30 миллиардов рублей помогут обновить дороги в 84 регионах страны!
Благодаря национальному проекту «Безопасные качественные дороги» планируется обновить более 2 000 км дорог
Дополнительные федеральные средства в объеме 30 млрд рублей, выделенные в рамках ведомственной целевой программы «Содействие развитию автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения», уже доведены 84 регионам страны. Эта поддержка дала новый импульс дорожному строительству с опережением запланированных сроков.

Благодаря федеральной поддержке планируется привести к нормативу более 1000 объектов общей протяженностью более 2 000 км. В их числе –социально значимые трассы и магистрали, а также участки улично-дорожной сети. Площадь укладки дорожного покрытия в 84 регионах составит 17,7 млн кв. м.
Указанные средства были оперативно доведены до субъектов, и сегодня реализация объектов находится в активной фазе. Все работы будут завершены в этом году.

Всего же на 2021 год запланировано обновление более 5,7 тысяч объектов общей протяженностью более 16 000 км.

Для жителей небольших городов и маленьких селений крайне важно то, что федеральный проект предусматривает строительство и реконструкцию не только крупных междугородних трасс, но также обновление региональных дорог и местной дорожной сети.
2020–2030
ПЛАН ДЕСЯТИЛЕТИЯ
Удовлетворенность качеством и доступностью автомобильных дорог
Доля дорожной сети городских агломераций в нормативном состоянии
Доля дорожной сети малых городских агломераций с населением 100−200 тысяч человек в нормативном состоянии (реализация с 2025 года)
Доля автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения в нормативном состоянии
Строительство и реконструкция автомобильных дорог регионального или местного значения, накопленным итогом, км
Количество построенных/реконструированных путепроводов на автомобильных дорогах регионального или местного значения (реализация с 2023 года), шт.
Построить современную автомобильную дорогу – не просто положить асфальт на слой щебенки. Нужно разработать земляное полотно, уложить подстилающий песчаный слой, а затем – щебеночно-песчаную смесь. Прикрыв этот пирог слоем асфальтобетона, получают основание дороги – и только после этого кладут дорожное покрытие, которое состоит из верхнего и нижнего слоев асфальтобетона.

А еще нужно организовать временное движение транспорта (если это действующая дорога), разобраться с коммуникациями, предусмотреть обочины, организовать водоотвод и посев трав, установить барьерное ограждение и освещение – и много чего еще. Для этого нужны знания, современные строительные материалы и новая техника.
Построить современную автомобильную дорогу – не просто положить асфальт на слой щебенки. Нужно разработать земляное полотно, уложить подстилающий песчаный слой, а затем – щебеночно-песчаную смесь. Прикрыв этот пирог слоем асфальтобетона, получают основание дороги – и только после этого кладут дорожное покрытие, которое состоит из верхнего и нижнего слоев асфальтобетона.

А еще нужно организовать временное движение транспорта (если это действующая дорога), разобраться с коммуникациями, предусмотреть обочины, организовать водоотвод и посев трав, установить барьерное ограждение и освещение – и много чего еще. Для этого нужны знания, современные строительные материалы и новая техника.
Так, к 2024 году 40% контрактов на строительство и содержание дорог должно заключаться с дальнейшим применением новых технологий. Такой подход полностью отвечает Постановлению Правительства РФ № 331 от 05.03.2021 о необходимости повсеместного внедрения BIM-технологий, которые позволят создать полную модель дороги – так называемый цифровой двойник, позволяющий учесть все нюансы ее строительства, предусмотреть особенности эксплуатации и оптимизировать себестоимость. Информационное моделирование – важный шаг к нулевому показателю смертности в ДТП.
Например, на объектах национального проекта «Безопасные качественные дороги» широко применяется метод холодного ресайклинга, который позволяет использовать старое асфальтобетонное покрытие как компонент нового. Специальные машины – ресайклеры измельчают старое покрытие и вводят в эту смесь укрепляющие добавки (битум, цемент) и специальные стабилизаторы, призванные улучшить качество получаемого в итоге покрытия. Это очень дорогая импортная техника, но она оправдывает свое применение как с точки зрения экологии (не нужно утилизировать срезанный асфальт), так и в части ускорения процесса.
Самая модная технология последних лет — методика объемного проектирования асфальтобетонных смесей Superpave (Суперпэйв). Этот метод позволяет подобрать смесь с заданными техническими параметрами под конкретные условия эксплуатации в зависимости от климата и транспортных нагрузок. Ведь в Архангельской области нужен один асфальт, а на Кавказе – совсем другой!

Важнейшие задачи в этом процессе – правильно подобрать местный строительный материал и связующее, которое придает асфальту долговечность. Битум испытывают и классифицируют по температурным диапазонам, позволяющим определить верхнюю и нижнюю температурные границы, при которых битум в покрытии не разрушается. Испытания проводятся из расчета всего срока службы покрытия – с учетом того, что вяжущее стареет и с годами меняет свои свойства. Проще говоря, метод позволяет подобрать именно тот битум, который нужен для данного участка дороги.
Еще одна современная технология – так называемые тонкослойные покрытия Новачип с использованием комплексной адгезионной добавки. Процесс укладки такого покрытия осуществляется на более высокой скорости движения – от пяти до десяти метров в минуту. После нанесения слой уплотняется катками, а через 40 минут после полного остывания покрытие готово к эксплуатации. При этом в процессе работ не производится утилизация отфрезированного материала – оно тоже идет в дело. Среди преимуществ технологии Новачип – продление срока службы асфальтобетонного покрытия, повышение коэффициента сцепления, что позволяет сократить тормозной путь автомобиля. А еще такое покрытие дает низкий уровень шума – благодаря своей однородной структуре.

Материалы тоже меняются. Например, сейчас активно применяется щебеночно-мастичный асфальтобетон. Его основа формируется жестким каркасом из прочного кубовидного щебня (до 80% от общей массы), поэтому он не подвержен пластическим деформациям. Пространство между заполнителями занимает битумное вяжущее (до 7,5%). Это обеспечивает водонепроницаемость и высокие показатели водо- и морозостойкости верхних слоев дорожных одежд. Также такое покрытие обладает способностью «самозалечивать» мелкие трещины.
ДОРОГИ СТАНУТ БЕЗОПАСНЕЕ
Национальный проект «Безопасные качественные дороги» реализуется в 84 субъектах страны и 105 крупнейших городских агломерациях. Главная цель программы и смысл применения дорогостоящих современных технологий – снижение смертности на дорогах. Снижение количества ДТП и их тяжести – серьезный вызов и главная точка приложения усилий со стороны государства, строителей дорог, эксплуатирующих организаций и, наконец, со стороны самих водителей.