72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
автобазаАНТИФРИЗЫДОСТОЙНОЕ ОХЛАЖДЕНИЕПравильный подбор жидкости для системы охлаждения подчас более важен для успешной работы двигателя, чем задача увеличения срока службы или экономичности, поскольку сбои в работе системы охлаждения даже самого экономичного и совершенного двигателя неизбежно приведут к его перегреву и выходу из строяАЛЕНА КОЧЕНОВА технический специалист ООО «Шеврон Лубрикантс СНГ»Конечно, мечта любого владельца парка коммерческой техники – охлаждающая жидкость, которая будет работать в течение всего срока службы двигателя. Пока эта мечта остается за гранью возможного, но посмотрим, насколько исследователи продвинулись в ее осуществлении, какие предложения можно сегодня встретить на рынке, и как в них разобраться.Что такое охлаждающая жидкостьПо сути своей обсуждаемый продукт должен прежде всего отводить тепло72 РЕЙС АВГУСТ 2009от двигателя, защищая его от перегрева, ввиду чего наиболее корректно в нашем контексте будет называть эту группу охлаждающими жидкостями. Антифризы как частный случай – это охлаждающие жидкости с низкой температурой замерзания, предназначенные для использования в системе охлаждения автомобильного двигателя. Стоит заметить, что существует мнение, что антифриз и тосол – это разные продукты. В то время как «Тосол» – это всего лишь торговая марка охлаждающей жидкости, разработанной отделом Технологии Органического Синтеза (ТОС)Государственного Союзного НИИ органической химии и технологии, которая у нас часто употребляется как синоним и даже российский эквивалент антифриза.Основные функцииНа поверхности лежит главная задача охлаждающих жидкостей: поддержание оптимального температурного режима деталей двигателя в различных условиях эксплуатации, а также защита двигателя от перегрева и обеспечение хорошего теплоотвода. Важное значение, безусловно, имеет защита системы охлаждения «Левый» антифриз «выжирает» алюминиевый корпус водяной помпыИз-за некачественных присадок каналы системы охлаждения зарастаютВ корродированном теплообменнике масло попадает в тосолот замерзания при длительной стоянке автомобиля на холоде и защита охлаждающей системы от коррозии. Перегрев может вызвать дополнительную нагрузку на детали двигателя и приводит к снижению их физической прочности. Рассеянное тепло вызывает термическое расширение и образование трещин на деталях, уменьшает зазор, снижает вязкость масла и увеличивает износ. Антифризы отводят тепло посредством контактирования с поверхностями теплообмена в системе охлаждения. При этом коррозия в системе охлаждения и образование нерастворимых осадков на этих поверхностях ухудшают теплоотвод. Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания должна быть защищена от замерзания. Исторически, благодаря низкой стоимости, доступности и отличным теплопроводным свойствам воды, двигатели конструировались для применения воды в качестве единственной охлаждающей жидкости. Однако относительно высокая температура замерзания (кристаллизации) воды являласьсерьезной помехой. Кроме того, при замерзании вода расширяется на 9%, что может привести к пробоям и повреждениям блока цилиндров двигателя. Поэтому при разработке рецептуры современных охлаждающих жидкостей температуру замерзания понижают и регулируют в зависимости от климатических условий региона применения. Расширительный бак при применении антифриза обычно требуется большего объема, чем при применении воды. Коррозия в системе охлаждения двигателя повреждает не только металлические компоненты системы, но также приводит к образованию нерастворимых продуктов, которые могут закупоривать поры каналов радиаторов, клапаны термостата и препятствовать отводу тепла. Металлы, которые необходимо защищать от коррозии, можно разделить на 4 группы: железо, сталь и серый чугун; сплавы алюминия; медь и бронза; свинец-содержашие припои. Это означает, что для обеспечения надежной защиты всех материалов системы охлаждения может потребоватьсясбалансированная смесь нескольих типов ингибиторов коррозии. Также желательно, чтобы при работе в системе охлаждения двигателей внутреннего сгорания антифризы выполняли следующие требования:  совместимость с пластиками и эластомерами, жесткой водой, другими охлаждающими жидкостями;  химическая стабильность продукта (устойчивость к образованию осадков при хранении и работе в системе охлаждения);  удлиненный период эксплуатации:  для снижения расходов на обслуживание двигателя;  для предотвращения попадания отработанного продукта в окружающую среду. Безусловную важность надежной работы антифриза подчеркивают данные статистики, согласно которым именно неполадки в системе охлаждения двигателя являются наиболее частой причиной выхода из строя автомобиля (Рис. 1). Законодательство в областиОт некачественного тосола страдают и втулки под насос-форсункиЕсли в систему охлаждения заливали воду, каналы обрастают накипьюУ помпы сперва корродирует вал, течет сальник и гробятся подшипникиАВГУСТ 2009РЕЙС73 автобазаАНТИФРИЗЫРис. 2 Свойства смеси воды и гликоляохраны окружающей среды ужесточается с каждым днем, поэтому также важно, чтобы в состав охлаждающей жидкости входили экологически благоприятные компоненты, обладающие низкой токсичностью и высокой биоразлагаемостью, о чем мы поговорим ниже.СоставНесложно догадаться, что первой охлаждающей жидкостью была вода, продукт, великолепно обеспечивающий теплоотвод. К ее очевидным преимущестам, помимо отличных теплофизических свойств, можно отнести низкую стоимость, негорючесть, экологическую и токсикологическую безопасность воды и повсеместную доступность. Однако при этом вода замерзает при 0 °C, закипает при 100 °C, очень коррозионно агрессивна по отношению к металлам (в первую очередь, к черным сталям) и склонна к выпадению солей жесткости и обРис.1разованию накипи на поверхностях элементов системы охлаждения. В качестве дополнительной защиты от замерзания было предложено использовать воду в смеси с солью. Таким образом, к исходно хорошим теплоотводящим свойствам были добавлены более низкая температура замерзания и более высокая температура кипения смеси. Однако жидкость нового состава стала вызывать еще более сильную коррозию металлов. Необходимость применения присадки, ингибирующей коррозию металлов и сплавов, стала очевидна. Тогда же исследователи обнаружили интересные температурные свойства смеси воды и гликолей. Так, чистый моноэтиленгликоль (МЭГ) с температурой замерзания минус 13 оС в смеси с водой, температура замерзания которой, как известно, 0 оС, позволяет получить смесь, замерзающую при гораздо более низких температурах. При концентрации МЭГ 33% об. температура замерзания смеси составляет минус 20 оС. Увеличение концентрации гликоля в составе жидкости позволяет понизить температуру даже до минус 69 оС. Однако дальнейшее увеличение доли гликоля в смеси не только удорожает конечный продукт, но и не приводит к улучшению его низкотемпературных свойств. Напротив, температура замерзания вновь начинает увеличиваться (Рис. 2). Очевидно, что при минус 69 оС и ниже в использовании антифриза никто не заинтересован,даже в районе самой низкой зафиксированной в мире температуры на «полюсе холода» в республике Саха (Якутия). Отметим, что оптимальная рекомендуемая концентрация антифриза лежит в интервале от 33% до 68% об. Таким образом, основных недостатков использемых ранее смесей удалось избежать, когда исследователи предложили новый состав антифриза, как смесь воды, гликоля и ингибитора коррозии, которые смогли обеспечить хороший теплообмен, низкую температуру замерзания, высокую температуру кипения и надежную защиту материалов системы охлаждения двигателя. Современная охлаждающая жидкость представляет собой сбалансированную многокомпонентную систему. Типовой состав концентрата жидкости для системы охлаждения двигателя влючает компоненты в следующем соотношении: при осмотре 7 из 10 автомобилей будет  обнаружена ржавчина и твердый осадок (окалина) на поверхности радиатора (Источник: Construction equipment, September 1996, p. 62) более 60% поломок водяных насосов связано с проблемами с уплотнениями всего 0,6 мм слой осадка на горячей поверхности металла приводит к рассеиванию и потере до 40% тепла (Источник: Construction equipment, June 1997, p. 84) более 20% поломок двигателя связано с неполадками в системе охлаждения из 100% тепла, вырабатываемого двигателем, около 70% бесполезно рассеивается74РЕЙС АВГУСТ 2009 физико-химических