Автомобили напрокат: ищем альтернативу личному транспорту
В наше электронное время, когда мир прозрачен как никогда прежде, ценность приобретают скорость и удобство перемещения. Роль личного легкового автомобиля всё чаще играет прокатный, который фактически становится транспортом общественным. С 2011 года в Париже проходит эксперимент с прокатными электрокарами «Автолиб» – индивидуальными средствами передвижения общественного пользования.
Полная версияПоездка заняла 20 минут? Значит, заплатишь за 20 минут аренды. Прокатался час – заплати за час. Поиск стоянок облегчает специальная программа, которую можно закачать на «Айфон». И никакой головной боли. Благодать!
Но это в теории. А благодатна ли благодать в действительности? И я решил оформить абонемент на «Автолиб» – без этого никак. Тем паче что случай подвернулся самый подходящий – Парижский автосалон. Буду ездить из центра города в выставочный комплекс, что расположен у «периферика», как называют парижане свою окружную дорогу. Электронный экран вел допрос с пристрастием.
– Не просрочено ли водительское удостоверение? – Нет. – Не употребляли сегодня алкогольные напитки? – Нет. – Не находитесь ли вы под воздействием наркотиков или других токсических веществ? – Тоже нет. – Тогда можете взять со стоянки автомобиль под номером три. Юридической стороне вопроса при оформлении проката общественного парижского электрокара уделяется пристальное внимание. Хотя после моего знакомства с этой машиной я включил бы в опросник несколько пунктов, касающихся санитарии и гигиены. «Мыли ли вы руки перед поездкой? Не наблюдаетесь ли у венеролога?» – эти вопросы лишними не станут. Уж больно неприглядно выглядят замусоренный салон, липкий руль, сиденья с разводами неизвестного происхождения, обертки конфет и крошки чипсов в карманах дверей. Для полноты ощущений не хватало только подсолнечной лузги и предметов личной гигиены.
Поскольку «автолибы» живут исключительно на улице, зачастую под деревьями, они становятся постоянной мишенью парижских голубей. Если бы не редакционное задание и не личное любопытство, я крепко подумал бы, садиться ли в эту помойку. Конечно, кому-то может достаться и новенькая машина, но мне не повезло. Но вот алюминиевая (панели кузова не окрашены) трехдверная «коробочка» в моем распоряжении. Французский журналист Фредерик Гуаль – коллега и мой старый знакомый, помогавший оформить абонемент, – говорит, что нам еще повезло: передние сиденья обтянуты кожзамом и не так запачканы, как задние тканевые. А первые «автолибы» были только с серой тканью – и грязи она вбирала…
В передней подвеске что-то стучит, но машину в сторону не тянет – значит, кое-как доедем.
Во время остановки замечаю, что заднее левое колесо приспущено. Есть ли в машине насос, домкрат, запаска? Искать инструмент бессмысленно: любые технические манипуляции с «Блюкаром» может осуществлять только техслужба. А вдруг колесо умыкнут? Оттого и запаски нет. Единственный способ – жаловаться диспетчеру. А может, ну его – еще запишут на меня порчу казенного имущества! Идея гениальна! Использовать машину только когда она необходима и оставлять ее на зарядной станции, когда в ней нет нужды. Езда в «Автолибе» не доставляет особого удовольствия. Но я горжусь собой: выбираю электрокар и не загрязняю окружающую среду. Мне нравится, что он почти бесшумен, если не считать громыхающей подвески. И с системой вентиляции, похоже, нет проблем.
– Это осенью, – замечает мой коллега. – А летом в городском пекле да при отсутствии кондиционера в нем задохнуться можно! Самое лучшее в «Автолибе» – сама идея прокатного электрокара для передвижения по городу и его ближайшим окрестностям. Использовать машину только в том случае, когда она необходима, и оставлять ее на зарядной станции, когда в ней нет нужды. Это не прокат на сутки, когда не знаешь, куда пристроить машину, пока не ездишь. И за парковку платить не надо! Это ли не мечта горожанина?
Фред не разделяет моего оптимизма. По его мнению, прокатные электрокары не только не решили транспортную проблему, а напротив, усугубили ее, добавив в городской поток две с лишним тысячи машин, пусть и с нулевыми выбросами в атмосферу. «Автолибы» хороши для неспешных поездок во время отдыха. Прокатиться по городу в выходные или съездить в Версаль в августе, когда в период отпусков улицы пустеют. Фредерик оформил годовой абонемент и считает, что электрокар может помочь на коротких дистанциях. Однако минимальная оплата равна 3,32 евро за первые 20 минут, а это делает невыгодными пятиминутные поездки – когда нужно быстро куда-то подскочить. При годовом абонементе «Автолиб» обойдется в 12 евро в месяц плюс еще 5 евро за каждые полчаса езды.
В Париже с развитой системой общественного транспорта, который ходит и после полуночи, наемный электрокар не представляет большого интереса. Те, у кого есть автомобиль, вряд ли откажутся от него в пользу «Блюкара» хотя бы потому, что на нем нельзя отправиться за город. – Кто же тогда пользуется «автолибами»?
– Преимущественно те, кому срочно нужен транспорт, чтобы вывезти с вечеринки подгулявших подростков или перевезти вещи при переезде, – так считает Фредерик. – Правда, для серьезного переезда нужно дождаться появления машин со складным задним сиденьем. Система может быть полезной для пригородных поездок – чтобы не заезжать в Париж и не делать частых пересадок. Но при условии, что за день отдаешь не больше десяти евро: пять за полчаса езды «туда» и еще пять за полчаса «обратно». Двести евро в месяц за то, чтобы в рабочие дни ездить в небрежно обслуженной машине с загаженным голубями ветровым стеклом?.. Фред утверждает, что в Париже от «автолибов» мало пользы. Он дóрог для пригородных поездок и совсем не нужен в провинции, где каждый, кто желает быть независимым в передвижениях, имеет нормальный автомобиль. И все же я решил прокатиться на парижском «Блюкаре» еще раз – и отправился на нем в супермаркет. Наученный Фредериком, я выбрал такой магазин, у которого на стоянке была автолибовская зарядная станция, а значит, и плата за стоянку не взимается.
Я запарковался, поставил машину на зарядку – и пошел отовариваться. А вернувшись с полными сумками, чуть не впал в истерику: у электроразъема не оказалось ни моего «Автолиба», ни других! Угнали? Нет, арендовали. Видать, не нужно было ставить машину на подзарядку – не увели бы ее тогда из-под самого носа. Я подождал немного… Потом еще чуть-чуть… И поплелся искать традиционное такси. В следующий раз, чтобы воспользоваться «Автолибом», соответствующим образом подготовлюсь: прихвачу бутылку воды и матерчатые перчатки – чтобы помыть ветровое стекло и не испачкать руки. И если вновь отправлюсь в супермаркет, оставлю «Блюкар» на обычной стоянке – чтобы не оказаться вообще без машины.