90
91
92
93
94
спецтехникаМЕСТО РОЖДЕНИЯС ТЯЖЕЛОЙ НОШЕЙТверской завод низкорамных полуприцеповтяжеловозов «Тверьстроймаш» определил для себя, что путь выхода из тяжелой экономической ситуации – клиентоориентированностьавод «Тверьстроймаш» насчиты-полуприцепа проходит испытания на управляемость, грузоподъемность и длину тормозного пути.ПроизводствоДля изготовления техники тверской завод применяет как отечественные, так и импортные стали. Российские марки (например, 09Г2С) проигрывают по прочностным характеристикам, постоянству в качестве и ассортименту геометрических размеров импортным аналогам. Потому лонжероны производят только из шведской стали Ovako, а менее ответственные детали из отечественного металла. На заводе выделяют три основных производства. Одно из которых – заготовительный участок, где делают различные заготовки путем резки, гибки и рубки стали. Для раскройкиЗ вает более чем 50-летнюю исто-рию выпуска полуприцепной техники различной тоннажности. В советское время предприятие именовалось Калининским ремонтно-строительным заводом и специализировалось на восстановлении прицепной и сельскохозяйственной техники и выпуске различного оборудования. В 90-х годах здесь выпускались сваебои, коммунальные машины, сварные металлоконструкции. Новейшей историей «Тверьстроймаша» можно считать период с 1999 года, когда сменились акционеры и руководство завода. Именно тогда началось производство cовременной прицепной техники. В настоящий момент на предприятии трудится 220 квалифицированных сотрудников, 40% из них ИТР. Из общей площади в 10 гектар под90 РЕЙС АВГУСТ 2010крытые производственные площади занято 17000 квадратных метров. Сейчас предприятие специализируется на разработке, изготовлении и продаже прицепов и полуприцеповтяжеловозов различных модификаций (низкорамных, раздвижных, повышенной проходимости и т. д.). Одним из первых машиностроительных заводов в России «Тверьстроймаш» стал сотрудничать с известными европейскими поставщиками комплектующих: SAF, BPW, Gigant, ROR и многими другими. Шаг этот отчасти был вынужденным, ведь у нас осей и подвесок европейского качества не производят до сих пор. Качество продукции «Тверьстроймаша» обеспечивается и соблюдением стандартов предприятия, разработанных на основе системы ГОСТ ИСО-9001-2001. Каждая модельЗаготовительный участок – начало любого производства Чтобы отрезать «болванку» нужной длины, применяют ленточные пилыДля сварки лонжеронов рам применяют автоматическое оборудованиеРаскрой стальных листов производят плазменной резкойЭтот гибочный пресс гнет заготовки небольшого размера......полосы металла длиной больше метра загибают на другом прессеДля экономии сил и времени оси подвозят на специальных тележкахметалла практически любой толщины и конфигурации на тверском заводе есть две плазменные резки. Рубят стальные листы на заготовки гильотинными ножницами с ЧПУ. Важную роль в заготовке деталей для полуприцепов играет гибочное оборудование, здесь применяют прессы с программным управлением бельгийской фирмы LVD. И, конечно, в машиностроительном производстве не обойтись без ленточнопильных, сверлильных и станков механической обработки. Следующий участок завода занимается производством рам для всей гаммы прицепов и полуприцепов. Сварку лонжеронов производят только полуавтоматами и только в среде аргона. Такой способ сварки обеспечивает хорошее качество и формирование сварных швов, позволяет точно поддерживать глубину проплавленияметалла, что очень важно при сварке тонкого металла и при одностороннем доступе к поверхности изделия. Перед сваркой раму укладывают на абсолютно ровный сварочный стол, где выставляют необходимые геометрические размеры будущего остова полуприцепа. С 2006 года на предприятии слегка изменили технологию производства. Для улучшения качества окраски рамы стали отправлять в покрасочную камеру без осевых агрегатов. Естественно, перед окраской остовы прицепов проходят процедуру подготовки поверхности – их подвергают дробеструйной обработке. Это позволяет очистить металл от окалины, ржавчины и улучшить, таким образом, адгезию. Покраску изделий производят в два этапа: сначала наносят слой грунта, а после его высыхания«Тверьстроймаш» в действииТверские полуприцепы позволяют перевозить различную техникуАВГУСТ 2010 РЕЙС 91 спецтехникаЭкспертМЕСТО РОЖДЕНИЯСЕРГЕЙ БОЧЕНКОВ Генеральный директор ООО «Тверьстроймаш» – Один из ключевых моментов нашей стратегии, да и тактики тоже является то, что мы стремимся и на практике уже осуществляем индивидуальный подход к решению транспортных задач клиентов. Как ни парадоксально, но сегодня самым дешевым транспортом в России является автомобильный, тогда как в Европе это железная дорога. Потому львиная доля перевозок специальных грузов (особо тяжелых, негабаритных) ложится на плечи отечественных автотранспортных предприятий. Большинство перевозчиков не хотят покупать стандартный полуприцеп, так как он попросту не годится для имеющегося груза или же ассортимент очень велик. Исходя из этого мы развиваем два направления: собственное конструирование (создание новых продуктов и их улучшение, разработка различных модификаций на основе уже имеющихся моделей); и, конечно, маркетинг и продажи. «Тверьстроймаш» сегодня располагает всеми необходимыми качествами для производства современного коммерческого транспорта. Наш технический отдел включает как конструкторов, так и технологов разных специализаций – от сварки до окраски. С 2006 по 2009 годы мы работали совместно с западноевропейской фирмой Meusburger, которая провела определенную работу по улучшению наших базовых моделей полуприцепов. Также совместно с немецкой компанией мы разработали несколько новых полуприцепов, например, со сдвижной платформой и с отстегивающимся гусаком с фронтальным заездом. С тех пор как Meusburger стала владельцем новгородского «Новтрака», наше сотрудничество прекратилось, так как они начали развивать собственное производство техники в России. Однако мы продолжаем общаться, и у нас остались теплые отношения и некоторые взаимные обязательства. Не исключаю и дальнейшее, уже иное сотрудничество с этим производителем. Помимо новых технологий мы используем только импортные комплектующие, позволяющие добиться высокой надежности техники. У каждого нашего заграничного поставщика есть российское представительство и хорошо развитая сеть станций, где смогут провести плановое обслуживание или ремонт. Мы, естественно, тоже не бросаем своих клиентов и при необходимости выполним любой ремонт полуприцепа (сварку, окраску, замену узла или детали), в том числе и осевого агрегата. Для этого на складе есть все необходимые запасные части.С серии Original тверской машиностроительный завод начинал свою деятельность по производству низкорамных полуприцепов-траловСегодня Original по-прежнему является основной серией в модельном рядуИсполнение техники зависит от потребностей клиента-перевозчикаТрапы могут быть как с гидроцилиндрами, так и без нихСерия Broken отличается от Original высотой погрузочной платформынапыляют финскую эмаль. Толщину подсохшей краски проверяют микрометром – она должна быть не меньше 110-120 микрон. Из сушильной камеры рамы отправляют на участок окончательной сборки, где монтируют ходовую часть, электрооборудование, тормоза, гидравлику и так далее.Модельный рядКакое-то время у «Тверьстроймаша» не было разделения на модели. Однако рынок диктует свои условия: перевозчикам необходимы полуприцепы, обладающие совершенно разными свойствами. Поэтому было решено разделить ассортимент на шесть сегментов. Благодаря этому структури-рованию стало проще общаться с клиентами на предмет, какая же техника для них более предпочтительна. Базовой серией является Original, о чем и гласит ее название. Тверской завод делал свои первые шаги на российском рынке с производства именно этих моделей. Полуприцепы Original отличаются от остальных ровной платформой, количеством осей от 2 до 5, длиной платформы от 8 до 11 метров и разными вариантами трапов и аппарелей. Погрузочная высота такого транспорта, как правило, находится в пределах от 860 до 920 миллиметров. После Original появилась серия Broken – с ломаной платформой, созданной с целью максималь-92РЕЙС АВГУСТ 2010 Полуприцепы Extendable с телескопической хребтовой рамойТрадиционный цвет «Тверьстроймаша» – зеленый, но есть и другие вариантыЧтобы раздвинуть телескопическую раму, ее нужно разблокироватьЧтобы остаться в габаритах, делают ниши под колеса перевозимой техникиПри необходимости полуприцеп снабжают дополнительной светотехникойКольца по краям полуприцепов позволят зафиксировать грузно занизить погрузочную высоту. И, действительно, у полуприцепов Broken она