свойствах, важных для нас с точки зрения эксплуатации в системе охлаждения и вообще контакта с человеком. (Табл. 2) В данном случае LD50 (от англ. lethal dose, 50%) – средняя смертельная (летальная) доза токсического вещества (гликоля), необходимая для того, чтобы погибла половина членов испытуемой популяции крыс. Обычно указывается в единицах веса вещества на единицу веса испытуемого субъекта. Большинство продаваемых в России антифризов изготовлено на основе этиленгликоля. Это ядовитое токсичное вещество, попадание которого на кожу или тем более в организм человека крайне опасно. Зависимость температуры замерзания Возможно также случайное отравот концентрации антифриза. Таблица 1 Концентрация антифриза ление, например, парами продукта. Показатель 33% об. 40% об. 50% об. Токсическое действие этиленгликоpH, ASTM D1287 8.3 8.4 8.6 ля зависит от ряда обстоятельств: Начало кристаллизации, о о о –18 С –24 С –37 С индивидуальной чувствительности не выше, ASTM D1177 организма; количества; состояния Защита от замерзания, о о о –20 С –27 С –40 С типовое значение нервной системы; от степени наполнения желудка; наличия или отменение смесей концентрации 70% сутствия рвоты. Дозы, вызывающие об. и выше, как отмечалось выше, смертельное отравление этиленне целесообразно и может привегликолем, варьируются в широких сти к нежелательным последствиям. пределах – от 100 до 600 мл. СмертПоэтому на этикетках готовых проность при поражении этиленгликодуктов обычно делают предупрежделем очень высока и составляет более ние о том, что концентрированный 60% всех случаев отравления. Для антифриз не следует использовать в первой фазы отравления характерен системе охлаждения двигателя. наркотический эффект, что связано с При этом однородная смесь воды и действием на центральную нервную гликоля определяет физические свойсистему всей молекулы спирта (ЭГ), ства продукта и варьируется для разчто проявляется в состоянии опьяненых условий. Пакет присадок, в свою ния и нарушения психической деяочередь, является функциональным тельности. Эти явления наблюдаютэлементом и отвечает за химическую ся в течение 24–48 часов с момента защиту системы. отравления. Порой для достижения этого кратковременного и фатальноПропиленгликоль го по своей сути эффекта неосведомили этиленгликоль? ленные люди могут потреблять проРазберемся в отличительных осодукт внутрь. Именно поэтому ряд бенностях гликолей, входящих ведущих мировых производителей в состав основы антифриза, и их охлаждающих жидкостей добавляет(этиленгликоль или пропиленгликоль) – 92% Вода дистиллированная – 3% Смесь ингибиторов коррозии – 5% Красители для придания цвета товарному продукту. Разбавление концентрата позволяет получить готовый к применению продукт с заданными низкотемпературными свойствами. Чтобы гарантирвать надежную защиту от коррозии, минимальная рекомендуемая концентрация должна составлять 33% об., что позволяет обеспечить защиту от замерзания до –20 оС. Однако типовая коцентрация охлаждающей жидкости в нашей стране – 50/50, что, с одной стороны, просто удобно при смешении концентрата и воды 1:1, а, кроме того, обеспечивает низкотемпературную защиту до –40 оС, что актуально для русской зимы в большинстве регионов. Важно отметить, что максимальная защита от замерзания (порядка –69 оС) достигается при концентрации 68% об. (Табл. 1) При-» Базовая жидкость: гликоль » » »Сравнительная характеристика основ охлаждающих жидкостей. Таблица 2 Показатель ЭГ ПГ Вода Температура кипения, °C 197 187 100 Относительная плотность, 20°C 1.1153 1.0383 1 Удельная теплоемкость, Кал/г×°C 0.574 0.6 0.998 Вязкость при 20 °C, сП 20.9 60.5 1 Температура замерзания, °C – чистый –13.3 –60 0 – 50% водный раствор –36.6 –33 – Токсичность LD50, мг/кг 5 34.6 –в состав готовой охлаждающей жидкости так называемый «биттерант» (от англ. bitter – горький), химически инертное вещество, горькое на вкус. Таким образом, антифриз приобретает соответствующий привкус, и обеспечивается защита от случайного употребления охлаждающей жидкости внутрь. Пропиленгликоль, напротив, отличается низкой токсичностью, он не опасен даже при длительном вдыхании паров и не вызывает отравления при случайном приеме небольшого количества внутрь. Практически во всех странах