38
39
40
42
44
45
46
47
48
49
автомобилиСРЕДНИЙ ТОННАЖПЕРСПЕКТИВЫ РОСТАВозможно, лингвисты, придумавшие имена трем семействам грузовиков Mercedes-Benz Actros, Atego и Axor, когда-то взахлеб читали мушкетерские романы А. Дюма. Самый меньший из «трех мушкетеров» – Atego, типичный европейский среднетоннажник, но по-особенному яркийсли на конвейере Mercedes уже почти два года стоит третье поколение флагманского Actros, то Atego до сих пор выпускали только второго. А Atego I пришел на смену Mercedes серии LK Ecoliner в 1999 году и сразу же завоевал титул Truck of the year, но осенью 2004 года пришла пора обновить и его. Так на европейском рынке появился Atego II. Нам компания Mercedes-Benz Trucks Vostok предоставила для теста Atego 1518 второго поколения с самосвальной установкой. Однако в момент подготовки этого материала корреспондента нашего журнала пригласили в Германию на презентацию Mercedes Atego теперь уже третьего поколения. Постараемся на их основе рассказать о всей гамме автомобилей Mercedes этой модели. Немцы создали семейство Atego как серию развозных грузовиков полной массой от 6,5 до 15 тонн. Более крупный Mercedes Axor имеет массу уже от 18 тонн. Однако многолетний опыт эксплуатации, заложенный запас прочности и у Mercedes серии LK, и у Mercedes Atego обоих поколений позволил увеличить полную массу нового Atego до 16 тонн. Тем самым нынешний Atego максимально приближен к Axor. Кроме «развоза» шасси Atego традиционно используют под монтаж различных надстроек, необходимых муниципальным службам: от самосвалов до мусоровозов, а еще они могут работать в составе автопоезда полной массой теперь уже до 28 тонн. Столь широкий диапазон применения подразумевает деление семейства Atego на две подгруппы,Николай Мордовцев и Денис БоровицкийЕУ Mercedes Atego третьего поколения самое яркое отличие во внешности – новая облицовка радиатора, выполненная в едином стиле с флагманским Actros38 РЕЙС АВГУСТ 2010Новая гибридная версия работает на литий-ионных аккумуляторах MERCEDES-BENZ ATEGOусловно их можно назвать легкой и тяжелой. У легкой полная масса, естественно, начинается с 6,5 тонны и заканчивается 12 тоннами, а у тяжелой – с 12000 килограммов только начинается. Это типично европейский подход в создании гаммы среднетоннажников, точно так же поступают и другие фирмы, но у Mercedes обязательно большее количество опций, и потому шире возможности. Atego выпускают на заводе в городе Вёрте, там же собирают и Actros. В год делают около 20-25 тысяч экземпляров Atego почти в 250 модификациях. Естественно, наиболее распространены Atego в Германии, но они с успехом работают и в других странах Западной Европы. В России Atego надо заказывать в российском представительстве Mercedes-Benz Trucks Vostok, причем даже в кризис их продавали у нас около сотни в год, и спрос оставалсядовольно устойчивым. Подержанные немецкие среднетоннажники первого и второго поколений легко найти на вторичном рынке.ДвигательНа Mercedes Atego в зависимости от полной массы могут устанавливаться три разных дизеля с семью настройками мощности. Самый «слабый», четырехцилиндровый мотор ОМ904 при рабочем объеме 4,25 литра имеет мощность 129, 156 и 177 л. с. при 2200 об/мин и момент соответственно 500, 610 и 675 Н.м при 1200-1600 оборотах. Учитывая почти 15-летний возраст двигателя – очень неплохие характеристики. В их основе редкая ныне трехклапанная схема механизма ГРМ (два впускных клапана на цилиндр) и, конечно же, турбонаддув. Размерность двигателя 102х130 мм, рабо-Дизели серии «900»: три мотора и семь настроек мощностиАВГУСТ 2010 РЕЙС 39 автомобилиСРЕДНИЙ ТОННАЖЧетырехцилиндровый дизель ОМ904 наиболее распространен на Atego с российской пропиской. Мощность двигателя 129, 156 и 177 л. с. при 2200 об/минСамый простой механизм управления коробкой передач – тягойУ многих среднетоннажников воздушный фильтр стоит у переднего колесаПривод генератора и водяного насоса – надежным поликлиновым ремнемС 22,5-дюймовыми колесами у Atego максимальный дорожный просветчий объем на цилиндр – чуть больше литра. Из других конструктивных особенностей: негильзованный чугунный блок (раньше были «сухие» гильзы, но и по сей день есть три ремонтных размера поршневой группы), общая для всех цилиндров головка блока, нижний распредвал, шестерни ГРМ заднего расположения. Топливная аппаратура – с электронным управлением: индивидуальные для каждого цилиндра мини-ТНВД. У нас их называют столбиковыми, а по классификации Bosch пользуются аббревиатурой PLD (в переводе «насос, трубка, форсунка»). Насосы собраны в компактный узел и установлены на блоке цилиндров, здесь же находится управляющая электроника, завязанная в единый «узел», названный инженерами Mercedes Telligent. Кулачковый вал насосов приводится от шестерен ГРМ двигателя. От ТНВД к форсунке топливо подается по короткой толстостенной трубке, давление распыла40 РЕЙС АВГУСТ 2010около 1200 бар, все сопряжения сверхпрецизионные. Такую же конструкцию Mercedes применяет на всех своих больших дизельных двигателях. Более прогрессивную топливную систему Common Rail немцы пока используют только на своих дизелях легковой гаммы, а также на Mercedes Vito и Sprinter. Самый мощный мотор у Mercedes Atego – шестицилиндровый ОМ906 объемом 6,37 литра. Он сделан на основе ОМ904, то есть максимально унифицирован с «четверкой» по цилиндро-поршневой группе и КШМ, оригинальные только блок цилиндров, головка, поддон и коленвал. Настроек мощности три: 238, 256 и 286 лошадиных сил, крутящий момент 850, 970 и 1120 Н.м в диапазоне 1200-1600. По характеристикам сразу видно, насколько мотор хорош, а благодаря рядной компоновке эта «шестерка» абсолютно уравновешена и не трясется на холостом ходу. Интересно, что эти двигатели часто встречаютсяне только на грузовиках и автобусах с трехлучевой звездой, но и прописались под капотами у других производителей, не имеющих собственного моторного производства. К примеру, на современных городских автобусах МАЗ. Казалось бы, этими двумя моторами, да еще с таким диапазоном мощности можно полностью закрыть потребность в двигателях Mercedes Atego. Однако с осени 2004 года в семействе появился еще один дизель – ОМ924. Этот четырехцилиндровый двигатель – процесс эволюции ОМ904, во многом схожий с ним по конструкции, только более современный, хотя и по-прежнему с тремя клапанами на цилиндр, но с турбиной большей производительности и потому более мощный. Давление распыла солярки увеличено до 1800 бар, что отразилось на экономичности и соблюдении норм токсичности. У двигателя изменена размерность автомобилиСРЕДНИЙ ТОННАЖМнениеГЕННАДИЙ АЙДИНЬЯН начальник гаража грузовых автомобилей ЗАО «Айсбит», Москва – Наш автопарк занят на перевозках продуктов глубокой заморозки, и все 82 наших Atego оборудованы изотермическими кузовами и рефрижераторными установками. В 2004 году приобрели шесть Atego 1215 первого поколения грузоподъемностью 6 тонн и еще 14 автомобилей несколькими годами позже. Они эксплуатируются на пригородных и междугородних перевозках, сейчас их пробег около 350 тысяч км. Еще у нас есть 50 трехтонных Atego II модели 812, которые работают по Москве и области. Их пробег около 250 тысяч км. Кроме того, есть 12 Atego 1518. Все автомобили с четырехцилиндровыми двигателями. Дизели с эластичной характеристикой момента, экономичные. На «812» от двигателя приводится компрессор холодильной установки, и несмотря на это, мы списываем по 18 л/100 км. 21 л/100 для «1215» и 23 л/100 для «1518», но здесь автономный привод холодильника. Двигатели не меньше трех часов в смену работают на холостом ходу в очередях на разгрузку: списываем 3 л/час. У автомобилей межсервисный пробег 35 тыс. км. Между Atego I и II есть существенная унификация по запчастям, причем поломки редки (сцепление ни разу не меняли), а цены для такой марки вполне доступны. Автомобили маневренные, с низкой погрузочной высотой, подъезжают к любому пандусу. Кабины наших Atego короткие, но вполне удобные для водителя при городских и загородных перевозках. Отличная шумоизоляция. Но в дальних поездках водителю мешает обустроить постель кран «ручника». Он установлен на тоннеле, но есть и расположение на панели приборов.