88
89
90
91
92
93
94
95
спецтехникаПРИЦЕПЫДЕНИС БОРОВИЦКИЙ редактор журнала «Рейс»ПОД СВЕТЛОЕ И ТЕМНОЕки существенно превышает спрос, продавцам рассчитывать на то, что перевозчик приобретет более дорогую технику, не стоит, если речь не идет о реальной выгоде. Такую сулит алюминиевая цистерна. Новый полуприцеп отечественного производства обойдется примерно в 2,5-3 миллиона рублей. В то же время за эти деньги можно приобрести пятнадцати- двадцатилетнюю технику импортного производства. Как правило, приходящие к нам из-за границы прицепы имеют новую ходовую часть, что вкупе с бочкой, окрашенной качественной эмалью, не оставляет сомнений: перед нами новая цистерна. Заметим, что курсы подобного омоложения прицепы часто проходили на террито88 РЕЙС ИЮНЬ 2010Один из путей повышения рентабельности перевозок и уменьшения производственных затрат – замена стальных цистерн алюминиевыми. Однако выбор легкой бочки подчас весьма непростС жение рынка прицепной техниегодня, когда реальное предло-рии Прибалтики. Однако внешность обманчива. Так, опыт российских перевозчиков свидетельствует, что после пятнадцати лет интенсивной эксплуатации из-за старения металла в алюминии образуются микротрещины. Их рост может привести как к потере груза, например, вытеканию топлива, так и к аварии – отрыву шкворневой плиты. Одним словом, перевозчики, имеющие на балансе алюминиевые цистерны, стараются менять парк прицепной техники каждые 15 лет. Сдавать еще вполне работоспособную технику в цветмет, естественно, никто не торопится, тем более что есть немало примеров, когда алюминиевые бочки верой и правдой служили своим хозяевам и по двадцать-тридцать лет. Естественно, долгожители бегалиАргоно-дуговая сварка по-прежнему основная на большинстве заводов Чем меньше швов, тем меньше вероятность возникновения трещинКонсервация штоков гидроцилиндров – хороший тон продавца техникиЕсли вы планируете работать в регионах, где столбик термометра опускается ниже отметки 40 градусов, лучше приобрести цистерну с рессорной подвеской: при низких температурах пневматика часто выходит из строя. При работе в центральном и южном регионах пневматика предпочтительнее, так как сглаживает ударные нагрузки от дороги, продляя тем самым срок службы бочки.Необработанный (слева) и обработанный (справа) швы алюминиевой бочкиОси с барабанными тормозными механизмами в России предпочтительнееПри покупке б/у прицепа обязательно проверьте герметичность люков Так же нарядно будет выглядеть и 20-летний перекрашенный прицепДиагностика тормозов на стенде – залог безопасности перевозокСерийный номер прицепа в паспорте должен соответствовать выбитомуВ алюминиевых бочкахцистернах перевозят как жидкие (бензин, керосин, дизтопливо), так и сыпучие (комбикорм, гранулированные полимеры, зерно, мука, цемент и др.) грузы. В зависимости от своего назначения и вида перевозимого груза внутренняя поверхность бочки может быть полированной, анодированной, гуммированной (обрезиненной) или иметь иное покрытие. Приобретая б/у технику, обязательно изучите ее технический паспорт, в котором имеется графа «исполнение».