Экология
ЭлектромобилиБиотопливоУтилизацияЭкология

Программа утилизации: Железо на вес золота

Купить новый автомобиль по утилизационной программе – такую цель поставил перед собой москвич Олег Нестеркин. Ход событий он отразил в дневнике, первым читателем которого стал Максим Приходько. Хотите стать следующими?
Полная версия

8 марта. Почему-то именно в праздники, после скромных посиделок с родней, опять захотелось новую машину. Ну прямо как в анекдоте про Париж: не был, но уже хотел. Моя «окушка» времен первого финансового кризиса вряд ли переживет второй. Мама дорогая, сколько лет прошло! «Титаник» тогда только вышел в прокат... Выгодно продать «Оку» наверняка не получится, а про утилизацию гудят по радио каждый день – может, и выйдет что-то путное? Похоже, это моя судьба – менять автомобили во времена финансовых катаклизмов.

10 марта. Видел по телику выступление главного редактора «За рулем». Решено, меняю «Оку» на что-то приличное. Все равно за нее на рынке мне светит тысяч тридцать, не больше. Но вот на что менять? Посмотрел на сайте Минпромторга список автомобилей, включенных в программу, – половину тут же для себя вычеркнул. Овес нынче дорог! Сегодня на мои 400 тысяч не очень-то разгуляешься. Может, «Фокус»? Вроде есть у него недорогая версия специально под программу утилизации. Уж больно хочется хэтчбек!

13 марта. Кто там говорит о несчастливом числе? «Рено-Сандеро» – вот мой следующий автомобиль! После краткого семейного совещания остановились на нем. Во-первых, это хэтчбек. Во-вторых, новая модель. В-третьих, цена! Найдите еще новый во всех смыслах автомобиль за 402 тысячи с кондиционером и подушками безопасности! Есть и дешевле «сандерик», но уж больно он голый. Иномарка должна быть иномаркой.

15 марта. Моя Родина – СССР! Вроде программа только стартовала, а записали меня на май. Достать машину раньше нет никакой возможности. Дилер клянется и божится, что мне еще повезло. Кстати: в моем лексиконе всплыло абсолютно советское словечко «достать». Мужики на работе говорят, что и на тольяттинскую «классику» очереди ничуть не меньше. Надеюсь, «Ока» дотянет до своей сменщицы.

16 марта. Ура! Позвонили из «Автомира», сказали, есть шанс пересесть в автомобиль пораньше. Предложили «Сандеро» черного цвета, все остальное, как я хочу. Зато обещают машину в апреле. Другое дело! Сегодня съездил к дилеру, заплатил 41 тысячу, подписал договор поставки. Так сказать, застолбил машину. Если бы в этом «Рено» знали, до чего охота сесть за руль нового автомобиля! Кстати, посмотрел, что сдают в утиль в «Автомире» на Дмитровке. На небольшой площадке сплошь «жигули». Мужик набивает одну к одной, не церемонясь. Видно, что кайфует от возможности безнаказанно таранить машины. Из последней «четверки» вытащил аккумулятор и унес. Куда?

18 марта. Моим дневником заинтересовались в ЗР. А что, сейчас это модно: черкнешь пару строк – и ты уже писатель. Рассказал им про себя, про «Оку» да про «Сандеро». На работе наверняка смеяться будут. Зато жена гордится! С другой стороны, сейчас про эти дела столько пишут – волосы дыбом. Люди не находят себя в очередях, цены на машины по программе тут же поднялись. Как это все знакомо! Приятель хотел приобрести «по утилю» «Хёндай Санта-Фе Классик», так ему сказали, будто Минпромторг пока не дал добро ТагАЗу на эту программу. И где, интересно, калининградские КИА? Вроде тоже отечественная сборка.

21 марта. Весна в разгаре! Помыл свой аппарат. Не обижайся, «окушка», все же мы вместе 52 тысячи километров проехали. Да, не забыть бы снять с машины все нужное перед тем, как отправлять ее в последний путь. Магнитофон и спортивное кресло отдам приятелю, зубастые зимние колеса поставлю на мотоблок. Да и память, как-никак.

23 марта. На работе разговоры про эту утиль-программу. Знакомый по моему примеру решил сдать «Таврию» – тоже настроился на «Рено-Сандеро». Правда, ему уже обещают не раньше августа! Смотрел на сайте Минпромторга количество заявок – уже 20 тысяч!

26 марта. Встречался с ребятами из «За рулем». Сфотографировали меня рядом с «Сандеро». Вопросы всякие задавали. Интересно будет посмотреть на себя в журнале. Но перед этим я попал в аварию. И не говорите мне, что у железок этих нет души! «Ока» все понимает – что я ее даже не продаю, а предаю. На мосту «догнала» старенький «Лансер». Зевнул я, короче. У меня немного пластик на переднем бампере треснул и кусочек от него отвалился, у него задний бампер наверняка под замену, вдобавок крышку багажника повело. Мягкие они, эти иномарки. Гаишники приехали через два с половиной часа. Еще дешево отделался...

2 апреля. Купил четвертый номер ЗР, а там статья про мой «Рено»! Точнее, вообще про эту модель. Приберегу до вечера, чтобы не спеша посмотреть-полистать. Лишний раз жене покажу, как выглядит наша будущая машина. И сколько стоит. На всякий случай (вдруг подорожала?!) позвонил в «Автомир» – нет, цена та же. Сказали, ждите. Вот и жду, что еще остается...

Продолжение - совсем скоро...

КОММЕНТАРИЙ ОТДЕЛА АВТОРЫНКА

Конечно, делать выводы о перспективах этой программы пока рано, но некоторые итоги уже можно подвести.

Итог первый – низкая мобильность программы. Ведь не один день ее разрабатывали, да и автозаводы расположены в Европейской части страны, однако ожидание заказанных автомобилей уже растянулось на 3–4 месяца, а то и более. Герой нашего материала в числе первых записался на «Рено» московской сборки и, не согласись он на другой цвет, ждал бы новое авто два месяца!

Итог второй – самоуправство дилеров. Торговцы, ошалев от радости, тут же переписали ценники на товар, оперативно снабдив исконно российские автомобили сигнализациями, антикором и «музыкой» – абсолютно голую машину купить по программе просто невозможно.

Итог третий – необходим институт посредников. Требование владеть старым авто больше года – абсурд чистой воды! В стране более 50% зарегистрированного автопарка старше 10 лет, но это вовсе не означает, что все владельцы раритетов хотят и могут воспользоваться льготой. Главное отличие между нашей программой и недавно завершившейся в Европе в деньгах: у европейцев они изначально были, требовалось лишь простимулировать спрос, а в России свободных денег у народа немного. Недаром ВАЗ-2105 – самый вожделенный для «запрограммированных» покупателей. И если нашлись граждане без старого авто, желающие купить новое с широко разрекламированной скидкой, надо ли этому препятствовать?

Кстати, мы вполне могли бы ускорить ход событий в истории Олега, но не стали: пусть все идет, как сложилось. Для чистоты эксперимента...

Подпишитесь на «За рулем» в

24.05.2010
Поделиться: