МОСКВАГлас народаАкцияІКорреспондент ГЗР поговорил с водителями и выяснил, что они думают об этих «бонусных» топливных картах.Елена: – Если честно, пока вы мне не рассказали, я вообще не помнила об этих картах. Но сейчас что-то припоминаю. У меня малолитражки нет, но мне кажется, что это не такая уж плохая идея. Меня, правда, этим не заманишь, я люблю джипы. Игорь: – Да, мой сосед специально купил малолитражку для езды по городу. Бесплатная тысяча литров стала для него приятным сюрпризом. Хотя я бы такую машину сам не купил. У нас в офисе необходимо поддерживать определенный уровень. Я просто не могу приехать на такой малютке. Алексей: – Про топливные карты впервые от вас услышал. Интересная придумка. Халяву у нас в стране все любят. Только есть свои «но». Маленькая машина – это маленькая машина. Если нужно на дачу ездить, то покупать ее не будешь – мало вещей входит. Она хороша только как второй автомобиль. А позволить себе это может далеко не каждый. Олег: – Нужно раздавать топливные карты дальше. Только вместе с этим необходимо проводить грамотную рекламную кампанию. И менять психологию людей, ведь у нас некоторые удавятся, а на маленькую машину не пересядут. Хотя бы потому, что все остальные на работе ездят на больших. Тут одних экономических стимулов мало.Кому карта не леглаОб эксперименте не знают даже дилеры, не то что потенциальные автовладельцы…Вконце прошлого года московское правительство объявило о проведении эксперимента по стимулированию москвичей к использованию малолитражных автомобилей. Суть этой затеи заключалась в том, что при покупке небольшого авто, отвечающего определенным требованиям, водитель получал в качестве подарка от города карточку, позволяющую ему бесплатно заправляться на 24 тысячи рублей. Прошел почти год с момента начала эксперимента, и ГЗР решила узнать, что было сделано за это время и как повлияли действия властей на выбор горожан. Напомню, что по правилам акции топливные карты выдаются автовладельцам, купившим малолитражку с рабочим объемом двигателя не более 1,3 л, снаряженной массой не более 1 т, длиной, не превышающей 4 м, соответствующую экологическому классу Euro 3. Приобретение должно быть сделано в период с 1 октября 2008-го по 1 декабря 2009 года. Что же происходило в течение прошедшего года? Вначале, как это у нас бывает, все шло ни шатко, ни валко. В отделах ГИБДД не было карт, некоторые сотрудники не только не знали, что нужно делать и как оформлять, но и о самих топливных картах впервые услышали от автолюбителей, которые за ними приходили. Однако, правды ради, надо сказать, что за первые несколько недель все уладилось и вошло в рабочее русло. Официальные органы заявляют, что на данный момент выдано 2500 карт, а количество водителей, получивших «халявные» 24 тысячи, растет от месяца к месяцу. Если в феврале за ними обратилось 160 обладателейновых малолитражек, то в июле их получило уже 250 человек. Казалось бы, можно рапортовать об успехе. Машины продаются, топливные карты получаются, воздух становится чище, а угроза глобального потепления отступает. Или нет? За год в Москве продается порядка 200 тысяч новых автомобилей. Если все купившие малолитражки получают карты на бензин, то выходит, что доля таких автомобилей в общей массе 0,01%. Ничтожно мало, тут и говорить не о чем. Либо же автовладельцы, купившие малолитражки, почему-то не стали получать карты. Тоже ничего хорошего – это говорит о том, что либо они вообще не знали об эксперименте, либо они купили эти машины вовсе не из-за бесплатного бензина, а потому что маленькие автомобили дешевле или меньше, чем другой автотранспорт. То есть не потому, что их простимулировали, а потому, что они малолитражку и хотели. С какого конца ни подступи, результат не вдохновляет. То ли 24 тысячи – недостаточная сумма для того, чтобы соблазнить народ на покупку именно малолитражки, а не чего-нибудь еще, то ли население по большей части плевать хотело на все подобные акции московского правительства. Я позвонил в несколько крупных автоцентров, торгующих автомобилями, на которые распространяются условия эксперимента. Выяснилось, что с конца прошлого года продажи малолитражек остались примерно на том же уровне. Никакого скачка спроса не произошло. Вместе с тем всплыла еще одна интересная подробность. Далеко не все менеджеры по продажам знают вообще, что такое топливная карта.И вот это странно. Я могу понять казенное отношение к делу, как говорится: наше дело прокукарекать, а там хоть не рассветай. Но бизнесмены в условиях кризиса и падения продаж могли бы использовать эту карту как дополнительный рекламный ход. Странно торговать машинами, к которым бесплатно дают чуть ли не тысячу литров бензина, и даже не знать об этом… Хотели как лучше, а получилось как всегда. На мой взгляд, из этой, в общем-то, неплохой идеи можно было бы выжать и побольше. Налицо явный недостаток информирования населения. По большей части сообщения об этой программе прошли в автомобильной прессе и местных новостях год назад. Если же будущий владелец малолитражки пропустил эту информацию, то узнать ее ему почти негде. Если, конечно, не искать целенаправленно. Но чтобы что-то искать, нужно для начала знать, что ищешь. Олег АДАМОВИЧАвтомобили, на которые распространяется экспериментСеАЗ-11116 («Ока») BYD Flyer II BYD F0 Daewoo Matiz Citroen C3 (объемом 1,1 л) Chevrolet Aveo (объемом 1,2 л) Chevrolet Spark FIAT Panda (объемом 1,2 л) Ford Fiesta (объемом 1,25 л) Hafei Brio Hyundai Getz (объемом 1,3 л) KIA Picanto Nissan Micra (объемом 1,2 л) Peugeot 10774№19І октябрь 2009 І За рулем – Регион