28
29
30
РЫНОКСобытиеІ(ДВС и электромотор), а также трансмиссии и систем, согласующих их работу, невозможно без существенного повышения цены. Именно поэтому современные гибриды – это в основном модели премиум-сегмента, чья целевая аудитория наименее чувствительна к высоким ценам. Дешевый массовый гибрид сделать практически невозможно, поэтому, чтобы повысить привлекательность гибридных автомобилей в глазах простых граждан, приходится искусственно занижать цены, как это делают Toyota и Honda. В нынешних экономических условиях большинство производителей не могут позволить себе идти по тому же пути, а следовательно остается один выход – сосредоточиться на каком-то одном типе привода. Потенциал ДВС хоть и не исчерпан до конца, но все же ограничен – его хватит максимум на 20–30 лет. Что же придет на смену? В компании Bosch полагают, что электромоторы. В технологическом плане это очень простые устройства, и наладить их массовый выпуск для нужд автомобильной промышленности не проблема. Другой вопрос – где брать для них электроэнергию? Современные технологии не позволяют запасти на борту электромобиля такой заряд, чтобы обеспечить ему запас хода, сопоставимый с тем,Bosch под напряжениемКрупнейший производитель автокомпонентов видит будущее отрасли в электрическом светеЗадачи развития литий-ионных батарей на пути к массовому производствуМасса* Цена* Срок службы минус 50% минус 33% плюс 50%* на кВт·чМеждународный брифинг для журналистов компания Bosch проводит уже в 59-й раз. Цель подобных мероприятий – подведение итогов, демонстрация технологических достижений и прогноз на завтра. Самое интересное – это, конечно же, прогнозы, но в случае компании Bosch, несмотря на ее колоссальный научноисследовательский потенциал, не стоит рассчитывать на фантастические сценарии, потому что практически вся работа Bosch носит прикладной, а не теоретический характер. Это значит, что львиная доля того, чем занимаются инженеры компании, в краткосрочной и среднесрочной перспективе попадает к рядовому потребителю, то есть должно быть адаптировано к серийному производству. Поэтому нет ничего№14удивительного, что за три часа выступлений первые лица Bosch ни слова не сказали, например, о двигателях на топливных элементах, которые многие ученые считают наиболее перспективной заменой традиционных ДВС. Но это задача даже не на завтра, а на послезавтра, тогда как сегодня необходимо что-то делать с насущной продукцией, адаптировать ее под новые экологические нормы и меняющиеся требования рынка.Движущая силаТрадиционные ДВС, работающие на бензине и дизельном топливе, в Bosch справедливо считают основным источником энергии для автомобилей на ближайшие 20 лет. Их по-тенциал еще далеко не исчерпан, и специалисты компании прогнозируют значительное улучшение их экологических и мощностных характеристик в ближайшие семь – десять лет (см. диаграммы). Рецепт: более активное использование турбонаддува, оптимизация процессов сгорания, переход на высокопроизводительную топливную аппаратуру и применение энергосберегающих систем, вроде рекуператоров торможения и start-stop. Рекуператоры и start-stop – это, кроме того, одни из ключевых компонентов гибридного привода, который специалисты Bosch называют промежуточным этапом на пути к электромобилю. Почему промежуточным? Да потому что использование в одном автомобиле двигателей двух типовчто дает ДВС. Сегодня среднестатистический запас хода легкового автомобиля с ДВС составляет 600 км, тогда как чтобы проехать на электромобиле всего 200 км, нужен литий-ионный аккумулятор емкостью минимум 35 кВт.ч, который при нынешнем уровне технологий весит 250 кг и стоит 17 000 евро – цифры для большинства потребителей совершенно неприемлемые. Именно поэтому все автопроизводители и крупные поставщики комплектующих тратят огромные средства на совершенствование аккумуляторов, чтобы довести их характеристики до более-менее приемлемых значений. Для этих целей Bosch совместно с компанией Samsung SDI организовал совместное предприятие SB LiMotive, которое в 2012 году должно начать28І июль–август 2009 І За рулем – Регион І Событиесерийное производство аккумуляторов емкостью 35 кВт.ч и стоимостью около 12 000 евро за штуку. Это попрежнему очень дорого, но в компании Bosch надеются, что стоимость удастся значительно снизить, если выпуск аккумуляторов будет массовым. Кроме того, резерв в совершенствовании литий-ионных элементов питания достаточно велик, и в долгосрочной перспективе можно ожидать существенных улучшений их потребительских характеристик, а именно снижения цены и массы, роста надежности и долговечности. позволяет надежно контролировать поведение автомобиля в самых сложных дорожных условиях. Но в то же время ESP находится на пороге нового идеологического скачка, ибо ее ждет полная интеграция с системами навигации, активным круизконтролем и выработка новых, еще более безопасных алгоритмов работы. Так, например, предполагается, что уже в следующем году система навигации научится предупреждать ESP и водителя о приближающемся опасном повороте визуальными и звуковыми сигналами, чтобы заблаговременно снизить скорость. При этом, конечно, степень вмешательства ESP в процесс управления можно будет по-прежнему регулировать, так что активные водители не потеряют возможность