332
333
334
336
ЭКОНОМИКАПРОФЕССИЯ СТРОИТЕЛЬ МОСТОВСоединить два берегаСреди строителей есть особая, элитная каста. Между собой они называют себя мостовщиками. Профессии людей, связывающих между собой берега рек, осваивал Андрей Морозов. Фото: Константин Якубов.…Пот со лба затекает даже под защитные очки. Каску, кажется, вот-вот сдует ветром. Промышленная «болгарка» ходит в руках, словно чеховский налим. А  строгий наставник недовольно хмыкает, когда вращающийся диск под моим неумелым управлением соскальзывает с зачищаемого шва. Ему-то, привычному, что! А я как подумаю, что в метре слева, где кончается стальная плита, пропасть высотою 70 метров, – руки ходят ходуном безо всякой «болгарки». – Ничего-ничего! Здесь и опытный монтажник поначалу робеет. Только не признается. Высота-то какая, а! А красота! – угадывая мою мысль о том, почему люди не летают, как птицы, спокойно рассуждает заместитель начальника Мостоотряда № 131 Алексей Чеботарев.НА БЕРЕГУ Красоту возводимого компанией «Волгомост» автомобильного моста я оценил еще утром, на подъезде к объекту. Волга под Ульяновском едва ли не самая широкая (в пределах крупных городов). Вот и новый мост через год займет свое место в книге рекордов: 12 976 метров,332 За рулем 11/2008 из которых 5928 – над самой Волгой. Таких длинных в Европе еще не возводили! Но когда после инструктажа по ТБ и медкомиссии я надел спецовку, о красоте пришлось забыть. На строительстве мостов трудятся специалисты десятков профессий: тут и водители, и крановщики, и сварщики. И даже капитаны малых и средних речных буксиров! Всем найдется дело, когда возводится такая гигантская конструкция. Технологий здесь множество. В зависимости от уровня сложности отдельные фрагменты будущего моста собирают на берегу, чтобы затем установить на опоры, либо «мостят» непосредственно на объекте. «Волгомост» использует в Ульяновске самые передовые технологии. Пролеты монтируют при помощи гидромодулей, которые арендованы у французской фирмы «Фрейсине». Не углубляясь в детали, поясню, что с помощью этих гидромодулей можно устанавливать на опоры части пролетов весом более сотни тонн. Технология дорогая, но в итоге и средства экономит, и рабочую силу. И качество будущего моста гарантирует на срок… 150 лет!СКОЛЬКО ПЛАТЯТ? Зарабатывают мостостроители неплохо. Даже выпускник техникума с третьим, самым низким, разрядом вполне может рассчитывать на 12–15 тыс. руб. в месяц. Если квалификация повышается, полагаются доплаты за сложность. Плюс за высотность, за работу в ночное время. В результате получка вырастет вдвое, а то и больше. Да, в Москве такими деньгами никого не удивишь, но в Ульяновске это отличный заработок. Да и кормят на стройке неплохо! Я, например, с аппетитом пообедал в рабочей столовой (три блюда плюс компот) за 58 руб. 90 коп. В городе цены повыше, но руководство мостоотряда дотирует местные столовые. Согласитесь, мелочь, а приятно…Прежде чем попасть на железное полотно будущего пути через Волгу, я задерживаюсь на берегу: мне доверили его укрепление. – Наше строительство осложняет сползающий в реку высокий берег, – рассказывает Алексей Чеботарев. – Из-МОСТОВОЙ ПЕРЕХОД ЧЕРЕЗ ВОЛГУ В УЛЬЯНОВСКЕДлина мостового перехода, м Длина моста, м Длина пролета моста, м Количество пролетов Количество полос движения Прогнозируемая интенсивность Расчетная скорость движения, км/ч 12 976 5928 220 23 4 до 30 тыс. автомобилей в сутки 90На правах рекламы ЭКОНОМИКА | ПРОФЕССИЯ СТРОИТЕЛЬ МОСТОВСамый длинный мост в Европе близок к завершению. все детали зачищаются пескоструйной машиной.Перед тем как соединять берега, их нужно укрепить.От чего сильнее дрожь: от «болгарки» или от 70-метровой высоты?за дождей он разрушается. Значит, нужно укреплять! Казалось бы, работа с уплотнителем грунта особой трудности не представляет. Издали это напоминает покос лужайки. Когда же тяжеленный, вибрирующий уплотнитель буквально потянул меня за собой к склону, думаю, у наставников моих замерло сердце. Машину забрали, выдали кувалду и стальные скобы – фиксировать на уже подготовленном, гидроизолированном слое песка пластиковую обрешетку для щебня. Так, слой за слоем, точно пирог, укрепляется берег матушки-Волги.334 За рулем 11/2008ТОЛЬКО НЕ ПОД ВОДОЙ! Новый мост – спасение для Ульяновска, раскинувшегося на обоих берегах реки. Старый, двухполосный, построенный еще в начале прошлого века, естественно, не в силах справиться с колоссальным потоком транспорта, в том числе транзитного. Многокилометровые пробки в центре города – следствие затрудненной переправы. Старому мосту вообще не везло. Однажды, когда из-за настоящего волжского шторма на его опоры понесло сорвавшуюся с якоря баржу, властям пришлось вызывать… пушки. Баржу расстреля-ли, потопили, и тогда мост не пострадал. Двадцать лет назад он выдержал таран круизного теплохода – и снова уцелел. Зато сегодня он, старенький, едва выдерживает многотонные фуры. Из-за частых ремонтов обветшавший мост на время закрывают, тогда движение между берегами и вовсе прекращается. Новый будет двухуровневым: четыре полосы движения на верхнем ярусе в дальнейшем дополнят еще двумя на нижнем. Самое интересное, что строить его начали аж в 1986 году! Двадцать с  лишним лет проплывающие на теплоходах туристы интересовались: а почему посреди ЭКОНОМИКА | ПРОФЕССИЯ СТРОИТЕЛЬ МОСТОВНа работу отвозит буксир.Монтажниквысотник приветов не шлет! Он – на вахте.Резьбовое соединение прочнее сварки.Маленькое, но ответственное поручение: «Обедать!!!».Волги одиноко стоят брошенные опоры? Денег не хватило при социализме. – Волга здесь стала такой широкой искусственно, – рассказывает Чеботарев. Мы беседуем на самой верхней точке моста. Под нами проплывают речные нефтяные танкеры, с высоты кажущиеся прогулочными лодками. – Когда сооружали Волжское водохранилище, людей из деревень повыселяли насильно, а сами деревни снести не успели. Наши водолазы рассказывали, так и стоят там, на дне, дома, церковь… Тут я понимаю, что водолаз – тоже мостостроительная профессия. Хорошо еще, что у меня нет удостоверения аквалангиста – на дно не полезу! В Мостоотряде № 131, филиале компании «Волгомост», трудится более тысячи специалистов. Очевидно, что найти на месте, в Ульяновске, такое количество высококвалифицированных работников непросто. Да и не нужно: мостостроители работают вахтовым методом. На улья336 За рулем 11/2008новском объекте трудятся монтажникивысотники из Саратова и Казани. Вахта бывает недельная, бывает полумесячная. Работа по двенадцать часов каждый день. Или каждую ночь – ведь мост возводится круглосуточно. Кстати, строители и конструкторы уже не стоят под своим детищем во время пробного пуска. Это, вообще говоря, красивая легенда: по строгим правилам техники безопасности оттуда во время испытаний всех выгоняют! Ведь для проверки на мост въезжает колонна груженных песком КамАЗов…НА ВЫСОТЕ К опоре моста нас везет малый буксир. Эту «составляющую» профессии мостостроителя мне попробовать не дают: штурвал дилетантов не терпит. Зато доверяют тяжеленный, килограммов на восемнадцать, болтоверт. Соединяют важнейшие детали моста не сваркой­и не клепкой, а здоровенными болтами.Места соединений сначала чистят пескоструйкой, затем детали скрепляют – и опять пескоструйка. Потом герметизация, антикор… Мастер недоверчиво следит за тем, как я, кряхтя по тяжестью болтоверта, забираюсь на часть будущей секции. Ставит в отверстие болт, показывает, как закрепить ручку. Ставит другой болт. У меня получается все лучше и лучше. На шестом болте я ухитряюсь накрыть головку буквально с первого раза. Только руки вот­вот выпустят агрегат в Волгу! Довольный собой, спускаюсь пред ясные очи начальства. – Что ж, еще пара дней тренировок, и к твоему болтоверту можно подсоединять пневматику! – смеется Чеботарев. – Эх ты, монтажник­высотник! Я с ужасом замечаю, что мой агрегат даже не был подключен к баллону. Вернее, мастер в нужный момент трубку отсоединил. Мосты ошибок не прощают…