56
57
58
60
61
ГА ЕТ А ГА З ЕЗТ ААВТОЛЮБИТЕЛЬретроMercedes-Benz W114Вариант 1970 года для американского рынка с соответствующей светотехникой и спидометром в милях прибыл в Россию из Калифорнии. Сухой климат сказался на сохранности кузова и лакокрасочного покрытия, оставшегося «родным». Для Москвы такое купе – редкость, известно всего два ходовых экземпляра W114. Это одна из последних моделей марки Mercedes-Benz, к созданию которой приложил руку французский дизайнер Поль Брак – можно увидеть такие характерные решения, как вертикальные фары, большую площадь остекления и отсутствие центральной стойки кузова.Вспомнить всеС 15 по 18 сентября в столичном выставочном центре «Крокус Экспо» прошла 18-я Олдтаймер-Галерея Ильи Сорокина, главным событием которой стала экспозиция самодельных автомобилей времен СССРтекст: Иван Баранцев, фото: авторэтот раз выставка побила все рекорды по количеству представленных экспонатов. Но не только количеством нынешняя галерея отличалась от предыдущих. Одной из основных тем стали самодельные машины, которые объединялись в экспозицию под названием «Они строили автомобиль». С середины ХХ века в СССР существовало то, чтоВсейчас можно было бы назвать альтернативным автомобилестроением, – движение создателей самодельных автомобилей. Кроме уцелевших до сегодняшнего дня машин, можно было увидеть фотографии со смо-1886 года и автомобиля ЯковлевФрезе 1896 года. И тот, и другой экспонаты являются репликами. Первенец Карла Бенца сегодня растиражирован в десятках копий, а оригинал хранится в Мюнхен-САМОЕ ГЛАВНОЕ НА ЭТОЙ ВЫСТАВКЕ – УНИКАЛЬНЕЙШИЕ АВТОМОБИЛИ. МНОГИЕ ПОКАЗЫВАЛИ ВПЕРВЫЕтров самоделок, журнальные статьи, призы и кубки, чертежи и схемы, а также кинохронику движения. Другим главным событием стали два юбилея – 125-летие MercedesBenz и 115-летие первого российского автомобиля. Обе памятные даты отметили демонстрацией виновников торжества: трехколесного Benz Patent-Мotorwagen ском техническом музее. Первый российский автомобиль не сохранился вовсе, поэтому его пришлось воссоздавать заново. Впервые выставка предоставила огромную площадь для автомобильных клубов. Атмосфера здесь царила самая непринужденная. И, конечно же, самое главное на выставке – это уникальнейшие автомобили. Многие из них демонстрировались впервые, что-то показывали раньше в процессе работы. Вот лишь самые интересные из них.56 За рулем – Регион №18/октябрь/2011 Benz Patent-МotorwagenКомпания Mercedes-Benz отмечает в этом году свое 125-летие, связав юбилейную дату с изобретением самого автомобиля. Тут стоит оговориться, что под «автомобилем» подразумевается транспортное средство, приводимое в движение двигателем внутреннего сгорания – паромобили и столь популярные ныне электромобили были запатентованы намного раньше. А в 1886 году Карл Бенц запатентовал аппарат с ДВС. Силовой агрегат этого «моторвагена» объемом 0,954 литра развивал 2/3 лошадиной силы и разгонял его до 16 км/ч. Бенц не стал конструировать рулевое управление для двух передних колес, ограничившись одним, которое поворачивалось посредством рычага с зубцами и рулевого вала с шестерней. Рессоры стояли только на задних колесах, а переднее обходилось обычной велосипедной вилкой. Свой первый автомобиль Бенц построил с единственной целью – доказать работоспособность изобретения. За первым последовали еще два «моторвагена», потом небольшая партия из двух десятков автомобилей, а в 1893 году Бенц запатентовал рулевое управление для двух колес и начал серийное производство моделей Velo и Victoria.Ford TimkenВ 1920-х стала популярной концепция трехосных автомобилей повышенной проходимости с колесной формулой 6х4. Советский Союз закупал такие машины за границей. В США была приобретена партия трехосных Ford Timken грузоподъемностью две тонны на базе стандартного Ford-AA. В 1931 году их сборку наладилина нижегородском заводе «Гудок Октября». Два года спустя «Тимкены» отправились в пробег Москва − Каракум − Москва. Там, где двухоски застревали, трехосные машины двигались вперед: шесть колес значительно уменьшали удельное давление на грунт. На выставке был представлен участник пробега под №12.