Экология
ЭлектромобилиБиотопливоУтилизацияЭкология

Автомобили напрокат: ищем альтернативу личному транспорту

В наше электронное время, когда мир прозрачен как никогда прежде, ценность приобретают скорость и удобство перемещения. Роль личного легкового автомобиля всё чаще играет прокатный, который фактически становится транспортом общественным. С 2011 года в Париже проходит эксперимент с прокатными электрокарами «Автолиб» – индивидуальными средствами передвижения общественного пользования.
Полная версия

В названии «Автолиб» объединены слова «авто» (автомобиль) и «либ» («либерте» – свобода). Только не путайте, это все-таки не авто-, а электромобиль – переднеприводный, в алюминиевом кузове, с тяговым электромотором и литиево‑полимерной батареей емкостью 30 кВт·ч.

Идея «свободного электромобиля» заключается в том, что его можно брать напрокат на специальных стоянках, коих в Париже больше восьмисот. Добежал от дома до ближайшей такой стоянки, «отстегнул» машину от зарядного устройства – и покатил по делам. А в непосредственной близости от точки назначения находишь другую такую стоянку – и оставляешь на ней «Автолиб».

Поездка заняла 20 минут? Значит, заплатишь за 20 минут аренды. Прокатался час – заплати за час. Поиск стоянок облегчает специальная программа, которую можно закачать на «Айфон». И никакой головной боли. Благодать!

Но это в теории. А благодатна ли благодать в действительности? И я решил оформить абонемент на «Автолиб» – без этого никак. Тем паче что случай подвернулся самый подходящий – Парижский автосалон. Буду ездить из центра города в выставочный комплекс, что расположен у «периферика», как называют парижане свою окружную дорогу.

Электронный экран вел допрос с пристрастием.

– Не просрочено ли водительское удостоверение?

– Нет.

– Не употребляли сегодня алкогольные напитки?

– Нет.

– Не находитесь ли вы под воздействием наркотиков или других токсических веществ?

– Тоже нет.

– Тогда можете взять со стоянки автомобиль под номером три.

Юридической стороне вопроса при оформлении проката общественного парижского электрокара уделяется пристальное внимание. Хотя после моего знакомства с этой машиной я включил бы в опросник несколько пунктов, касающихся санитарии и гигиены. «Мыли ли вы руки перед поездкой? Не наблюдаетесь ли у венеролога?» – эти вопросы лишними не станут. Уж больно неприглядно выглядят замусоренный салон, липкий руль, сиденья с разводами неизвестного происхождения, обертки конфет и крошки чипсов в карманах дверей. Для полноты ощущений не хватало только подсолнечной лузги и предметов личной гигиены.

Поскольку «автолибы» живут исключительно на улице, зачастую под деревьями, они становятся постоянной мишенью парижских голубей. Если бы не редакционное задание и не личное любопытство, я крепко подумал бы, садиться ли в эту помойку. Конечно, кому-то может достаться и новенькая машина, но мне не повезло.

Впрочем, даже грязный парижский прокатный электромобиль доверят не каждому. Чтобы получить право сесть за руль, нужно доказать свою финансовую состоятельность – по крайней мере, обязательно наличие банковской карты и определенной суммы на ней. Так, абонемент на одни сутки обошелся мне в 50 евро, что сопоставимо с арендой обычного автомобиля в традиционной прокатной конторе. Только автомобиль там будет классом повыше и уж наверняка чистый.

Кроме того, требуются водительские права, а россиянам – еще и международное водительское удостоверение, загранпаспорт и определенное знание французского языка, чтобы в течение получаса в режиме телеконференции отвечать на вопросы служащего по ту сторону электронного экрана.

Во время регистрации придется сканировать все означенные документы, причем копии снимаются как с самих документов, так и с их обложек. Если  с вами будет помощник, процесс упростится.

На «Автолиб» можно подписаться на день, неделю, месяц или сразу на год. Чем больше срок, тем дешевле обойдется каждая поездка. Сейчас компания предлагает годовой абонемент за 90 евро при стоимости получаса проката 5 евро.

Но вот алюминиевая (панели кузова не окрашены) трехдверная «коробочка» в моем распоряжении. Французский журналист Фредерик Гуаль – коллега и мой старый знакомый, помогавший оформить абонемент, – говорит, что нам еще повезло: передние сиденья обтянуты кожзамом и не так запачканы, как задние тканевые. А первые «автолибы» были только с серой тканью – и грязи она вбирала…

В передней подвеске что-то стучит, но машину в сторону не тянет – значит, кое-как доедем.

Во время остановки замечаю, что заднее левое колесо приспущено. Есть ли в машине насос, домкрат, запаска? Искать инструмент бессмысленно: любые технические манипуляции с «Блюкаром» может осуществлять только техслужба. А вдруг колесо умыкнут? Оттого и запаски нет.

Единственный способ – жаловаться диспетчеру. А может, ну его – еще запишут на меня порчу казенного имущества! Идея гениальна! Использовать машину только когда она необходима и оставлять ее на зарядной станции, когда в ней нет нужды.
Езда в «Автолибе» не доставляет особого удовольствия. Но я горжусь собой: выбираю электрокар и не загрязняю окружающую среду. Мне нравится, что он почти бесшумен, если не считать громыхающей подвески. И с системой вентиляции, похоже, нет проблем.

– Это осенью, – замечает мой коллега. – А летом в городском пекле да при отсутствии кондиционера в нем задохнуться можно!

Самое лучшее в «Автолибе» – сама идея прокатного электрокара для передвижения по городу и его ближайшим окрестностям. Использовать машину только в том случае, когда она необходима, и оставлять ее на зарядной станции, когда в ней нет нужды. Это не прокат на сутки, когда не знаешь, куда пристроить машину, пока не ездишь. И за парковку платить не надо! Это ли не мечта горожанина?