У нового Atego BlueTec Hybrid 44-киловаттный электромотор установлен перед 6-ступенчатой коробкой с автоматизированным переключением передач TelligentТакого магнитного ретардера, как у Atego, пока ни у кого нетУ самосвала 6-ступенчатая коробка с диапазоном чисел от 9,2 до 1,00– 108х136 мм, таким образом, рабочий объем составляет 4,8 литра. Рост объема у дизелей, предназначенных для грузовиков и автобусов, – мировая тенденция последних лет, ведь с «задушенного» экологическими нормами двигателя иначе не снять мощности и момента, сопоставимых с моторами предыдущего поколения. На Mercedes Atego ОМ924 применяется только с одной настройкой – 218 л. с. при 1200-1600 об/мин и моментом 810 Н.м. Фактически мотор близок по характеристикам к самой слабой настройке шестицилиндрового мотора ОМ906, но при этом легче на 100 килограммов. Именно разница в снаряженной массе автомобилей с двумя разными моторами послужила причиной появления такого варианта. В Европе в 2005 году ввели льготы на эксплуатацию грузовых автомобилей полной массой менее 12 тонн. Инженеры Mercedes поставили на Atego модели «1222» новую «четверку» и сделали машину полной42 РЕЙС АВГУСТ 2010массой именно 11990 килограммов, при этом грузоподъемность даже чуть выросла, в сравнении с Atego первого поколения. Если ориентировать приобретаемый грузовик на работу в Европе, и в частности, в Германии, то «четверка» ОМ924 – самый оптимальный вариант двигателя. Но если Atego будет трудиться в России, да еще с возможным перегрузом, или эксплуатироваться с прицепом, то лучше брать машину с «шестеркой». Причем она может оказаться даже дешевле. Шестицилиндровый двигатель ОМ926 объемом 7,2 литра для Mercedes Atego недоступен, у него мощность уже составляет 326 «лошадей», и их «запрягают», как вариант, в более тяжелый Axor, а теперь еще и в новый мерседесовский «вездеход» Zetros. При компоновке развозного грузовика с низкорасположенной кабиной нужен и радиатор охлаждения соответствующего расположения. При этом на фронтальной площади радиа-тора экономить нельзя: летом в городских пробках мотор перегреваться не должен. У Atego еще и ради этого применили лонжероны рамы Z-образного сечения, которые позволяют почти на 150 мм сделать радиатор шире. Часто «пропеллер» устанавливают на шкив коленвала, но у Mercedes Atego он установлен на помпе, а чтобы без толку не гонял воздух под кабиной, его оснастили вязкостной муфтой. Привод – надежным поликлиновым ремнем. У машин с четырехцилиндровым двигателем вентилятор «отстранен» от радиатора почти на полметра, и это пространство закрыто воздуховодомдиффузором. Надо учесть, что, если его по какой-либо причине не будет, мотор начнет греться. У машин с «шестеркой» такого длинного диффузора нет – этого пространства как раз хватило под большой мотор. Важный момент для эксплуатации современного развозного грузовика, рабо- автомобилиСРЕДНИЙ ТОННАЖЕдинственные заменяемые шарниры – на поперечной рулевой тягеВ России такой самосвал не каждой транспортной компании по кармануПередняя подвеска на двухлистовых параболических рессорахКлассическая кулиса КП: ход выбора передачи и ход переключенияГидроусилитель руля интегральный, компактный и надежныйЗадние тормозные механизмы у самосвала барабанныетающего в городе, – его соответствие нормам токсичности. Немцы еще в 2004 году предлагали Mercedes Atego в исполнении Евро-5, хотя эти нормы в Европе ввели только через пять