Теперь это не фантастика, а реальность благодаря Московскому скоростному диаметру (МСД). Главная особенность МСД – полное отсутствие светофоров. Вместо них – десятки эстакад, тоннелей и мостов, которые делают движение непрерывным. Магистраль связывает ключевые федеральные трассы: М-11 «Нева» (в сторону Санкт-Петербурга), М-2 «Крым» (направление на Симферополь) и М-12 (маршрут до Казани).
Строительство МСД сопоставимо с возведением небольшого города. На площадках одновременно работали почти 12 тысяч специалистов. Уложенного асфальта хватило бы на 430 футбольных полей, а металлоконструкций – на четыре Эйфелевых башни. Бетона использовали столько, что им можно было бы заполнить 840 олимпийских бассейнов.
МСД не просто добавил Москве еще одну трассу – он изменил транспортную геометрию. Магистраль связала 6 округов и 45 районов, где живут 4,5 миллиона человек. Благодаря ей нагрузка на МКАД и Третье кольцо снизилась на 15–20%, а жители удаленных районов получили быстрый выезд на основные направления.
Первый участок СЗХ открылся в 2015 году. И всего за четыре года магистраль протянулась на 30 километров, связав основные направления запада и северо-запада столицы.
Теперь, чтобы попасть с одного шоссе на другое, не нужно петлять по перегруженным улицам – хорда пересекает восемь крупных магистралей.
СЗХ проходит через четыре округа, облегчая жизнь двум миллионам москвичей. Она не просто добавила городу новую трассу, а создала полноценную альтернативу традиционным маршрутам. На многих участках время в пути сократилось на треть.
Как добираться из новых районов ТиНАО в Бутово, минуя вечно загруженную МКАД? Уже в скором времени это станет реальностью благодаря магистрали Солнцево – Бутово – Варшавское шоссе.
По планам Градостроительного комплекса Москвы скоростная дорога длиной 22,5 километра по прямой с 23 искусственными сооружениями – эстакадами, путепроводами, тоннелями – свяжет четыре ключевых шоссе: Боровское, Киевское, Калужское и Варшавское. Жителям больше не придется стоять в пробках – время в пути сократится вдвое. А главное – разгрузится не только МКАД, но и вылетные магистрали, которые сегодня буквально задыхаются от потока машин.
Пока на юго-западе завершают новую трассу, на юге уже работает её «дублер» – Южная рокада. Это 40 километров дорог основного хода магистрали, которые соединяют запад и юго-восток столицы в обход центра. По ней можно проехать от Кутузовского проспекта до Каширского шоссе, не заезжая на Третье транспортное кольцо.
После полного ввода всех участков Южной рокады в эксплуатацию 2,7 миллиона москвичей из 24 районов столицы будут экономить до 25 минут на поездках.
Всего 8 минут! Столько теперь требуется, чтобы преодолеть путь от небоскребов делового центра «Москва-Сити» до МКАД по Северному дублеру Кутузовского проспекта, или как сейчас он называется – проспект Багратиона.
Проект уникален и с инженерной точки зрения – более половины трассы проходит над землей. Двухкилометровая эстакада, протянувшаяся от МКАД до станции Рабочий поселок, стала одной из самых протяженных в городе. Впечатляет и мост через Москву-реку в районе Фили, гармонично вписавшийся в городской ландшафт.
Эффект от новой дороги превзошел все ожидания – пропускная способность в этом направлении увеличилась на 40%, а время в пути сократилось втрое. Северный дублер не просто решил проблему пробок – он задал новые стандарты городского дорожного строительства. И доказал, что даже в условиях плотной городской застройки возможно реализовать эффективную транспортную схему.
Железные дороги десятилетиями тормозили движение в Москве. Но за последние 15 лет город совершил настоящий прорыв – построено более 100 путепроводов, из них свыше 30 – через железнодорожные пути. Новые сооружения кардинально изменили транспортную карту столицы. Там, где еще вчера стояли километровые заторы, сегодня машины едут без остановок.
Только в 2024 году завершены три крупных подобных проекта. Это путепроводы на стыке Северного административного округа и Московской области через пути МЦД-3 со съездом в районе 24–25 километров Ленинградского шоссе. Совместно с ОАО «РЖД» запущено движение транспорта на Проектируемом проезде № 2236 от улицы Хачатуряна до улицы Дубнинская под двумя путепроводами на МЦД-1. В конце года на севере столицы открыт путепровод также через пути МЦД-1, соединяющий улицы 800-летия Москвы и Инженерную.