296
297
298
300
БезопасностьРЕЙД проверим тормозаОтвратительная влажностьКак давно вы проверяли, что у вас залито вон в тот бачок? Не спешите с ответом, что тормозная жидкость. По внешнему виду – да, а вот по составу и свойствам – возможно, нет. Это на практике доказали Максим Приходько и Геннадий Емелькин. Фото: Александр Кульнев.О «ЛОШАДЯХ» И ЛОШАДКАХ Проверять работоспособность тормозной жидкости в  автомобилях наших граждан мы решили в обычном российском городе. Выбор пал на  Дзержинск, некогда столицу советской химической промышленности. Воздух здесь, кстати, немного сладковатый, так что промышленность эта и сегодня успешно работает. Договорились с  одним из  пунктов 296 За рулем 11/2008прохождения гостехосмотра и  организовали «дополнительный пост», где проверяли именно жидкость. Автопроизводители рекомендуют менять жидкость в  гидроприводе тормозов каждые два года либо через 40 тыс. км пробега. К этому времени ее характеристики существенно изменяются. Так, температура кипения DOT-4 из-за гигроскопичности, то есть способ-ности впитывать влагу из  воздуха, понижается с  250 до  155°С, что соответствует 3,5% содержания влаги. Эта величина согласно техническим условиям заводов-изготовителей жидкости принята за критическую отметку. Искали влагу мы при  помощи оригинального портативного тестера. Первой на  прохождение ГТО в  бокс заехала «Нива» 28  лет от  роду. Спрашиваем Ваша тормозуха пропала! Открыв банку, нужно сразу же использовать жидкость, иначе она быстро впитает влагу. «Тойота» прошла проверку. Свидетельство тому – зеленый огонек: влаги менее 1%.у  владельца, пожилого мужчины, можно ли проверить тормозную жидкость его машины. – Это что, новые правила такие, да?  – хозяин с  любопытством посмотрел на  тестер.  – Просто я волнуюсь, а вдруг скажут: всё, дед, переходи с машины на лошадь. – Нет, это в  порядке эксперимента, – отвечаем мы. «Нивовод» повздыхал, явно не веря нашим словам, и продолжил чуть громче, чтобы слышали работники станции: – Нам-то в  деревне никак нельзя без  машины! А  лошадь, ее ж кормить. Да и где взять-то сейчас лошадь?.. Меж тем приборчик загорелся красным огоньком: в тормозухе этой «Нивы» влаги явно больше допустимых 3,5%. Цветом она напоминала желудевый ко-фе советских времен. Дедок по-ленински сжимал в руках кепку, незлобиво причитал про свою деревню и лошадь, но ГТО прошел. На  стенде его «Нива» тормозила в  пределах нормы. То,  что в  системе воды больше, чем допустимо, его не смутило: «А  я потихоньку, полегоньку, нам в деревне-то куда спешить?». С тем и уехал, одарив всех работников станции яблоками из своего сада. …Автопарк  Дзержинска  – Россия в  миниатюре: «фольксвагены» времен падения Берлинской стены, бэушные «американцы», новые японские вседорожники с нормальным рулем и  неновые – с правым и превеликое множество «жигулей», «волг» и «москвичей». Как раз один из  таких, системы «пирожок», въезжал в ворота диагностического бокса.На правах рекламы БЕЗОПАСНОСТЬ | РЕЙД ПРОВЕРИМ ТОРМОЗА ОТКУДА DOT?В России нет единого государственного стандарта, регламентирующего качество тормозных жидкостей. Все отечественные производители ориентируются на  стандарты, принятые в  США и  странах Западной Европы. По стандарту DOT  (США) все тормозные жидкости делятся на  три основных класса: DOT-3, DOT-4 и  DOT-5. По своему составу они подразделяются на минеральные, гликолевые и силиконовые. Смешивать их друг с другом нельзя. Важным показателем качества является допуск от производителей автомобилей на право первой заливки на  конвейере. Срок хранения (в герметичной упаковке) – пять лет.