Российские дороги: плохая репутация

Дороги России остаются одними из самых опасных в мире для водителей и пешеходов. О причинах аварийности и основных способах, позволяющих минимизировать ДТП со смертельным исходом, рассказывает Сергей Смирнов.

Российские дороги: плохая репутация

Всё по плану

Из года в год на наших дорогах гибнет около 30 тысяч человек – население небольшого города! В принятой десять лет назад государственной программе по дорожной безопасности не было ни слова конкретики – говорилось лишь о снижении количества погибших. На сколько? Да как получится. Естественно, исполнители (МВД, МЧС, Минтранс и Минздрав) отрапортовали, что с задачей успешно справились. Тенденция и впрямь положительная: в 2005 году в автоавариях погибло 33 957 человек, а в 2012‑м, по окончании программы, на автомобильных дорогах лишился жизни 27 991 человек. Но ведь и от этих данных кровь стынет в жилах!

А три года назад стартовала новая программа, с более конкретной целью – сократить к 2020 году число погибших на 8000 человек по сравнению с 2012‑м. Похоже, это максимум, на который способны замахнуться властные структуры. Но и эта задача, скорее всего, будет провалена: в 2013 году насчитали 23 092 погибших, в 2014‑м – уже 26 963, а в 2015‑м – 23 114. Выходит, принимаемые меры не особо влияют на снижение смертности. Значит, нужно искать другие пути. Может, обратимся к европейскому опыту?

Настоящая работа

К примеру, шведы не боятся ставить сверхзадачи – и приняли к действию программу Vision Zero («Стремление к нулю»). Ее основной принцип – минимизировать число дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом. А задача-максимум заключается в том, чтобы к 2020 году свести смертность на дорогах к нулю.

Самые страшные последствия – при выезде на встречную полосу. Но вместо четырех полос даже на федеральных дорогах делают лишь две.

В Швеции признали, что, сколько ни занимайся пропагандой безопасного вождения и соблюдения правил, как ни увеличивай наказание за проступки, водители всё равно будут совершать ошибки и попадать в аварии. Именно поэтому шведы решили строить такую дорожную систему, которая сама по себе минимизировала бы аварии и их последствия.

Например, внедряют распределение встречных потоков движения по формуле 2+1 (ЗР, 2015, № 8). Дорогу делают трехполосной: две полосы в одну сторону, одна – в другую. Чтобы водители могли опережать тихоходные машины, количество полос в каждом направлении периодически меняется. Встречные потоки разделяются барьерами, чтобы исключить лобовые столкновения. Кроме того, внедряют перекрестки с круговым движением, снижающие количество пострадавших в авариях по сравнению с классическими перекрестьями. А еще вводят ограничение скорости до 30 км/ч на самых опасных участках населенных пунктов и в местах оживленных пешеходных переходов.

Каждое ДТП со смертельным исходом тщательно расследуют. После этого принимают решение о реорганизации движения на данном участке дороги.

Особое внимание – пешеходам. Встретить в Швеции нерегулируемый наземный переход вне населенного пункта практически невозможно. И в этом нет ничего сложного и сверхзатратного. Неужели мы не можем сделать так же?

Штрафы увеличить

Наверное, можем – просто не хотим. В 2015 году произошло 184 тысячи аварий, в которых 23 114 человек погибли и 231 197 были ранены. Самые распространенные дорожные коллизии с пострадавшими – столкновение автомобилей (75 266 аварий) и наезд на пешеходов (56 918). При этом причина каждого третьего ДТП – неудовлетворительное состояние дороги.

Из года в год статистика удручает, и никто из чиновников не берет на себя ответственность за происходящее на дорогах. Даже президент на заседании Госсовета по дорожной безопасности отметил неудовлетворительную работу правительства. Но никто почему-то не подал в отставку. И даже не предложил конкретную программу. Совсем страх потеряли?

Количество погибших пешеходов можно сократить в несколько раз, если устанавливать такие переходы на аварийных участках дорог. Этот быстровозводимый переход на трассе «Волга» в Московской области позволит уменьшить число жертв ДТП.

Впрочем, кое-что все-таки предложили: воспитывать законопослушных водителей да увеличить штрафы. Браво! Это, безусловно, проще, чем приводить в порядок дорожную инфраструктуру. Да и в бюджет лишняя копеечка капает.

Читатели «За рулем», судя по результатам опроса, считают плохие дороги основной причиной аварий (76% голосовавших). А нарушение правил обгона (6%), внезапный маневр и перестроение (16%) дают те самые выезды на встречную полосу. Самое время спросить у чиновников: где обещанные разделительные барьеры, которые могут спасти тысячи жизней?

В ответ мы слышим про нехватку финансирования – дескать, местные власти не получают средств, необходимых для ремонта дорог. Получают! Однако взятые с водителей в виде штрафов деньги они расходуют на какие угодно цели, только не на дорожную безопасность.

Такие разделительные барьеры на трассе М4 есть везде. На бесплатных дорогах нужно устанавливать хотя бы тросовые, которые в полтора раза дешевле.

Причина? Нет ответственного, с которого можно спросить по всей строгости, а за проваленную работу отправить в отставку. Мне кажется, что лет эдак через десять на очередном заседании Госсовета, посвященном дорожной безопасности, вопросы будут обсуждаться всё те же. Высокие чины вновь станут хвастаться «успешной» работой, приводить данные о снижении смертности на очередные несколько процентов и требовать увеличения штрафов.

Может, все-таки пора заняться делом? А то скоро и штрафы некому будет платить.

Подпишитесь на «За рулем» в