ИЮНЬ 2010РЕЙС89 спецтехникаПРИЦЕПЫЦистерна БЦМ-110Цистерна БЦМ-180.1Цистерна БЦМ-115.5Алюминиевые цистерны ЗАО «Бецема» Схема Модель Нагрузка на ССУ 12 400 кг Под 6х2/6х4 (для перевозки бензина, дизельного топлива) Нагрузка на ССУ 9000 кг Под 4х2 (для перевозки бензина, дизельного топлива) Нагрузка на ССУ 11 000 кг Под 6х2/6х4 (для перевозки бензина, дизельного топлива)Цистерна БЦМ-173 Нагрузка на ССУ 10 000 кг Под 4х2 (для перевозки бензина, дизельного топлива) Цистерна БЦМ-112.2 Нагрузка на ССУ 10 000 кг Под 4х2 (для перевозки бензина, дизельного топлива) Для перевозки бензина, дизельного топлива Для перевозки бензина, дизельного топлива Для перевозки бензина, дизельного топлива Цистерна БЦМ-232 Для перевозки бензина, дизельного топливаНагрузка на ССУ 10 000 кг полуприцеп-цистерна, объем 39 м3, материал сосуда Под 4х2 для бестарной перевозки сыпучих пневмоподвеска, оси SAF пищевых продуктов (муки, отрубей, комбикорма, БЦМ-150.1 алюминиевый сплав, 3-осная или BPW зерна и др.) Нагрузка на ССУ 11 500 кг под 4х2, 6х2 и 6х4 полуприцеп-материаловоз (универсальный), объем для бестарной перевозки порошкообразных матеБЦМ-150 30 м3, материал сосуда алюминиевый сплав, подвеска риалов в строительной, металлургической отраслях промышленности, исключая токсичные, 3-осная пневматическая (SAF) ядовитые и взрывоопасные материалы * эллиптическое сечениеТехническая характеристика двухосный полуприцеп-цистерна, материал сосуда алюминиевый сплав, БЦМ-110* объем 32 м3, 4 отсека (9,5м3+7,5м3+7,5м3+7,5м3), пневмоподвеска, оси импортного пр-ва, односкатная ошиновка, ABS трехосный полуприцеп-цистерна, материал сосуда алюминиевый сплав, объем 32 м3, 4 отсека БЦМ-110.1* (9,5м+7,5м3+7,5м3+7,5м3), пневмоподвеска, оси импортного пр-ва, односкатная ошиновка, ABS трехосный полуприцеп-цистерна, материал сосуда алюминиевый сплав, объем 28 м3, 4 отсека (7м3+7м3+7м3+7м3), БЦМ-180* пневмоподвеска, оси импортного пр-ва, односкатная ошиновка, ABS трехосный полуприцеп-цистерна, материал сосуда алюминиевый сплав, объем 28 м3, БЦМ-180.1* 4 отсека (7м3+7м3+7м3+7м3), пневмоподвеска, оси импортного пр-ва, односкатная ошиновка, ABS трехосный полуприцеп-цистерна, материал сосуда БЦМ-44.4* алюминиевый сплав, объем 28 м3, 4 отсека, пневмопод110 веска, оси импортного пр-ва, односкатная ошиновка, ABS цистерна на шасси Volvo FM9 (6х2) или Volvo FE (6x2), БЦМ-112* материал сосуда алюминиевый сплав, БЦМ-112.2* объем 17 м3, 3 отсека (5 м3+5 м3+7 м3) цистерна на шасси Scania (6х2), БЦМ-112.5* материал сосуда алюминиевый сплав, объем 17 м3, 3 отсека (5 м3+5 м3+7 м3) цистерна на шасси Volvo FM9/FM13 (6х2), БЦМ-229* материал сосуда алюминиевый сплав, объем 15 м3, 3 отсека (5 м3+5 м3+5 м3) цистерна на шасси MAN TG-A (8x2), материал сосуда БЦМ-173* алюминиевый сплав, объем 22 м3, 3 отсекапо гладким европейским автобанам. В России таковых нет, поэтому владельцы 15-летних бочек должны быть бдительны, как можно чаще осматривая технику на предмет образования трещин. Где их искать в первую очередь? Самые слабые места цистерн и бочек это сварочные швы. Именно в них чаще всего наблюдаются трещины. Максимальное внимание необходимо уделить участкам соединения седельной (шквор90 РЕЙС ИЮНЬ 2010Полуприцеп БЦМ-150 спецтехникаЭкспертПРИЦЕПЫАЛЕКСАНДР КУСТОВ менеджер отдела маркетинга завода ГРАЗ – Компании, занимающиеся перевозкой топлива, при покупке подвижного состава решают для себя непростую задачу: какую цистерну купить – алюминиевую или стальную. С одной стороны, на чаше весов практически в полтора раза меньшая цена и возможность ремонта в любой СТО (сталь варится обычной дуговой сваркой). С другой – в 1,5 - 2 раза больший срок службы, высокая стойкость к коррозии и значительно меньшая масса полуприцепа. Не забудем о таком важном качестве алюминия, как более низкий по отношению к стали порог хладоломкости. Сталь на морозе более хрупкая, чем алюминий, а значит, вероятность образования в ней трещин выше.Это делает алюминиевые бочки привлекательными для перевозок в условиях низких температур. Мало того, алюминиевая цистерна обеспечивает большую чистоту перевозимого в ней топлива, так как крылатый металл меньше подвержен окислению, нежели сталь. Это ценят перевозчики, которые обслуживают дорожащие своей репутацией крупные сетевые АЗС. Что касается весовых характеристик, то можно сказать следующее: масса алюминиевой 30-кубовой цистерны приблизительно тонны на три меньше, нежели аналогичной, изготовленной из стали. А это реальная экономия топлива, снижение эксплуатационных затрат и возможность снизить цены на перевозки. То есть сделать свои услуги более привлекательными. Кроме того, это единственный путь увеличитьполезную массу груза. У нас действуют ограничения: 38 тонн для автопоезда с пятью и более осями, а с 10 сентября 2010 г. – 40 тонн. Не стоит забывать о том факте, что алюминиевая бочка гарантированно служит минимум 15 лет, в то время как стальная ходит порядка десяти. Выбор стальных полуприцепов-цистерн порой диктуется еще и недоверием владельца к водителю. К сожалению, часто за рулем сидят молодые, малоопытные шоферы, а дороги у нас далеки от идеальных. Все это повышает риск аварии, и логично предположить, что хозяин нефтебазы банально боится приобретать более дорогой бензовоз, который может просто не успеть «отбить себя». Кроме того, сварка алюминия требует как специальных навыков сварщика, так и специфическогооборудования, которое есть не во всех ремонтных организациях, а простой бензовоза это прямые убытки перевозчика, и весьма существенные. Держать на балансе резервную машину или нанимать ее на время ремонта своей на стороне накладно. В общем, ремонтопригодность – весомый аргумент при выборе цистерны. И все-таки будущее за алюминиевыми цистернами! Весь цивилизованный мир – Европа, США, Япония – уже оценил выгоды алюминия и полностью перешел на него. Будем надеяться, что в нашей стране дорожные условия улучшатся, а сварка алюминия будет доступна в каждой СТО, профессионализм водителей вырастет, и бескрайние просторы нашей родины будут бороздить современные и экономичные сухопутные танкеры из алюминия.Длина, мм Ширина, мм Высота, мм База, мм Колея задних колес, мм Масса снаряженного полуприцепа, кг Полная масса полуприцепа, кг - на седельно-сцепное устройство - на тележку Допустимая максимальная масса автопоезда, кг Подвеска задняя Тормозная система (марка, тип): рабочая Тормозная система (марка, тип): стояночная шины индекс нагрузки шин скоростная категория шинТехнические характеристики НефАЗ-Willig 96893 Число осей/колес 3/6 Исполнение загрузочного цистерна переменного сечения пространства цилиндрической формы, некалиброванная Вместимость, мЗ (л) 38,0 (38 000) транспортировка и кратковременное Назначение хранение нефтепродуктов, габаритные транспортного средства размеры, мм 11 050 2550 3820 4950+1650+1650 2140 5960 39 000 15 000 24 000 47 650 пневматическая, с подъемной передней осью двухпроводная, привод пневматический, с TEBS, тормозные механизмы всех колес дисковые от пружинных энергоаккумуляторов на тормозные механизмы средней и задней осей 385/65R22,5 160 KНефАЗ-Willig 96893Распределительный узел – выводные коллектора емкостейЦистерна ставится на трехосную тележкуневой) плиты (швы по ее краю), подрамнику, ложу, на котором лежит бочка. Образование трещин