10
11
АВТОVW Passat EcofuelІ ТестЭкономика должна...…быть экономной, сказал мультиорденоносец. И еще экологичной, добавили «зеленые», а вслед за ними и автопроизводителиИвот нашему вниманию представили Passat, работающий не только на бензине, но и на метане. Собственно, того и другого в него влезает примерно поровну: 21 кг газа и 30 л бензина. Запас хода в 900 км (в городе примерно 600) делится между газом и бензином на паритетной основе. Это объясняется просто: 30 л бензина весят около 21 кг, а теплотворность у всех углеводородов примерно одинаковая.пасным колесом и разместили баллоны под полом багажника, полностью сохранив объем грузового отсека – увы, но это проблема всех газовых машин, чем-то приходится жертвовать.Едет – не едет?Обычно на газе динамика у автомобиля несколько хуже, чем на бензине, но у Passat Ecofuel этого не заметно. ЗаНередко компьютер советует переключаться вверх через одну, а то и через две передачиДругое дело, что килограмм газа, даже сжатого до 200 атмосфер, занимает больше места, чем 1 кг бензина, и все это «богатство» нужно в автомобиле разместить. Разработчики решили пожертвовать заоснову взят бензиновый мотор с двойным наддувом и непосредственным впрыском, мощностью 150 л.с., он адаптирован для работы на двух видах топлива. Дело в том, что октановое число метана очень высокое – 130против 95 у бензина, следовательно можно было бы увеличить степень сжатия. На атмосферном моторе изменять эту степень проблематично, а вот у турбированного достаточно лишь повысить давление наддува. При современных системах управления двигателем сделать такую регулировку автоматической не составляет труда, и это позволяет максимально использовать возможности того и другого вида топлива. Правда, газ не дает никакой смазки, да и температура сгорания у него повыше, поэтому пришлось усиливать поршни, кольца и клапаны, но это тоже не было проблемой. Газовые форсунки врезали во впускной коллектор, в то время как бензиновые установлены непосредственно в камере сгорания. Все, можно ехать. Для перехода с газа на бензин ничего переключать не надо, автомобиль сам решает, чем ему «питаться». Заводится, естест-венно, на бензине, затем сразу же переходит на газ и вновь переключается на бензин, лишь когда газ закончится. На динамике автомобиля это не отражается, по крайней мере по ощущениям. Я специально израсходовал весь газ, чтобы посмотреть, как пойдет переход с одного топлива на другое. На приборной панели погасла зеленая лампа с изображением газовой колонки, и все – автомобиль как ехал, так и продолжил ехать, только уже на бензине.Экономь и не гадьЭтот автомобиль примечателен еще и тем, что он – прекрасный тренажер экономичного вождения. «В придачу» к 6-ступенчатой механической коробке передач прилагается индикатор, показывающий, какую передачу сейчас лучше включить, причем показывает не просто стрелками вверх-вниз, а ее номер. Любопытно, что нередко элек-10№13І июль 2010 І За рулем – Регион VW Passat Ecofuel1І Тест234Passat TSI EcofuelМощность, л.с. при об/мин Макс. крут. момент, Н·м при об/мин Максимальная скорость, км/ч Разгон 0–100 км/ч, с Расход газа, кг/100 км город / шоссе / смешанный цикл Расход бензина, кг/100 км город / шоссе / смешанный цикл Запас хода макс. газ + бенз. км Длина / ширина / высота, мм Колесная база / дор. просвет, мм Снаряженная / полная масса, кг Объем багажника, л 150 при 5500 220 при 1500 210 9,7 6,1 / 3,6 / 4,6 9,6 / 5,7 / 7,2 900 (450+450) 3941 / 1728 / 1524 2709 / 136 1633 / 2160 523–16511 Слева – указатель количества газа, справа – бензина 2 Переходник для заправки метаном 3 Заправочных горловины две: сверху газ, снизу бензин 4 Газовые баллоны – под крышкой в багажникетронный разум советует переключаться вверх через одну, а то и через две передачи. Например, вы ускоряетесь на второй передаче. Пока педаль акселератора нажата почти до пола, компьютер понимает, что вам нужно много мощности, и переключаться не советует. Но стоит закончить разгон и приотпустить педаль, как он тут же высчитывает, на какой из максимально возможных передач сейчас можно было бы ехать, и тут же показывает, мол, переключайся сразу на четвертую, мотор вытянет. В общем, компьютер бдит и постоянно напоминает водителю – нечего на пониженных передачах кататься, не жги топливо понапрасну и не гадь в окружающую среду, это и без тебя есть кому делать. Конечно, безоговорочно следовать указаниям компьютера не нужно, необходимо учиты-вать дорожную обстановку, но по себе заметил, что через пару дней езды на этом тренажере стал переключаться вверх гораздо раньше, причем продолжаю это делать и за рулем других машин. Ничего, скорость от этого не страдает, зато хочется верить, что расход топлива удалось немного снизить.Выгодно – невыгодно?Заправка сжатым газом – отдельная история. В Москве газозаправочных станций, торгующих метаном, очень мало, гораздо меньше, чем продающих сжиженную смесь пропан-бутана. И расположены они на МКАДе. Это, увы, серьезный минус – мы уже отвыкли ездить заправляться за тридевять земель. А за пределами Москвы подобных заправок и вовсепрактически не встретишь, так что метановые машины вряд ли подойдут тем, кто ездит не только по Москве. Стало быть, в основном они могут быть востребованы в корпоративных автопарках, такси и прочих подобных организациях. Ведь ездить на метане выгодно! По сравнению с бензиновой газовая машина позволяет сэкономить на топливе почти 2 рубля с каждого километра, то есть за 10 000 км – 20 000 рублей. Мы не можем пока посчитать срок окупаемости тестового автомобиля просто потому, что это тест и для компании Volkswagen: и цены на такие машины они пока не определи-ли. Однако даже если этот автомобиль будет стоить на 100 000 рублей дороже, то через 50 000 км он окупит вложенные в него деньги. Другой вопрос, за сколько потом удастся продать подержанную машину, работающую на сжатом газе? В общем, пока вопросов больше, чем ответов, но связаны они не с машиной, она-то как раз работает отлично, а с тем, что вокруг нее. А вокруг в смысле инфраструктуры у нас в стране – пустыня: заправок нет, и когда появятся, непонятно. Леонид КЛИМАНОВИЧ Фото автора+Километр пробега обходится почти на 2 рубля дешевле–Нет места для запаски, очень мало заправочных станций11За рулем – Регион І №13 І июль 2010