наслаждаться быстрой ездой в поворотах. Активный круиз-контроль, как считают специалисты Bosch, должен стать в будущем стандартным оборудованием для всех машин, поскольку это позволит в разы снизить количество мелких аварий на дорогах, когдаВсевидящее окоЕще одно важнейшее направление деятельности компании Bosch – это разработка систем активной безопасности и контроля управляемости автомобиля. С момента первого запуска на конвейер ESP в 1995 году проделана колоссальная работа, и современная девятая версия программы, по мнению инженеровиспытателей, близка к идеалу иЭкономичность дизельных двигателей разных поколенийСО2 г/км144 7.7 -30 % 6.0 5.0 4.0 3.0 5.4D0112 -45 %105 -49 %97 -53 %86D0 D1Прогресс по сравнению с бензиновыми двигателями поколения GO-58 %Система питания common rail, турбонаддув2,0 л340 H.м= D0л/100 кмПрогресс по сравнению с дизельными двигателями поколения DO-22 %-28 %-33 %-40 %D2+ оптимизация 1,6 л 344 H.м процессов сгорания + система start-stop + управление температурой + уменьшение размеров + NOx – нейтрализатор 1,6 л344 H.м= D1 = D2 = D34.2D13.9D23.6D33.2D3HD31,2 л + уменьш. числа цилиндров 340 H.м (4 -> 3 цилиндра) + гибрид батарея 1 кВт.ч электромотор 25 кВт 1,2 л340+140 H.мD3HГибридEuro 5 Euro 659Экономичность бензиновых двигателей разных поколенийСО2 г/км7.7 6.0 5.0 182 142 -22 % 130 -29 % 112G0Система впрыска топлива2,0 л200 H.м-39 %G1= G0+ непосредственный 1,4 л 210 H.м впрыск топлива + уменьшение размеров, start-stop + управление температурой + турбонаддув 1,1 л + уменьш. числа цилиндров 204 H.м (4 -> 3 цилиндра) + система регулировки хода клапанов + гибрид батарея 1 кВт.ч электромотор 25 кВт 1,2 л204+140 H.мл/100 км4.0 3.0 7.7G0G2= G1 = G26.0G15.5G24.7G2HG2HEuro 5Euro 6ГибридМасса автомобиля 140 кг, мощность 100 кВт поколение G0–G2: МКП поколение G2H: АКП РЫНОКСобытиеІИз первых устБернд Бор, руководитель направления автокомпонентов: «Что бы мы сегодня ни делали, электромобиль – не окончательное решение проблемы». Вернер Штрут, руководитель направления систем шасси: «За 20 лет затраты на производство ESP удалось снизить почти в 4 раза». Дирк Хохайзель, руководитель направления систем мультимедиа: «Системы навигации и системы контроля управляемости в конечном счете должны стать одним целым». Рольф Леонхард, руководитель направления систем дизельных двигателей: «Современные турбодизели ничуть не менее экономичны, чем бензиноэлектрические гибриды». Сандип Н, руководитель индийского подразделения: «Адаптация новейших технологий к массовым рынкам – одна из стратегических задач компании Bosch». Вольф-Хенниг Шайдер, руководитель направления систем бензиновых двигателей: «На сегодняшний день оснащать гибридными силовыми агрегатами целесообразно лишь модели премиум-сегмента». Йоахим Фетцер, руководитель предприятия SB Limotive: «В ближайшие три года эффективность автомобильных литий-йонных батарей вырастет на 30–40 процентов».водитель по невнимательности догоняет впереди идущий транспорт. Активный круиз-контроль всегда видит препятствие и способен дать сигнал к полной остановке автомобиля, чтобы избежать аварии. А кроме того, ESP (внимание!) перейдет в разряд систем пассивной безопасности и научится дотормаживать автомобиль уже после столкновения и срабатывания подушек безопасности, позволяя уменьшить риск повторных аварий с другими автомобилями и препятствиями. Добавьте к этому систему ночного видения, имитацию работы блокировок межколесных и межосе-вых дифференциалов, систему обмена информацией с другими участниками движения, систему слежения за линиями разметки и дорожными знаками, чтобы понять, что в будущем ни одно действие водителя не останется без внимания умной электроники.Вопросы на послезавтраИх много. Кто и за чей счет будет реформировать энергосистему планеты под нужды электромобилей? Как сократить колоссальный технологический и инфраструктурный разрывОснащение новых автомобилей1 системами активной безопасности в 2008 годуе овани года 2011 ное оборудей ь тября ил С сен обязател а59 томоб в х – ESP сех новы т для в ой до 4,5 массмежду прогрессивной Европой и странами третьего мира? Как электроника будет следить за разметкой и знаками в странах, где разметки и знаки занесены снегом, грязью, песком или просто отсутствуют? Наконец, что все-таки будет в перспективе приводить в движение автомобиль, если даже Бернд Бор – член правления Bosch – признает, что электромобиль – это не окончательное решение проблемы. Четких ответов на эти вопросы пока нет, но, очевидно, что сотрудников Bosch они волнуют не меньше, чем журналистов и конечных потребителей, иначе регулярных международных брифингов для прессы не проводилось бы. Андрей ЕЖОВ Фото автора и BoschСШАвание да орудо 014 гон ое об лей ь 59 бря 2 С ноя обязател автомоби х – ESP сех новы для вЕвропаИндия19% ABS89%Япония90%97% ABS 64% TC S 2 55% E S P351% ABS TC S 249% E S P31% TC S 21% E S P3ABS33% TC S 233% E S P3ие да борудован 014 го 59 ое о лей ьн аря 2 С янв обязател автомоби ABS – сех новых для вБразилия76%МирКорея69% 22% TC S 2Китай16% ABS1% TC S 21% E S P3ABS35% TC S 233% E S P319% E S P363% ABS8% TC S 27% E S P3ABS1Легковые автомобили и коммерческий транспорт массой до 6 т.2 TCS включает в себя ABS.3EPS включает в себя ABS и TCS.30№14І июль–август 2009 І За рулем – Регион