«Панголина» и «Сатана»Эти машины долго не сходили со страниц журналов «Моделист-конструктор» и «Техника − молодежи». Ими гордились создатели, восхищались читатели, многие хотели сотворить нечто подобное. «Панголина» появилась в 1983 году в городе Ухта и стала одним из самых ярких, оригинальных и знаменитых самодельных автомобилей тех лет. Проект почти европейского уровня: для доступа в салон служила поднимавшаяся с помощью электропривода интегральная часть кузова, включавшая ветровое и боковые стекла, сектор крыши и боковин, а система головного освещения состояла из трех блоков выдвигающихся фар. Колеса – на литых дисках! И все это на агрегатах «Жигулей»! «Сатана» создавалась на агрегатах ГАЗ-24 и разгонялась до неслыханной для тех лет скорости 200 км/ч, которую не мог развить ни один советский серийный автомобиль!№01/январь – февраль/2011 За рулем – Регион57 ГА ЕТ А ГА З ЕЗТ ААВТОЛЮБИТЕЛЬретроSteyr 1500A и Horch 901Коллекционер и реставратор Вячеслав Лен на каждой выставке демонстрирует «новинки». На этот раз таковыми стали немецкие армейские вездеходы Steyr 1500A и Horch 901. Первый был разработан Фердинандом Порше, использовавшим V8 с воздушным охлаждением. Выпуск был налажен на заводах Steyr в 1941 году, через пару лет к производству подключилась фирма Auto Union. Показанный на выставке экземпляр выпустили в 1944-м – это поздний вариант с упрощенным кузовом. Вездеход Horch 901 – уже не первый подобный экземпляр, отреставрированный компанией «Коллекционные автомобили» В. Лена.Яковлев-ФрезеПервый российский автомобиль не сохранился до нашего времени, к 100-летию его появления на свет реставраторы из музея газеты «АвтоРевю» изготовили максимально приближенную копию. Труд оказался не из легких – чертежи автомобиля не уцелели, их воссоздавали по одной фотографии, сделанной летом 1896 года на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде. Марка, в общем-то, условна – автомобиль принято называть именами создателей: экипажного фабриканта Петра Александровича Фрезе и владельца «СанктПетербургского завода газовых и керосиновых двигателей» Евгения Александровича Яковлева. Прототипами они выбрали конструкции Бенца – Velo и Victoria, однако автомобиль Яковлева и Фрезе отличался оригинальным рулевым управлением, у которого колеса поворачивались вместе с рессорами.«Труд»В этом автомобиле самодельное практически все – трехцилиндровый двигатель с двумя свечами на цилиндр, рычажные независимые подвески, выколоченный из стальных листов кузов… Особое внимание было уделено тщательности и проработке деталей в отделке и интерьере – даже дверные ручки изготовлены по авторским эскизам. В результате такого подхода получился совершенно оригинальный автомобиль, дошедший до нас в первозданном виде. А дебютный «Труд» был показан в 1966 году на самом первом «Празднике автомобилиста» в Москве.КДПервый в стране самодельный автомобиль, построенный целой серией примерно из шести машин. Кузов купе 2+2, выполненный по дизайн-проекту Эдуарда Молчанова, делался из стеклорогожи, пропитанной полиэфирной смолой, и монтировался на металлической раме. Плюс к этому он еще и содержал в себе трубчатый пространственный каркас. Агрегаты от ЗАЗ-965А. Воздушник в 30 л.с. позволял купе разогнаться до 120 км/ч. На выставке присутствовало три экземпляра из этой серии, появившейся в 1969 году. Рядом с ними демонстрировалась и сама матрица – кузовная оснастка, по которой выклеивалась вся серия.58 За рулем – Регион №18/октябрь/2011 ГА ЕТ А ГА З ЕЗТ ААВТОЛЮБИТЕЛЬретроDarracqКто сейчас помнит эту марку? А между тем француз Александр Даррак начал заниматься производством автомобилей в конце XIX века. Вскоре он сумел открыть отделения в Великобритании, Италии и Испании. Кроме этого, Даррак в сотрудничестве с Опелем выпускал автомобили Opel Darracq, его итальянский