, на двух полуэллиптических рессорах, с 12-ю листами шириной 120 и толщиной 20 мм. Однако оси балансира и реактивных штанг нет – рессоры закреплены жестко, а все нагрузки воспринимают чулки полуосей и концы коренных листов. Для этого на каждом чулке существует свой сферический па-лец диаметром примерно 30 мм, а на листе – сухарь для него. Конечно, этот узел подвержен абразивному износу, но служит довольно долго, а изнашиваемые детали сменные. Точно так же, рессорной, сделана подвеска управляемых осей на четырехосниках. Недостаток схемы независимой подвески Tatra – повышенный износ шин и увеличенный тормозной путь на скользкой дороге порожней машины. Порожняя машина едет на наружных колесах, тяжелогруженая – на внутренних. Чехи это отлично знают и практически исправили «косолапость» установкой корректирующих пневмоподушек в подвеску в дополнение к рессорам или вообще обходятся без них. Такая схема получила название King frame, «frame» в английском языке означает «рама, дуга, скоба, струбцина». Диаметр пневмобаллона 370 миллиметров, давление около 10 кг/см2. Понятно, что пустая машина едет на рессорах или на размещенных внутри резиновых тороидов пружинах, но держать груженый автомобиль у них «сил» не хватает. И тогда в работу включа- TATRAМнениеАЛЕКСЕЙ ГУСАРОВ генеральный директор компании ООО «АТТ - КОМ», Москва – Наша компания существует с 1996 года, основная сфера деятельности – продажа грузовиков Tatra, агрегатов и запчастей к ним. С 2003 года мы являемся официальными дилерами Tatra. До кризиса продавали 200-300 новых автомобилей в год и 20-30 подержанных. Сейчас лидерами продаж становятся подержанные грузовики, причем в основной массе их продают российские перевозчики. Пробег автомобилей от 20 до 150 тысяч километров. В прошлые годы были наиболее востребованы полноприводные трехосные самосвалы грузоподъемностью 17, 20 и несколько реже 25 тонн. На 20-тонниках устанавливались двигатели мощностью 320-370 л. с. и 10-ступенчатые коробки передач. Кабины примерно в одинаковом исполнении, различались разве что небольшими изменениями в интерьере, наличием или отсутствием аудиоподготовки. Но чехи готовы выпускать автомобили под заказ с различными опциями, хотя делают основной упор на техническую начинку автомобиля. Существует особый, северный пакет Tatra, куда входят подогрев топливного фильтра-отстойника, теплоизоляция трубок, воздушный подогреватель двигателя и коробки. Кроме того, существуют электроподогреватели на 220 вольт, которые врезаются в масляный поддон двигателя и подогревают аккумуляторные батареи.У панели приборов интересный дизайн, но на редкость дешевая пластмассаЭлектроники на Tatra минимум, поэтому и особой надобности в дисплее нетУ Т163 Jamal к кабине Tatra Т815 пристроили стеклопластиковый капот …… однако вход в кабину Т163 и Т815 организован по-разномуются пневмобаллоны. Чтобы накачать в них воздух, устанавливают мощный двухцилиндровый компрессор вместо одноцилиндрового, как раньше. Независимая подвеска на Tatra вынуждает делать особый рулевой привод, без жесткой поперечной тяги, с «разрезной» трапецией. Продольная тяга размещена внутри надрамника – от ГУР (теперь он производства ZF) к двуплечему рычагу-коромыслу, расположенному сверху трубы, а от него наискосок идут две тяги к поворотным кулакам колес. Если автомобиль четы-Большой инструментальный ящик – достоинство любого грузовикарехосный, добавляются еще одна продольная тяга, коромысло и пара тяг для колес еще одной управляемой оси. Другая традиционная особенность чешских грузовиков – применение поршневых, а не диафрагменных камер в пневмоприводе тормозов. Конечно же, на задней тележке они оснащены пружинными энергоаккумуляторами. Разжимной механизм барабанных тормозов – клиновой, но, в отличие от нашего ЛиАЗ-5256 и тяжелых грузовиков Iveco, ходит довольно неплохо. Тормозная пневмоаппаратура производства Wabco, как почти на всех европейских грузовиках. Залог высокой проходимости автомобиля на бездорожье – большие колеса и шины с зубастым протектором, но самосвалу надо еще и груз возить. Поэтому на Tatra применяются шины нескольких вариантов. По-прежнему самым уважаемым размером авторезины среди российских перевозчиков остается 12,00-20, и чехи это учитывают. Но могут быть и шины 315/80R22,5, спаренные на задних осях, или даже 16,00R20 с одинарной оши-новкой. Возможно применение шин разного посадочного диаметра: спереди 14,00R20, а сзади 12,00R24.КабинаГлядя на экстерьер Tatra, просто не верится, что ее производитель – член Евросоюза. Кажется, что родом она из СССР, и сравнивать ее с кабинами самосвалов Большой семерки бессмысленно. По дизайну она вполне сопоставима с нашей камазовской, причем дорестайлинговой, а до кабины МАЗ-5440 ей вообще далеко. Изменений, произошедших с 1983 года – момента постановки на конвейер модели Т815, у Tatra Т815 Terr№1 совсем немного, и они рывка вперед не обеспечили. Даже Tatra Т163 Jamal (читать следует «ямал», а не «джамаль»), которую выпускают с 1999 года, имеет ту же самую кабину, только дополненную стеклопластиковым интегральным оперением, точнее, капотом со стальным каркасом. Этому есть простое объяснение: падение объемов производства более чем в шесть раз за время, прошедшее с 1991 года. ДенегМАЙ 2010 РЕЙС 49 автомобилиСАМОСВАЛЫКоленвал на роликовых подшипниках со сменными шатунными шейкамиЦилиндр чугунный, головка алюминиевая, а поршень с тефлоном на юбкеГлавная передача каждой оси состоит из двух таких комплектовЕще одна особенность конструкции – цилиндрический дифференциалСтупицы Tatra могут быть оборудованы и планетарными редукторамиОдноскатные сверхширокие шины на задних осях улучшают проходимостьна серьезную модернизацию «старой скворешни», применение оцинкованной стали, а тем более на абсолютно новую кабину у чехов нет. Тому подтверждение – установка на армейские грузовики Tatra Т810-АТS кабины Renault Midlum. В Чехии уже даже солдат не устраивает тот уровень комфорта, который предоставляет штатная кабина Tatra. Но в России она не очень-то отпугивает покупателей… То, что теперь у Tatra Т815 Terr№1 сдвинуты относительно передней оси на полметра вперед кабина и двигатель, позволило сделать вполне нормальные ступени. Раньше они находились за передним колесом, и забиратьсяTatra один из немногих грузовиков, которые поставляются в Россию с ЗИП50 РЕЙС МАЙ 2010в кабину приходилось как в тепловоз или в Renault Magnum. Однако опустить пол кабины хоть немного ниже 140 сантиметров не получается: свое берет хребтовая труба и высоко расположенный двигатель. Как и положено на вездеходе, на первую ступень впору запрыгивать – она расположена на высоте 60 см от земли. У Tatra Т163 Jamal и того больше – 67 сантиметров. Вторая ступень может находиться на расстоянии в 30 или 45 сантиметров от первой, а третьей может и не быть вовсе. Очень хорошее впечатление оставляют мягкие и четкие дверные замки, отличные уплотнители, добротно подогнанные двери. Рулевая колонка не просто с регулировками по высоте и углу наклона, а даже с пневмофиксатором. Его кнопка расположена над педалью сцепления. Но на другой Tatra у «баранки» регулировок вообще не оказалось. Так что внимательнее с опциями! Водительское кресло чешской фирмы C.I.E.B. с пневмоподвеской и широким набором регулировок показалось сделанным не хуже, чем у германской фирмы Grammer – признанного производителя сидений для коммерческого автотранспорта. Пассажирское сиденьевозможно в двух исполнениях: жестком, прикрученном к полу кабины, с регулировкой только по углу наклона или таком же, как у водителя. Между сиденьями возвышается огромный тоннель двигателя, высота этого пожирателя внутреннего пространства 60 сантиметров. Причем точно такой же тоннель находится и в кабине капотного Tatra Т163 Jamal! А ведь на «Ямалах» первых лет выпуска она была трехместной. Специалисты дилерского центра Tatra объясняют появление «горба» в кабине Т163 необходимостью обеспечить лучшее охлаждение двигателя (в открытом тоннеле создается хороший «сквозняк»), а также снизить шум от работы дизеля. Но, наверное, чехи решили еще и предельно унифицировать две кабины, уменьшить затраты на их производство. Внутренняя ширина кабины по обивкам дверей 220 см, длина от лобового стекла до задней стенки 130 см, высота от пола до потолка полтора метра. В таких габаритах находятся кабины практически всех грузовиков строительного назначения, вне зависимости от марки. Однако тщательностью отделки интерьера чехи похвастаться не могут, хотя голого желе- TATRAЦены на запасные части* Розничная цена, Наименование