составляет около 390 мм, при этом завод выпускает и варианты с удлиняемой на 2 метра платформой. Столь низкое расположение платформы необходимо, прежде всего, для перевозки крупногабаритных грузов: строительной, сельскохозяйственной техники или оборудования. То есть всего того, что не сможет въехать на платформу самостоятельно, а грузится краном. Комплектуется такой полуприцеп двумя либо тремя осями, позволяющими грузить на платформу до 45 тонн груза. Еще одной подгруппой модельного ряда «Тверьстроймаша» является серия Extendable, то естьтехника с телескопической раздвижной платформой. Их удлиняемая хребтовая рама устроена по принципу «труба в трубе», что позволяет раздвинуть полуприцеп на 8 метров. Здесь количество осей варьируется от 2 до 6, и, соответственно, грузоподъемность при максимальном количестве колес будет уже 75 тонн. В «сложенном» состоянии модели Extendable способны перевозить те же грузы, что и техника Original, зато при раздвижении значительно увеличивается и длина поклажи – Extendable по плечу оказываются такие грузы, как трубы, вышки ЛЭП, мостовые конструкции и т. д. При транспортировке строительной или сельхозтехники могут возникнутьтрудности с ее заездом на платформу полуприцепа. Ведь не всегда оператору удается с первого раза выбрать нужную траекторию заезда, отчего загружаемая техника может попросту перевернуться. Упростить погрузку помогло внедрение в конструкцию отстегивающегося гусака, управляемого гидравликой. Когда «гусек» отстегнут, платформа прицепа укладывается непосредственно на землю и груз с меньшим риском может быть загружен или же сгружен. Эта серия получила название Front – все операции производятся только спереди транспортного средства. Еще одно достоинство серии Front в том, что загружаемаяАВГУСТ 2010 РЕЙС 93 спецтехникаМЕСТО РОЖДЕНИЯЧисло осей полуприцепа зависит от массы перевозимого грузаЕсть у «Тверьстроймаша» и исполнение с подкатной передней осьюОтстегиваемый гусак позволяет заезжать технике с фронтальной частиДля Севера завод разработал серию High с высокой проходимостьюЕсли перевозимый груз невысок, низкорамным полуприцеп делать не будутИз-за внушительной высоты High коротких трапов на них не встретишьЧтобы обеспечить высокую живучесть техники High в условиях сверхнизких температур, ее оснащают шинами 16R20 с индексом нагрузки 173GВ подвеске серии High – только параболические многолистовые рессорытехника не переезжает ходовую часть и не возникает динамического удара, который негативно сказывается на ресурсе деталей подвески. Больше двух лет «Тверьстроймаш» занимается производством полуприцепов повышенной проходимости под названием High, предназначенных для условий бездорожья. Совершенно очевидно, что основные покупатели таких моделей – представители российского нефтегазового комплекса. Как и все остальные модели, полуприцепы High предназначены для перевозки строительной техники. В эту серию входят двух- либо трехосные модели грузоподъемностью до 70 тонн. Их главной особенностью является увеличенный запас прочности конструкции рам и платформ,94 РЕЙС АВГУСТ 2010а также и комплектация только рессорной подвеской. Здесь собственная масса не так важна, ведь ездить технике по асфальту вряд ли придется. Из-за экстремально низких температур, в которых эксплуатируется серия High, на ней не встретишь пластиковых тормозных магистралей – здесь применены только медные трубопроводы. По этой же причине стальные элементы прицепов изготовлены из отечественной марки 09Г2С – как оказалось, шведские аналоги менее пластичны при сильных морозах. Одной из последних новинок стала трехосная модель 99393H-50E с телескопической раздвижной платформой и односкатной ошиновкой. Она способна перевозить как строительную технику, так и грузы длиной до 22 ме-тров. Грузоподъемность 99393H-50E составляет 50 тонн, а чтобы баллоны не лопались от перегруза, использовали шины 16R20 с редким индексом нагрузки 173G. В 2006 году «Тверьстроймаш» возобновил выпуск контейнерных шасси, о чем свидетельствует серия Conteiner. Сегодня завод производит шасси под все основные типы контейнеров, в том числе и 45-футовые. Cерия оснащена осевыми агрегатами SAF и BPW, электронноуправляемым пневмоприводом, адаптированным к тягачам-иномаркам, современной светотехникой и сцепными устройствами.Олег Прохоров ФОТО АВТОРА И ФИРМЫ-ИЗГОТОВИТЕЛЯ