14
15
16
АВТОPeugeot 107І ПроизводствоВидео на сайте www.zr.ruОперация «Кооперация»кам, и дело пошло. Японцы взяли на В чешском Колине PSA совместно с Toyota себя разработку автомобиля и оргапроизводят на одном конвейере трех низацию производства, а французы – подбор поставщиков и закупку ком«близнецов» – Peugeot 107, Citroen C1 плектующих. В феврале 2005 года и Toyota Aygo. Нам посчастливилось увидеть построенный всего за год завод начал производить автомобили. изнутри, как работает франко-японский Мы и они завод, и разузнать, чем отличаются французские взгляды на жизнь от японских – Японский подход к работе заметно отличается от нашего. Вначале пришлось ко всему привыкать, но теперь нам так работать даже нравится, – говорит Мильон-Руссо. – Завод компактный, я от своего рабочего стола могу дойти до самой дальней его точки всего за четыре минуты – это очень помогает скорости решения любой проблемы. Видите, у нас даже отдельных кабинетов нет, все, от руководителей до рядовых работников, сидят в одном зале. Оказалось, что так работать намного легче, любой вопрос решается намного быстрее, ведь все сотрудники у тебя перед глазами и с любым из них ты можешь пообщаться в любой момент. Опять же, и затрат на строительство и содержание помещений гораздо меньше. Японцы иначе решают проблемы. Они разделяют любую сложную задачу на простые и затем методично разбираются с ними. Идут вперед маленькими шагами, но каждый день. Мы же привыкли собраться с силами, затем совершить большой скачок. А потом опять долго собираться с силами. Хуже всего, когда совершаешь большой скачок, образно говоря,Вице-президент завода ТРСА Бернар Мильон-Руссо с удовольствием показывает развешенную на стенах «наглядную агитацию»: – Кризис нас практически не затронул. Мы выпускаем компактные недорогие автомобили, а спрос на них по-прежнему высок. Поэтому завод работает на полную мощность, выпуская 300 000 автомобилей ежегодно. Можно ли выпускать больше? Теоре-монт и обслуживание оборудования, чтобы затем оно неделю отработало без сбоев. Если этого не делать, станет появляться брак, начнутся остановки, и вместо роста производительности мы получим падение.Вначале было письмоВсе началось с письма президента PSA президенту Toyota, в котором французы предложили японцам совместно заняться выпусНужно перестать тешить себя ком компактных автомобилей в Европе. мечтами о «догоне и перегоне» Поскольку японскому концерну был интереи прочих «великих прорывах» сен европейский рынок, а «львы» очень хотели тически можно «прихватывать» одну поближе познакомиться с легендариз двух смен единственного выходно- ной Toуota Production System, систего в неделю, но только не часто, пото- мой бережливого производства му что в этот выходной проходят ре- Toyota, боссы в итоге ударили по ру-14№24І декабрь 2009 – январь 2010 І За рулем – Регион Peugeot 107Степень локализации производства – 71%. А 80% поставщиков находятся в радиусе 500 км. Моторы и коробки поступают с завода Toyota в соседней ПольшеІ ПроизводствоToyota взяла на себя разработку модели и организацию производства, концерн PSA – подбор поставщиков и организацию поставок комплектующих. Текущие расходы делятся пропорционально выпуску автомобилей: треть – Toyota, две трети – PSAне туда, все это дорого обходится. венно на сборку. Уровень локализаПостепенное движение оказывается ции производства очень высок – эффективнее. Судите сами, вот так, 71% комплектующих производится понемногу рационализиЛучше позвать специалистов руя производство, мы за три года снизили энергои учиться, учиться, учиться потребление на производство одного автомобиля с 1644 кВт.ч до 700, это у них методично, шаг за шагом больше чем вдвое. Экономия, или, если угодно, рачи- в Чехии. А бензиновые моторы и метельность, видна во всем. Складов с ханические коробки передач поставкомплектующими на заводе нет, ляются с завода Toyota в соседней есть стоянка для фур. Тягачи приво- Польше. 