Где сэкономить?ДачаПутешествуй!АвтоспортЗадать вопросК мотосезонуШиныС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ПараимпортКитайские автоПДД-задачкиСССРОСАГОIQ-тестНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

На Эльбрус! Экстремальный тест УАЗ Хантера

Первая передача, понижайка, натужный рев двигателя, периодические пробуксовки всех четырех колес – оседлав огненно-оранжевый УАЗ Хантер в модификации «Экспедиционный», я карабкаюсь на легендарный Эльбрус, самую высокую вершину Европы.
Полная версия

В правом окне склон горы, за левой дверью – обрыв, от которого машину отделяет лишь небольшой бруствер. В окна хмурится приэльбрусское небо. Параллельная реальность! Дело даже не в постоянно включенном пониженном ряде трансмиссии, а в том, что перед выездом на маршрут наши инструкторы настоятельно рекомендовали не пристегиваться. Ремень на высоте не спасет, а вот его отсутствие может подарить второй день рождения – если вдруг придется выпрыгивать из падающей машины.

Почему мы вдруг потащились на Эльбрус? В честь юбилея! Ровно 45 лет назад, в августе 1974 года, три серийных УАЗ‑469Б покорили высоту 4200 метров. Отметить знаменательную дату решили новым восхождением. Задачу превзойти легендарное достижение не ставили, решили действовать по фактической погоде.


Старый и молодой

Двести верст от аэропорта до гостиницы я промчал за рулем Патриота. Последний раз я ездил на нем два года назад, и с того времени в машине многое изменилось. Новый 150‑сильный мотор ЗМЗ Про куда лучше подходит тяжелой машине, но на подъемах всё равно приходится переходить на четвертую передачу: нас четверо, багажник забит вещами – и 150 сил не хватает! Есть польза от изменений в ходовой части и рулевом управлении: теперь «уазик» проще удерживать в узком динамическом коридоре, он меньше гуляет влево‑вправо.


Впереди несколько километров грунтовки для плавной адаптации к грядущим приключениям. Я с удовольствием перебираюсь в Хантер.

За рулем «козлика» я оказался впервые. Страшилки о нем лишь отчасти соответствуют действительности. Вне асфальта пустой руль не напрягает, а кондовая подвеска переваривает любой камень играючи. Летящая через раскрытые форточки пыль воспринимается как неотъемлемый атрибут жанра. Недостаток тяги старого 135‑сильного мотора проявляется уже здесь, на относительной равнине. А на «буханку» и вовсе ставят 112‑сильный агрегат.

Парадная форма

Хантер, как и Патриот, – в экспедиционном снаряжении: силовые бамперы и пороги, вместительная сетка багажника на крыше, блокировка заднего дифференциала. Даже колер такой же. Рыжий цвет «дедушке» идет!

Штатные для экспедиционной спецверсии шины BFGoodrich All-Terrain для нашей вылазки заменили более «зубастыми» – Mud-Terrain. К слову, можно экспериментировать и с другими размерностями, доработанные колесные арки с расширителями это позволяют.

Вместо распашной пятой двери, которую давно ставят на обычные Хантеры, вернулись к олдскульному решению 469‑го. «Калитка» с запаской уходит вбок, доступ в багажник открывают две секции – верхняя и нижняя. Это и дань традициям, и более удобное для экспедиций решение.


Скалолазы

На встречу с Эльбрусом отправляемся на следующий день, ранним утром. Дождя нет, что вселяет уверенность в успехе.

Отправная точка – станция Азау, начало канатной дороги – на высоте 2350 метров. Наша экспедиция состоит из четырех машин. Хантер поддерживают два таких же рыжих Патриота – в экспедиционной и стандартной комплектациях. Замыкает колонну еще один Патриот, внезачетный.


