К Дню строителя  
Хорды, рокады, диаметры:
как Москва разруливает пробки
Раньше выехать вечером из центра Москвы было настоящим испытанием. Пробки на Садовом кольце, вечные заторы на вылетных магистралях, узкие развязки. Но за последние 15 лет дорожная сеть города изменилась до неузнаваемости. Новые трассы, развязки и мосты сделали то, что раньше казалось фантастикой: по некоторым направлениям время в пути сократилось в два, а то и в три раза.

По данным Градостроительного комплекса Москвы, за эти годы в столице построили 1460 км новых дорог, что составляет 25% от существующей УДС. Это как доехать от Москвы до Петербурга и обратно. Появилось почти полтысячи мостов, эстакад и тоннелей – больше половины всех таких сооружений в городе. Реконструировали 16 вылетных магистралей общей протяженностью более 400 км и 22 развязки на МКАД.

Но главное – появились альтернативные маршруты, которые уводят потоки машин из центра.
МСД: всю Москву за 40 минут

Теперь это не фантастика, а реальность благодаря Московскому скоростному диаметру (МСД). Главная особенность МСД – полное отсутствие светофоров. Вместо них – десятки эстакад, тоннелей и мостов, которые делают движение непрерывным. Магистраль связывает ключевые федеральные трассы: М-11 «Нева» (в сторону Санкт-Петербурга), М-2 «Крым» (направление на Симферополь) и М-12 (маршрут до Казани).


Строительство МСД сопоставимо с возведением небольшого города. На площадках одновременно работали почти 12 тысяч специалистов. Уложенного асфальта хватило бы на 430 футбольных полей, а металлоконструкций – на четыре Эйфелевых башни. Бетона использовали столько, что им можно было бы заполнить 840 олимпийских бассейнов.


МСД не просто добавил Москве еще одну трассу – он изменил транспортную геометрию. Магистраль связала 6 округов и 45 районов, где живут 4,5 миллиона человек. Благодаря ей нагрузка на МКАД и Третье кольцо снизилась на 15–20%, а жители удаленных районов получили быстрый выезд на основные направления.

– – – – – – – – – – – – – –
Северо-Западная хорда (СЗХ):
30 км для разгрузки Москвы

Первый участок СЗХ открылся в 2015 году. И всего за четыре года магистраль протянулась на 30 километров, связав основные направления запада и северо-запада столицы.


Теперь, чтобы попасть с одного шоссе на другое, не нужно петлять по перегруженным улицам – хорда пересекает восемь крупных магистралей.


СЗХ проходит через четыре округа, облегчая жизнь двум миллионам москвичей. Она не просто добавила городу новую трассу, а создала полноценную альтернативу традиционным маршрутам. На многих участках время в пути сократилось на треть.

Поехали на юге

Как добираться из новых районов ТиНАО в Бутово, минуя вечно загруженную МКАД? Уже в скором времени это станет реальностью благодаря магистрали Солнцево – Бутово – Варшавское шоссе.


По планам Градостроительного комплекса Москвы скоростная дорога длиной 22,5 километра по прямой с 23 искусственными сооружениями – эстакадами, путепроводами, тоннелями – свяжет четыре ключевых шоссе: Боровское, Киевское, Калужское и Варшавское. Жителям больше не придется стоять в пробках – время в пути сократится вдвое. А главное – разгрузится не только МКАД, но и вылетные магистрали, которые сегодня буквально задыхаются от потока машин.


Пока на юго-западе завершают новую трассу, на юге уже работает её «дублер» – Южная рокада. Это 40 километров дорог основного хода магистрали, которые соединяют запад и юго-восток столицы в обход центра. По ней можно проехать от Кутузовского проспекта до Каширского шоссе, не заезжая на Третье транспортное кольцо.


После полного ввода всех участков Южной рокады в эксплуатацию 2,7 миллиона москвичей из 24 районов столицы будут экономить до 25 минут на поездках.

– – – – – – – – – – – – – –
Новый скоростной дублер

Всего 8 минут! Столько теперь требуется, чтобы преодолеть путь от небоскребов делового центра «Москва-Сити» до МКАД по Северному дублеру Кутузовского проспекта, или как сейчас он  называется – проспект Багратиона.


Проект уникален и с инженерной точки зрения – более половины трассы проходит над землей. Двухкилометровая эстакада, протянувшаяся от МКАД до станции Рабочий поселок, стала одной из самых протяженных в городе. Впечатляет и мост через Москву-реку в районе Фили, гармонично вписавшийся в городской ландшафт.


Эффект от новой дороги превзошел все ожидания – пропускная способность в этом направлении увеличилась на 40%, а время в пути сократилось втрое. Северный дублер не просто решил проблему пробок – он задал новые стандарты городского дорожного строительства. И доказал, что даже в условиях плотной городской застройки возможно реализовать эффективную транспортную схему.

Железные дороги – не помеха

Железные дороги десятилетиями тормозили движение в Москве. Но за последние 15 лет город совершил настоящий прорыв – построено более 100 путепроводов, из них свыше 30 – через железнодорожные пути. Новые сооружения кардинально изменили транспортную карту столицы. Там, где еще вчера стояли километровые заторы, сегодня машины едут без остановок.


Только в 2024 году завершены три крупных подобных проекта. Это путепроводы на стыке Северного административного округа и Московской области через пути МЦД-3 со съездом в районе 24–25 километров Ленинградского шоссе. Совместно с ОАО «РЖД» запущено движение транспорта на Проектируемом проезде № 2236 от улицы Хачатуряна до улицы Дубнинская под двумя путепроводами на МЦД-1. В конце года на севере столицы открыт путепровод также через пути МЦД-1, соединяющий улицы 800-летия Москвы и Инженерную.

Пробки остаются в прошлом!
Еще 10–15 лет назад пробки в столице считались одной из главных проблем. Сейчас от постоянных многокилометровых и многочасовых заторов остались одни воспоминания.

Больше не нужно толкаться в одних и тех же узких местах: МСД, хорды и рокады развели потоки, а новые мосты и путепроводы убрали вечные «затыки».

В час пик по-прежнему бывают заторы. Но теперь это не безнадежный коллапс, а временные затруднения.

В ближайшее время Градостроительный комплекс Москвы не планирует снижать темпы дорожно-транспортного строительства. Уже прокладываются новые трассы, модернизируются старые, появляются сложные развязки. И вполне вероятно, что уже через несколько лет любая пробка будет вызывать у водителей удивление, а не раздражение.
С Днем строителя!
Пусть будет меньше пробок на вашем пути!