лет! Работали на опережение, в первую очередь, ради выгоды перевозчиков. Понятно, что сейчас в любой российский мегаполис Atego запустят без проблем. Все дизели Mercedes одолевают нормы Евро-4, Евро-5 и даже еще более жесткие EEV благодаря впрыску в отработавшие газы водного раствора мочевины AdBlue, но у немцев эта технология называется BlueTec. Однако третье поколение Mercedes Atego обещает стать еще более чистым – автомобили начали оснащать гибридным приводом, который впервые продемонстрировали на среднетоннажнике два года назад. Развозной грузовик с гибридным приводом базируется на основе все того же Atego 1222. Машина массой 11990 кг по-прежнему востребована из-за освобождения от44 РЕЙС АВГУСТ 2010дорожного налога в Германии! Двигатель ОМ924 с 218 л. с. (160 кВт) дополняет электромотор переменного тока мощностью 44 кВт с жидкостным охлаждением. Аккумулятор литиевоионный – мощный и эффективный, заряжается рекуперацией энергии при торможении. Гарантированная экономия солярки 10-15%. В последнее время подобные развозные автомобили очень популярны в Европе. К примеру, в Лондоне грузовики «на электротяге» освобождают от уплаты ежедневной пошлины за въезд в центр города. Говорят, за год набирается солидная сумма. Возможно, что-то подобное появится и в России, уж, во всяком случае, на Олимпиаде в Сочи – наверняка.ТрансмиссияУ компании Mercedes-Benz огромный опыт в производстве агрегатов трансмиссии, и если закупают что-либо на стороне, то только у того же не менееименитого ZF. В основном агрегаты трансмиссии Mercedes Atego – с трехлучевой звездой. Наличие у Atego двух «весовых категорий» и трех различных двигателей с семью настройками мощности заставляет использовать на этом семействе среднетоннажников различные агрегаты и узлы трансмиссии. Если Atego ориентирован на работу в качестве развозного грузовика и ему положен четырехцилиндровый двигатель – значит, на нем установлено диафрагменное однодисковое сцепление диаметром 362 мм и 6-ступенчатая коробка передач. Если автомобиль используется на магистральных перевозках с прицепом или полуприцепом, то на нем стоит рядная «шестерка», а также «взрослое» сцепление диаметром 430 мм и чаще всего 9-ступенчатая коробка передач. Но все не так просто! Этих 6-ступенчатых коробок целых три модели, и каждая рассчитана под свой крутящий момент. Обязательно есть отбор мощности под гидронасо- MERCEDES-BENZ ATEGOНаиболее часто применяемые ведущие мосты на Atego – одноступенчатые, гипоидные. Есть 15 вариантов передаточных чисел и блокировка дифференциалаПередние тормозные механизмы дисковые, конечно же, с пневмоприводомПередняя балка с прямыми «ушами» обеспечивает хороший клиренсСопряжения рессор с рамой через сайлентблоки – обслуживать не надоСтабилизаторы поперечной устойчивости стоят на обеих осяхсы надстроек. Когда-то на серии LK и Mercedes Atego первого поколения с шестицилиндровыми двигателями устанавливались четырехдиапазонные «автоматы» с ГМП или 12-ступенчатые механические коробки. На второй и третьей сериях главной коробкой передач стала 9-ступенчатая, производства ZF, широко известной серии Ecomid. По мерседесовской классификации она носит маркировку G 131-9, а по ZF, наверное, 9S131. У нее четырехступенчатая основная коробка и двухдиапазонный демультипликатор, установленный сзади, а еще есть «ползучая» передача. Сократить количество передач с 12 до 9 позволили более тяговитые, чем прежде, двигатели. Выигрыш в массе тоже весомый – 30 килограммов. То, что коробка с прямой высшей передачей, при оптимизированных числах редуктора ведущего моста позволяет экономить до двух процентов от общего расхода топлива. Кроме того, и 6-ступенчатые,и 9-ступенчатые коробки могут оснащаться электронно-пневматическим управлением. Механика становится «автоматом». Называется такой привод Telligent, как и вся электроника на грузовых