38
39
40
МЕСТО РОЖДЕНИЯЗ а в од “Пежо-Ситроен” в Трнавечему скидкой в 12 процентов свои, родные “Пыжики” приобретают единицы. Мало того, из 52 000 собранных в прошлом году в Трнаве автомобилей в Словакии продана лишь сотая их часть. Очень имеет значение место и положение Да, страна небогата, тем не менее города и поселки ухожены, дороги практически идеальны, а местные водители просто паиньки. Европа! Вернее, ее центр. В этом – одна из причин строительства завода именно здесь. Главные рынки сбыта и поставщики – 75% комплектующих приходят в Трнаву либо из Словакии, либо из соседних с ней стран – все рядом. Основные автомагистрали под боком. К тому же рабочая сила относительно недорога. Да и правительство страны всячески старается привлечь иностранные инвестиции, никак не ограничивая так называемую локализацию производства. Получается удобно и экономически выгодно. Вот почему в маленькой восточноевропейской стране в последние годы построены уже три предприятия общей мощностью под миллион автомобилей в год. Французы, в частности, только на возведение завода потратили E700 млн. А весь проект с учетом стоимости оборудования и обучения персонала потянул аж на 3,4 миллиарда! Но вот что любопытно – предприятие, рассчитанное на годовой выпуск 300 000 машин, вовсе не кажется огромным. Корпуса компактно расположены на площади менее двух квадратных километров – совсем не автоград. Светло-серые коробки всех четырех его цехов – прессового, сварочного, окрасочного и сборочного – можно охватить одним взглядом с шоссе, соединяющего Братиславу с Трнавой. Все под контролем Между прочим, одежда рабо-Национальный вопрос“А она французская?” – довольно часто спрашивают покупатели у дилеров “Пежо”. Ведь собирают машины этой марки не только на исторической родине, но и еще в 12-ти странах. Мы побывали на самом новом заводе компании – в Словакии и попытались выяснить, влияет ли национальность автомобиля на его качество.Должны все знать Вот те раз! Я ведь абсолютно точно знаю, что здесь, в Трнаве, уже год собирают только “Пежо-207”. И вот в вестибюле главного входа между маленькими “Пыжиками” увидел большой стенд, посвященный “Ситроену-С-Кроссер”. Вседорожник-то выпускают в Японии. Неужели и он скоро получит словацкую прописку? Хозяева довольно быстро развеяли мои сомнения. Просто на заводах группы PSA есть правило – знакомить своих рабочих с новинками концерна. Все должны быть в курсе. Глядишь, кто и себе закажет. “Это вряд ли”, – каюсь, подумал я, вспоминая ряды стареньких “Шкод” и “Фольксвагенов” на стоянках перед проходной. Похоже, большинству здешних работников даже новенький 207-й не больно-то по карману. Так и оказалось. Минимальная зарплата на заводе всего E450 – ниже средней по стране. И даже с положенной рабо-38 | w w w.k u p i av t o.r umesto_rogdeniya_a.indd 3801.12.11 12:58 АНДРЕЙ КОЛТ УНФО Т О АВ Т ОРАМЕСТО РОЖДЕНИЯют. Мало того, они даже… сами себя контролируют. Готовый кузов (каждый, а не один в смену!) на специальных стендах исследуют 70 лазерных камер. А ну как одна из 3640 точек сварки выполнена некачественно? Только если вдруг чтото пойдет не так, появляются люди и моментально вносят коррективы в настройки. Но и у чудес кибернетики пока еще есть границы. Даже собравшись вместе, все 372 трнавских робота не смогут ни двери на кузов навесить, ни капот прикрутить. Эти операции выполняют рабочие – разумеРАБОЧИХ в сварочном цехе можно пересчитать по пальцам. Чтобы их тут обнаружить, нужно очень постаратьсячих того же корпоративного светло-серого цвета. А вот нам выдали каски, очки и кроме того (чтобы мы, не дай бог, свежеокрашенные кузова машин не поцарапали!) тонкие белые накидки из нетканого материала, сильно напоминающего марлю. Помнится, ни на ЗАЗе, где сейчас собирают “Шевроле”, ни во всеволожском царстве “Форда” подобных одежек гостям не положено. Слушаемся и ходим лишь по специально отведенным дорожкам, дабы никому не мешать. Сначала – в прессовый цех. Первые детали будущих “Пыжиков” рождаются именно здесь. То, из чего получатся двери, крыши, капоты, – огромные 30-тонные бабины стального листа. Двенадцати таких катушек хватает лишь на два дня работы или на 1668 автомобилей. Поэтому сталь постоянно подвозят – пока грузовиками, но скоро проложат железнодорожную ветку ближе к цеху. И доставка, как не преминули с гордостью отметить хозяева, будет экологичнее. Между прочим, прокат везут из Германии и Австрии, от надежных поставщиков, которые в числе прочих снабжают и заводы славящейся качеством своих автомобилей “Тойоты”. Но сталь в Трнаве все равно проверяют на прочность и эластичность. Вообще, контроль производства здесь, кажется, возведен в культ – куда ни глянь, обязательно увидишь, как ктото что-то испытывает, тестирует, пробует. Выходящие из-под пресса штамповки рабочие каждой из трех линий ощупывают на предмет заусенцев и замятостей. А сотая деталь проходит метрологический тест с помощью измерительных приборов. Ножницы, что режут листы, каждую среду на два часа останавливают для проверки. Матрицы (а их, кстати сказать, 120 штук), которые, собственно, и придают заготовкам нужную форму, контролируют на специальном прессе три раза в месяц.