«Волга» тест по влаге не прошла, а вот талон ГТО получит. Такие у нас правила.Из 28 проверенных автомобилей у двух десятков было превышено предельно допустимое содержание влаги в тормозной жидкости. Следите за тормозами!– Здравствуйте. Можно проверить вашу тормозную жидкость? – Уровень, что ли? Так я доливал вчера… В ходе короткой беседы узнаем, что Георгий Александрович, хозяин «пирожка», намотал на нем не один «круг», но за интересующей нас жидкостью особо не следил: – Я сейчас езжу немного, надеюсь, «москвичонок» меня не подведет! Может быть. Хотя и  здесь уровень влаги намного выше нормы. Такая же картина ив бачке сцепления. – Георгий Александрович, как же вы зимой, в мороз тормозить будете? – Так осторожно и  буду,  – с  отеческой улыбкой ответствовал владелец машины. Кстати, ГТО «Москвич» не  прошел: проблемы со светом фар, неравномерным тормозным усилием и еще много с чем. Следующие три машины («Волга», «Тойота-Эхо», ВАЗ-2114) уложились в норму – до 1,5% влаги, а вот очередная, «Лада-112» четырех лет от роду, тест не прошла. Автомобиль был приобретен новым, но хозяин не проходил ТО на фирменном сервисе, а все регламентные работы выполнял сам. Как водится, до  смены тормозной жидкости руки не  доходили. Кстати, самая распространенная отговорка: «Да она (тормозуха.  – Авт.) по  цвету нормальная  же!» Еще один автовладелец долго убеждал нас, что хотя и не меняет жидкость регулярно, зато все время подливает в бачок298 За рулем 11/2008новую. Что у  него с  тормозами, остается догадываться. Представитель малого бизнеса на «Газели», тормозная система которой за все 126  тыс. км пробега вообще не знала смены жидкости, заявил: «Главное – стартануть!».ЧЕМ СЕРДЦЕ УСПОКОИТСЯ На пункте инструментального контроля мы провели почти целый день. Через наш прибор прошло 28  автомобилей. И почти у  всех тормозная жид-кость была таковой лишь по  названию, но  никак не  по сути, вне  зависимости от марки/модели и года выпуска. Барышня на «Мицубиси-Лансер» только от  нас узнала, что жидкость эту надо  менять («Ой, как  интересно, а  что еще здесь меняется?»). Другая энергичная дама, услышав, что мы абсолютно бесплатно «предсказываем будущее» тормозной жидкости, вызвонила своего сына для  экспресс-анализа: «Дима, срочно ко мне, тут люди из журна-Эксперимент под угрозой! Меня больше не интересуют тормоза «Лансера»! БЕЗОПАСНОСТЬ | РЕЙД ПРОВЕРИМ ТОРМОЗАла «За рулем» бесплатно что-то нужное для машины делают!» Если серьезно, то очень многие из  автомобилистов так и не поняли, ради чего мы затеяли сырбор. Водитель семилетнего «Пассата» убеждал, что раз у него иномарка, значит, там все надежно. Его автомобиль, кстати, тоже провалил тест на  влагу: прибор отреагировал на него красным индикатором. И правда, зачем мы это все затеяли? Специалисты уверяют: если жидкость в  тормозной системе не  меняли более двух лет, то проверять ее совсем не обязательно, поскольку влаги в  ней уже набралось сверх допустимого. Это не повод для паники, но и затягивать с  заменой нежелательно. В обычных неспешных торможениях разогреть «влажную» жидкость до  температуры кипения вряд ли получится. Но в жаркую погоду, на горной дороге, при интенсивном и частом сбросе ско-рости риск остаться без тормозов резко увеличивается (подробнее  – в  комментарии отдела испытаний). Кроме этого, тормозуха с повышенным содержанием влаги  – друг коррозии. Под ее воздействием повреждаются соединительные трубки, подклинивают поршни в  цилиндрах и, как  след-С водой в тормозной системе вы сумеете остановить автомобиль – и раз, и другой, и третий. Но каждое следующее торможение будет не похоже на предыдущее.