Mercedes. Примечательно, что на среднетоннажниках немцы первыми в мире применили роботизированную механику. Обычное же управление КП на Atego – тросами или телескопической тягой, в зависимости от назначения автомобиля. Но вообще обойтись без тросов-тяг и сцепления, и при этом иметь просто «чумовой» ресурс двигателя и трансмиссии поможет классический 5-6 диапазонный «автомат» Allison. Немцы ставят коробки и этого именитого производителя. На Atego очень интересна ситуация с колесной формулой. Обычно на европейских конкурентах среднетоннажниках применяют формулу 4х2, часто делают вездеходные шасси 4х4. Полноприводная версия традицион-но несет службу в армии, полиции, пожарной охране и, конечно же, находит применение в сельском хозяйстве. Главное отличие трансмиссии вездехода Atego от обычного коммерческого грузовика – в раздаточной коробке с пониженным рядом и переднем ведущем мосту. Однако у Mercedes, при обязательном наличии полноприводника, есть еще и недоступный конкурентам трехосный Atego 6х2 с задней подвесной «ленивой» осью. Понятно, что это автомобиль из тяжелой серии и в одном из самых длиннобазных вариантов, то есть то, что нужно именно на магистральных перевозках. Ведущие мосты Mercedes Atego чаще всего одноступенчатые, гипоидные, с несколькими вариантами осевых нагрузок и с 15 (!) передаточных чисел. Однако на тяжелой серии могут устанавливаться и мосты со ступичными планетарными редукторами. И уж, конечно, не надо сомневаться, что на Atego естьАВГУСТ 2010 РЕЙС 45 автомобилиСРЕДНИЙ ТОННАЖТехнические характеристики Марка Atego 1518 (самосвал) Atego 1215 (бортовая платформа) Длина/ширина/высота 6514х2300х2672 9164х2480х2662 Полная масса, кг 15 000 11 990 Снаряженная масса а/м , кг 6145 5712 Размеры кузова, мм 4200х2330х600 7180х2480х500 Макс. скорость, км/ч 90 Двигатель/рабочий объем, л ОМ904LA, Евро-3, 4,25 ОМ904LA, Евро-3, 4,25 Мощность, л. с. при об/мин 177 при 2200 152 при 2200 Крутящий момент, Н.м при об/мин 675 при 1200-1600 610 при 1200-1600 Коробка передач 6-ступенчатая, G60-6 6-ступенчатая, G56-6 Сцепление однодисковое, диаметром 362 мм Замедлитель заслонка на выпуске Ведущий мост с одинарной гипоидной передачей Топливный бак, л 180 подвеска рессорная; тормоза: впереди дисковые, Ходовая часть сзади барабанные или дисковые с пневмоприводом и ABS Шины 275/70R22,5 265/70R19,5 Цена, евро с НДС 87 000 72 000Комбинация приборов Mercedes Atego – образец информативностиРаньше «баранки» с кнопками среднетоннажникам были не положеныЕсли тоннель двигателя длинный – под кабиной находится «шестерка» ОМ906блокировки межколесного дифференциала. Нет нужды напоминать, что эталонные по проходимости Unimog и Gelandewagen тоже рождены под мерседесовской звездой.ХодоваяНа редкость оригинально у легкой серии Atego сделана рама. На большинстве автомобилей она с составными лонжеронами разного профиля. То есть не по высоте, а именно по профилю. Впереди Z-образный, немного опускающийся вниз, с верхней полкой, ориентированной наружу, а средняя и задняя часть рамы – обычного, «швеллерного» сечения. Соединены они в основном высокопрочными болтами, заклепок – минимум, и в случае серьезной аварии, можно легко заменить на раме поврежденную деталь. На предоставленном самосвале размер был следующий: высота 235 мм, ширина полок по 70 мм, толщина около 6 мм. Однако на более тяжелых модификациях Atego такой экзотической рамы нет, здесь она привычного про46 РЕЙС АВГУСТ 2010филя, сопоставимого с рамой Axor. Обеспечить возможность размещения всего многообразия надстроек у Atego позволяет колесная база семи вариантов длины – от 3,02 до 5,42 метра. А еще надо учесть и несколько вариантов длины заднего свеса рамы! Компания Mercedes-Benz одна из первых стала применять на своих грузовиках более легкие малолистовые параболические рессоры. Полуэллиптических рессор на Atego никогда и не было. К примеру, на самосвале полной массой 15 тонн и грузоподъемностью 8,8 тонны передние рессоры двухлистовые, с листом толщиной около 25 мм, шириной 80 мм. Задние рессоры тоже малолистовые, но более толстые: два листа переменного сечения и установленный снизу лист подрессорника. По нашим меркам кажется, что не очень прочно, но в Европе-то нареканий к качеству Mercedes нет. Задний конец коренного листа соединен с рамой через серьги с сайлентблоками. В результате получают хорошую управляемость и уменьшают объемобслуживания. Для более тяжелых модификаций, построенных для эксплуатации на магистральных перевозках, основная подвеска – пневматическая с электронным управлением, причем она может быть смонтирована на всех осях. Если применяют комбинированную – впереди рессоры, а сзади «воздух», то здесь ставят два баллона. И на всех автомобилях обязательно устанавливают стабилизаторы поперечной устойчивости на обеих осях. Все современные г рузовик и Mercedes, начиная именно со среднетоннажного Atego, имеют пневматический привод тормозов. Гидравлика и пневмогидравлика применяются только на более легких автомобилях. Современная пневматика проще и надежнее, а дополненная электроникой – эффективнее, особенно если давление в системе увеличено до 10 бар. Кроме того, наличие компрессора – хорошее подспорье для фирм, монтирующих на шасси грузовика различные надстройки. Грузовое подразделение Mercedes одно из первых в мире на- MERCEDES-BENZ ATEGOЦены на запасные части* Наименование Цена, руб. с НДС Фильтр воздушный (элемент) 6520 Фильтр масляный 714 Фильтр тонкой очистки топлива 959 Поршневые кольца (компл/цилиндр) 4100 Поршневая группа (компл/цилиндр) 51 024 Прокладка ГБЦ 8758 Вкладыши шатунные (компл/шейку) 3899 Вкладыши коренные (компл/шейку) 3108 Форсунка 11 307 Топливный насос высокого 52 409 давления Головка блока цилиндров 100 671 Клапан впускной 2079 Клапан выпускной 1927 Водяной насос 22 822 Глушитель 293 162 Термостат 893 Стартер 67 046 Сцепление в сборе 34 180 Ведомый диск сцепления 21 373 Рессора передняя 23 931 Рессора задняя 61 591 Стремянка задней рессоры 1775 Задняя тормозная камера 39 940 Тормозные колодки (компл./ось) 15 047 Тормозной диск передний 11 224 Тормозные колодки барабан./задн. 20 389 Тормозной барабан 12 082 Подшипники задней ступицы 13 288 Рулевой механизм в сборе 242 300 Гайка колеса 87 Стекло лобовое 21 192 Стекло фары 2830 Фонарь задний 5315 Указатель поворота 1348 * Информация о ценах предоставлена компанией «Мерседес Тракс Восток» Mercedes Atego 1518Комфорта в спальной кабине вполне достаточно для нечастых ночевокДаже на самосвале стоят роскошные сиденья фирмы IsringhausenПод облицовку выведен контроль уровня основных технических жидкостейСправа, под панелью, хитросплетение проводов, куча реле и предохранителейПод передним бампером спрятан Z-образный противоподкатный брусчало комбинировать на тех же самосвалах дисковые тормоза впереди и барабанные сзади. Это касается Atego, Axor и даже четырехосных Actros. Понятно, что на магистральных грузовиках применяют дисковые, вентилируемые, причем на всех осях и полной массой от 6,5 до 16-тонн. Дисковые тормоза обеспечивают не только высокую эффективность и стабильность работы, но и более простое обслуживание, уменьшение трудоемкости ремонта, сокращение простоев. Давно известный способ уменьшить износ тормозных колодок и дисков – применение моторного тормоза или трансмиссионного замедлителя. Однако имплантировать в головку двигателей серии 900 декомпрессионный механизм немцы пока не смогли, и потому Atego первых двух поколений обходились гидравлическим ретардером Voith или электромагнитным Telma. Но это была редкая опция. На третьем Atego теперь применяют совершенно новый тип замедлителя – магнитный. Его активными элементами являютсядва постоянных магнита – статорный и роторный. Тормозной момент создается благодаря взаимодействию их полей, а величина момента задается ходом штока пневмоцилиндра, который либо сводит, либо разводит магниты. В новом замедлителе, в отличие от гидравлического или электромагнитного, совершенно нечему изнашиваться или перегорать. Нет необходимости оснащать машину более мощным генератором для запитывания катушек электромагнитов. Нет нужды следить и за герметичностью рабочих полостей, как у гидравлического ретардера. По данным Mercedes, при массе нового ретардера всего 39 кг его мощность составляет 180 кВт, а развиваемый тормозной момент достигает 650 Н.м. Дополнив основную тормозную систему Atego новым магнитным замедлителем, к грузовику полной массой 12 тонн теперь можно прицепить 8-тонный прицеп, а к Atego шестнадцатитоннику – даже 12-тонный. Получаем автопоезд полной массой от 20 до 28 тонн.Многообразие вариантов исполнения заставляет применять на Atego шины посадочного диаметра нескольких вариантов. Самые легкие версии обуты в обычную для европейцев 17,5-дюймовую резину, обеспечивающую наименьшую погрузочную высоту. Более тяжелые модификации Atego имеют шины с посадкой на 19,5 дюйма, пока редкой в России. Однако возможна и ошиновка на 22,5 дюйма, уже ставшая привычной российским перевозчикам. Конечно же, вариантов производителей шин, ширины и рисунка протектора – тоже в избытке.КабинаВ отличие от европейских конкурентов, выпускающих схожие среднетоннажники, у Mercedes Atego нет 100-процентной унификации с кабиной «среднего брата» Axor. Они разные, хотя их легко спутать: так много общих стилистических решений. Главное – кабина Atego уже, чем кабина Axor почти на 200 мм, что удобно при маАВГУСТ 2010 РЕЙС 47 автомобилиСРЕДНИЙ ТОННАЖК самосвалу можно зацепить еще и хороший самосвальный прицепРесиверы и блок подготовки воздуха удачно скомпонованыКабина подрессорена только сзади, двумя такими пружинными стойкамиГлушитель – чемоданного типа. Очень эффективно гасит шум двигателяНапряжение «на борту» – 24 V, поэтому стоят две 12-вольтовых АКБУ самосвала запаска лежит под кузовом, но есть «подъемный кран»Крепление колес у Atego по стандарту ISO, то есть без архаичных футорокНа самосвале и бортовом грузовике – пластмассовый бак на 180 литровневрировании в городе и на складах. При этом внутренняя ширина, определяющая длину спальника, остается вполне достаточной – 2000 мм, то есть два метра, – легко укладывается матрац шириной 645 мм. Тем более что в производственной программе Atego есть две длинных спальных кабины «L» с двумя вариантами высоты. Правда, самая высокая кабина из-за особенностей конструкции немного похожа на пристроенный «скворешник» – дополнительный спальный модуль на крыше, и очень длинный. Вместе с тем внутренняя высота там более чем комфортна – 1910 мм. Конечно, это не Actros с его простором и роскошью, но отправить водителя на неделю в командировку вполне можно. Коротких кабин («S») тоже две, одна из них с отодвинутой на 180 мм задней стенкой. А есть еще двухрядная, четырехдверная кабина для различных коммунальных служб, поли48 РЕЙС АВГУСТ 2010ции, пожарной охраны. Она сделана на основе дневной кабины и рассчитана на 6-7 мест. Кардинально менять кабину раз в пять-шесть лет, видимо, не под силу даже такой мощной и богатой компании, как Mercedes-Benz. Здесь выручает фейслифтинг, но это идет только на пользу перевозчикам: меньше проблем с запчастями в случае ремонта. У всех трех поколений Atego кабина унифицирована по каркасу, стеклам и многим панелям. Интересно, что и на Atego, и на «однотонном» Vito, который может быть еще и представительским микроавтобусом Viano, установлены одинаковые замки и ручки дверей. Наверное, этим объясняется та изящность, с которой у Atego открываются и закрываются двери кабины. Водитель развозного грузовика забирается в кабину и выходит из нее по несколько десятков раз за смену. Еще и для удобства