100
101
102
103
104
САМОПАЛСХОДСТВО С ВЕЛОСИПЕДОМ ОТНЮДЬ  НЕ СОВПАДЕНИЕ: КОМПАНИЯ НОРТОННАЧИНАЛА ИМЕННО С ПРОИЗВОДСТВА ВЕЛОСИПЕДНЫХ РАМ, ЦЕПЕЙ И ДРУГИХЗАПЧАСТЕЙ, ЗАТЕМ ПЕРЕШЛА НА ПОЛНОРАЗМЕРНЫЕ МОТОРНЫЕ АППАРАТЫ.НО СТИЛЬ И КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭЛЕМЕНТОВ СОХРАНИЛИСЬ.Пожалуй, это самый необычный проект из тех, что обрели свои колеса в суровых стенахмастерской. Хотя на первый взгляд задача была проста как велосипед: реплика мотоцикла«Нортон» 1924 года, «модель 18». Оригинал ее похож на велосипед и со второго взгляда.Очень большой велосипед…текст Карла ШУСТЕРЛИНГА, фото из архива «МОТОАРТЕЛЬ»НОРТОН С ПОНТОМЗадание получено, и дело за пустяком – с чего начать? После маниакального и увлекательногоизучения груды фото из интернетархивов на кульман укладываетсяватман с сырыми, но масштабныминабросками аппарата. И грезилсяуже в его середке большеобъемныйиноземный агрегат… Однако следующий озвученный клиентом пунктошарашил: двигатель будет отечественный! Немая сцена. Занавес.И вот пред нами на верстаке возвышается во всей своей замасленной красе двигатель «Иж-Плане-та-5»… «И кое у кого уж разевалсяв законном вопле иска женныйрот…» Но на лице клиента такое тихое счастье, а в углу левого глаза – такая ностальгическая слезинка… Все понятно. Дело святое.По крайней мере это ведь большаяодностволка…Линии рамы нашего мотоцикласлегка преобразованы в угодуочертанию иного двигателя с наклонным цилиндром и единымкартером, что, однако, совсем невносит концептуальной дисгармонии.Понт – от ponte (фр.) – загнутая, т.е. помеченная, игральная карта; также: некозырныйтуз в карточной игре XVI–XVIII вв. «Ломбер».«Взять на понт» – блефовать, не имея на руках козырей, а имея только «понты».Во многих карточных играх играющий против «банкомета» игрок назывался «понтер».100moto.zr.ru январь 2012100-103 rem samopal.indd 10012/8/11 6:48 PM ОКАЗЫВАЕТСЯ, ПОЧИТАТЕЛЕЙ ВИНТАЖНЫХ НОРТОНОВ В МИРЕ НЕМАЛО.И НЕ УДИВИТЕЛЬНО: ЧЕМ БОЛЬШЕ ПОГРУЖАЕШЬСЯ В ИЗУЧЕНИЕ МЕЛОЧЕЙ, ТЕМ ГЛУБЖЕРАСКРЫВАЕТСЯ СКРЫТОЕ ОБАЯНИЕ ЭТОГО УГЛОВАТОГО И НЕ КИЧАЩЕГОСЯ ИЗЛИШЕСТВАМИДВУХКОЛЕСНОГО СРЕДСТВА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ.ПОСТРОЙКА«МОТОАРТЕЛЬ»,Россия, Орел,2011 г.Подвеска, используемая дядюшкой Нортоном, революционная в те годы (заметили? В те годывсе было какое-то революционное!), параллелограммная с двумякороткими пружинами по бокам(«смазывайте соединенiя пружинъкаждыя 375 верстъ»), ныне не является верхом пытливого ума, новсе же как-то работала. Максималка 115 км/ч рекомендована заводом для этой модели. Как и для«Иж-Планеты»…На молитвы ездока о комфортеотвечает поскрипыванием толькоподпружиненное седло, типичноедля большинства мотоаппаратовтого времени. Здоровье, по слухам, не купишь, однако и хорошийпонт, как известно, дороже всякихденег. Покрой такого седалищавоспроизведен с особым вниманием к деталям. Право, мелкие этиштрихи стали чуть ли не основнымсмыслом всей работы.Широкий, с нарочито облупленным никелем руль установлен потрадиции в изящной велосипедного типа головке. Дросселем управляет вращающаяся рукоятка болеепоздней конструкции, а не стильные, но, увы, такие непривычныеманетки. Необычная ныне, но характерная в те годы деталь гордоувенчивает ось рулевой колонки –верхний фрикционный демпфер.