ОБОЗРЕВАТЕЛЬвести сти презентация ия репортажБитва за «ПРОХОРОВКУ»Владелец «Онэксима» В Михаил Прохоров умеМ е ет считать. Тем более под дозрительна озвученная и им экономика ё-проекта: и инвестиции порядка 150 млн евро с окупаем мостью через пять лет. Денис Орлов Что-то в расчетах не так. Может быть, кто-нибудь ввел его в заблуждение? Во всяком случае, новые проекты с таким стартовым капиталом не начинают. Например, для выпуска рестайлингового Focus нынешнего поколения компания Ford реализовала на заводе в городе Саарлуи инвестпрограмму стоимостью 300 млн евро. А окупаемость в течение пяти лет с учетом скромного объема производства воспринимается утопией. По привычке доверяя англоязычной информации больше, чем нашей, я отыскал предназначенную для иностранцев презентацию. Цитирую: «About 150 mln euro – before serial production launch». Четко и ясно: 150 миллионов before, т.е. до запуска в серию. Серия, даже в означенных объемах, может потребовать куда больших вложений. Готов ли Прохоров вкладываться дальше? Впрочем, возможно, он уже просчитывает вариант включения его проекта в какую-нибудь государственную программу стимулирования? Ну не бросит же его родное государство со столь прорывным проектом на гребне борьбы за «великую модернизацию»! А проект и впрямь прорывной! Ставка делается на новые решения: сверхкомпактный роторно-лопастной двигатель, планетарный редуктор с эксцентрикоциклоидальным зацеплением, передача управляющих сигналов к сервоприводам по силовым проводам, композитные материалы на основе базальтового волокна и т.п. Но если разработанное в 2007 году под руководством Виктора Становского эксцентрико-циклоидальное зацепление, обеспечивающее редукторам кпд, близкий к единице, уже применяется в силовых передачах БелАЗ-7555, то двигатель пока даже не встал на испытательный стенд. А вот технология передачи данных по линиям электропитания (MSP LIN), предложенная для управления приводами сидений и дверей ё-мобиля, с интересом воспринята на Западе. С правообладателем, саратовской фирмой «Финпром-ресурс», плотно работают компания Peugeot и ее поставщик Faurecia в рамках проекта «Автомобиль 2014 года».ё-мобиль =текст и фото: Илья Межибовскийё-техника + ё-бизнесВначале января публике показали прототипы гибридных ё-мобилей. Концептуальные купе-кроссовер, хэтчбек и фургон выставили в Москве на Тверском бульваре. По совокупности качеств – технической проработке и бизнесидее – ё-мобиль напоминает два других громких проекта. Это микроавтомобиль «Мишка», который в конце 90-х годов активно проталкивали «АСМ-Холдинг» и НАМИ, и «народный автомобиль» AVVA Бориса Березовского. В ё-мобиле роторно-лопастной двигатель (РЛД), объединенный через планетарку с генератором, станет вырабатывать ток для зарядки суперконденсаторов. От них питаются приводные электромоторы. РЛД можно заправлять бензином и природным газом. Тем не менее у роторно-лопастного двигателя есть недостатки, которые раньше не позволяли идти дальше опытных образцов. Конструкция самого ё-мобиля тоже экзотична. Его строят на базе крупномодульной платформы. На раме создатели собираются монтировать сделанные из легкого базальтового волокна кузова своих машин. Тележка может стать базой для городского автомобильчика, кросс-купе или, например, развозного фургона.Подобные попытки по строительству модульных автомобилей уже предпринимались в истории мирового автопрома. Например, мерседесовский проект Vario Research Car. Проблема в том, что такие идеи плохо поддаются технологической проработке и конвейерному производству. Несложно представить, насколько различны требования к настройкам шасси городской машины, молодежного купе или коммерческого грузовика. Фактически каждый раз создателям надо проектировать новую машину, проводить многомесячные тесты – ресурсные, климатические, испытания на комфорт и управляемость, на пассивную и активную безопасность, на шумность и электросовместимость и так далее. Как все это сделать с аппаратом на основе рамной конструкции? Впрочем, разработчики уже намекнули, что могут отказаться от идеи рамной машины и заняться созданием несущего кузова. Похвальное возвращениев русло прогресса. Но это означает пересмотр всего проекта! Отдельный вопрос – качественные материалы для каждой детали интерьера, их технологическая проработка и сборка. А пока концепт-кары щеголяют массой деталей от... Ford Focus. us us. s.6За рулем – Регион №01/январь – февраль/2011