8
9
10
11
экономикаОСОБОЕ ВНИМАНИЕПЛАТА ЗА ПРОЕЗДИРИНА ЧЕРНЫХ обозреватель журнала «Рейс»C наступлением весны перевозчики вновь столкнутся с проблемой сезонного закрытия или временного ограничения движения по федеральным, региональным дорогам, а также дорогам местного значения. Вступили в силу несколько новых законодательных актов, проясняющих основания и порядок расчета платежей за проезд – в качестве возмещения вреда, наносимого дорожному полотнуСогласно статье 14 Федерального закона №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года временное ограничение или прекращение движения транспортных средств на дорогах может осуществляться уполномоченными на то должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в пределах их компетенции с целью обеспечения безопасности дорожного движения. При этом сезонные ограничения движения вводятся на основании статьи 30 Федерального закона РФ №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 8 ноября 2007 года и пунктов 3 и 16 Приказа Министерства транспорта РФ №149 «Об утверждении порядка осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам» от 27 августа 2009 года. Согласно этим статьям временные ограничения или прекращение движения устанавливаются в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий. А именно в весенний период в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, вызванной ихРЕЙС МАРТ 2010переувлажнением, а в летний период – превышением допустимых температур. Статья 11 Федерального закона «Об автомобильных дорогах» относит к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации установление порядка временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по всем автомобильным дорогам федерального, регионального и местного значений, закон подлежит исполнению органами субъектов Федерации, а также местными органами. Кроме того, в их компетенцию входят определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, а также информационное обеспечение пользователей федеральных дорог. При этом определение размера вреда и информационное обеспечение пользователей дорог регионального, межмуниципального или местного значений относятся также к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Пунктами 4 и 5 Приказа Минтранса устанавливается, что временные ограничения или прекращение движения вводятся на основании соответствующего распорядитель-ного акта. Для автомобильных дорог общего пользования федерального значения этот акт принимается Федеральным дорожным агентством, для автомобильных дорог регионального или межмуниципального значений – органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а для дорог местного значения – органами местного самоуправления. При этом в отношении частных автомобильных дорог общего пользования акт принимается их собственниками. Кроме того, согласно пункту 17 Приказа акт о введении ограничения согласовывается с Министерством внутренних дел Российской Федерации по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения или с территориальными органами управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ по автомобильным дорогам общего пользования регионального, местного или межмуниципального значений, а также по частным. Актом о введении ограничения устанавливаются:  сроки начала и окончания периодов временного ограничения или прекращения движения;  автомобильные дороги (участки автомобильных дорог), на которых вводятся временные ограничения или прекращение движения;  организации, обеспечивающие временное ограничение или прекращение движения. Контроль над соблюдением пользователями автомобильными дорогами временных ограничений или прекращением движения осуществляют государственные контрольные и надзорные органы в пределах предоставленных полномочий. Федеральное дорожное агентство, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и собственники частных автомобильных дорог в соответствии с главой 2 Приказа обязаны принимать меры по организации дорожного движения. При издании акта о введении ограничения все уполномоченные органы обязаны за 30 дней до начала введения временных ограничений или прекращения движения информиро-8 вать пользователей автомобильными дорогами о причинах и сроках таких ограничений и возможных маршрутах объезда путем установки знаков дополнительной информации, размещения информации о введении ограничений на официальном сайте Федерального дорожного агентства и сайтах, определенных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в том числе информации, предоставляемой органами местного самоуправления и собственниками частных автомобильных дорог), а также через средства массовой информации. Временное ограничение движения в весенний период осуществляется путем установки соответствующих дорожных знаков, ограничивающих нагрузки на оси транспортного средства. При этом предельно допустимые для проезда по автомобильным дорогам общего пользования нагрузки на оси транспортного средства определяются на основе данных транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, полученных по результатам диагностики. Временное ограничение движения в весенний период не распространяется на:  международные перевозки грузов;  пассажирские перевозки автобусами, в том числе международные;  перевозку продуктов питания, животных, лекарственных препаратов, горюче-смазочных материалов, семенного