38
39
РЫНОКШины для мотоцикла двойного назначения, особенно если вы начинающий эндурист, нужно подбирать особенно тщательно: единственного на все случаи жизни варианта не существует.АСФАЛЬТ И «ПАМПАСЫ»Павел КУРЛАПОВ, фото Романа РОМАНИШИНА и из архива редакции Резина для эндуро – всегда компромисс между ее асфальтовыми и внедорожными свойствами. «Зубастая» покрышка уверенно «гребет» на раскисшей грунтовке, не «плавает» на траве, но посредственно держит на асфальте: ни поворот заложить, ни затормозить как следует... Совместить далекие друг от друга свойства практически невозможно, и производители компенсируют узость «специализации»  богатством модельного ряда шин различной степени внедорожности. Вот в этих нюансах и разберемся. Отбросив чисто спортивные варианты, рассчитанные на раллирейды и прочие состязания, заострим внимание на самых популярных «гражданских». Резину для эндуро можно условно разделить на три основные категории – в зависимости от  специфики покрытия, по которому проходят покатушки: стрит – преимущественно ас­­ фальт, вседорожные – асфальт+легкое без­ дорожье и 50/50 – универсальные.38№ 07 2009 СТРИТ. Они не подразумевают движение вне  асфальта – от такой езды удовольствия мало. В каждодневной же эксплуатации – и в городе, и в асфальтовом дальнобое на них удобно. От «дорожных» шин их отличает порой только более высокий профиль – с  таким на раз штурмуешь бордюры и «лежачих полицейских», да еще псевдовнедо­ рожный рисунок с более широкими канав­ ками-водоот­водами. У покрышек этой породы обширное пятно контакта, оно помогает стабильно держать курс на высоких скоростях (попутно заметим, что расчет на твердое покрытие подвигает шинников делать резину более жесткой, что добавляет износостойкости). Вместе с тем конструкторы заботятся и  о  комфорте, надежном сцеплении с сухим и мокрым асфальтом, приемлемом уровне шу­ ма и энер-гоемкости. Ясно, что такая резина должна одинаково хорошо работать на твердом покрытии любого рода и степени разбитости. Но стоит тверди под колесами смениться рыхлым песком или раскисшей после дождя лесной тропинкой (или просто мокрой травой), эти колеса объявят свое решительное «нет» – и эндурик начнет беспомощно барахтаться, подобно «классику» или спортбайку.Bridgestone Trail Wing 203Dunlop D607Metzeler TouranceMichelin AnakeePirelli Scorpion MT90 STВСЕДОРОЖНЫЕ. Они рассчитаны преимущественно на  асфальт, но не спасуют и на легком, «условном» бездорожье. Их рисунок не спутаешь с «асфальтовым»: протектор заметно глубже, и его элементы (правда, с некоторой натяжкой) уже можно назвать грунтозацепами. По «асфальтовым» характеристикам такие покрышки не очень отлича-ются от образцов первого типа, но уже обладают более выраженными внедорожными свойствами. С ними мотоцикл увереннее «стоит» и на гравийке, и на траве; позволит прохватить и по песчаному пляжу. Однако не стоит соваться в таких «лаптях» в разжиженную грязь или разбитые тракторами лужи-колеи: протектор моментально забьет-ся, и  колеса превратятся в слики. Словом, эти шины пригодны для любых дорог. Их навешивают на тяжелые и средние эндуро путешественники, чей маршрут проходит вдали от федеральных трасс и европейских хайвеев. Отдают им предпочтение и те, кто любит прокатиться по лесным тропинкам, но в основном живут на городских улицах.IRC GP-110Metzeler Enduro 3 SaharaMitas E-07Pirelli MT 7050/50. Самая «злая» резина – действительно двойного назначения. На ней крупный рисунок с полноценными шашками, разделенными широкими канавками. Частенько такие шины путают с кроссовыми, но до последних им далеко. Да и задачи иные: одинаково надежно держать мотоцикл и на асфальте, и  на самом непроходимом офф-роуде. Но грубый протектор сильно уменьшает пятно контакта шины с дорогой, и, чтобы компенси-ровать недостаток «держака» на асфальте, состав резины делают очень мягким, что, разумеется, не добавляет жизни покрышке. Зато на «зубастых» колесах можно смело съезжать в раскисшие хляби среднерусских проселков, и на каменистые тропы заполярной тундры, и в пески Прикаспийских пус­ тынь. Не спасуют они и в монгольских степях. Покрышки такого типа – стоковая «обувка» самых экстремальных версий мотоциклов,«заточенных» под наиболее сложные маршруты, таких как BMW R1200GS Adventure или KTM 990 Adventure S. Ну и, разумеется, эти шины сразу создают владельцу мотоцикла имидж бесстрашного покорителя бездорожья, а технике накидывают «десять пунктов крутости». Расплачиваться же придется слабоватым «держаком» на асфальте и укороченной, относительно других типов, жизнью «эндуристых» шин.Dunlop D606Metzeler MCE KarooMichelin T63Mitas E-09№ 07 2009Kenda K27039