88ÊÀÊ ÝÒÎ ÐÀÁÎÒÀÅÒÑÈÑÒÅÌÀ «ÑÒÀÐÒ-ÑÒÎÏ»ÊÓÏÈ ÀÂÒÎ 17'2012Слишком много «если»Было бы странно, если быусилия конструкторов задушитьавтомобильный двигатель в угодутребованиям экологов не обернулисьв конце концов желанием отключитьего вовсе. Собственно, так оно ипроисходит: функция «старт-стоп»,похоже, скоро станет неотъемлемойчастью любого автомобиля./ Вадим УСТИНОВ, фото Максима ГОНЧАРОВАВообще-то идея глушить мотор при каждомудобном случае родилась в конце прошлого века.«Фольксваген-Поло-Формель-Е» с мотором 1,3 л1983 года издания был оснащен предком современной системы, которая называлась SSA и отключала двигатель, работающий на холостом ходу,через две секунды после остановки. Однакостремительный рост популяции функции«старт-стоп» начался только в последниегоды на благодатной почве всеобщейодержимости экологическими проблемами, щедро сдобренной борьбойза экономию природных ресурсов.Принцип работы системы весьмапрост. Как только автомобиль останавливается, а водитель удерживаетпедаль тормоза – или в случаес механической коробкой переводитрычаг в нейтральное положениеи отпускает педаль сцепления,– двигатель автоматически выключается. При любой манипуляциипедалями или рулем система вновьзапускает мотор. На первый взгляд всеразумно – тем более что советские представления о том, что мотор при запуске расходует больше топлива, чем за пару минут на холостом ходу, верны только тогда, когда он не прогрет.Но в алгоритм работы «старт-стопа» заложенамасса условных ограничений. Например, двигатель не выключается, если он не достиг рабочейтемпературы, если микроклимат внутри салона недоведен до необходимой кондиции, если за бортомслишком жарко или слишком холодно, если включен обогрев стекла, если задействован помощникпри парковке, если понижен уровень зарядкиаккумулятора – и это еще далеко не все «если».Создается впечатление, что для нормальной работы системы автомобилю требуются лабораторныеусловия, а не реалии городской жизни. Она не приемлет частых и долгих остановок на светофорах идвижение в плотных пробках. Ей не по нраву слишком активное использование приборов, требующихдля своей работы значительной электроэнергии.Она отказалась бы работать в Москве летом 2010-гои в условиях русской зимы. Так где же владелец такой машины может сэкономить заявленные изготовителями от 8% («Бош») до 15% («Валео») топлива?how it work_17.indd 88Когда система временно выключает двигатель, стрелкаспидометра у БМВ замираетна отметке Ready, а не на OffПри этом ему совершенно точнопридется доплатить: за износостойкийстартер, за мощный генератор и емкий аккумулятор,за датчики частоты вращения коленвала, положения педалей сцепления и тормоза – и еще богзнает за что. Сколько стоит это удовольствие –никому, кроме автомобилестроителей, не известно,поскольку система «старт-стоп» в подавляющембольшинстве случаев входит либо в базовуюкомплектацию, либо в пакет опций. Почему? Да потому, что сами продавцы и не думают скрыватьочевидное: покупатели не проявляют к такомусомнительному осложнению никакого интереса.Мы решилиВыгода владельца автомобиля от использования функции «старт-стоп» достаточно эфемерна. Но поскольку система зачастую входитв базовое оснащение, выбора у покупателянет: ее стоимость изначально заложена в ценуавтомобиля.И даже мотоциклыСамые распространенные системы производятся компаниями«Бош» и «Валео». Немцы во главу угла своей разработки Start& Stop поставили стартер с увеличенным сроком службы. Онаприменяется на БМВ, «Мини»,«Ауди», «Фольксвагенах». Аналогичную конструкцию имеетсистема ISG от «Киа». Французы со своей Starter-AlternatorReversible System используютреверсивный генератор (или,иначе говоря, стартер-генератор) – такая система работаетна «Мерседес-Бенцах» и «Ситроенах». Инженеры «Мазды»как всегда пошли своим путеми разработали i-stop: для облегчения многократного запускадвигателя в ней используетсявпрыск топлива в цилиндры споследующим воспламенениемгорючей смеси. Даже мотоциклы не остались на обочинепрогресса. О них позаботилась«Хонда» со своей системойIdling Stop System.06.09.12 17:21