Как строят хорошие дороги — журнал За рулем

Как строят хорошие дороги

Самый устойчивый миф: дороги у нас делаются некачественно и часто ремонтируются. Он же усиливается представлениями из девяностых годов о том, что дорожникам выгодно делать плохо — чтобы вскоре дорогу снова нужно было ремонтировать. Между тем, в последние годы ситуация и подход к строительству и реконструкции дорог сильно изменились.

При заключении контрактов на реализацию объектов нацпроекта «Безопасные качественные дороги» подрядчик берет на себя гарантийные обязательства и в случае выявления каких-либо дефектов он устраняет их за свой счет. Это диаметрально противоположный подход. Подрядчику невыгодно делать плохо — в случае нареканий придется переделывать, причем за свой счет.

В среднем гарантия на региональные и городские дороги составляет четыре-пять лет, однако в последнее время в регионах-участниках нацпроекта введена практика заключения контрактов на принципах жизненного цикла. Такой договор предусматривает не только проведение дорожно-строительных работ, но и последующее содержание подрядчиком объекта на протяжении нескольких лет. При таком подходе эффект еще выше: дорожникам выгоднее сразу сделать дорогу качественно, потому что содержать будет гораздо проще — а значит, дешевле.

Как строят хорошие дороги

В ходе дорожных работ используются новые и наилучшие технологии, которые подбираются в каждом регионе с учетом его особенностей.

Например, специалисты Курской области трудились над созданием своего рецепта асфальта в течение нескольких месяцев. Было разработано более 200 проб составов. При составлении смеси прежде всего учитывалось качество исходных материалов: физико-механические характеристики щебня, песка, минерального порошка. Выбор битумного вяжущего зависел от климатических условий региона: за основу были взяты средние, минимальные и максимальные температурные показатели воздуха за последние 20 лет.

На базе ФАУ «РОСДОРНИИ» создан и успешно функционирует Реестр новых и наилучших технологий, материалов и технологических решений повторного применения для осуществления дорожной деятельности, в котором уже содержится более 789 наименований материалов, около 250 конструкций и более 360 технологий. И их становится все больше!

Например, на объектах нацпроекта активно применяется метод холодного ресайклинга, который позволяет использовать старое асфальтобетонное покрытие как компонент нового. Специальные машины — ресайклеры измельчают старое покрытие и вводят в эту смесь укрепляющие добавки (битум, цемент) и специальные стабилизаторы, призванные улучшить качество получаемого в итоге покрытия.

Еще одна ультрасовременная технология — методика объемного проектирования асфальтобетонных смесей Superpave (Суперпэйв). Этот метод позволяет подобрать смесь с заданными техническими параметрами под конкретные условия эксплуатации в зависимости от климата и транспортных нагрузок. Ведь в Мурманской области нужен один асфальт, а в Крыму — совсем другой! Особенно важна методология выбора связующего — основного материала, придающего асфальту долговечность. Битум испытывают и классифицируют по температурным диапазонам, позволяющим определить верхнюю и нижнюю температурные границы, при которых битум в покрытии не разрушается. Испытания проводятся из расчета всего срока службы покрытия — с учетом того, что вяжущее стареет и с годами меняет свои свойства. Проще говоря, метод позволяет подобрать именно тот битум, который нужен для данного участка дороги.

Как строят хорошие дороги

Суперпэйв применялся при реконструкции трассы Санкт-Петербург — Морье. Это легендарная «Дорога жизни». Отрадно, что Суперпэйв использовался при реконструкции не только больших дорог, но и на малых объектах. В Уфе этот метод активно использовали при реконструкции улицы Парковая. Там же, к слову, использовался холодный ресайклинг — для стабилизации основания дороги.

Материалы тоже меняются. Например, сейчас активно применяется щебеночно-мастичный асфальтобетон. Его основа — жесткий каркас из щебня, который дает повышенную устойчивость к пластическим деформациям. А большой объем битумного вяжущего, занимающего все свободное пространство между заполнителями, снижает остаточную пористость асфальтобетона (0–1%), что позволяет получить долговечное покрытие устойчивое к интенсивным транспортным и климатическим воздействиям.

Как строят хорошие дороги


Еще одна отличительная черта нацпроекта «Безопасные качественные дороги» —- многоступенчатая система контроля качества работ. Все начинается с заключения контракта, анализа проектной документации, готовности асфальтобетонных заводов к началу сезона и операционного контроля дорожных работ и заканчивается комиссионной приемкой уже готового объекта, в которой принимают участие не только профессиональные дорожники, но и представители общественности и СМИ.

Понравилась заметка? Подпишись и будешь всегда в курсе!

За рулем на Яндекс.Дзен
Автор
Оцените материал
0:0
Загрузка...