80% поставщиков находятзят прицепы с запчастями, оставля- ся в радиусе 500 км от завода – отют их на стоянке, забирают пустые и сюда и ритмичность, и низкий уроуезжают, не теряя на простой ни ми- вень затрат на производство. Это нуты. А в нужный момент прицеп повод для гордости как раз француподается прямо к воротам цеха, и зов, ведь поставщики – их зона отдетали выгружаются непосредст- ветственности. АВТОPeugeot 107І ПроизводствоУдивилНадпись на плакате: «Сегодня качество. Завтра успех»Три бригады работают в две 11-часовые смены. Через каждые 2 часа – 10-минутный перерыв, обед – 30 минут. Выходной – сутки в неделю, в это время проводятся ремонт и обслуживание оборудования. Рабочее время «выжато» до минутыСтепень унификации кузовов довольно высокая. По сути на машинах разных марок отличаются лишь капоты, крылья и бампераСекрета никакого нетМы побывали и на производстве, причем никаких секретов никто не делал: провезли по всему заводу, снимать позволили все что угодно, а ведь речь идет о самых передовых технологиях. А как же конкуренция? Вот мы сейчас все заснимем и как пойдем у себя штамповать надежные качественные недорогие автомобили! Мы, конечно, засняли и даже выложили на нашем сайте на всеобщее обозрение, но никто этого не боится. Всем понятно, что в одночасье по фотографиям и видео такое же производство не создать: нужно годами, шаг за шагом улучшать, улучшать, улучшать все вокруг. И в связи с этим ответ на вопрос, как сильно мы отстали в производстве автомобилей, может быть только один – навсегда. Нужно пере-стать тешить себя мыслями об уникальном нашем инженерном потенциале в области автомобилестроения, «догоне и перегоне» и прочих «великих прорывах». Нужно звать специалистов и учиться, учиться, учиться у них. Методично, шаг за шагом, каждый день. Леонид КЛИМАНОВИЧ Фото автора Основные характеристики Peugeot 107Мощность, л.с. при об/мин Момент, Н·м при об/мин Расход топлива, л/100 км город / трасса / средний Ширина / длина / высота, мм 5,5 / 3,9 / 4,5 3430 / 1630 / 1470адо было видеть ехидно-сочувствующие выражения лиц знакомых, когда они узнавали, на чем мы собрались ехать в Чехию. Да я и сам относился к предстоящему вояжу без особого энтузиазма, мол, что делать, работа есть работа. Но малыш Peugeot 107 приятно удивил. Оказалось, что передние сиденья, как водительское, так и пассажирское, достаточно комфортны и позволяют проехать 500–700 км, не чувствуя себя при этом человеком, совершающим подвиг. Сзади места поменьше и сиденья попроще, но ведь 107-й вовсе не предназначен для семейных путешествий. На шоссе машинка ведет себя удовлетворительно. Крейсерские 130 км/ч, разрешенные на европейских автострадах, она держит, оставляя под педалью даже небольшой запас, при этом не донимая пассажиров воем мотора или изнуряющим аэродинамическим шумом. Правда, в колеях ее болтает, а от порывов ветра или при разъезде с фурами ощутимо вздрагивает, но странно было бы ждать непоколебимости от малыша с короткой базой. Зато в городе наНэтом шустрике ездить одно удовольствие: юркий, компактный автомобильчик ловко шныряет по тесным переулкам, его очень просто пристроить на парковку, да и расход топлива в городе, оказывается, поменьше, чем у многих автомобилей на шоссе. У нас, кстати, средний расход топлива за весь пробег получился всего 5,5 л на 100 км (на машине с «роботом» – 5,6), при этом мы продирались и через заснеженный перевал в Судетах, и неслись по автострадам со скоростью 130–140 км/ч, то есть режим движения был не самым экономичным. Годится ли такая машина для России? Для городов с приличным асфальтом – вполне. Если же дороги разбиты, будет некомфортно – энергоемкость подвески у «львеныша» невелика. Да и не проживет она долго на ухабах. Так что к покупке этого приятного, довольно симпатичного и, как оказалось, комфортного автомобиля нужно подходить с оглядкой на дорожные условия. Хотя у меня от 107-го остались приятные впечатления. Есть в нем помимо всего еще и некое очарование.1.0 5МT68 при 6000 93 при 3600Peugeot 107цена – от 397 500 руб.16№24І декабрь 2009 – январь 2010 І За рулем – Регион