в первом случае грозит разрывом связи полуприцеп–тягач с самыми тяжелыми последствиями: потерей контроля над автопоездом, деформацией и даже разрывом цистерны с вытеканием или рассыпкой груза. Подрамник трескается в основном из-за перегруза. Трещины в силовой конструкции развиваются не столь быстро, так как ложе и бочка имеют относительно большую площадь контакта, и дина-92РЕЙС ИЮНЬ 2010 спецтехникаМодель 964826 Длина, мм 6300 Ширина, мм 2550 Высота, мм 3950 Число конусов 1 Объем, м3 20 Снаряженная масса, кг 2650 Грузоподъемность, кг 15 000 Полная масса, кг 17 650 Нагрузка на ССУ, кг 6080 964825 8700 2550 3950 2 24 3170 18 000 21 170 5420ПРИЦЕПЫПолуприцепцистерна «Сеспель 964835»Технические характеристики полуприцепов-цементовозов «Сеспель» 964819 9300 2550 3950 2 34 3650 22 000 25 650 12 000 964820 10 270 2550 3950 3 39 4600 26 000 30 600 9840 964821 11 000 2550 3950 3 48 5100 32 000 37 100 10 900 964827 11 500 2550 3950 4 55 5200 32 000 37 200 10 900 964890 9150 2550 3950 3 37 5300 24 500 29 800 9 780 964895 13 050 2550 3950 4 59 6100 27 900 34 000 9780 964896 13 850 2550 3950 4 63 6250 27 750 34 000 9780Характеристики бензовозов «Сеспель» Модель Длина, мм Ширина, мм Высота, мм Число отсеков Объем, м3 Снаряженная масса, кг Грузоподъемность, кг Полная масса, кг Нагрузка на ССУ, кг Нагрузка на тележку * 3-осный, ** 2-осный 964840* 964841* 964842* 964843* 860200** 9300 9300 10 500 11 500 9060 2550 2550 2550 2550 2500 3715 3715 3715 3715 3320 4 4 4 5 2 28 30 32 38 19 5200 5250 5400 6100 3400 24 000 25 000 27 500 31 540 16 600 29 200 30 250 32 900 37 640 20 000 9200 9200 9200 10 640 10 000 20 000 21 050 23 700 27 000 –Полуприцеп-цистерна «Сеспель 964840»Характеристики цементовозов «Сеспель» Модель 964823 Длина, мм 7610 Ширина, мм 2550 Высота, мм 3950 Число конусов 1 Объем, м3 20 Снаряженная масса, кг 3560 Грузоподъемность, кг 22 000 Полная масса, кг 25 560 Нагрузка на ССУ, кг 8000 964822 8700 2550 3950 2 24 3980 26 000 29 980 9500 964818 964830.1 964830.2 9300 10 350 10 350 2550 2550 2550 3950 3500 3500 2 1 1 34 35 35 4250 4400 5100 35 000 35 000 35 000 39 250 39 400 40 100 12 630 14 300 12 100Полуприцеп-цистерна «Сеспель 964843»ЭкспертАЛЕКСАНДР ИВАНОВ коммерческий директор завода «Сеспель» – При изготовлении прицеповцистерн, полуприцепов-цистерн из алюминия мы используем несколько собственных ноу-хау. Так, все производимые нами цистерны имеют торосферические донца, которые изготавливаются не штамповкой, а выкаткой. Данный метод исключает возникновение в металле микротрещин, а значит, деталь будет стойко переносить гидроудары, возникающие при перевозке жидких продуктов. Мало того, торосферические донца обеспечивают высокую жесткость конструкции полуприцепов, а они у нас, к слову, безрамные, то есть несущей конструкции. Проектируя ходовую часть, мы ставим задачу максимально опустить центр тяжести полуприцепа, что положительно сказывается на устойчивости автопоезда. При этом изготавливаемый нами подрамник имеет треугольное, а не прямоугольное, как у конкурентов, сечение. Как показали испытания, балка треугольного сечения значительно лучше работает на скручивание, при этом на цистерну воздействуют гораздо меньшие нагрузки, что продлевает срок ее службы. О выносливости нашего подрамника лучше всего говорит тот факт, что на цементовозах, работающих с перегрузом 15 тонн, не наблюдалось возникновения трещин в силовой конструкции подрамника и собственно бочке. Треугольный подрамник