пропиленгликоль признан безопасным для использования в составе продуктов питания (пищевая добавка Е1520), лекарственных, парфюмерных и косметических средствах. На основе пропиленгликоля производятся наиболее безопасные по экологическим и токсикологическим свойствам бытовые теплоносители. Пропиленгликоль применятся в тех же областях, что и этиленгликоль, так как их физические и химические свойства очень близки. Однако пропиленгликоль предпочтителен в тех случаях, когда использование этиленгликоля опасно из-за его токсичности. Пропиленгликоль, также как и хорошо всем знакомыйОт некачественного тосола страдают и температурные датчикиАВГУСТ 2009РЕЙС75 автобазаАНТИФРИЗЫСложности традиционных технологий присадок. Таблица 4 Быстрое истощение Нестабильны – образование силикагелей Силикаты Абразивные частицы вызывают повреждение уплотнений водяного насоса Быстрое истощение Опасны в комбинации с аминами: образование нитрозаминов (канцерогены) Избыток приводит к возникновению коррозии Быстрое истощение Низкая стабильность Образование накипи Не защищают от высокотемпературной коррозии Неэффективный теплообмен Отрицательные экологические и токсикологические показатели традиционные технологии: си-На цвет охлаждающей жидкости влияет пакет присадокликаты, бораты, фосфаты, нитраты, нитриты, амины и др.  новая карбоксилатная технология (Organic Acid Technology, OAT): соли моно- и дикарбоновых кислот  смешанная (Hybrid и Lobrid): комбинация ОАТ + традиционная 2 Стабилизаторы / дисперсанты: препятствуют выпадению ингибитора (например, стабилизатор силикатов) и образованию осадков солей, содержащихся в жесткой воде 3 Противопенные: контролируют чрезмерное пенообразование 4 Красители: для идентификации Остановимся несколько подробнее на ингибиторах коррозии, так как именно они играют решающую роль в защите тех или иных металлов и сплавов в составе элементов системы охлаждения двигателя, а также влияют на срок службы самого антифриза и оборудования. Как видно из Табл. 3, ингибиторы коррозии, входящие в состав антифризов, имеют различные функции, и выбирать продукт следует в зависимости от материалов двигателя. Так, для современных двигателей Caterpillar целесообразно применять продукты, обеспечивающие защиту в том числе от коррозии алюминия. Наиболее распространенные и знакомые всем силикатные, нитритные и фосфатные антифризы, выполняя ряд защитных функций, имеют существенные недостаткиТрадиционные и современные ингибиторы коррозии. Таблица 3 Ингибиторы Функция Триэтанол амин Защита чугуна, pH буфер Фосфорная кислота Защита чугуна и алюминия Гидроксид натрия или Нейтрализующий агент калия Меркаптобензотиазол Защита меди натрия (mbt) Бензотриазол или толилЗащита меди триазол (btz или ttz) Метасиликат натрия Защита алюминия Нитрат натрия Защита чугуна, pH буфер Тетраборат натрия (бура) Защита припоев и чугуна Бензоат натрия Защита чугуна и стали Нитрит натрия Защита черных металлов Себацинат натрия Ингибитор основной коррозии Алифатические кислоты Заместитель нитритов Синергитическая защита от Комбинация монокоррозии / защита чугуна и и бикарбоновых кислот алюминияНитритыФосфатыОбщий недостатокглицерин, практически не токсичен в малых и средних дозах. Воднопропиленгликолевые растворы используются в качестве теплоносителей в холодильных установках и системах нагрева на предприятиях, связанных с изготовлением и хранением продуктов питания. Также пропиленгликоль используется как компонент в самих продуктах питания в качестве подсластителя, влагоудерживающего агента, растворителя эфирных масел и увлажнителя. Эти примеры доказывают экологическую благоприятность пропиленгликоля и, в частности, охлаждающих жидкостей на его основе в сравнении с этиленгликолевыми антифризами. Однако следует подчеркнуть, что по своим теплофизическим свойствам пропиленгликоль все же уступает этиленгликолю, и при одинаковой концентрации антифризов на разной основе температура замерзания в первом случае будет выше. Кроме того стоимость такого продукта в 2–3 раза превышает стоимость антифриза на основе этиленгликоля.Зачем нужны присадкиПрисадки позволяют улучшить защитные и эксплуатационные свойства охлаждающих жидкостей. Их можно разделить на несколько групп. 1 Антикоррозионные: сбалансированная комбинация химических веществ, ингибирующих коррозию, различные технологии:76 РЕЙС АВГУСТ 2009(Табл. 4). К типичным сложностям при использовании традиционных охлаждающих жидкостей можно отнести:  кавитационный износ – износ деталей цилиндро-поршневой группы и водяного насоса,  закупорку каналов радиатора – образование осадков минеральных солей на поверхности радиатора, ухудшающих циркуляцию охлаждающей жидкости и теплоотвод,  образование осадков – на деталях системы охлаждения, что приводит к ухудшению теплоотвода и перегреву двигателя. Новейшие охлаждающие жидкости на основе карбоксилатной технологии помогают избежать этих недостатков. Однако при этом необходимо принимать во внимание региональные аспекты. Для основных автомобилестроительных регионов мира характерны особенности:  Европа  официально требуют отсутствие фосфатов  совместимость с жесткой водой  отсутствие аминов/нитритов (во избежание образования нитрозаминов)  Япония  официально требуют отсутствие силикатов  совместимость с уплотнениями водяных насосов  США  традиционны антифризы на основе фосфатов-силикатов  защита тяжело нагруженных ди- зелей от кавитации – требуют нитриты и/или молибдаты Эти особенности сложились исторически, ввиду того, что именно соли неорганических кислот изначально применялись в качестве антикоррозионных агентов в антифризах. Сложностью в данном случае является поддержание правильной дозировки присадки в антифризе, циркулирующем по системе охлаждения двигателя, поскольку традиционные ингибиторы истощаются довольно быстро, и зачастую требуется применение специальных присадок, восполняющих часть израсходованного ингибитора. Нужно принимать во внимание, что точное количество присадки в объеме рабочей жидкости определить затруднительно. При этом недостаток ингибитора будет приводить к коррозии, а избыток – к образованию отложений, закупорке каналов радиаторов, перегреву; высокое содержание нитритов будет ускорять коррозию припоев и алюминия; а общее высокое содержание нерастворимых осадков приведет к преждевременному выходу из строя водяного насоса. Истощение разных ингибиторов происходит с разной скоростью (Рис. 3). Именно медленное истощение присадки позволяет увеличивать срок службы антифриза в системе охлаждения двигателя внутреннего сгорания, сохраняя его надежные защитные функции. Именно в этом заключается основное преимущество современной карбоксилатной технологии, благодаря которому интервал между заменами жидкости в системе охлаждения двигателей коммерческогоРис. 3 Ресурс работы антифризов с различными ингибиторами коррозиитранспорта может быть увеличен до 650 000 км пробега. Таким образом, применение обычных антифризов, разработанных по традиционной технологии, влечет за собой недостатки с технической стороны, а именно – ограничения по эксплуатационным характеристикам, по маркетинговым соображениям – в данном случае – многокомпонентные продукты и большой ассортимент для парка техники, с точки зрения обслуживания (частая замена, необходимость добавления присадок в процессе эксплуатации и соответственно более частая замена фильтра) и охраны окружающей среды (объемы утилизации). Все это приводит к возрастанию издержек потребителя.Традиции или инновации?В чем же отличия новой карбоксилатной технологии от традиционной? Принципиально отличаются механизмы защиты от коррозии. Для традиционных технологий характерно образование толстого слоя твердого осадка ингибитора, полностью покрывающего металлическую поверхность и таким образом физически препятствующего коррозии. Технология ОАТ заключается в образовании тонкого мономолекулярного слоя на металлической поверхности, только на стороне анода (именно там, где существует риск коррозии). Именно поэтому в объеме охлаждающей жидкости поддерживается высокая концентрация ингибитора гораздо более продолжительное время, чем в случае традиционных антифризов. К преимуществам новой технологии можно отнести:  Улучшенные эксплуатационные характеристики: защита алюминия от коррозии, защита от высокотемпературной коррозии и кавитации, улучшение теплоотвода  Незначительное истощение ингибитора: удлинеАВГУСТ 2009 РЕЙС 77В зависимости от расположения расширительного бачка системы охлаждения