Фред не разделяет моего оптимизма. По его мнению, прокатные электрокары не только не решили транспортную проблему, а напротив, усугубили ее, добавив в городской поток две с лишним тысячи машин, пусть и с нулевыми выбросами в атмосферу.

«Автолибы» хороши для неспешных поездок во время отдыха. Прокатиться по городу в выходные или съездить в Версаль в августе, когда в период отпусков улицы пустеют. Фредерик оформил годовой абонемент и считает, что электрокар может помочь на коротких дистанциях. Однако минимальная оплата равна 3,32 евро за первые 20 минут, а это делает невыгодными пятиминутные поездки – когда нужно быстро куда-то подскочить. При годовом абонементе «Автолиб» обойдется в 12 евро в месяц плюс еще 5 евро за каждые полчаса езды.

В Париже с развитой системой общественного транспорта, который ходит и после полуночи, наемный электрокар не представляет большого интереса. Те, у кого есть автомобиль, вряд ли откажутся от него в пользу «Блюкара» хотя бы потому, что на нем нельзя отправиться за город.

– Кто же тогда пользуется «автолибами»?

– Преимущественно те, кому срочно нужен транспорт, чтобы вывезти с вечеринки подгулявших подростков или перевезти вещи при переезде, – так считает Фредерик. – Правда, для серьезного переезда нужно дождаться появления машин со складным задним сиденьем. Система может быть полезной для пригородных поездок – чтобы не заезжать в Париж и не делать частых пересадок. Но при условии, что за день отдаешь не больше десяти евро: пять за полчаса езды «туда» и еще пять за полчаса «обратно». Двести евро в месяц за то, чтобы в рабочие дни ездить в небрежно обслуженной машине с загаженным голубями ветровым стеклом?..

Фред утверждает, что в Париже от «автолибов» мало пользы. Он дóрог для пригородных поездок и совсем не нужен в провинции, где каждый, кто желает быть независимым в передвижениях, имеет нормальный автомобиль.

И все же я решил прокатиться на парижском «Блюкаре» еще раз – и отправился на нем в супермаркет. Наученный Фредериком, я выбрал такой магазин, у которого на стоянке была автолибовская зарядная станция, а значит, и плата за стоянку не взимается.

Я запарковался, поставил машину на зарядку – и пошел отовариваться. А вернувшись с полными сумками, чуть не впал в истерику: у электроразъема не оказалось ни моего «Автолиба», ни других! Угнали? Нет, арендовали. Видать, не нужно было ставить машину на подзарядку – не увели бы ее тогда из-под самого носа. Я подождал немного… Потом еще чуть-чуть… И поплелся искать традиционное такси.

В следующий раз, чтобы воспользоваться «Автолибом», соответствующим образом подготовлюсь: прихвачу бутылку воды и матерчатые перчатки – чтобы помыть ветровое стекло и не испачкать руки. И если вновь отправлюсь в супермаркет, оставлю «Блюкар» на обычной стоянке – чтобы не оказаться вообще без машины.

ВПЕЧАТЛЕНИЯ ОТ «БЛЮКАРА»

Он несет в себе все признаки автомобиля из прошлого. Неудобная посадка водителя, твердые сиденья, крайне некомфортная подвеска, задержка при переключении селектора вперед-назад, неустойчивая работа рулевого усилителя – как на первых электроусилителях, которые ставились на «Рено-Твинго» 15 лет назад. А еще нескладываемое заднее сиденье, множественные шумы от работы подвески и от кузовных деталей.

Подушка безопасности лишь одна (водительская), отсутствует задний стеклоочиститель, обзорность плохая. Отсутствие ABS делает машину опасной на скользкой дороге. Поскольку «Блюкар» используется только как городской арендный автомобиль, он не проходил крэш-тестов по европейской методике EuroNCAP.

Вялому разгону противопоставляется достаточный запас хода по городу и пригородам. Для прокатного электрокара это важнее.

Bluecar, Боллоре, «Автолиб»?

«Автолиб» – синдикат, образованный промышленной группой «Боллоре», муниципалитетами Парижа и прилегающих коммун в целях создания службы проката электромобилей.

Первые электрокары появились на улицах французской столицы в декабре 2011 года. Они уже ездят в Лионе и Бордо, а скоро должны выйти на дороги Индианаполиса (США). Со второй половины 2015 года производство электрокара развернут на заводе «Рено» в Дьеппе (Франция).

Промышленная группа «Боллоре» входит в число пятисот крупнейших мировых компаний, занимающихся долгосрочными инвестициями. Ей принадлежит исследовательский и производственный центр в Бретани, производящий электрические батареи высокой мощности, которыми оснащаются «автолибы».

Электромобиль «Блюкар» для проекта «Автолиб» разработан студией «Пининфарина» и итальянским Экспериментальным центром создания моделей и прототипов (CECOMP), имеющим производственную базу под Турином. Финансирует проект группа «Боллоре». Мощности CECOMP позволяют выпускать до тысячи «блюкаров» ежегодно. Кузов «Блюкара» полностью алюминиевый. Привод передний. Шины – «Мишлен-Сейв Энерджи» (Michelin Save Energy).

Литиево-полимерные аккумуляторы (LMP) – необслуживаемые, напряжением 410 В. Их энергоемкость 30 кВт.ч, а ресурс рассчитан на 400 000 км пробега. Аккумуляторы работают при температуре от –20 до +60 ºС. Час езды с отопителем сокращает пробег на 10%.

Подпишитесь на «За рулем» в

Соловьев Владимир
26.12.2014
Фото: Соловьев Владимир
Поделиться: