80
81
82
83
84
85
МАшИНА ВРЕМЕНИтекст Геронтия СМЫЧКОВА, фото автораПутешествовать по святым местам лучше всего на пятнадцатилетнем «Днепре» – всю дорогу едешь и молишься.метный, не привлекает лихих людей. Пожалуй, поэтому за двадцать один день я проехал одиннадцать областей России и ни разу меня не остановил инспектор ГИБДД! Этот «Днепр-11» я купил в 1993 году «с нуля», тогда еще на Украине. Четыре года он возил меня по Семикаракорску – на работу, «на картошку», в гости. Потом жизнь моя изменилась, и мотоцикл застрял в гараже на долгие двенадцать лет. И вот я выкатил его, отмыл, сел за руль – и вдруг... мое сердце забилось: будто вокруг снова тревожные девяностые, а мне вновь двадцать пять лет. И тогда в первый раз я подумал: «Нет! Это не простой мотоцикл, это машина времени!» После я не раз возвращался к этой мысли, когда мотоцикл провозил меня сквозь русское «средневековье», или когда встречался с друзьями, с которыми не виделся двадцать лет. Перед поездкой отдал «Днепр» мастеру, для ревизии. В результате заменили только зажигание – на бесконтактное и шестерни в главной передаче – на более «скоростные». Отправлялся в путь один, поэтому снял пассажирские сиденья. На место заднего закрепил перекидную велосипедную сумку«штаны». В ней разместил «спальню» – палатку, надувной матрас, спальный мешок и даже маленький электрический насос для матраса. Зачем же в отпуске отказываться от комфорта? Вместо сиденья из коляски встал большой пластиковый короб с крышкой для посуды и продуктов. На стоянках я вынимал его и использовал как стол. Все барахло уместилось в коляску с закрытым тентом – ничего не выдавало во мне путешественника. Питаться всухомятку не хотелось, да и тратиться на придорожные харчевни тоже. Я сделал ставку на «домашнюю» готовку. Повсеместно на трассу сельские жители выносят свежие продукты, продают дешево. Главный вопрос: на чем жарить, варить и кипятить? Лучшим решением оказалась паяльная лампа с разборной треногой. Работает на бензине из бака и заодно служит запасной емкостью на 2 литра. Кастрюля, сковородка, чайник. Каждый вечер свежий супчик, наПлан был прост: посмотреть матушку-Русь. Стартовать из казачьего городка Семикаракорска Ростовской области и обогнуть большим кругом Московскую область, с востока на запад. Конкретного пункта назначения я не намечал. Но решил обязательно посетить Углич в Ярославской области, там когда-то жил святой Геронтий преподобномученик Угличский, мой тезка. Для путешествия – мотоцикл «Днепр» и месяц отпуска. Есть коляска – значит, можно взять с собой всего и побольше, есть запаска, а случись поломка – мотоцикл можно тянуть на буксире. Аппарат незавидный и неза-Геронтий Смычков – не заядлый байкер и не путешеСтвенник Со Стажем. проСто в один момент он уСлышал зов дороГи. Слева – еГо мотоцикл «днепр-11», 1993 Г. в.80moto.zr.ru май 2010 ‣ таМОЖНЯ ПО-ПСКОВСКИ с.86, МОтОКаЛеНДаРь: ИюНь с.86мотоклубвторое картошка, яичница с помидорами, грибы… Кроме того, никаких кострищ на месте моих ночевок – только примятая трава. Поначалу раздумывал: брать ли с собой оружие или с ним хлопот не оберешься? Все-таки взял: травматический револьвер с «разрешением» и саперную лопатку. В первую же ночь, когда, удалившись от трассы километра на три в степь, пытался заснуть в палатке, прислушиваясь к ночным шорохам, производимым неизвестно кем, удивлялся, как я вообще собирался спать без пистолета под рукой? Каждое утро клал его в пластмассовый футляр, футляр в рюкзачок, в котором документы, кредиткаи коше лек. Не расставаясь с рюкзачком весь день, таскал с собой лишние полкило железа, а вечером, с заходом солнца, клал револьвер у изголовья. К счастью, он мне ни разу не понадобился. Зато спалось спокойно. Накануне выезда заехал в церковь посвятить мотоцикл. Наш семикаракорский батюшка отец Николай, узнав цель визита, оживился, походил вокруг, одоб рил. Оказалось, сам в прошлом вла делец «Днепра». Когда дошел до слов молитвы «Освящается колесница сея…», заметил: «…и вправду – колесница!» Итак, курс на север! Мотоцикл уверенно держит 80 км/ч. Прощай, Ростовская область, работа,мои близкие, уютная жизнь…. Впереди Россия! Сначала Воронежская, потом