посадкивысадки, уменьшения уровня полакабины на Atego применили раму с Z-образными, чуть «клюнувшими» вниз лонжеронами. Особенно удобно получается в сочетании с низкопрофильными шинами на 17,5-дюйма: всего одна ступенька – и вот он пол кабины. Более высокие шины заставляют использовать дополнительную ступень на лестнице. Совершенно предсказуемо и очень удобно у Atego расположены поручни в дверном проеме. Рулевая колонка с регулировкой по углу наклона и высоте, обязательно с пневмофиксатором. Водительское сиденье тоже на «воздухе», такой уровень комфорта возможен и для пассажира. Причем кабина тоже с подвеской, пусть с двухточечной и пружинной, но у конкурентов чаще всего она вообще только на резиновых демпферах. На тоннеле двигателя и на полу лежит толстый слой мягкой синтетической шумоизоляции, и потому в кабине тихо. У Atego отличная печ- MERCEDES-BENZ ATEGOУ Atego II трехлучевая звезда не залезает на верхнюю часть облицовки: освободили место для логотипа перевозчикаMercedes Atego даже первого поколения могли быть трехосными колесной формулой 6х2. Двигатель ОМ906«Ленивый» мост выгодно делать подвесным. Меньше расход и износ шинСамый маленький седельный тягач с возможностями «взрослого» грузовикаДлинный промтоварный или изотермический фургон наиболее востребованМаксимальный объем груза увезет сцепка длиной 18,75 метраГидроманипулятор может быть оснащен и такой «колыбелью»У дорожников свой интерес к длиннобазному шасси Mercedes Ategoка, которая легко справляется с российскими морозами, а можно заказать и сухую автономку. Первое, что бросается в глаза, у Atego третьего поколения – решетка радиатора, стилизованная под новый Actros. Причем она может быть как черного цвета, так и окрашеной в цвет кабины, но светотехника осталась прежней. Atego II был и так довольно удачным автомобилем, видимо, поэтому решили обойтись без масштабных изменений. Больше всего изменений в кабине. Теперь на семействе Atego появились мультифункциональные «баранки», которые раньше были привилегией Actros. Не снимая рук с руля, можно войти в меню бортового компьютера, посмотреть пробег или расход топлива, переключить режимы дисплея, управлять аудиосистемой или телефоном. Сама электронная система серьезных изменений не претерпе-ла, клавиши, располагавшиеся ранее на панели приборов, конструкторы перенесли на рулевое колесо. С поворотом нового оригинального ключа с обязательной трехлучевой звездой оживает новая комбинация приборов. Спидометр и тахометр с хромированной окантовкой, а ряд пиктограмм заменен дисплеем, как на Actros. Однозначно выросла функциональность приборов, улучшилось восприятие информации водителем. Нет оснований сомневаться в качестве и тщательности отделки интерьера кабины любого Mercedes, однако и здесь появились новшества. Свой вклад в создание уюта вносит новая тканевая обивка сидений, которая отличается еще и износостойкостью. Возможны сиденья и с добротной искусственной кожей, ее неоспоримое преимущество – очень легкая чистка. На «кожаный» салон стоит обратить внимание, если Atego используется в коммуналь-ных службах. В России не лишними будут и точно подогнанные резиновые коврики, уберегающие «ковры» пола от снега, воды и просто грязи. Раньше этой опции не было. Кабина Atego III со спальником по комфорту почти сопоставима с Actros. Для обустройства быта водителя в кабине предусмотрены вешалка для одежды, вместительные отсеки для личных вещей, столик для приема пищи и, главное, холодильник объемом 23 литра, спрятанный под спальником. Дать возможность водителю взять в рейс домашнюю стряпню дорогого стоит. Конечно, интерьер кабины Atego третьего поколения более современный, чем первых двух, но не намного, а наши перевозчики и так уровень мерседесовского дизайна справедливо принимают за эталон.ФОТО МИХАИЛА АХМАТОВА, ДЕНИСА БОРОВИЦКОГО И ФИРМЫ-ИЗГОТОВИТЕЛЯАВГУСТ 2010 РЕЙС 49