филиал получил название Anonima Lombarda Fabbrica Automobili или сокращенно A.L.F.A., и после эта аббревиатура стала частью марки Аlfa Romeo. Один из сохранившихся до наших дней автомобилей этой марки и был представлен на нынешней выставке – великолепно отреставрированный дубль-фаэтон 1907 года выпуска, экспонат столичного музея «Автовилль».Mercedes-Benz 320 cabriolet AОдин из самых красивых довоенных кабриолетов уже был однажды участником Олдтаймер-Галереи в 2006 году и на этот раз всего лишь напомнил о себе. Двухдверный кузов, низкая рамка ветрового стекла, две запаски сзади и спицованные колеса – весь облик автомобиля говорит о его владельце как о большом пижоне и любителе скорости. Увы, вариант cabriolet A был мелкосерийным, а количество сохранившихся экземпляров ничтожно мало. Подобное положение дел вызвало к жизни множество реплик, заполонивших европейский рынок олдтаймеров. Но один из лучших 320-х находится в нашей стране – представленный на выставке кабриолет был обнаружен в Афганистане, а затем отреставрирован в Латвии для одного из российских коллекционеров.«Гепард»Вторая после КД серия однотипных самодельных автомобилей, которая изготавливалась в Ярославле на протяжении нескольких лет. В основу опять легли узлы и агрегаты от «Запорожцев», но кузов на этот раз задумывался как двухдверный спортседан. Его конструкция выполнялась по полунесущей схеме с подрамниками, интегрированными в силовую структуру стеклопластикового корпуса. Примечательно, что один из «Гепардов» временно оснащался двигателем от рефрижераторной установки Skoda. Спустя сорок лет на выставку приехало четыре уцелевших экземпляра.60 За рулем – Регион №18/октябрь/2011 «Катам»Название расшифровывается как КАТер-АвтоМобиль. Амфибия является скорее катером, способным передвигаться по суше в результате установки автомобильного шасси. Корпус «Катама» его автор – инженер Юрий Чумичев – изготовил по технологии, принятой для постройки катеров: деревянный каркас, обшитый пропитанной водостойкими материалами фанерой. Форму корпуса амфибии он отрабатывал, испытывая на воде масштабную модель, а весь процесс испытаний был задокументирован в лучших традициях конструкторских отчетов с чертежами, схемами и графиками. Двухцилиндровый двигатель и узлы подвесок задних колес – от мотоцикла «Ява-350». Четырехступенчатая коробка передач и раздаточная коробка передавали крутящий момент на колеса или гребной винт. Амфибия была оборудована и зарегистрирована как маломерное судно. Успех «Катама» превзошел все ожидания. После первой публикации в журнале «Моделист-конструктор» Юрия Чумичева забросали письмами многие желающие создать нечто подобное – так в движении самодеятельных конструкторов автомобилей было положено начало созданию амфибий.ГАЗ-61-73 и ЗИС-42«Мастерская Евгения Шаманского» представила сразу три уникальных советских вездехода конца 30-х годов – полугусеничные грузовики ЗИС-33 и ЗИС-42, а также полноприводный легковой ГАЗ-61-73. Именно на этом внедорожнике во время войны ездил маршал Иван Степанович Конев. Сейчас машина находится в процессе реставрации, окончание которой планируется к весне 2012 года. В таком же виде демонстрировался на прошлой выставке и ЗИС-42, который на этот раз предстал перед посетителями в готовом виде.«Звездочка»Малолитражка, созданная в 1971 году, очень напоминает британский Mini. Существовавший между СССР и Западом «железный занавес» делал практически невозможным честное приобретение автомобиля зарубежного производства. Оставалось только сделать себе Mini самому. Имя автора неизвестно, но советский «мистер Бин» подошел к процессу создания машинки с британской прижимистостью. Автомобиль сделан из частей кузова санитарного универсала Skoda, двигатель – от мотоцикла «Урал», шасси – от мотоколяски С3Д. Компоновка несет в себе принципы, заложенные Алеком Иссигонисом: маленькие колеса по углам, миниатюрный капот и высокий объемный салон.на правах рекламы№16/сентябрь/2011 За рулем – Регион61