70
71
72
73
74
75
76
77
Туристические эндуро – класс мототехники,которому при рождении пророчили быструюи бесславную смерть, – живут, процветаюти ежегодно радуют нас интересными новинками.Хотя с каждым сезоном в них все больше«туристического» и все меньше «эндуро»…текст Александра ВОРОНЦОВА, фото из архива редакции70moto-magazine.ru январь 2013070-077 turenduro.indd 7012/7/12 12:00 AM ‣ ТУРЭНДУРО И КРОССОВЕРЫ2013 с.70,SNUS RUNNER 180 с.78, GILERA SATURNO с.82январь 2013 moto-magazine.ru070-077 turenduro.indd 717112/7/12 12:00 AM ЖЕЛЕЗНЫЙ МАРШТУРЭНДУРО И КРОССОВЕРЫ2013одоначальник, бестселлер и икона жанра – BMWR1200GS – только что пережил тотальное обновление. Баварские инженерыблестяще решили непростуюзадачу: потрафить и приверженцам бренда, и тем, кто сторонился продукции BMW из-за ее традиционных, хм, странностей.Если мы расположим всех соперников большого «гуся» нашкале «асфальт-бездорожье», тоближе всех к истинным эндурнымценностям окажется, конечно,KTM. Компания представила новое поколение своего Adventureодновременно с баварцами на вы-ставке в Кельне (см. «Мото» №112012). Причем если немцы экстремальную версию прибереглидо тех времен, когда схлынет валзаказов на базовую, то австрийцысразу показали оба варианта –стандартный и Adventure R.У третьей новинки сезона –Aprilia Caponord 1200 – на редкость богатый генезис. Впервыемотоцикл с таким названием дебютировал еще 12 лет назад –но с современной моделью он неимеет практически ничего общего. В прямых предках нынешнегодебютанта ходит мотард Dorsoduro 1200, которому уже два годаот роду. Но за это время он таки не обрел армию поклонников:для прошивателя городских пробок он избыточен по всем параметрам, для дальнобоя – недостаточно экипирован. Видимо,маркетологи концерна Piaggioслишком уж соригинальничали:ведь обычно популярный эндуропредшествует нишевому мотарду,а не наоборот.Два цилиндра, 1200 см³ рабочего объема, два верхних распредвала и четыре клапанав каждой головке, жидкостноеохлаждение, впрыск топлива,управление дроссельными заслонками по проводам – этиценности исповедуют всеучастники нашего трио.Но дьявол – в деталях,а здесь не просто детали, а совершенно разный подход к компоновке силовогоагрегата. BMW312НОВИНКПРЕДСТА И 2013 ГОДАВСПЕКТР ЛЯЮТ ПОЛНЫЙВОЗМОЖНОССЕРЬЕЗНЫЙ ЭНДУ ТЕЙ:РОKTM ADУНИВЕРС VENTURE,АR1200GS ЛЬНЫЙ BMW, ПAPRILIA C АРКЕТНАЯAPONORD.472moto-magazine.ru январь 2013070-077 turenduro.indd 7212/7/12 1:42 PM продолжает совершенствоватьоппозитную схему – фактическиперед нами шестое (всего!) поколение моторов, зародившихся90 лет назад. Причем объявитьновый силовой агрегат эволюционным развитием старого – всеравно что сказать, что архитектор повторился: план дома-то опять квадратный…(Подробнее – в «Мото» №112012.)Конструкторы KTM и Aprilia(то бишь Piaggio) отдали предпочтение V-образной схеме.1KTM предлагаетсвою новинкуи в экстремальнойверсии Adventure R.Впрочем, достоинстватаких тяжелыхмашин на бездорожьевесьма спорны.2BMW R1200GSполностьюсменил начинку,но сохранилузнаваемыйоблик.3По сравнениюс BMW новый KTMAdventure мощнее,легче и более«внедорожный».Угол развала цилиндров у KTM –75°, что позволило сделать двигатель достаточно компактным.Aprilia Caponord позаимствовалау Dorsoduro мотор с разваломцилиндров 90° – не такой «сжатый», зато лучше уравновешенный.Вот в чем сходятся немецкие,австрийские и итальянские конструкторы – так это в широкомприменении управляющей элект-4ApriliaCaponord 1200все-таки ближек кроссоверам,чем к настоящимтурэндуро.январь 2013 moto-magazine.ru070-077 turenduro.indd 737312/7/12 12:01 AM ЖЕЛЕЗНЫЙ МАРШТУРЭНДУРО И КРОССОВЕРЫ2013Впускной тракт сориентированвертикально, что позволило наконецразделить распредвалы по функциям(один управляет впускными клапанами,другой – выпускными). В будущемэто даст возможность перейтина фазовращатели.