антифриз заливают по разным схемам, устраняя воздушные пробки автобазаАНТИФРИЗЫние интервала между заменами жидкости (Рис. 4)  Отсутствие фосфатов, нитратов, нитритов, молибдатов, силикатов, аминов, бензоатов, боратов и проч., а также риска образования канцерогенных нитрозоаминов и других нежелательных соединений  Высокая стабильность присадки, не образуется осадок солей ингибитора на поверхности элементов системы охлаждения: увеличение срока службы сальников водяного насоса, защита цилиндропоршневой группы  Снижение затрат на утилизацию отработавшего продукта ввиду более длинного срока службы и унификации перечня применяемых антифризов  Упрощение обслуживания и мониторинга концентрации антифриза: требуется только анализ концентрации гликоля (обычно с помощью рефрактометра), поскольку присадки незначительно истощаются в процессе эксплуатации, и определение их концентрации лабораторными методами не нужно  Универсальность применения одного продукта для различных областей (легковые автомобили, коммерческий транспорт, промышленные двигатели), подтвержденная наличием допусков и спецификаций ведущих мировых производителей Таким образом, уникальный состав, увеличение интервалов между заменами жидкости и продление срока службы частей охлаждающей системы обеспечивают: экологичность, экономичность, сокращение эксплуатационных расходов и как следствие снижение удельных затрат потребителя.Рис. 4Интервалы замены охлаждающих жидкостей на основе карбоксилатной технологи (на примере Texaco Havoline Extended Life Coolant)  Легковые и легкие грузовые автомобили: 250 000 км, 2000 моточасов или 5 лет  Тяжелая техника (магистральная и внедорожная эксплуатация) и автобусы: 650 000 км, 8 000 моточасов или 4 года  Стационарные двигатели: не менее 32 000 часов или 6 летУ каждого производителя двигателяей свои требования к антифризамСпецификации и допуски автопроизводителейКак в случае моторных и других групп масел, наличие допусков автопроизводителей и выполнение различных спецификаций, являются свидетельством подтвержденного качества охлаждающей жидкости. Поэтому производители антифризов, несмотря на значительные затраты на проведение испытаний, стараются получить официальные одобрения от таких всемирно известных производителей, как Caterpillar, DAF, DetroitDiesel, Deutz, Fiat/Iveco, Ford, General Motors, Isuzu, Mack, MAN, Mercedes Benz, Opel, Renault, Scania, Jaguar, Rover, Leyland, Ulstein-Bergen, Volvo, Volkswagen, Wartsila и др. Интересно, что среди автомобилистов-потребителей охлаждающих жидкостей самой популярной является спецификация Volkswagen, используемая в обиходе в качестве классификации (Табл. 5). Часто на канистрах с готовым продуктом подчеркивают принадлежность к той или иной спецификации VW. В связи с этим полезно знать и помнить, что жидкости G12 смешивать с G11 нельзя, G12 Plus смешивать с G12 можно, продуктом G12 Plus Plus можно доливать G12 Plus (наоборот нельзя). Кроме того, существуют спецификации G13 (это карбоксилатный антифриз на полигликолевой основе) и G13-DI (то же с ингибиторами парообразования).Немножко наукиОдним из последних веяний в мире охлаждающих жидкостей является новая продуктовая линейка, соответствующая спецификации VW TL 774 G (G12++). По составу это этиленгликолевый антифриз с карбоксилатным ингибитором и добавлением небольшого количества силикатов. Появление продукта связано со все более широким применением алюминия при изготовлении двигателей и соответственно – поиском ингибиторов, способных надежно защитить эти детали от высокотемпературной коррозии. Традиционно антифризы, содержащие силикаты в составе, отличались улучшенными по сравнению с прочими традиционными жидкостями защитными свойствами по отношению к алюминиевым деталям. Однако необходимость применения стабилизаторов силикатов, препятствующих полимеризации и гелеобразованию, и быстрое истощение присадки, заставило изыскиватьСпецификации Volkswagen Таблица 5 Спецификация Дата выпуска Комментарий VW TL 774 A 11/1989 На основе нитритов На основе нитритов, VW TL 774 B 11/1989 немного силикатов силикатов, VW TL 774 C (G11) 09/1994 На основе без нитритов На основе ОАТ, VW TL 774 D (G12) 09/1996 без силикатов На основе ОАТ, VW TL 774 F (G12 +) 10/2001 без