Новая модификация УАЗ Хантер Экспидиционный: оправдывает ли имя? — журнал За рулем

На Эльбрус! Экстремальный тест УАЗ Хантера

Первая передача, понижайка, натужный рев двигателя, периодические пробуксовки всех четырех колес - оседлав огненно-оранжевый УАЗ Хантер в модификации «Экспедиционный», я карабкаюсь на легендарный Эльбрус, самую высокую вершину Европы.

В правом окне склон горы, за левой дверью — обрыв, от которого машину отделяет лишь небольшой бруствер. В окна хмурится приэльбрусское небо. Параллельная реальность! Дело даже не в постоянно включенном пониженном ряде трансмиссии, а в том, что перед выездом на маршрут наши инструкторы настоятельно рекомендовали не пристегиваться. Ремень на высоте не спасет, а вот его отсутствие может подарить второй день рождения — если вдруг придется выпрыгивать из падающей машины.

Почему мы вдруг потащились на Эльбрус? В честь юбилея! Ровно 45 лет назад, в августе 1974 года, три серийных УАЗ‑469Б покорили высоту 4200 метров. Отметить знаменательную дату решили новым восхождением. Задачу превзойти легендарное достижение не ставили, решили действовать по фактической погоде.

На Эльбрус! Экстремальный тест УАЗ Хантера

Старый и молодой

Двести верст от аэропорта до гостиницы я промчал за рулем Патриота. Последний раз я ездил на нем два года назад, и с того времени в машине многое изменилось. Новый 150‑сильный мотор ЗМЗ Про куда лучше подходит тяжелой машине, но на подъемах всё равно приходится переходить на четвертую передачу: нас четверо, багажник забит вещами — и 150 сил не хватает! Есть польза от изменений в ходовой части и рулевом управлении: теперь «уазик» проще удерживать в узком динамическом коридоре, он меньше гуляет влево‑вправо.

На Эльбрус! Экстремальный тест УАЗ ХантераКак и 45 лет назад, три ярких УАЗа оказались на высоте. Патриоты шли вверх чуть увереннее, проделав большую часть пути на второй передаче и пониженном ряду в раздатке.
Как и 45 лет назад, три ярких УАЗа оказались на высоте. Патриоты шли вверх чуть увереннее, проделав большую часть пути на второй передаче и пониженном ряду в раздатке.

Впереди несколько километров грунтовки для плавной адаптации к грядущим приключениям. Я с удовольствием перебираюсь в Хантер.

За рулем «козлика» я оказался впервые. Страшилки о нем лишь отчасти соответствуют действительности. Вне асфальта пустой руль не напрягает, а кондовая подвеска переваривает любой камень играючи. Летящая через раскрытые форточки пыль воспринимается как неотъемлемый атрибут жанра. Недостаток тяги старого 135‑сильного мотора проявляется уже здесь, на относительной равнине. А на «буханку» и вовсе ставят 112‑сильный агрегат.

Парадная форма

На Эльбрус! Экстремальный тест УАЗ ХантераЛестница на корме Хантеру не положена. Стальной бампер и неприкрытая запаска с успехом ее заменяют.
Лестница на корме Хантеру не положена. Стальной бампер и неприкрытая запаска с успехом ее заменяют.

На Эльбрус! Экстремальный тест УАЗ ХантераЭтим отличается Хантер в экспедиционной комплектации. За броский оранжевый цвет денег не берут, за коричневый и хаки надо доплатить 11 тысяч. Но и без этого машина стоит немало — 994 900 рублей. Сверху — 210 тысяч! Зато не надо обивать пороги и тратить нервы, регистрируя доработки в ГИБДД.
Этим отличается Хантер в экспедиционной комплектации. За броский оранжевый цвет денег не берут, за коричневый и хаки надо доплатить 11 тысяч. Но и без этого машина стоит немало — 994 900 рублей. Сверху — 210 тысяч! Зато не надо обивать пороги и тратить нервы, регистрируя доработки в ГИБДД.

На Эльбрус! Экстремальный тест УАЗ ХантераБлагодаря мощной защите и клиренсу 241 мм можно особо не волноваться из-за неровностей, которые пропускаешь между колесами.
Благодаря мощной защите и клиренсу 241 мм можно особо не волноваться из-за неровностей, которые пропускаешь между колесами.

Хантер, как и Патриот, - в экспедиционном снаряжении: силовые бамперы и пороги, вместительная сетка багажника на крыше, блокировка заднего дифференциала. Даже колер такой же. Рыжий цвет «дедушке» идет!

Штатные для экспедиционной спецверсии шины BFGoodrich All-Terrain для нашей вылазки заменили более «зубастыми» — Mud-Terrain. К слову, можно экспериментировать и с другими размерностями, доработанные колесные арки с расширителями это позволяют.

Вместо распашной пятой двери, которую давно ставят на обычные Хантеры, вернулись к олдскульному решению 469‑го. «Калитка» с запаской уходит вбок, доступ в багажник открывают две секции — верхняя и нижняя. Это и дань традициям, и более удобное для экспедиций решение.