Липецкая область, а там будет видно. Место для ночевки начинал выбирать часа за два до захода солнца. Вблизи больших городов старался не ночевать – людей шастает много. Стоянку устраивал так, чтобы с дороги было незаметно, и непременно с красивыми видами. Жизнь в пути интересна и своеобразна. Новые места, другая природа, диковинные обычаи. Самое интересное – люди. Иногда краткий разговор лучше подчеркивает местный колорит, чем достопримечательности. Удивительно порой, как чувству-ется разница даже при переезде из одной области в другую. Но везде доброжелательно относятся к приезжим издалека. В Воронежской области, помню, остановился возле рыночка, слезаю с мотоцикла. Местные кружком стоят, слышу насмешливый голос: «Гля, пацаны, человек не просто так, в белых перчатках приехал!» Я, и вправду, не заботясь об имидже, под солнцем ездил в одноразовых рабочих перчатках. Ну, думаю, дома я б тебе ответил, а здесь, в чужих местах, промолчу. Купил чеснока, иду обратно. «Пацаны» вокруг мотоцикла стоят, уже, видать, догадались, что я издалека еду, настрой другой: «Откуда едешь?май 2010 moto.zr.ru81 Распахнутый миРГде ночуешь? Ух ты!..» И насмешник оказался доброжелательнее остальных... Дальше ухожу с направления на Москву, беру восточнее. Меняется природа, впечатляет непривычная южанину роскошь лесов. На многие километры вдоль опустевших дорог стоят громадные деревья вместо бесконечных полей и пашен юга. На ночевках, в нескольких километрах от дороги дикая природа и чистейший воздух вызывают беспричинную радость. Хорошо, что поехал! В Липецке увиделся с другом Димой. В детстве двадцать лет назад жили на одном этаже.на «днепре» по дорогам центральной россииОн теперь полковник, уже в отставке, воевал, был ранен, имеет награды за мужество и… байкер! Сегодня это редкость. В Рязанской области началась Русь. Люди говорят без украин­ ского акцента, деревни, пожалуй, победнее, зато храмы пошли большие, высокие. Останавливаюсь у самых красивых. Дальше к северу задул встречный ветер. Большой обтекатель, который при попутном ветре был парусом, теперь мешает ехать. «Машина времени» за первую тысячу километров не рассыпалась, как предрекали скептики. Каждое утро перед выездом внимательно осматриваю все важные узлы, иногда выявляю начальную стадию какой­нибудь неисправности: ослабившаяся гайка, течь и т.д. Бережно устраняю. «Днепр» – не «японец», если ехать, не заглядывая, где­нибудь все равно встанешь, проще упреждать поломки. Благо, конструкция не сложная. В целом, техника особо не досаждала, но когда в городе Гусь­ Хрустальном набрел на мотосервис при байк­клубе Wolves MC, охотно отдал мотоцикл в руки механиков на профилактику и устранение течей. Замечу, Wolves MC – клуб роскошный, оазис для мототуриста. Ресто-совсем не обязательно ехать за чудесами за тридевять земель. они рядом. стоит лишь оглянуться. памятники истории и культуры, леса и поля, городки и деревушки, а главное люди – вот оно, богатство земли русской. для меня поездка на старом «днепре» по среднерусской полосе превратилась в увлекательное путешествие в русское средневековье.82moto.zr.ru май 2010 Хотите чтобы о вашем путешествии узнали? пишите по адресу [email protected]ран, гостиница, хозяева байкеры – радушные люди. Эта ночь стала первой ночевкой под крышей. На дворе похолодало – днем 1012 °С, ночью даже не знаю сколько. Да еще зарядили дожди. С этого дня, пока путешествовал по Владимирской, Ивановской, Ярославской областям, ночевал в гостиницах, мотоклубах, монастырях. Встречали везде хорошо. Заметил такую особенность: мне предлагали помощь и угощали, когда выясняли, что я путешествую на мотоцикле для своего удовольствия, а не по делу. Особенно простых людей располагает, если ты готов заплатить, а не ищешь «халявы», тогда цену называют символическую, а то и вовсе отказываются от денег. Исключение – Суздаль, где преобладает психология курортногогорода. Жители, привычные к москвичам и иностранцам, профессионально предоставляют сервис для туристов и также привычно называют бешеные цены. Но Суздаль того стоит. Господи, слава тебе! Я доехал до Ярославской области. Переславль-Залесский, Ростов Великий, Борисоглебск, Углич…. История