12
13
14
15
16
17
MISSION ONE E-SUPERBIKEспортбайк / 2010 /   136 л.с. / 239 кг /   $ 69   000 (в США) текст Алана КАТКАРТА, фото Кевина ВИНГАВОЛЬТЫ ВМЕСТО КУБИКОВ12moto.zr.ru август 2010В характеристике этого супербайка не найти ни объема  двигателя, ни степени сжатия, ни размерности. Почему?  А потому, что у него ‣ MISSION ONE E-SUPERBIKE с.12, Jawa 50 ROBBy и Jawa 50 PIONyR с.18, HONda VTX1300S с.20, С-МOTO 400 с.24, СигНАльНый жилЕТ с.28, MalagUTI MadISON 3 250 с.30тестыMISSION ONE: анатомияВ электрической силовой установке – три основные части: аккумуля тор, контроллер и двигатель. И если у бензиновых двигателей есть такой показатель, как литровая мощность, то по отношению к «электричкам» ключевым параметром является удельная емкость батарей,то есть количество ватт-часов на килограмм веса. Электромотор по весу схож с бензиновым агрегатом, однако в разы компактнее. Единственное, что роднит его с ДВС, так это система масляного охлаждения: хоть КПД электромотора и в разывыше, чем у поршневого двигателя, но часть потребляемых электрических ваттов перерождается в тепло вые джоули. Зато благодаря линей ной характеристике мощности и момента ему не нужно ни сцепле ние, ни коробка передач.Езда на электромотоцикле сродни воплощению лозунга из «12 стульев»: «Тщательно пережевывая пищу, вы помогаете обществу», – ведь нет ни выхлопа, ни шума, ни вреда окружающей среде. Но кроме шуток, в этом еще и куча впечатлений, которых ни на одном бензиновом аппарате не получишь. Да, многие запишут ныне продаваемые «электрички» (Brammo Interia или ZeroS) в стан машин для езды за хлебом – и будут не правы: хотя их максималка едва дотягивает до сотнив час, а на зарядку аккумуляторов уходит целая ночь, дрэговые четверть мили с места за 20 секунд дорогого стоят. Этот же аппарат можно смело назвать следующим витком в развитии электромотоциклов: энерговооруженность на уровне современных «литров», запас хода до 250 км, полтора часа на полную зарядку, а самое главное – максималка в 260 км / ч! Но это цифры. А на деле передо мной футуристичного вида машина, вся в вентиляцион-ных решетках, хищно прищурившая единственную светодиодную фару. Непривычно видеть мотоцикл без лапок заднего тормоза и коробки передач: последней вовсе нет (ведь у электромотора крутящий момент не зависит от оборотов), а главный цилиндр заднего тормоза перенесли на левый клипон – как на скутерах. Но это, пожалуй, единственное, что роднит Mission One с маломощной техникой. Под пластиком – трехфазный двигатель переменного тока с единственной цепной передачей на зад­август 2010 moto.zr.ru13 ПРЕМЬЕР-ТЕСТпосадкаСиденье расположено высоко, даже я со своим ростом за 180 до земли достаю лишь цыпочками.Mission one e-sUPeRBiKeархитектураБольше всего места под пластиком занимают литий-ионные аккумуляторы.рульЧто действительно не понравилось, так это расположение клипонов – запястья после череды поворотов отсыхают.оптикаВместо привычной фары – сборка из мощнейших светодиодов.подножкиПодножки без лапок, зато регулируемые. Главный цилиндр заднего тормоза переехал на руль.резина обтекатели Mission one, на Котором джереми Клиленд В БоннеВиле уСтаноВил реКорд СКороСти для элеКтроБайКоВ (уже ПоБитый) – 258 Км/Ч, – ПраКтиЧеСКи не отлиЧаетСя от СерийноГо. оБратите Внимание, КаК заКидало Солью нишу заднеГо КолеСа.Кроме аккумуляторов, под пластиком есть еще и рама, и система управления электроэнергией, и силовой инвертор. Как оказалось, двухкомпонентным шинам Michelin все равно, на чем работать: хоть на бензине, хоть на электрике – держак на пятерку!нее колесо, сборки из литий-ионных батарей, системы охлаждения и регулирования мощности, а также еще куча разноцветных, но нужных проводов: все электросистемы наделены функцией самодиагностики. О'кей, но что же такое e-Superbike на деле? Выстрел! Ощущения безбашенного драйва не хуже, чем на Yamaha R1 или Aprilia RSV4, если делать скидку на чуть менее острую управляемость из-за большей массы. Это настоящий высокотехнологичный болид без вредных выбросов (хотя надо помнить, что закон сохранения энергии еще никому побороть не удалось – электроэнергия, закачанная в батареи мотоцикла из розетки, тоже должна откуда-нибудь браться), который почти бесшумен – тишину при езде нарушает лишь едва заметный вой первичной передачи и жужжание цепи главной. Наибольшее влияние на акустическую картину оказывает шершавость асфальта – оказывается, даже14moto.zr.ru август 2010 Шестипоршневые моноблочные скобы не только выглядят, но и работают великолепно.