мы перенесли на все производимые нами бензовозы, несмотря на то, что их грузоподъемность составляет всего 20-25 тонн. И, наконец, последнее. Чтобы обеспечить высокую прочность сварных швов, в которых из-за усталости металла в первую очередь возникают трещины, мы заменили традиционную аргонодуговую сварку современной ротационной. Как показали испытания, шов, получаемый данным методом сварки, по своей прочности превосходит характеристики основного металла.94РЕЙС ИЮНЬ 2010 ППЦА-96222-012 на осях BPW выпускается в двух вариантах: длиннобазном и короткобазномППЦА-96222-012 ППЦА-96232-010Технические характеристики полуприцепов-цистерн ГРАЗ Число Объем, м3 отсеков ППЦА–24 24,0 3 ППЦА–96222-012 28,0 3 ППЦА–96222-012 (удлинен.) 28,0 3 ППЦА–96231-011 30,0 3 ППЦА–96232-010 33,0 3 ППЦА–35 35,0 4 ППЦА–40 40,0 4 Модель ППЦ Размеры, мм 10 000х2500х3000 9700х2500х3450 10 830х2500х300 10 000х2500х3450 11 250х2500х3350 11 430х2500х3200 12 000х2500х3300 Снаряженная масса 5200 5500 5500 5850 6330 6800 8000 Полная масса 26 080 30 750 30 750 30 750 30 750 38 000 40 000 Нагрузка седло тележка 9000 17 080 9750 21 000 9750 21 000 9750 21 000 9750 21 000 13 000 25 000 13 000 25 400АЦ-56215-011-02Технические характеристики «Алексеевка ХИММАШ» Наименование Вместимость, м3 Базовая тележка Габаритные размеры Полуприцепы-цистерны из алюминиево-магниевого сплава ППЦ-28 28 АХМ усиленная 10 850/2500/3230 ППЦ-28 30 АХМ усиленная 10 740/2500/3257 Автоцистерны и автотопливозаправщики из алюминиево-магниевого сплава Наименование Вместимость, м³ Шасси Габаритные размеры АТЗ-14 модель 66231 14 MAN/TGA-26 3906 6x2-2BL 8970/2500/3200 Тип подвески, число осей/колес BPW,пневматическая, 3/6 BPW, пневматическая, 3/6 Колесная формула 6x4 Конструкция безрамная безрамная Число отсеков 1-3 Снаряженная масса, кг 5850 6000 Материал АМГ5АТЗ-14ППЦ-28мическая нагрузка распределяется равномерно. Однако если на прицепе меняли ходовую часть и подрамник, то действующие на бочку напряжения изменятся, и опасность возникновения трещин весомо вырастет. Кстати, за свою жизнь полуприцеп может поменять до трех подрамников. Третье по вероятности возникновения трещин место – швы крепления переднего и заднего донцев. На них при движении автопоезда постоянно действует ударная нагрузка – гидроудар. Специальные перегородкиволнорезы не могут нейтрализовать его полностью, то есть при каждом разгоне/торможении по донцу будет бить «жидкий» молоток, и рано или поздно в шве образуется трещина. Если она небольшая, то до базы можно вполне благополучно добраться, «замылив» трещину куском мыла. Выпускающий машину на линию инженер в обязательном по-рядке должен проверить его наличие. С большой и длинной трещиной бороться крайне сложно, однако случаев, когда донце отрывалось бы от обечайки, бывалые не помнят. В любом случае, при возвращении на базу трещину необходимо заварить. При ремонте алюминиевых бочек, как правило, используют аргонодуговую сварку в среде защитного газа аргона. Однако, ликвидировав одну брешь, не стоит себя успокаивать: ждите появления другой. Уж если алюминиевая цистерна начала «трещать», то трещины будут образовываться постоянно – вчера варили вдоль шва, а сегодня трещина пошла поперек него. Это сигнал: избавляйтесь от прицепа. Одним словом, если по документам цистерна еще молодая, а на ней видны следы сварки, то скорее всего вам сватают двадцати-тридцатилетнюю перекрашенную бочку, связываться с которой себе дороже.ИЮНЬ 2010 РЕЙС 95