Новый силовой агрегат BMW R1200GS перевели с масляно-воздушногона жидкостно-воздушное охлаждение: водяную рубашку получили лишьсамые теплонапряженные узлы – головки и верхние части цилиндров.Охлаждающая жидкость отводит примерно 35% тепла.роники, немыслимом всего пятьлет назад. Инженеры BMW предлагают (правда, за доплату) систему выбора из пяти режимовработы: «Дождь», «Дорога»,«Динамика», «Эндуро» и «ЭндуроПро». Переключение между режимами – клавишей у правого пульта, причем оно возможно и на ходу (если сбросить газ и выжатьсцепление). Система предлагаеткомбинации из трех режимов отдачи двигателя, трех настроекABS и четырех – системы стабилизации (то есть трекшн-контроля). А если на мотоцикле установлена опционная электроннаясистема регулировки параметровподвески, то изменяются и ее настройки. Так, в режиме «Дождь» –самая плавная реакция на поворот ручки газа (хотя при этоммаксимальные значения мощности и крутящего момента не«режутся»), трекшн-контрольи ABS готовы к вмешательствупри первых признаках пробуксовки, а подвески становятся мягче.В режиме «Динамика», напротив,резкая реакция на движение ручки газа, трекшн-контроль позволяет похулиганить, а подвески –в самом жестком положении.Режим «Дорога» – это нечтосреднее между «Дождь» и «Динамика». В режиме «Эндуро» –мягкая реакция на поворот руч-74ки газа, либеральнаянастройкатрекшн-контроля, подобранныедля бездорожьянастройки ABSи подвесок. Режим«Эндуро Про» оптимизировандля езды на внедорожных шинахс высокими грунтозацепами.Подход инженеров из KTM –простой и рациональный: ониограничиваются четырьмя настройками трекшн-контроля:«Дождь», «Улица», «Спорт» и«Бездорожье» (в этом режиметрекшн практически отключен).Aprilia предлагает выбор из трехрежимов работы двигателя(«Спорт», «Туринг» и «Дождь»)и трех настроек трекшн-контроля.Впрочем, самое интересное –то, что электроника способнаделать с подвесками.Все три компаниипредлагают (задоплату)системыэлектронной регулировки:электромоторы изменяют величинупреднатяга пружин и гидравличес-Балансирный вал – полый, внутри него проходит вал привода сцепления.Восьмидисковое сцепление, работающее в масляной ванне, пришло на оппозитах BMWна смену однодисковому сухому. Такое решение позволило значительно уменьшитьдиаметр узла – со 180 до 147 мм. В сцепление встроен механизм обратной пробуксовки.moto-magazine.ru январь 2013070-077 turenduro.indd 7412/7/12 12:01 AM Компактная камерасгорания (степень сжатия увеличена с 12,0до 12,5) получилась настолько эффективной,что конструкторы отказались от датчиковдетонации. В прошлое ушло радиальноерасположение клапанов: впускные клапаныотклонены на 8°, выпускные – на 10°. Диаметртарелок клапанов увеличен на 1 мм (до 40 ммдля впускных клапанов и 34 мм для выпускных).Кривошипно-шатунная группа стала компактнееи жестче: диаметр коренных подшипниковуменьшен с 60 до 55 мм, шатунных – увеличенс 48 до 50 мм, сами подшипники стали уже.070-077 turenduro.indd 75ХОТЯ НАРПРИСУТ ЫНКЕСТВУЮТТРЕХЦИЛИНЧЕТЫРЕ ДРОВЫЕ И ДАЖЕКРОССОВ ХЦИЛИНДРОВЫЕЕРЫ, ДВА ЦИЛИОСТАЮТНДСВЫБОРО Я ОПТИМАЛЬНЫ РАМ ДЛЯ БМТУРИСТИ ОЛЬШОГОЧЕСКЭНДУРО ОГО.рекламаВпервые наоппозитах BMW коробкапередач действительнообъединена в общий блокс двигателем и имеетобщую систему смазки.12/7/12 12:01 AM ЖЕЛЕЗНЫЙ МАРШТУРЭНДУРО И КРОССОВЕРЫ2013В конструкцию баварских оппозитов вернулосьпонятие «рама» – узел из стальных труб связываетрулевые подшипники и ось качания маятника. А вотрычаг системы Telelever, как и прежде, опирается насиловой агрегат.