ствие, нарушается баланс тормозных сил. А  это может привести к  заносу, выезду из  своего ряда… Зимой появляются и  другие проблемы  – повышается вязкость. Влага хорошо растворяется в  рабочей жидкости, и  при  отри-цательной температуре последняя тем гуще, чем больший процент воды содержит. Так что «продавить» тормозную педаль будет все труднее. Если же в  систему залита «левая» жидкость, то не  исключено, что она вообще попросту замерзнет. Отметим, что цена вопроса, то есть спокойствия и уверенности в собственных тормозах, ничтожна: 120  рублей за литр высококачественной жидкости. Заменить ее в условиях СТО обойдется еще в 700–1000 рублей. Хорошо, если у  вас новый автомобиль, тогда забота о  тормозах – это обязанность дилера (замена прописана в  регламенте). Но если он старый да  еще обслуживается от  случая к случаю? Вот и ездят наши сограждане, как  показал эксперимент, уповая на извечно-российское «авось». А ведь с  тормозами шутки плохи. Да и  зима скоро…КОММЕНТАРИЙ ОТДЕЛА ИСПЫТАНИЙВода в  тормозной жидкости… Точнее, всего-то несколько процентов, накопившихся в  гигроскопичном растворе за  несколько лет эксплуатации. Все знают, что это плохо, что тормозуху надо менять хотя бы время от времени. А  почему надо? Опыт ставит Сергей Воскресенский. Гидравлическому приводу тормозов в  первую очередь нужна жидкость, а  уж какая  – дело второе; в принципе, чтобы разочек тормознуть от души, достаточно простой воды. Но  мы, проверяя теорию практикой, взяли нормальную тормозную жидкость, а  также образцы с  повышенным – 3,5 и 7% – содержанием воды. 50; 49; 48; 48,7; 50...  – цифры пулеметной лентой мелькают на  экране измерительного прибора. Результаты накапливаются: изменяется не  только величина тормозного пути, но и усилие на педали и  даже ее ход. Только подобрался к  стабильным величинам  – и  вот опять пора заканчивать очередной цикл, «студить» тормоза и  начинать все заново. Потом смена жидкости, полная прокачка системы и  новая череда очень похожих результатов. Да, поначалу автомобиль на всех трех испытуемых составах показывает примерно одинаковый результат. Водитель, конечно, отмечает, что тормозной привод в  целом «чувствует» состав жидкости, а  при  7-процентной «влажности» заметно увеличивается ход педали и усилие (примерно на треть) на ней. Но чело-век корректирует поведение «Калины» и  она более или  менее уверенно останавливается в  обозначенном 48-метровом коридоре. Даже проверка на  термонагруженность (несколько жесточайших торможений «в пол» подряд) не вызывает катастрофического ухудшения тормозных возможностей. Дым столбом, педаль колом, но восемь (с  7%) и одиннадцать (с  3,5%) циклов резкого уменьшения скорости со 100 км/ч до полной остановки «Калина» все же выдерживает. Наконец картина проясняется. От  качества жидкости зависит преждевсего стабильность результатов. То  есть из 10–12 торможений подряд четко уложиться в  норму удается только на  эталонном варианте. В  остальных случаях тормозной путь «плывет», заставляя каждый раз подбирать нужное усилие на педали, а это достаточно сложно. Да, вы сумеете остановить автомобиль в  аварийной ситуации даже с  7-процентным содержанием воды в тормозной жидкости. Но  каждый следующий раз не  будет похож на предыдущий. А главное качество надежного автомобиля – это все-таки предсказуемость его поведения.300 За рулем 11/2008