МОСКВААктуальноІ ДТПЛетнее обострениеЕще несколько недель назад российские СМИ пестрели гордыми заголовками о снижении смертности на отечественных дорогах. И в одночасье радостная статистика сменилась чередой страшных заголовков о ДТП...листа, Краснодарский край, Ленинградская область, Дагестан, Мурманск, Кабардино-Балкария, Ростовская область. В общей сложности катастрофы последних полутора недель июля унесли жизни более полусотни человек. После седьмого крупного ДТП с человеческими жертвами министр МВД Рашид Нургалиев созвал срочное совещание по вопросам резкого повышения аварийности, которое сам назвал «вакханалией на дорогах». А несколько дней спустя и участники Общественной палаты РФ экстренно собрались обсудить катастрофическую смертность в ДТП. жизни основную ставку делают именно на транспортировку пострадавших по воздуху, единственно спасительную в условиях чудовищных пробок в крупных городах. Рошаль также напомнил, что на разработку состава автомобильной аптечки было выделено аж 10 млн. рублей. Вопрос «и где?» попадает в разряд риторических. Рошаль предложил поступить радикально: ввести дополнительный экзамен по оказанию ПМП во всех автошколах и ограничить скорость движения пассажирского и грузового транспорта.Эцензирования и установки тахографов – это отдельная сложная тема, к освещению которой ГЗР вернется в будущем. В нашей стране принято сразу же обвинять во всех грехах ГИБДД, но Виктор Николаевич призвал не торопиться со «скоропостижными» обвинениями. Выбранное несколько лет назад направление деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения правильное, убежден Кирьянов.Дорожный тупикОльга Шамшина, помощник генпрокурора РФ, убеждена, что совместными усилиями ГИБДД и прокуратуры Своевременная удалось снизить тяжесть и количестпомощь во ДТП, а одной из причин огромного Начальник ДОБДД ГИБДД Виктор Ки- числа аварий называет неудовлетворьянов сообщил, что возлагает боль- рительное состояние российских дошие надежды на Федеральную про- рог. По озвученной ею статистике, грамму безопасности дорожного около 35% все происшествий – наездвижения, благодаря которой за че- ды на пешеходов, а в каждом пятом тыре прошедших года удалось сохра- таком случае причиной является ненить 4,5 тысячи человеческих жиз- исправность освещения, светофоров, разметки, отсутствие Организация движения переходов и повреждения дорожного потранспорта в России близка лотна. Также Ольга Геннадьевна выступик ситуации в Уганде и Нигерии ла за ускорение введения технических ней. Серьезной головной болью ста- регламентов и корректировку строиновится и невозможность отслежи- тельного законодательства и призвавать передвижения и режим труда ла членов Общественной палаты окаводителей большегрузного и пасса- зывать посильную помощь ГИБДД, жирского транспорта – где был, где и одиночных усилий которой по повысколько отдыхал. Напомним, что сей- шению безопасности дорог недостачас в условиях отсутствия лицензи- точно. рования, около 80% грузо- и пассажироперевозок находятся в тени, и Со школьной скамьи водители порой бесконтрольно выходят на несколько рейсов подряд, Лидер партии «Свобода выбора» Вяпрактически не отдыхая. А причиной чеслав Лысаков, представляющий 20% аварий становится усталость проект «Безопасные дороги», убежводителя за рулем. Но проблема ли- ден, что российские автотрассы недо№15брожелательны к автолюбителям. «Дорога должна помогать водителю, а у нас 37% федеральных и 24% местных дорог просто не удовлетворяют нормативам, и только 4% имеют полосность в 4 и более полос!». Лысаков поделился на слушаниях мнением, что водителей необходимо обучать со школьной скамьи, а то и с детского сада. Причем как частников, так и тех, кто управляет большегрузным и пассажирским транспортом. Вячеслав Иванович выступил за необходимость увеличения в рекламных блоках времени для показа социальной рекламы на федеральных каналах, ведь даже 30-секундный ролик может многое донести до сознания людей, а более половины «потребителей» такой рекламы способны изменить свой стиль вождения.Между Европой и АфрикойЕдва ли не с самыми резкими замечаниями по теме выступил научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин, считающий, что по транспортным рискам Россия отстает от Европы не в 2–3, а в 10 (!) раз, а российские меры по организации движения транспорта ближе к тем, что до сих пор применяются в Нигерии и Уганде. Основным тезисом речи Михаила Яковлевича стало предложение законодательно четко квалифицировать нарушения ПДД. Применять к неаккуратному вождению административную ответственность, а к опасному – уголовную. Блинкин убежден, что сами по себе дороги не убивают, а вождение – это не право, как полагают у нас, а привилегия (так считают в США). Ученый призвал членов палаты обратить внимание на то, что у нас существуют целые списки категорий граждан, которые имеют право нарушать ПДД. «Участники движения должны быть абсолютно равны. Исключение можно сделать только для президента, спешащего по государственным делам!» – убежден Блинкин. Итогом многочасовых ожесточенных прений между членами Общественной палаты стало создание рабочей группы, способной контролировать ситуацию с аварийностью на российских дорогах. А основной проблемой была признана сложность взаимодействия между структурами, так или иначе относящимися к делу повышения безопасности дорожного движения. И, как ни покажется странным, именно ГИБДД была признана тем органом, к которому меньше всего нареканий и которому больше всех удалось предпринять для снижения количества жертв в ДТП. Вероника ЕЛИНАНациональная катастрофаЛеонид Рошаль, главный детский хирург России, в своих оценках был резок, а в предложениях категоричен, считая, что смертность на дорогах приобрела масштабы национальной катастрофы. Леонид Михайлович указал на отсутствие у сотрудников ГИБДД навыков оказания первой медицинской помощи, необходимой для спасения жизни, на недостаточность количества светящихся элементов дорожных знаков, на низкую культуру участников дорожного движения, которую надо прививать с самого раннего возраста. Также врач напомнил о том печальном факте, что Россия одна в составе «большой восьмерки» не использует вертолеты для оказания экстренной медицинской помощи при авариях. Единственная вертолетная площадка есть у НИИ детской неотложной хирургии и травматологии, а при этом европейские коллеги наших врачей в деле спасения человеческой6І август 2009 І За рулем – Регион