Задний моноамортизатор с кинематической схемой рычагов, как у старенького Ducati 748.Вентиляторы по бокам высасывают тепло из радиаторов охлаждения электромотора и инвертора.Приборка на жидких кристаллах, вся оптика – на светодиодах. Не понта ради, а экономии для.в шлеме можно по шелесту шин определить степень абразивности покрытия. Честно, от Mission One я ожидал меньшего, и вот почему: прошлой осенью мне довелось прокатиться  на чемпионской машине Боба Барбера (чемпион  TTXGP – гонок на электроспортбайках). То был 750‑й  «джиксер», на который вместо штатного двигателя установили два электромотора Agni, а тяжеленные блоки  силовых аккумуляторов разместили внутри рамы. Да,  это была резвая, но не сверхзвуковая машина, которая  не рулилась вообще. Да, Боб победил в гонках, но это  была победа пилота, а не машины. А вот скажи мне  кто‑нибудь, что победителем TTXGP был не Agni‑Gixer,  а e‑Superbike, я бы поверил, ни капельки не сомневаясь. Уверен, что именно прошлогодний опыт гонок  электросупербайков и сыграл ключевую роль в проектировании Mission One.Нет, Mission One по-прежнему мотоцикл, а не ядерная бомба, хоть на нем и есть большая красная кнопка.Через прозрачную крышку электромотора видны силовые кабели, подходящие к обмоткам статора.август 2010 moto.zr.ru15 ПРЕМЬЕР-ТЕСТMISSION ONE E-SUPERBIKEНа дисплее пишется Не только скорость и заряд силовых батарей, Но и остаток эНергии во вспомогательНых аккумуляторах, от которых питаются циркуляциоННые Насосы систем охлаждеНия, веНтиляторы, светотехНика и приборка. в случае Необходимости оНи подзаряжаются от силовых акб.Чтобы оседлать эту в прямом смысле темную лошадку, мне пришлось становиться на цыпочки. Дальше – больше: чтобы дотянуться до клипонов (кстати, висящих на топовой 43‑миллиметровой вилке Ohlins), пришлось обнимать горб не бензо‑, а «электробака». Чисто рейсинговая посадка загружает нос мотоцикла не только компоновкой батарей, но и весом торса пилота, максимально перетянутого в сторону переднего колеса. Тем не менее некоторая свобода пере-движений есть – по седлу можно немного двигаться взад‑вперед, форма горба тому не по‑ меха. И пусть из‑за этого и не получается, как на обычном спортбайке, залечь на бензобак, но тут прекрасно свою роль выполняет обтекатель – поток ветра отфутболивается выше шлема. И раз уж заговорили об эргономике, не могу не поругать руль: клипоны слишком сильно вывернуты назад, из‑за чего очень быстро устают запястья, особенно в связках поворотов.Чтобы пробудить электромонстра к жизни, нужно повернуть ключ в замке – не зажигания, а включения – под пластиком, отжать БОЛЬШУЮ КРАСНУЮ КНОПКУ и привычно, правым большим пальцем, выключить «стоп‑двигатель». Дальше включаем циркуляционные насосы и вентиляторы систем масляного охлаждения тягового электромотора и водяного охлаждения силового инвертора (устройство, превращающее постоянный ток в переменный трехфазный). Движок настолько компактный и мощный (100 кВт при размере с мотор от стиральной машины), что без охлаждения обмоток – никак. Когда все включено, оживает и дисплей, выводя информацию об исправности систем мотоцикла, заряде батарей и, естественно, скорости. Тахометра нет, ведь ротор мотора жестко связан с колесом. А вот чего, на мой взгляд, реально не хватает, так это стояночного тормоза – если обычный мотоцикл, чтобы не катился, можно поставить на передачу и уйти, то здесь нет ни передач, ни сопротивления у электромотора к прокручиванию в выключенном состоянии. И вот все системы в боевой готовности, остается только повернуть ручку газа и наслаж-16moto.zr.ru август 2010 даться полетом! А наслаждения, скажу вам, предостаточно, но только если быть аккуратным. Стоит перекрутить ручку, особенно на непрогретой резине, как бернаут на ходу км/ч вам