кие характеристики. Причем еслиу KTM водитель сам выбирает одну из трех предустановок гидравлики («Комфорт», «Улица» или«Спорт»), то BMW и Aprilia щеголяют подвесками полуактивноготипа (на Caponord стоят узлы отSachs, так что система ApriliaDynamic Damping – фактическито же самое, что и DucatiSkyhook). Установленные на элементах подвески сенсоры замеряют частоту и амплитуду их работы, а бортовой компьютер,обрабатывая эти данные, изменяет гидравлическое сопротивлениесжатию и отбою. Причем, по уверениям разработчиков, центр управления учитывает режим движения (разгон, торможениеи другие) и делает соответствующие поправки. Правда, те,кто успел новинку протестировать, утверждают, что онапока еще далека от совершенства: неплохо бы еще и датчиккрена ввести, чтобы система неменяла лихорадочно настройкипрямо на вираже.После всего этого великолепияупоминать о таких электронныхпомощниках, как круиз-контрольили мониторинг давления в шинах, просто неудобно. Как же этомы раньше без них обходились?76Теперь перейдем, говоря языком компьютерных гениев, отсофта к харду. И здесь главноеновшество (почти сенсация!) –возвращение рамы на BMW. Подшипники передней подвескиTelelever и ось качания заднейподвески Paralever теперь связаны добрыми стальными трубами. В силовую структуру рамывключен и двигатель, спередии сзади к ней болтами присоединены подрамники (передний – измагниевого сплава). Рама KTMПанель приборовнового BMW своеобразна,но хорошо читается.Adventure, в лучших традицияхавстрийской компании, целикомизготовлена из хром-молибденовой стали, а рама Aprilia Caponordсмешанной конструкции – стальные трубы плюс алюминиевыеотливки.В чем единодушны создатели всех трех мотоциклов – такэто в том, что они отдают предпочтение тормозным системамBrembo – с радиальными передними скобами, а у BMW и Apriliaеще и моноблочными. АппаратыУ KTM 1190 Adventure только один стрелочный прибор –тахометр. Кроме обычного ЖК-дисплея, сообщающегоинформацию о машине, в панель приборов встроен роудбук.moto-magazine.ru январь 2013070-077 turenduro.indd 7612/7/12 12:01 AM всех трех компаний уже в стандарте идут с ABS, причем у BMWи Aprilia она отключаемая, а у KTMее можно выставить во внедорожный режим, допускающий блокировку заднего колеса.Верный способ оценить внедорожный потенциал мотоцикла –посмотреть на его колеса. Толь-ко KTM предлагает спицованныеколеса, размерности 19/17 дюймов на базовой версии и боевые21/18 дюймов в варианте R. Колеса у нового BMW – литые, 19/17дюймов, но спицованные естьв списке опций. И лишь Apriliaбезальтернативно предлагаетлитые колеса, чисто кроссовернойразмерности 17 дюймов спередии сзади. Впрочем, у итальянкии ходы подвесок куда скромнее,чем у немецко-австрийской породы.Три европейские новинкивыступают не в самом широком,но чрезвычайно прибыльном секторе мотоциклетного рынка.И если BMW и KTM уже зарекомендовали себя в нем королями,то Aprilia Caponord 1200 ещепредстоит побороться за кошельки покупателей. Впрочем, успехDucati Multistrada (тоже обновленной к этому сезону) показывает, что шансы на удачу естьи у изящных итальянок.СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ НОВЫХ ТУРЭНДУРОBMW R1200GSKTM 1190 ADVENTUREKTM 1190 ADVENTURE RAPRILIA CAPONORD 1200данные производителяданные производителяданные производителяданные производителя> ОБЩИЕ ДАННЫЕ> ОБЩИЕ ДАННЫЕМодельный год2013Снаряженная масса, кг238Длина, ммМодельный год2013Модельный годСнаряженная масса, кг212*Снаряженная масса, кг217*Снаряженная масса, кгДлина, мм1507Высота по седлу, ммБаза, мм850/870**> ОБЩИЕ ДАННЫЕ20132207База, мм> ОБЩИЕ ДАННЫЕМодельный годн.д.1560Высота по седлу, мм860/875н.д.База, мм1580н.д.Длина, мм2240База, мм1565Высота по седлу, мм890Высота по седлу, мм840Вылет, мм108Вылет, мм125Вылет, мм99,6Вылет, ммУгол наклона рулевой колонки, град.25,5Угол наклона рулевой колонки, град.26Угол наклона рулевой колонки, град.26Угол наклона рулевой колонки, град.27Объем бензобака, л23Объем бензобака, л23Объем бензобака, л24Объем бензобака, л20> ДВИГАТЕЛЬ120Длина, мм2013> ДВИГАТЕЛЬТипВ2, 4Т> ДВИГАТЕЛЬТипV2, 4T> ДВИГАТЕЛЬТипV2, 4TТипV2, 4TПривод клапанов DOHC, 4 клапана на цилиндрПривод клапанов DOHC, 4 клапана на цилиндрПривод клапанов DOHC, 4 клапана на цилиндрПривод клапанов DOHC, 4 клапана на цилиндрРабочий объем, см³Рабочий объем, см³Рабочий объем, см³Рабочий объем, см³1170Размерность, мм101×7312,5:1Степень сжатияСтепень сжатияМакс. мощность, л.с./об/мин1195Размерность, мм125/7700105×6912,5:1Макс. мощность, л.с./об/мин1195Размерность, ммСтепень сжатия150/9500105×6912,5:1Макс. мощность, л.с./об/мин1197Размерность, ммСтепень сжатия150/9500106×67,812,0:1Макс. мощность, л.с./об/мин128/8500Макс. крутящий момент, Нм/об/мин 125/6500Макс. крутящий момент, Нм/об/мин 125/7500Макс. крутящий момент, Нм/об/мин 125/7500Макс. крутящий момент, Нм/об/мин 113/6500Система питанияСистема питанияСистема питанияСистема питаниявпрыск топливаСистема охлажденияжидкостно-воздушнаяСистема запускаэлектростартервпрыск топливаСистема охлажденияжидкостнаяСистема запускаэлектростартервпрыск топливаСистема охлажденияжидкостнаяСистема запускаэлектростартервпрыск топливаСистема охлажденияжидкостнаяСистема запускаэлектростартер> ТРАНСМИССИЯ> ТРАНСМИССИЯ> ТРАНСМИССИЯ> ТРАНСМИССИЯСцеплениемногодисковое,в масляной ванне, с обратной пробуксовкойСцеплениеСцеплениеСцеплениеКоробка передач6-ступенчатаяКоробка передач6-ступенчатаяКоробка передач6-ступенчатаяКоробка передач6-ступенчатаяГлавная передачавалГлавная передачацепьГлавная передачацепьГлавная передачацепь> ХОДОВАЯ ЧАСТЬРамаПередняя подвескаПередний тормоз> ХОДОВАЯ ЧАСТЬ> ХОДОВАЯ ЧАСТЬРамаРамаПередняя подвеска190EVO Paralever2 диска ∅ 305 мм,4-поршневые скобытелескопическая вилкаперевернутого типаХод колеса, ммЗадняя подвеска200гидравлическая,комбинированная, с ABSпространственная, стальная190маятниковая,с моноамортизаторомХод колеса, ммТормозная системаПередний тормоз190гидравлическая,комбинированная, с ABS2 диска ∅ 320 мм,4-поршневые скобыПередняя подвескапространственная, стальнаятелескопическая вилкаперевернутого типаХод колеса, ммЗадняя подвескаТормозная системаПередний тормозЗадний тормоздиск ∅ 267 мм,2-поршневая скобаЗадний тормозПередняя шина120/70R19Передняя шина120/70R19маятниковая,с моноамортизатором170/60R17Задняя шина170/60R172 диска ∅ 320 мм,4-поршневые скобыЗадняя шинаПримечание: ** – опционно от 830 до 890.Примечания: * – без топлива;н.д. – нет данных.пространственная,сталь+алюм. сплавтелескопическая вилкаперевернутого типаХод колеса, ммЗадняя подвеска220гидравлическая,комбинированная, с ABSПередняя шинаЗадняя шинаПередняя подвеска220Ход колеса, ммдиск ∅ 276 мм,2-поршневаяскобаЗадний тормозмногодисковое,в масляной ваннеРамаTeleleverХод колеса, ммТормозная системамногодисковое, в масляной ванне,с обратной пробуксовкой> ХОДОВАЯ ЧАСТЬпространственная,стальнаяХод колеса, ммЗадняя подвескамногодисковое, в масляной ванне,с обратной пробуксовкой167маятниковая,с моноамортизаторомХод колеса, ммТормозная системаПередний тормоз150гидравлическая, с ABS2 диска ∅ 305 мм,4-поршневые скобыдиск ∅ 267 мм,2-поршневая скобаЗадний тормоздиск ∅ 240 мм,1-поршневая скоба90/90R21Передняя шина120/70R17Задняя шина190/55R17Примечания: * – без топлива;н.д. – нет данных.150/70R18Примечание: * – без топлива;н.д. – нет данных.январь 2013 moto-magazine.ru070-077 turenduro.indd 777712/7/12 12:01 AM