На Эльбрус! Экстремальный тест УАЗ Хантера

Скалолазы

На встречу с Эльбрусом отправляемся на следующий день, ранним утром. Дождя нет, что вселяет уверенность в успехе.

Отправная точка — станция Азау, начало канатной дороги — на высоте 2350 метров. Наша экспедиция состоит из четырех машин. Хантер поддерживают два таких же рыжих Патриота — в экспедиционной и стандартной комплектациях. Замыкает колонну еще один Патриот, внезачетный.

На Эльбрус! Экстремальный тест УАЗ ХантераДаже с хронической «сердечной недостаточностью» Хантер готов идти на штурм любого препятствия. Да и грех жаловаться тем, кто знает в таких машинах толк: в 1974 году на Эльбрус въезжали машины с моторами вдвое слабее — мощностью всего 75 л.с.
Даже с хронической «сердечной недостаточностью» Хантер готов идти на штурм любого препятствия. Да и грех жаловаться тем, кто знает в таких машинах толк: в 1974 году на Эльбрус въезжали машины с моторами вдвое слабее — мощностью всего 75 л.с.

Каменистая грунтовка на фотографиях выглядит твердой и не больно-то крутой. В реальности всё иначе. Мелкая щебенка легко перемешивается под колесами, лишая машины надежной опоры. Уклон такой, что еще до старта все УАЗы переводим на пониженную передачу. Не так много мощности у моторов, чтобы играть в игру «вытянет — не вытянет». Чаще не вытягивает.

Передвигаемся по очереди. Трогаемся, только получив по рации добро от предыдущего экипажа, добравшегося до горизонтальной «полки». Первые два-три перехода напрягают больше не крутизной, а диагональными промоинами от горных потоков. Нужно заранее высмотреть, где в них накатан проезд.

На Эльбрус! Экстремальный тест УАЗ ХантераПервую очередь канатной дороги запустили в 1969 году. Ее проложили от станции Азау (2350 м) до Кругозора (3000 м). Семь лет спустя линию протянули до Мира (3500 м), а к концу 1970‑х — до станции Гара-Баши (3780 м). В 2000–2010 годах параллельно старой канатке соорудили новую, с закрытыми кабинками. Ее конечный пункт ­расположен на высоте 3847 м. Новая канатная дорога — вторая по высоте в Европе после построенной в Церматте, Швейцария.
Первую очередь канатной дороги запустили в 1969 году. Ее проложили от станции Азау (2350 м) до Кругозора (3000 м). Семь лет спустя линию протянули до Мира (3500 м), а к концу 1970‑х — до станции Гара-Баши (3780 м). В 2000–2010 годах параллельно старой канатке соорудили новую, с закрытыми кабинками. Ее конечный пункт ­расположен на высоте 3847 м. Новая канатная дорога — вторая по высоте в Европе после построенной в Церматте, Швейцария.

До станции Кругозор на высоте 3000 метров доходим быстро. Дальше дорога постепенно сужается до типичного горного проезда шириной в одну машину. На Хантере в чем-то проще. Ползешь весь путь на первой, пониженной, играешь газом — и все дела.

Мотор у Патриота более тяговитый и позволяет ехать на второй передаче. Но перед затычным местом нужно перейти на первую, чтобы не скиснуть. Так и дергаешься туда-сюда с передачами.

Останавливаться на подъеме неприятно, а местами и откровенно опасно. Камера заднего вида с подвижной разметкой траектории в горах кажется игрушкой. И хотя картинку показывает правильную, в этих условиях больше доверяешь подсказкам коллег, собственным глазам и какому-то шестому чувству.

На Эльбрус! Экстремальный тест УАЗ Хантера

На Эльбрус! Экстремальный тест УАЗ ХантераСиденья с водоотталкивающей пропиткой обладают лишь намеком на боковую поддержку и регулируются по длине в минимальном диапазоне. Тем удивительнее, что после 200 км по асфальту я не чувствовал усталости — хотя при росте 186 см провел всё это время в позе, далекой от понятия «эргономика».
Сиденья с водоотталкивающей пропиткой обладают лишь намеком на боковую поддержку и регулируются по длине в минимальном диапазоне. Тем удивительнее, что после 200 км по асфальту я не чувствовал усталости — хотя при росте 186 см провел всё это время в позе, далекой от понятия «эргономика».

На Эльбрус! Экстремальный тест УАЗ ХантераНад передней панелью салона время невластно. Место под магнитолу по-прежнему не преду­смотрено. Единственный атрибут комфорта, которым наделили «козлика», - обогрев сидений. Уровень безопасности стал чуть выше благодаря АБС и системе ЭРА-ГЛОНАСС с кнопкой на потолке.
Над передней панелью салона время невластно. Место под магнитолу по-прежнему не преду­смотрено. Единственный атрибут комфорта, которым наделили «козлика», - обогрев сидений. Уровень безопасности стал чуть выше благодаря АБС и системе ЭРА-ГЛОНАСС с кнопкой на потолке.