обеспечен. Повторюсь, у электромотора тяга не зависит от частоты вращения: полмаксимальная ный крутящий момент он развивает с нуля скорость и до предельных 6500 об/мин. электрического На деле более чем полторы сотни ньютомотоцикла но-метров момента (если покажете мне хоть один серийный «литр» с таким крутиловом, с меня пиво) перерождаются в столь ровную, но безудержно мощную тягу, что я поймал себя на мысли: мне еще никогда так минут легко не давалось вили. Тут алгоритм простой: чем резче крутишь ручку, тем резче модлится полная тоцикл отрывает переднее колесо. И все. зарядка Никаких сцеплений, передач, провалов mission one и подхватов, а также боязни запороть мотор от обычной масляным голоданием. Также никакой боязрозетки ни того, что жители домов улочки, удобной для станта, будут кидаться в вас цветочными горшками, когда вы тридцатый раз проедете под их балконом в «свече». Да, мотоцикл не особо легкий, но и здесь слово «но» играет ключевую роль, и вот какилометров кую: пусть снаряженный вес 239 кг не мал, но здесь нет двух ведер бензина, мотающих- можно проехать ся внутри бензобака и смещающих центр тяна штатной жести. Зато здесь есть распределение веса батарейке. в пропорции 53:47 (перед-зад соответственнеплохо но). Вот и получается, что машина пишет дуги поворотов, будто острые ножницы опытного портного с надежностью швейной машинки «Зингер», да и база кованых колес Marchesini в 1455 мм, натянутая между полностью регулируемыми подвесками Ohlins, тысяч вшивает в ровную ткань управляемости американских именно ту нить, что нужна. Тормоза великодолларов лепно останавливают три с лишним центнера нашего с мотоциклом веса. Кто бы сомневалпридется ся – здесь моноблочные скобы PVM (шестивыложить из поршневые спереди и двухпоршневая сзади) своего кармана работают в паре с дисками Brembo. любителям Тем не менее на моей машине выявилась неэкологии доработка: при торможении заднее колесо вело себя как-то странно, будто его вместо воздуха на миг заполняли свинцом, что в череде поворотов во влажной роще пару раз заставило, мягко говоря, понервничать. Оказалось, что настройка рекуперативного торможения нм (когда тяговый электромотор выполняет функтакому моменту цию генератора, подзаряжая батареи) была обзавидуется неправильной: мотор слишком интенсивно отжирал энергию у колеса, из-за чего я в поворо- любой литровый тах сбрасывал газ не до конца, держа ручку спортбайк чуть выше нулевого положения. На серийных образцах, которые поступят в продажу в марте 2011 года, будет уже новая система контроля, которая позволит изменять все параметры тяги в режиме реального времени через меню бортового компьютера. килограмм Е-Superbike можно смело назвать прорыснаряженной вом. Прорывом технологий, конструкторских массы не решений и идей. Это бескомпромиссный репомешают, если волюционер. Революционер прежде всего вам захочется взглядов и стереотипов. Миссия выполнена!260 90MISSION ONE E-SUPERBIKEданные производителя250 69> общие данныеМодельный год 2010 Сухая масса, кг 239 База, мм 1455 Угол наклона рулевой колонки, град. 23,5> ходовая частьстальная, из хром‑молибденовых труб Передняя вилка телескопическая, перевернутого типа, ∅ 43 мм, полный набор регулировок Задняя подвеска маятниковая, с моноамортизатором и полным набором регулировок Тормозная система раздельная, гидравлическая Передний тормоз 2 диска ∅ 310 мм, 6‑поршневые скобы Задний тормоз диск ∅ 280 мм, 2‑поршневая Brembo Колеса кованые Marchesini Передняя шина 120/70ZR17 Задняя шина 190/55ZR17 Рама> двигательТип трехфазный, бесщеточный, переменного тока, с генераторным режимом Макс. мощность, л.с. при об/мин 136/6500 Макс. крутящий момент, Нм при об/мин 156/0‑6500 Система питания литий‑ионная батарея, 350V Система охлаждения жидкостная и масляная> трансмиссияСцепление Коробка передач Главная передача отсутствует отсутствует цепь156 239сделать вилидве «электрички»главную консультативную помощь в проектировании e-Superbike оказала компания Tesla, та самая, которая разработала силовую установку для Toyota Prius – первого широко распространенного гибридного автомобиля.Перевод Льва ГАРЯЕВАавгуст 2010 moto.zr.ru17