Чисто и там, где метут Всего на предприятии 3300 сотрудников, из них 2600 – рабочие, занятые в производстве. Но в цехе штамповки – традиционно самом шумном в автомобильном производстве – их почти не видно, ведь люди нужны лишь для контроля. Не секрет, что на иных заводах не то что грохот стоит адский – рядом с прессами прямо-таки подпрыгиваешь в такт их титаническим ударам. А здесь даже уши затыкать не нужно. Оказывается, на заводе в Трнаве самый низкий уровень шума среди всех сборочныхпредприятий группы “ПежоСитроен”. Понятное дело, в сварочном еще тише. Да и смотрится этот цех, словно картинка из фантастического фильма. Здесь вообще никого не видно – только роботы! Вот, тихо жужжа сервоприводами, один из них здоровущей своей механической рукой аккуратно берет заготовку, разворачивает как следует, приставляет к другой, приваривает. Как ловко, точно и почти бесшумно – магия! Причем машины не только умеют сваривать, они еще и герметики наносят, заготовки складиру-“Женитьба” – присоединение шасси к кузову происходит буквально за ПАРУ МИНУТВЕЛОСИПЕД одно из разрешенных средств передвижения по заводу. Другое – “Пежо207” с обязательной желтой полосойw w w.k u p i av t o.r u| 39mesto_rogdeniya_a.indd 3901.12.11 12:58 МЕСТО РОЖДЕНИЯЗ а в од “Пежо-Ситроен” в ТрнавеВсе крупные детали, в том числе и стекла, поставщики подвозят ПРАКТИЧЕСКИ НА КОНВЕЙЕР. На складе хранятся лишь крепеж, двигатели и коробки передач Первая проверка новорожденных машин – ТОРМОЗной стенд. Потом будут тест на герметичность в дождевой камере и экзамен ходовой на специальном трекеЗеленая улыбающаяся рожица, как вымпел передовика. А еще – будущий БОНУС к зарплате ется, с помощью облегчающих труд подъемников и зажимов. Ловко у них все получается, аккуратно, без всякой суеты. А чистота на рабочих местах – аж глаз режет. Производство устроено так, что и сорить в принципе нечем, но если чтото проливается или падает на пол – моментально убирается. По всей видимости нас сочли недостаточно стерильными. Во всяком случае в цех окраски не пустили – а ну как пыль на своих ботинках занесем? Мы прощаемся с “белыми” – в металле – кузовами. Поливать грунтовками, эмалями и лаками, сушить их будут пять часов. А там женщины уже фары прикручивают! Вообще, автомобиль рождается почти за два дня. И после того как одетый в специальные защитные накладки он выплывает из окрасочного, по сборочному конвейеру плыть 207-му еще шесть часов. И вот он, оказывается, где, весь рабочий класс завода – в сборочном цехе. Навесное оборудование, двигатель с коробкой, деталиТренируются рабочие на настоящих машинах. Но то, что они там навинтили, от посторонних глаз скрыто дые ребята, девчонки – да они же о чем угодно во время работы думают, только не о качестве сборки! А у женщин дома дети, семья, хозяйство. Как можно не ошибаться, прилаживая за одну смену, скажем, двери к 420 автомобилям? А бракованных деталей ни в одном цеху не увидел. “Не волнуйтесь, – постарался меня успокоить директор по связям с общественностью Петр Швейк. – Мы стараемся предупредить появление брака, а не исправлять его”. Оказывается, самое главное – не превращать людей в роботов. Любой рабочий конвейера кроме большого обеденного перерыва может отдыхать через каждые два часа по 10 минут, а потом поменять сборочную операцию – на любую другую из пяти освоенных. Кроме того, руководство премирует за прилежный труд, оплачивает медицинскую страховку, обучение в средних и высших учебных заведениях. Не так уж мало. Потому-то текучки кадров на заводе нет и потому получаются словацкие “Пежо-207” не хуже французских и испанских. Причем в той же Франции могут продавать машины, собранные в Трнаве, а VIN-номер всех автомобилей марки начинается с VF3. Принцип французской компании – качество не должно зависеть от места производства. А может статься, “Ситроен” все-таки будут собирать в Словакии. Через пару лет завод планирует освоить выпуск еще одной модели. Только будет это не “С-Кроссер”, скорее всего – новый С3.подвески прикручивают исключительно вручную. Как и везде – других технологий пока ни одна автомобильная фирма не придумала. Но у завода в Трнаве есть свои особенности – здесь трудится много женщин, точнее 23,6 процента всех сотрудников. Вполне можно утверждать, что почти на четверть словацкий “Пежо” собран их заботливыми и нежными руками. Узнав к тому же, что средний возраст персонала всего 31 год, я терзался сомнениями. Моло-Сдуваем и МАЛЕЙШИЕ пылинки. Чем не французская конфетка?40 | w w w.k u p i av t o.r umesto_rogdeniya_a.indd 4001.12.11 12:58