руб. с НДС Фильтр воздушный, 853+1050 элемент плюс вставка Фильтр масляный 170 Фильтр тонкой очистки топлива 93 Фильтр-патрон осушителя воздуха 870 Поршневые кольца (к-т на цилиндр) 830 Поршневая группа (к-т на цилиндр) 7611 Прокладка ГБЦ 390 Комплект вкладышей шатунных 380 (на шейку) Подшипник роликовый коренной 400 (на шейку) Распылитель форсунки 2450 Топливный насос MotorPal/Bosch 72 000/218 000 Головка блока цилиндров 25 000 Клапан впускной, 1 шт 678 Клапан выпускной 1 шт 786 Шейка коленвала 16 881 Клапан включения турбины 6000 Стартер 13 770 Гидромуфта привода вентилятора 19 531 Корзина сцепления 18 000 Ведомый диск сцепления 10 900 Выжимной подшипник 2300 Пневмогидроусилитель сцепления 12 400 Чехол защитный (мех) 1300 Торсион передней подвески 31 000 Хомут пружины рессоры 16 000 Рессора задняя 35 000 Тормозной блок Perrot в сборе 27 000 Комплект тормозных накладок на ось 2800 Лист рессоры 6900 Тормозной барабан 9500 Ремень генератора, 2 шт. 117 Задняя тормозная камера, 15 300 энергоаккумулятор Шланг тормозной, передний 220 Подшипники передней ступицы 13 800 (к-т на колесо) Подшипники задней ступицы 11 800 (к-т на колесо) Насос гидроусилителя руля 10 217 Рулевой механизм в сборе 48 000 Наконечник рулевой тяги 4400-4800 Чулок переднего моста 132 558 Амортизатор 6990 Сальники разные 60-2500 Шпилька колеса, задняя 390 Гайка колеса 191 Стекло лобовое 7000 Фара в сборе 6600 Стекло фары Фонарь задний 1250 Указатель поворотов (T163 Jamal) 1377 Полуось заднего моста 7200 * информация предоставлена ООО «АТТ-КОМ»Гофрированный резиновый «мех» крепится пятью болтами и двумя хомутамиСветотехника почти армейского уровня. Простая и надежнаяЗащита нужна, чтобы лишняя грязь не налипала на трубу. Поддон двигателя у Tatra находится гораздо выше, и его повреждение – невероятное событиеза, без всякой обшивки, в кабине Tatra Т815 Terr№1, в сравнении с обычным Т815, значительно поубавилось. Двери и задняя стенка укрыты обивкой, причем она может быть даже велюровой. Существует два вида панелей приборов. Первый – прямая, схожая с камазовской, отделанная мягким пластиком, но не очень хорошего качества. Второй – с современным «чайкообразным» изгибом, позволяющим «завернуть» панель вокруг водителя и пассажира. Однако здесь панель уже из жесткой пластмассы, качеством ниже уровня «ГАЗели», а комбинация приборов крепится шурупами. Зато сами приборы известной фирмы VDO, причем нет указателя температуры двигателя – говорят, что Tatra он не нужен. Контрольных лампочек – как в самолете или американском грузовике: 21, все карамельных расцветок, и еще семь гнезд пустуют. Над лобовым стеклом широкая полка, в которую вмонтирована магнитола Blaupunkt, кроме того, в ней есть приличного объема ящик для хранения различных мелочей. У Tatra особая печка, ведь от дизелявоздушника не возьмешь горячей воды или тосола, поэтому в радиаторе ото-пителя циркулирует масло. Благодаря тому, что его рабочая температура всегда выше 100 градусов, да и с теплообменником чехи не пожадничали, удержать руку у воздуховода ветрового стекла долго не получится. И это при трескучем морозе на улице. Не мудрено, что на Северах Tatra уважают еще и за печку, там даже пристраивают чтото подобное на «камазы-мазы». Но кроме этого мощного обогревателя, чтобы не жечь попусту солярку на стоянках, возможно оснащение кабины «сухой» автономкой. Если бороться с российскими холодами для инженеров Tatra – дело привычное, то с шумами не все так хорошо, как хотелось бы. Гула валов и лязга шестерен трансмиссии нет, аэродинамического завывания ветра не услышал, глушитель тоже тихий. Однако двигатель генерирует шум каждым чугунным ребром цилиндров, каждым роликом коренных подшипников и каждой лопастью «пропеллера». Когда мотор не прикрыт кабиной или капотом, кажется, что стоишь рядом с маленьким тепловозом. В кабине, конечно же, тише, но все равно уровень шума сопоставим разве что с грузовиками издалеких 70-80-х годов. А ведь немного уменьшить нагрузку на уши водителя можно просто лучшей «шумовкой» – на полу лежит только тонкая резина. Но с этой «бедой» справится любой ушлый шофер: и толстый войлок в районах Крайнего Севера не переводится, и пенополиэтилен в каждом хозяйственном магазине продается...ФОТО МИХАИЛА АХМАТОВАМАЙ 2010 РЕЙС 51