Каменистая грунтовка на фотографиях выглядит твердой и не больно-то крутой. В реальности всё иначе. Мелкая щебенка легко перемешивается под колесами, лишая машины надежной опоры. Уклон такой, что еще до старта все УАЗы переводим на пониженную передачу. Не так много мощности у моторов, чтобы играть в игру «вытянет – не вытянет». Чаще не вытягивает.

Передвигаемся по очереди. Трогаемся, только получив по рации добро от предыдущего экипажа, добравшегося до горизонтальной «полки». Первые два-три перехода напрягают больше не крутизной, а диагональными промоинами от горных потоков. Нужно заранее высмотреть, где в них накатан проезд.


До станции Кругозор на высоте 3000 метров доходим быстро. Дальше дорога постепенно сужается до типичного горного проезда шириной в одну машину. На Хантере в чем-то проще. Ползешь весь путь на первой, пониженной, играешь газом – и все дела.

Мотор у Патриота более тяговитый и позволяет ехать на второй передаче. Но перед затычным местом нужно перейти на первую, чтобы не скиснуть. Так и дергаешься туда-сюда с передачами.

Останавливаться на подъеме неприятно, а местами и откровенно опасно. Камера заднего вида с подвижной разметкой траектории в горах кажется игрушкой. И хотя картинку показывает правильную, в этих условиях больше доверяешь подсказкам коллег, собственным глазам и какому-то шестому чувству.




Друга в горы тяни

Цель – станция канатной дороги Мир на высоте 3500 метров. Чуть ниже нее начинается снег, уходя сплошным слоем до самой вершины – даже в середине июня. Под солнцем он раскисает, а ранним утром, пока наст еще плотный, на склоны выходят лыжники и сноубордисты. Их-то мы и удивим, выставив на финише трассы наших оранжевых «альпинистов».

Два последних перегона даются сложнее. Крутизна выросла, в паре мест подтаявший снег некстати добавил дороге влаги. Да еще и два поворота под 90 градусов. Они не просто снижают скорость. С заблокированным центральным дифференциалом в них очень сложно вписаться с первого раза, а поскольку дорога сильно раскисла, есть лишь одна попытка. Не справишься – застрянешь. Возможно, надолго.

Трое рыжих прошли все препятствия и достигли намеченной минимальной высоты – 3500 метров. Последнему, внезачетному Патриоту не повезло: шедшие впереди машины в одном месте так разбили дорогу, что он не смог пробиться. С десяток попыток – и всё тщетно. Лебедки у этого Патриота нет, а высылать на помощь один из экспедиционных автомобилей с лебедкой бессмысленно. На сыпучем покрытии вытягивающего утянет вниз. А еще придется дважды разворачиваться на узкой дороге. Поэтому четвертый автомобиль спустился на предыдущую отметку, а его экипаж добрался до нас по канатной дороге.

Выше решили не забираться. Погода стремительно ухудшалась: видимость в навалившихся облаках упала метров до пятидесяти, заморосил дождь, плюсовая температура сильно подтопила снежный покров. Выше грунтовка совсем плохая, а карабкаться в тумане прямо по склону в лоб лыжникам – идея не из лучших.

Не доехали мы до отметки «4200 м», но и достигнутый результат – отнюдь не детский! Пробиться до 3500 метров сможет не каждый современный внедорожник. На самом деле это вообще по силам лишь избранным.

Идея вспомнить о легендарных достижениях – отличная. УАЗ в силу специфики машин записал на свой счет немало подобных историй. Путь Москва – Магадан – Москва, пройденный в 1973 году, нынче стал куда более цивилизованным, УАЗы таким не удивишь. А вот пустыня Каракумы (пробег 1977 года) не сильно изменилась – почему бы еще раз не вернуться в семидесятые?

Конечно, помнить о легендарном прошлом – это правильно. Но смотреть надо в будущее – и ставить новые, ­в том числе рыночные, цели.

Так вперед, УАЗ!

Фото фирмы УАЗ

Подпишитесь на «За рулем» в

Милешкин Кирилл
16.08.2019
Поделиться: