КОНКУРСОТВЕТ НА ЗАДАЧУ ИЗ № 12ИЗ МНОЖЕСТВА ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ НАИБОЛЕЕ ТОЧНЫЙ ДАЛ СЕРГЕЙ МАНЖИЕВ ИЗ НАЛЬЧИКА, КОТОРЫЙ ПОЛУЧАЕТ ОТ BMW MOTORRAD УПАКОВКУ ФИРМЕННОГО АНТИФРИЗА И БРЕНДИРОВАННУЮ БЕЙСБОЛКУ.МЕНЯТЬ ИЛИ НЕ МЕНЯТЬ?Напомним о проблеме, с которой столкнулся владелец Honda CBR900RR: в расширительном бачке постоянно закипает антифриз. Промывка радиатора и замена антифриза ничего на дала. Термостат в порядке. Знакомый механик посоветовал поменять прокладку ГБЦ. Но работа сложная и дорогая. Не ошибся ли механик? Версий читатели выдвинули множество – от микротрещин в головке блока до аномально жаркого лета. Впрочем, большинство сразу пошло по верному пути. Начнем с того что, как справедливо заметил Cергей Манжиев, «проблема, скорее, не в головке цилиндров, а в голове механика, так как антифриз не может закипать в расширительном бачке! Он туда выдавливается из радиатора, а закипает он в рубашке охлаждения двигателя». Действительно, нагрев, циркуляция и кипение происходят в рубашке, радиаторе, шлангах, но они непрозрачны. Зато в расширительном бачке процесс отлично виден. Как же понять, отчего кипит? Дмитрий Бережной поясняет: «Если бы пробило прокладку между блоком и ГБЦ, жидкость, скорее всего, не кипела, а просто прорывались выхлопные газы». Попробуй-ка, отличи одно от другого! Хотя, если механик опытный… Евгений Мельников советует принюхаться: «Если в бачке пахнет выхлопными газами, значит 100% виновата прокладка ГБЦ». Сергей Филиппов предлагает понаблюдать за бачком при работе мотора: если пробита прокладка, то уровень жидкости поднимется выше обычного и пузырьки воздуха участятся при увеличении оборотов двигателя. Ему вторит Александр Барышков: «Если бы действительно была пробита прокладка, то «кипело бы» сильнее, когда добавляешь газу, и на антифризе была бы масляная пленка». Максим Малиновский: «Антифриз будет проникать в камеры сгорания и (или) картер двигателя через пробой в прокладке. В этом случае из выхлопной трубы будет идти белый дым (водяной пар) с характерным запахом этиленгликоля. А масло в двигателе станет эмульсией из масла и воды (чаще всего цвета кофе с молоком). Эта же эмульсия хорошо видна на крышке горловины для заливки масла». Alexander Bel предлагает воспользоваться прибором для обнаружения окиси углерода в охлаждающей жидкости и прибором для обнаружения утечек через цилиндро-поршневую группу. А вот Андрей Нусс предлагает обойтись манометром: «Необходимо отсоединить радиатор, заглушить патрубки пробками и создать в системе охлаждения давление (например компрессором) около 2–2,5 атм. Если есть пробой, давление будет падать (наблюдать по манометру) довольно быстро, и появится характерное шипение в районе пробоя или трещины. Такой способ незаменим, когда в системе смазки оказывается охлаждающая жидкость, а обследовать рубашку охлаждения на герметичность без спецоборудования невозможно – и на помощь приходит «надувательство». Но большинство читателей обоснованно отодвинули версию прокладки ГБЦ на второй план. Сергей Манжиев вообще посоветовал «начинать не с ГБЦ, а с выбора грамотного сервиса». Опытные механики обычно не торопятся и, прежде всего, стараются исключить самые простые причины. Справедливо замечает Павел Шоренков: «герметичность системы проверить проще, чем снимать ГБЦ, целесообразно с этого и начать, потому как причиной проблемы может оказаться пробка радиатора, стоящая в разы дешевле прокладок и работы мастера». Олег Василевич: «если закипает охлаждающая жидкость в расширительном бачке, а наиболее частые неисправности (забит радиатор/заклинен термостат) не подтверждаются, то наиболее вероятна разгерметизация системы охлаждения. Ввиду того что о подтеках охлаждающей жидкости не говорилось, то, скорее всего, причина в крышке бачка или иной заглушке системы охлаждения, в которой установлен предохранительный клапан – не исключено, что он «завис» в открытом состоянии». Кирилл Сукачёв предлагает «вспомнить школьный курс физики: при изменении давления изменяется температура кипения жидкости, в частности при понижении давления она снижается. Чтобы охлаждающая жидкость не закипела, предусмотрен паровоздушный клапан, который обычно встроен в крышку радиатора или расширительного бачка. Клапан регулирует давление в системе охлаждения, то есть при разрежении в системе клапан открывается, и в расширительный бачок поступает воздух; если же давление избыточное, он открывается, чтобы его стравить». Вывод: «надо заменить крышку радиатора, а может, просто закрыть ее до конца». «Диагностика весьма проста, и осуществима даже в полевых условиях, – пишет Олег Василевич. – Прогрев двигатель до рабочей температуры и остановив его, очень аккуратно открываем пробку расширительного бачка и слушаем: если не слышно резкого шипения пара, проблема – в разгерметизации системы». Расширительный бачок сообщается с атмосферой, и давления там нет, а вот пытаться открыть крышку радиатора не стоит: «гейзер» мгновенно вскипевшей ОЖ может наказать «диагноста». CергейМанжиев подсказывает, что давление «можно проверить, поставив манометр на заливную пробку, разобрав старую и припаяв к ней нужную гайку». А Дмитрий Бережной сообщает, что по мануалу для CBR оно составляет 1,1–1,4 кгс/см2». В заключении приведем алгоритм поиска неисправностей системы охлаждения, который прислал Alexander Bel. Итак, что нужно проверить? 1. Уровень охлаждающей жидкости в радиаторе (когда мотор холодный!) и расширительном бачке. 2. Не забиты ли соты радиатора (грязью, пухом). 3. Датчик включения вентилятора (температуры включения и выключения). 4. Исправность вентилятора. 5. Исправность водяного насоса. 6. Температуру начала открытия и полного открытия термостата, а также ход клапана. 7. Предохранительный клапан в крышке радиатора. 8. Цвет свечей зажигания (разницу по цилиндрам); идеально чистые свечи также свидетельствуют о том, что пробита прокладка ГБЦ. 9. Герметичность системы охлаждения. 10. Рубашку охлаждения на наличие трещин и деформаций, прокладку ГБЦ. 11. Обратить внимание на цвет выхлопных газов при запуске холодного двигателя (белый густой дым – пробита прокладка ГБЦ).ВНИМАНИЕ, КОНКУРС!Мы продолжаем конкурс на призы компании BMW, начатый в «Мото» № 5–2010. Ваши ответы на задачи из разных областей техники послужат школой для всех.11. КАК ИЗ ПРАЩИНа мотоцикле начал ездить недавно. И заметил удивительную вещь: в повороте мотор как будто лучше тянет – кажется, что мотоцикл на дуге разгоняется заметно быстрее, чем по прямой. Неужели наклон так сказывается на работе карбюратора?Ответы с пометкой «Задача» присылайте на почтовый или электронный адрес редакции (см. с. 4) до 15 апреля 2011 года. Не забудьте указать удобный для вас способ быстрой связи.март 2011 moto.zr.ru77