Друга в горы тяни

На Эльбрус! Экстремальный тест УАЗ ХантераЗа подготовку маршрута и безопасное восхождение отвечала Инна Мартьянова, гонщица с колоссальным внедорожным опытом и обладатель рекорда Книги Гиннесса за покорение Эльбруса на квадроцикле.
За подготовку маршрута и безопасное восхождение отвечала Инна Мартьянова, гонщица с колоссальным внедорожным опытом и обладатель рекорда Книги Гиннесса за покорение Эльбруса на квадроцикле.

Цель — станция канатной дороги Мир на высоте 3500 метров. Чуть ниже нее начинается снег, уходя сплошным слоем до самой вершины — даже в середине июня. Под солнцем он раскисает, а ранним утром, пока наст еще плотный, на склоны выходят лыжники и сноубордисты. Их-то мы и удивим, выставив на финише трассы наших оранжевых «альпинистов».

Два последних перегона даются сложнее. Крутизна выросла, в паре мест подтаявший снег некстати добавил дороге влаги. Да еще и два поворота под 90 градусов. Они не просто снижают скорость. С заблокированным центральным дифференциалом в них очень сложно вписаться с первого раза, а поскольку дорога сильно раскисла, есть лишь одна попытка. Не справишься — застрянешь. Возможно, надолго.

Трое рыжих прошли все препятствия и достигли намеченной минимальной высоты — 3500 метров. Последнему, внезачетному Патриоту не повезло: шедшие впереди машины в одном месте так разбили дорогу, что он не смог пробиться. С десяток попыток — и всё тщетно. Лебедки у этого Патриота нет, а высылать на помощь один из экспедиционных автомобилей с лебедкой бессмысленно. На сыпучем покрытии вытягивающего утянет вниз. А еще придется дважды разворачиваться на узкой дороге. Поэтому четвертый автомобиль спустился на предыдущую отметку, а его экипаж добрался до нас по канатной дороге.

На Эльбрус! Экстремальный тест УАЗ ХантераСерийные 469‑е были двух цветов — песочного и хаки. Яркими красками красная, желтая и голубая машины обязаны ­своему гоночному статусу.
Серийные 469‑е были двух цветов — песочного и хаки. Яркими красками красная, желтая и голубая машины обязаны ­своему гоночному статусу.

На Эльбрус! Экстремальный тест УАЗ ХантераПри восхождении ульяновцев сопровождали два профессиональных альпиниста. Владимир Иванович Дунаев — крайний слева на капоте. В ту пору он был водителем-испытателем шестого разряда.
При восхождении ульяновцев сопровождали два профессиональных альпиниста. Владимир Иванович Дунаев — крайний слева на капоте. В ту пору он был водителем-испытателем шестого разряда.

На Эльбрус! Экстремальный тест УАЗ ХантераВладимир Иванович Дунаев, участник первого восхождения на Эльбрус в 1974 году.
Владимир Иванович Дунаев, участник первого восхождения на Эльбрус в 1974 году.

Выше решили не забираться. Погода стремительно ухудшалась: видимость в навалившихся облаках упала метров до пятидесяти, заморосил дождь, плюсовая температура сильно подтопила снежный покров. Выше грунтовка совсем плохая, а карабкаться в тумане прямо по склону в лоб лыжникам — идея не из лучших.

Не доехали мы до отметки «4200 м», но и достигнутый результат — отнюдь не детский! Пробиться до 3500 метров сможет не каждый современный внедорожник. На самом деле это вообще по силам лишь избранным.

Идея вспомнить о легендарных достижениях — отличная. УАЗ в силу специфики машин записал на свой счет немало подобных историй. Путь Москва — Магадан — Москва, пройденный в 1973 году, нынче стал куда более цивилизованным, УАЗы таким не удивишь. А вот пустыня Каракумы (пробег 1977 года) не сильно изменилась — почему бы еще раз не вернуться в семидесятые?

Конечно, помнить о легендарном прошлом — это правильно. Но смотреть надо в будущее — и ставить новые, ­в том числе рыночные, цели.

Так вперед, УАЗ!

Фото фирмы УАЗ

Понравилась заметка? Подпишись и будешь всегда в курсе!

За рулем на Яндекс.Дзен
Оцените материал
16:—5

Отзывы о УАЗ Hunter (1)

УАЗ 2014 / срок владения 1 — 3 года

Достоинства:

Срок владения у меня не автомобилем, но двигателем. Ко всему прочему F-Diesel 4JB1T устанавливается на сельскохозяйственную технику, а именно на самоходный разбрасыватель "Туман 2", агрегат более чем достойный и к нашей "салярке" не прихотлив.

Недостатки:

дорогой при покупке

Комментарий:

нет

Написать отзыв

Загрузка...