фонда, удобрений, почты и почтовых грузов;Размер вреда, руб./100 км 240 285 395 550 760 1035 1365 1730 2155 2670 3255 по отдельному Свыше 50 расчету** * расчет размера вреда осуществляется с применением метода математической экстраполяции значений размера вреда при превышении значения предельно допустимой массы транспортного средства ** при повышении значения предельно допустимой массы транспортного средства Размер вреда * Превышение предельно допустимой массы транспортного средства, т До 5 Свыше 5 до 7 Свыше 7 до 10 Свыше 10 до 15 Свыше 15 до 20 Свыше 20 до 25 Свыше 25 до 30 Свыше 30 до 35 Свыше 35 до 40 Свыше 40 до 45 Свыше 45 до 50 перевозку грузов, необходимых для предотвращения и (или) ликвидации последствий стихийных бедствий или иных чрезвычайных происшествий;  транспортные средства Министерства обороны Российской Федерации. Продолжительность временного ограничения движения в весенний период не должна превышать 30 дней. Срок ограничения продлевается в случае неблагоприятных природно-климатических условий, но не более чем на 10 дней с внесением соответствующих изменений в акт о введении ограничения. Временные ограничения движения в летний период вводятся для транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов на автомобильных дорогах с асфальтобетонным покрытием, с 15 июня по 15 августа при значениях дневной температуры воздуха выше 32° C. В летний период действия временных ограничений движения по автомобильным дорогам, включенным в акт о введении ограничения, движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, разрешается в период с 21.00 до 09.00. Согласно пункту 19 Приказа в период введения временного ограничения движения в весенний период движение по автомобильным дорогам транспортных средств с грузом или без груза, нагрузки на оси которых превышают предельно допустимые, установленные актом о введении ограничения, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим правоотношения в сфере перевозки тяжеловесных грузов. 11 ноября 2009 года было принято Постановление правительства РФ № 934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации», которое вводит в действие Правила возмещения вреда. Это постановление обосновывает необходимость возмещения вреда, а также регламентирует порядок определения размера платы.К Правилам прилагаются показатели размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозку тяжеловестных грузов, при движении по дорогам федерального значения. Показатели вреда приведены ниже в двух таблицах. При этом размер вреда, причиняемого дорогам регионального и местного значений, определяется на основании этих показателей с учетом особенностей дорог. Согласно Правилам вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств. Внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется при оформлении специального разрешения на движение транспортных средств. Осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, владельцами частных автомобильных дорог в отношении соответственно участков автомобильных дорог федерального, регионального, межмуниципального или местного значений, а также частных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства. Порядок взаимодействия указанных органов и лиц по вопросам расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда каждый год должен устанавливаться Министерством транспорта Российской Федерации при определении порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства. Размер платы в счет возмещения вреда, рассчитанный применительно к каждому участку автомобильной дороги, по которому проходит маршрут конкретного транспортного средства, осуществляется на безвозмездной основе и доводится до сведения владельца автомобиля органом, выдающим специальное разрешение на движение транспортных средств. При этом размер платы определяется в зависимости от:МАРТ 2010 РЕЙС 9 экономикаОСОБОЕ ВНИМАНИЕ превышения установленных правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждаемыми правительством Российской Федерации, значений: предельно допустимой массы транспортного средства и предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства;  размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог федерального, регионального, межмуниципального и местного значений, частных автомобильных дорог;  протяженности участков автомобильных дорог федерального, регионального и местного значений, по которым проходит маршрут транспортного средства;  базового компенсационного индекса текущего года. Таким образом, размер платы рассчитывается применительно к каждому участку автомобильной дороги, по которому проходит маршрут транспортного средства, по следующей формуле: Пр = [Рпм + (Рпом1 + Рпом2 +...+ Рпомi)] • S • Ттг где: Пр — размер платы в счет возмещения вреда участку автомобильной дороги (руб.); Рпм — размер вреда при превышении значения предельно допустимой массы транспортного средства, определенный соответственно для автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог (рублей на 100 километров); Рпом1 Рпом2 ... Рпомi — размер вреда при превышении значений предельно допустимых осевых нагрузок наРазмер вреда * Размер вреда, руб./100 км 925 1120 2000 3125 4105 5215каждую ось транспортного средства, определенный соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог (рублей на 100 километров); i — число осей транспортного средства, по которым имеется превышение предельно допустимых осевых нагрузок; S — протяженность участка автомобильной дороги (сотни километров); Ттг — базовый компенсационный индекс текущего года, рассчитываемый по следующей формуле: Ттг = Тпг • Iтг где: Ттг — базовый компенсационный индекс предыдущего года (базовый компенсационный индекс 2008 года принимается равным 1, Т2008 = 1) Iтг — индекс-дефлятор инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в части капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог на очередной финансовый год, разработанный для прогноза социально-экономического развития и учитываемый при формировании федерального бюджета на соответсвующий финансовый год и плановый период. При этом пункт 7 Правил устанавливает, что перевозчик, в случае если с него взыскали слишком большую сумму при оформлении пропуска, имеет право на возврат излишне уплаченных денежных средств. Решение о возврате принимается в 7-дневный срок со дня получения заявления плательщика. Возврат указанных средств осуществляется в порядке, устанавливаемом Ми-Размер вреда в период временных ограничений в связи с неблагоприятными природно-климатическими условиями, руб./100 км До 10 5260 Свыше 10 до 20 7710 Свыше 20 до 30 10 960 Свыше 30 до 40 15 190 Свыше 40 до 50 21 260 Свыше 50 до 60 27 330 Свыше 60 по отдельному расчету** * расчет размера вреда осуществляется с применением метода математической экстраполяции значений размера вреда при превышении значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства ** при повышении значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства Превышение предельно допустимых осевых нагрузок на ось транспортного средства, %10 РЕЙС МАРТ 2010нистерством финансов РФ. Кроме того, решение о возврате излишне уплаченных средств собственникам частных автомобильных дорог также принимается в 7-дневный срок со дня получения заявления плательщика. Итак, перевозчикам необходимо платить в случае, если осевые нагрузки или масса их автомобилей превышают допустимые значения и тем самым наносят вред дорожному полотну во время неблагоприятных климатических условий. Однако возникает вопрос о состоянии дорог, которые не выдерживают погодных изменений. Согласно статьи 17 Федерального закона «Об автомобильных дорогах» содержание дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. В целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном правительством Российской Федерации, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. В случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов осуществляется капитальный ремонт дорог. Этот закон регулирует и финансирование дорожной деятельности. Согласно Главе 6 формирование расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог федерального значения осуществляется в соответствии с правилами расчета размера ассигнований федерального бюджета на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог федерального значения с учетом необходимости приведения транспортноэксплуатационных характеристик автомобильных дорог федерального значения в соответствие с требованиями технических регламентов. Эти же правила распространяются на региональные и местные бюджеты в отношении дорог регионального и местного значений. При этом на основании пункта 8 Правил возмещения вреда средства, полученные в качестве платежей в счет возмещения вреда, подлежат зачислению в доход соответствующих бюджетов. Хочется верить, что платежи перевозчиков, несмотря на отсутствие целевых бюджетных фондов, в том числе и дорожных, идут на поддержание дорог в нормальном состоянии в течение года. Заметим также, что согласно статье 11 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» проектирование, строительство и реконструкция дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие построенных и реконструированных дорог требованиям строительныхнорм, правил, стандартов и других нормативных документов, относящихся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актом приемки дороги. Он выдается комиссией, назначаемой федеральным органом исполнительной власти или субъекта Российской Федерации в пределах их компетенции, на основании результатов контрольных осмотров, обследований и испытаний. Ответственность за соответствие дорог установленным требованиям на этапе проектирования возлагается на исполнителя проекта, а на этапах реконструкции и строительства – на исполнителя работ. При проектировании, строительстве и реконструкции дорог не допускается снижение капитальных затрат за счет инженерных решений, отрицательно влияющих на безопасность дорожного движения. Также по статье 12 соответствие состояния дорог правилам, стандартам и техническим нормам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверя-ется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги. Все эти законодательные нормы дают основание полагать, что новые дороги или дороги после капитального ремонта должны соответствовать всем строительным нормативам и быть спроектированы с учетом сезонно-климатических изменений. Это ставит под вопрос обоснованность сезонных ограничений движения и дает перевозчикам шанс оспаривать введение таких ограничений на новых или реконструированных дорогах, а также необходимость возмещать со своей стороны ущерб, наносимый дорогам.МАРТ 2010РЕЙС11Реклама