силикатов На основе ОАТ, VW TL 774 G (G12 ++) 2005 с силикатами78РЕЙС АВГУСТ 2009 У автобусов самая большая по объему система охлаждения и отопленияновые составы ингибиторов коррозии. Сотрудниками европейского центра компании Шеврон Корп. проводились интересные исследования, целью которых было выяснить, каким образом присутствие силикатов в составе различных композиций ингибиторов коррозии повлияет на защитные свойства жидкости. Работа основана на изучении свойств образцов (Табл. 6), измеренных электрохимическими, а также статическими и динамическими методами оценки теплопередачи. Испытания привели к созданию нового гибридного антикоррозионного состава. Гибридный ингибитор, на базе которого разработан продукт нового поколения, лишен недостатков силикатов в чистом виде, поскольку основную долю составляют кароксилатные присадки. При этом добавление малого количества силикатов (порядка 500 ppm SiO2) обеспечивает характерную для данной группы традиционных ингибиторов мгновенную защиту поверхностей из алюминия.«красную» («синюю», «зеленую»...) Чтобы поставить все точки над «i», отметим, что цвет определяется только выбором, желанием и соображениями производителя антифриза. Продукт одного и того же состава и свойств может выпускаться в нескольких вариантах цветов. Выделение определенного цвета антифриза, нехарактерного для привычной продуктовой линейки, может быть связано, например, с целевым выпуском жидкости для конкретного автопроизводителя. Так, антифризы, выпускаемые для автомобилей производства Volvo CE во всем мире окрашиваются в желтый цвет. Чтобы оценить возможность смешения антифризов, следует сравнить их состав. При этом ключевым является соответствие и совместимость используемых антикоррозионных присадок. Если состав продукта неТаблица 6 Ингибитор Силикаты Монокарбоновые к-ты Дикарбоновые к-ты Нитраты Нитриты Бораты Фосфаты Триазол Бензоат Молибдаты A хизвестен, то результат эксперимента по смешению продуктов непрогнозируем, приводит к снижению качества смеси по сравнению с оригинальной жидкостью и в худшем случае к образованию отложений и осадков в виде гелей, хлопьев, забивающих каналы радиаторов и патрубки и препятствующих нормальному теплообмену, что неизбежно заканчивается перегревом и поломками двигателей. Если состав продукта, залитого в систему охлаждения подержанного автомобиля, неизвестен, то оптимальной рекомендацией будет замена всего объема жидкости с предварительной промывкой системы согласно регламенту. В случае, когда автовладелец желает перейти на использование карбоксилатных антифризов вместо традиционных, используемых ранее, необходимо принимать во внимание год выпуска автомобиля и состояние охлаждающей системы. Если в процессе эксплуатации в системе охлаждения образовалось большое количество осадков и отложений, от которых затруднительно избавиться с помощью промывки, и поры каналов радиатора значительно забиты, то в такой ситуации возможны следующие варианты. Либо продолжать применение того же продукта, что и прежде. Либо промыть систему охлаждения карбоксилатным антифризом, заменить радиатор и после заливки свежего продукта эксплуатировать в нормальном режиме. В зависимости от состояния системы, эффективность применения нового продукта может быть снижена. Безусловно, увеличение срока службы антифриза и отсутствие отложений в системе охлаждения позволяют потребителю снизить свои затраты.Мешать или не мешатьБезусловно важным является вопрос о возможности смешения охлаждающих жидкостей. Самым распространенным заблуждением является понятие о совместимости антифризов по признаку цвета. На вопрос о применяемой охлаждающей жидкости зачастую можно слышать в ответ:х х х хОхлаждающая жидкость На основе силикатов На основе солей алифатических кислот B C D E х х х х х х х х х х х х х х х х х х х хАВГУСТ 2009РЕЙС79 УРАЛ: НОВОЕ НАЗНАЧЕНИЕРАСШИРЕНИЕ ГАММЫ СПЕЦТЕХНИКИ ВПЕРВЫЕ НА ШАССИ КАМАЗСМОНТИРОВАНЫ МИКСЕР И БЕТОНОНАСОСРАСШИРЕНИЕ ГЕОГРАФИИ СЕРВИСАПОСТАВЩИКИ АГРЕГАТОВ ГИДРОСИСТЕМНА РОССИЙСКОМ РЫНКЕПОДЪЕМНЫЕ КРАНЫНА СПЕЦИАЛЬНОМ ШАССИCПЕЦТЕХНИКАПОД НИЦЕ 47 ПИ КУП СНОЙ ОНВНИ НА С МАНИТРА88«УРАЛ»НА ШАССИ ДОРОЖНЫХ ГРУЗОВИКОВ8284ТРИ НОВЫХ СЕРВИСНЫХ ЦЕНТРА КОМПАНИИ «ИВАНОВСКАЯ МАРКА» ОТКРЫЛИСЬ В РОССИИ83!ЕЭКСКАВАТОРЫ92