Ступица переднего колеса, лишенная всяких излишеств, лаконичнаи проста, при этом вращается напрочных радиально-упорных подшипниках.Колесные обода – легкие19-дюймовые ижевские, наряженные в традиционно узкую и высокую резину. Они пришлись какнельзя лучше к образу эдакогомотоцикла-джентльмена – поанглийски сухощавого и сдержанного, не яркого, но исполненногособственной значимости. Пустьв слегка уже потертом, однаковесьма ладно скроенном костюме.Все съемные детали, что призваны быть черного цвета, передпокраской обработаны методомтермического воронения. Черны-НАЗВАНИЕ«NORTON с ПОНТОМЪ»СПЕЦИФИКАЦИЯСИЛОВОЙ АГРЕГАТ«Иж-Планета-5», выхлопная система«МОТОАРТЕЛЬ».ШАССИРама-риджид, вилка-гердер с боковыми пружинами, колеса 3–19, тормозная система на агрегатах «Иж» –все «МОТОАРТЕЛЬ».ПРОЧЕЕБак, фара, седло – «МОТОАРТЕЛЬ».Крылья – «Карпаты». Покраска –Old Garage Style, цвет – Norton-coot.ОБЩИЕ ДАННЫЕКолесная база 1440 мм, сухая масса124 кг, рейк 30°, трейл 75 мм, высотапо седлу 750 мм.январь 2012 moto.zr.ru100-103 rem samopal.indd 10110112/8/11 6:49 PM САМОПАЛми замышлялись быть и «грязевые щитки», но красить удачнопопавшиеся под руку крылья от«Карпат» с хромом в отличном состоянии рука не поднялась. Пришлось добавить некоторое количество никелированного крепежа.Зато внушительная выпускная102ИЗЯЩНЕЙШИЙ CURLY N КУДРЯВЫЙ N, ПРИДУМАННЫЙ В 1915 ГОДУ САМИМДЖЕЙМСОМ НОРТОНОМ ВМЕСТЕ С ДОЧЕРЬЮ ЭТЕЛЬ,  ЛОГОТИП, СТАВШИЙ НАСТОЯЩИМЛИЦОМ ЕГО ФИРМЫ, НЕВОЗМОЖНО ОСТАВИТЬ БЕЗ ВНИМАНИЯ. БЕЗ НЕГО МОТОЦИКЛРИСКУЕТ ЛИШИТЬСЯ НЕОБХОДИМОЙ ХАРИЗМЫ. ЭМБЛЕМЕ БЫТЬ!система двухтактного двигателя«Планеты», прямо-таки неприлично нависающая справа, попадаетв полную цветовую гармонию.Глушащая насадка выполненапо всем правилам тогдашней стилистической и конструктивной моды. Типичная, издали узнаваемая«нортоновская рыбка» содержитв себе необходимые акустическиефильтры и отражающую перегородку резонатора. Звук, исходящий из такого «хвоста», отнюдь нетихий, но при том совершенно лишен предательских двухтактныхноток.Ах, каким искушением былоимитировать фару под ацетиленовый фонарь, однако клиент недремал, и для изготовления былавыбрана оптика в корпусе скорее«индиановского» типа, модельюподходящего по годам, но будучиуже в электрическом исполнении.moto.zr.ru январь 2012100-103 rem samopal.indd 10212/8/11 6:49 PM РАМА МИЛОЙ СЕРДЦУ КЛИЕНТА МОДЕЛИ 18, СТАВШАЯ КЛАССИЧЕСКОЙИ НЕИЗМЕННО ПРИМЕНЯВШАЯСЯ С 1914 ГОДА, ОСНАЩАЯСЬ ПОСТОЯННОСОВЕРШЕНСТВУЮЩИМИСЯ СИЛОВЫМИ АГРЕГАТАМИ, ОКАЗЫВАЕТСЯ,ИСПОЛЬЗОВАЛАСЬ ВПЛОТЬ ДО 1948 ГОДА!Зато «рычаг выбора скорости» –кованый, практически копия прототипа, крепится на раму стяжноймуфтой, болтами и имеет конструктивную возможность настроить егоположение на вкус ездока. Ножноепереключение волевым решениемклиента оставлено быть.Нельзя было обойти вниманиеми еще одну уникальнейшую историческую черточку – водительские подножки. Они очень своеобразного вида, конструкции, явнонаследованной от «педальных»предшественников.Питать архаичный двигательпризван раритетный уже карбюратор со старушки «Явы». Дабы хотьнемного скрасить до боли знакомый силовой агрегат, головка цилиндра обрела дополнительные,оригинальной формы алюминиевые ребра. Теперь и без того немалый «котел» смотрится весомееи даже кажется «четырехтактнее»… Необходимый элемент системы питания, фильтр-отстойник,скромно выглядывающий из-подплоскости топливного бака, особенный – стеклянный. До восхищения. Отступая от концепцииаппарата, воздушный фильтр установили современный, бумажный,а не исторически оправданную«воронку». Маслобак с высокойзаливной горловиной под седлом – ярчайшая деталь этих аппаратов – имитируется ящиком дляаккумулятора и других электронных потрошков. Горлышко его венчает поворотный выключательмассы, выполненный в виде пробки со знаменитыми ушками – барашком. Такие же ушки красуются и на пробке бензобака.Сам топливный бак – типичныйв начале ХХ века «флэт-тэнк», носварной, а не паяный. По традициирасполагается внутри рамы. Цветаего тоже будут традиционны дляэтой модели: светло-серый фон,черные и ярко-красные линии.А вот как быть с главной его частью – эмблемой? И вот она, гордая надпись, над намозолившимглаза русскому народу двигателем!Чувствуете ароматец «деревенского тюнинга»? В памяти встаетклип, где разухабистый раннийУкупник лабает на баяне с корявой надписью «ЯМАХА», при этомгрея ноги в совковом жестяномтазу… Да, морально-юридические угрызения совести спать точно не дадут…Завершает стилевую картинутрадиционный никелированныйвелонасос, зажатый в приливахверхней трубы рамы, и простейший габаритный фонарь.Следуя строгому наставлениюзаказчика, подготовку и окраскуаппарата следовало осуществитьпо традициям того времени и материалами, доступными именнов те седые годы! Более того, ондолжен выглядеть ухоженной реликвией, с аккуратно подкрашенными сколами и потертостями, сосвоевременно преобразованнойржавчиной и (кто бы усомнился!)нарочитой шершавостью «литых»элементов рамы. Крепкая кожа седел подобрана по такому же принципу. Хорошо хоть раму паять незаставил…Кто же он, этот беспокойный доидеи заказчик? Эксцентричныймиллионер, пожелавший остатьсянеузнанным (явно замышляющийочередную пирамиду), или местный чудак, спускающий последние купюры на благородное делоспасения голодающих кастомайзеров? Вам не будет ответа. Впрочем, намекнем, что лицо его вамуже знакомо и среди скупых егослов встречаются устаревшие«любезный» по отношению к собеседнику и «самодур», что обычно прилагается к его собственному жизнеописанию. Темнаяличность, понтер, да, может, ещеи азартный?..январь 2012 moto.zr.ru100-103 rem samopal.indd 10310312/8/11 6:49 PM 104 podpiska_moto.indd 10412/8/11 3:47 PMКАТАЛОГ «ПОЧТА РОССИИ»ООО «МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПОДПИСКИ»Индекс (полугодие / год): 99195 / 99582Цена*: 262,74 / 525,47 руб.ОБЪЕДЕНЕННЫЙ КАТАЛОГ«ПРЕССА РОССИИ»Индекс (полугодие / год): 43254 / 29276Цена**: 671,16 / 1242,16 руб.*Цена зависит от региона и способа доставки. Все указанные цены – «до востребования» (получение в отделении связи) в г. Москве. На обложке указана цена номера при годовой подписке по каталогу «Роспечати».**По этому каталогу доставка осуществляется бандеролями в адрес подписчика.КАТАЛОГ «ГАЗЕТЫ И ЖУРНАЛЫ»ОАО «АГЕНТСТВО «РОСПЕЧАТЬ»Индекс (полугодие / год): 70594 / 72391Цена*: 247,86 / 495,71 руб.