не на книжных страницах, а на ступенях храмов и крепостей. Поднимаешься на башню, ветер треплет волосы, и покуда хватает взгляда – древняя Русь! Пасмурно. Тучи плывут от горизонта, будто войска врагов наступают отовсюду, и вдруг… колокол! Волшебный звон несется над просторами. За твоей спиной стоят воины – далекие предки. Жив русский дух! Прошусь в монастырь на ночлег. Комендант, монах среднихлет с проницательным взглядом: «Как зовут?.. Православный?.. Откуда едешь?..» Сдаю оружие, паспорт. «Ставь мотоцикл, еще к ужину поспеешь…» В столовой фаршированные овощи, есть добавка. Послушник читает житие святых. Со мной за большим столом едят трудники. Это не монахи, просто люди, живущие при монастыре. Разные, порой отчаянные жизненные ситуации привели их сюда искать последнее прибежище в простом труде и вере. У кого-то хватит сил стать на путь спасения, кто-то сорвется. Удивляюсь, каких разных людей свела судьба за одним столом. Утром, с благословения батюшки, покидаю гостеприимный монастырь. Жаль расставаться с ощущением мира и покоя, долго еще еду, задумавшись.Второго сентября, аккурат в мой день рождения, победно булькая мотором, «машина времени» привезла меня в Углич. Здесь я раньше не бывал, но настроился на то, что еду в гости к своему святому – Геронтию Угличскому, поэтому было чувство, будто добрался домой. Остановился в уютной гостинице «Углич» – ее мне посоветовали туристы, ехавшие навстречу. Каждая ночевка в гостинице – маленький праздник: горячий душ, ужин с музыкой, спокойный сон. Утром пошел гулять по городу, искать монастырь святого Геронтия. Надо признать, он не самый известный православный святой. Поэтому меня не очень обескуражило, что в десятке церквей и в паре-тройке монастырей служители лишь разводили руками. Благо, в славном городе Угличе церквей не меньше, чем улиц. И других достопримечательностей хватает. Есть музей тюремного искусства, старинная пожарная часть, целые аллеи торгуют сувенирами и «народным промыслом». А еще, на потехумай 2010 moto.zr.ru83 РАСПАХНУТЫЙ МИРНА «ДНЕПРЕ» ПО ДОРОГАМ ЦЕНТРАЛЬНОЙ РОССИИжителям и гостям, белые пароходы привозят по Волге толпы заграничных пенсионеров. Они говорят на всех европейских языках, кроме, естественно, русского, глазеют на нас, мы на них. В общем, не скучно. Наконец, в храме Иконы Казанской Божьей матери настоятель отец Николай выслушал меня, полистал святцы и подтвердил, что такой святой есть. Только информации в святых книгах о его жизни нашлось очень мало. Но, учитывая, что притащился я по этому вопросу из весьма далеких земель, батюшка отложил свои дела, и мы пошли в Угличский музей-заповедник. В результате сотрудничества науки с религией ситуация прояснилась.В начале ХVII века на Русь пришли поляки и устроили смуту, чтобы посадить своего царя, а заодно обратить русских в католическую веру. Бояре и знать растерялись и отдали бы Русь полякам, но простой народ не продал своей веры. Повсюду вспыхнули мятежи, а Иван Сусанин попал в историю и в анекдоты. На это захватчики ответили террором. Они жгли деревни, разоряли монастыри, а монахов убивали целыми братиями. Мой святой – Геронтий – тоже принял смерть за веру. Отец Николай Шишкин, уроженец Углича, разобрался на местности, где находился монастырь, взял чемоданчик с церковной утварью, и мы поехали непосредственно на то место на берегу Волги. На местемонастыря установлен памятный крест. Батюшка отслужил молебен, что можно считать поворотной точкой в моем путешествии. Тверская, Московская, Калужская области. После того, как позади остался Углич, стало вериться, что мое бесшабашное путешествие окончится благополучно. Вторая половина пути потекла спокойнее, более созерцательно. К концу второй недели появилась привычка жить дорогой. Душа моя, пресытившись волнениями, пребывала в постоянной радости. В Тверской области в который раз пересек великую реку – Волгу. Дождливые дни сменились теплыми, ласковыми. Или здесь уже «бабье лето»?В Московской области, на границе с Калужской, глубокой ночью услышал волчий вой. Хоть вой и далеко, а жуть берет нешуточно. Успокаиваю себя, что летом волки не нападают, что, может, вообще собака воет, пытаюсь уснуть, а тут снова «А-у-у-у…». Включил в телефоне диктофон – раз не сплю, хоть запишу на память, ан нет, тишина! Только засыпать – снова, уже ближе – «Уу-у-у-у…». Так до рассвета и промаялся. В Калужской области сделал крюк, заехал в мужской монастырь «Оптина пустынь». Православные приезжают сюда со всей России и из-за границы. Устроился на ночлег в гостинице при монастыре. Паломники – народ разношерстный.Пробег По расчету в Яндексе – 3600 км. Точный пробег неизвестен – после замены главной передачи спидометр и одометр выдавали морские мили.Топливо Бензин А-80. Расход неизвестен, так как паяльная лампа для приготовления пищи заправлялась из бака. Всего около 5000 рублей.Проживание Гостиницы 500-700 рублей за номер с душем, в монастыре – сколько пожертвуешь, в байк-клубах – байкерам скидки, палатка – бесплатно. Итого: 21 ночь – 6800 рублей.Еда Селяне у дорог дешево продают свежие продукты, а если свернуть в деревню, то почти даром. Даже в харчевнях можно вкусно отобедать за сто рублей.84moto.zr.ru май 2010 Хотите, чтобы о вашем путешествии узнали? Пишите по адресу [email protected]Когда стемнело, я пошел прогуляться через лес к святому источнику. Николай, лет за сорок, программист из Москвы, взялся проводить. В монастырь он пришел из столицы пешком. Три дня пути. Пешком ходить научился в Афганистане. Говорит, уходит бродить, когда жизнь достает. Над купелью небо, холодная вода наполнена лунным светом. Божественно... Подъем в пять утра. Монахи с песнями уже идут в храм. Я снова к источнику. Все по-другому, не как ночью, но опять неповторимо прекрасно. В Тульской области впервые сбился с дороги. Когда понял, что еду не туда, возвращаться было далеко. Покрытие – «стиральнаядоска» на протяжении сотни километров. На первой передаче долго не поедешь – мотор греется, а на второй такая тряска, что сразу ясно – это издевательство мотоцикл выдержит недолго. Ехал в таком режиме остаток дня, заночевал у дороги, а на утро – была не была! – врубил четвертую передачу, по принципу «больше скорость – меньше ям», и «полетел» 40-50 км/час. Выбрался на асфальт к полудню. Мотоцикл и вправду не выдержал, закапризничал. Несколько раз вставал на трассе, пропадало зажигание, раскрутились крепления двигателя, стала «бить» трансмиссия, еле дотянул до Ельца. Настроение паршивое. Нашел байк-клуб«Елец 48 rus», о котором слышал раньше. Байкеры в Ельце оказались радушные. Показали, где припарковать «машину времени», пригласили поужинать, в гостиницу отвезли. Ранним утром пошел искать запчасти, у первого же «днепровода» выяснил, что запчасти на «Днепр» только на рынке, рынок работает только по субботам, а сегодня – вторник. Пошел гулять по городу. Храмов в Ельце немеряно, какие ухожены, а какие так стоят, ждут своей очереди. Вчера местные говорили, что в монастыре есть источник, пошел я к нему, а у самого мотоцикл из головы не идет. Окунулся в студеную воду, беспокойство прошло, вернулась радость. Поехал в мотоклуб. Президент клуба – Саша «Малой» – нормальный простой парень, засучилрукава и сразу нашел причину неисправности. Запчасти? Сели на мотоциклы, поехали домой к людям, которые торгуют запчастями по субботам. Короче, к обеду «машина времени» снова была готова отправиться в путь. При байк-клубе ресторан. Пообедал на дорожку, хочу платить – официантка денег не берет: «уже заплачено». Спасибо, байкеры Ельца! К вечеру снова ночую под Воронежем. Круг замкнулся. Двадцать дней пути позади, теперь путь лежит по той же М4. Тут я уже был. Мне вдруг сильно захотелось домой, и я… оказался дома: за день проехал небывалые 550 км и в 12 ночи подкатил к воротам своего гаража. Я обнял свою «машину времени» и пообещал, что никогда ее не продам. Такие мотоциклы продавать нельзя…С ЮДорогие читатели!Мы объявляем конкурс на самое увлекательное, самое неожиданное, самое незабываемое путешествие. Автор лучшего из 12 напечатанных материалов получит приз от компании «Компас-Р» – генерального дистрибьютора марки ROGER в России – две портативные радиостанции KP-22 (технические характеристики – на www.compasr. ru). Вы можете голосовать за понравившиеся материалы. Подробности – на moto.zr.ru.май 2010 moto.zr.ru85