44
45
46
47
48
49
50
автомобилиПРЕМЬЕРАЭВОЛЮЦИЯКамский автомобильный завод представил новое поколение двухосных седельных тягачей КАМАЗ-5460Р44оссийский автогигант «КАМАЗ» сразу не стал замахиваться на грандиозные и сложно реализуемые проекты, а предпочел осуществлять программу по магистральным тягачам эволюционным путем. Сначала в 2003 году появился серийный тягач КАМАЗ-5460 со всеми признаками магистрального тягача, но в конструкции было еще много временных решений. Естественно, такая машина нуждалась в дальнейшем совершенствовании. Вслед за ним в 2006 году выпустили модернизированный тягач КАМАЗ-5460-046-22, он же «Стайер». На него установилиРЕЙС СЕНТЯБРЬ 2010400-сильный малооборотистый дизель КАМАЗ-740.37-400 с топливной аппаратурой фирмы Bosch, соответствующий стандарту Евро-2 (ранее на КАМАЗ-5460 ставили двигатель мощностью 360 л. с.). Коробка передач осталась прежней, 16-ступенчатой, фирмы ZF, а вот задний мост был совершенно новый – скоростной, гипоидный, болгарского предприятия Madara. На тягаче применили импортную тормозную систему Wabco с ABS и гидроусилитель руля RBL. А шины Michelin размерностью 315/60R22,5 и седельно-сцепное устройство Jost обеспечили КАМАЗ-5460-046-22 вы-соту седла 1150 мм от уровня дороги. Кабина «Стайера» незначительно отличалась от ранних КАМАЗ-5460, но в ее подвеску были введены новые гидравлические запоры, внутри кабины стандартно установили новую панель приборов, а для водителя – кресло Pilot с пневмоподвеской. Подвергся изменениям и педальный узел – теперь он с верхней подвеской. Но это все мелочи. Конструкторы прекрасно понимали, что дизайн и габариты кабин не соответсвуют современным требованиям, и пару лет назад автомобильный мир наполнился слухами о том, что «КАМАЗ» начал договариваться КАМАЗ-5460редной кризис. Сейчас по заказу «КАМАЗа» в Южной Корее разрабатывают гамму полностью новых кабин. Запуск их в серию намечен на 2013 год, а до тех пор грузовики будут оснащать существующей кабиной, но с рестайлингом, его провело ателье «Автодизайн».Технические характеристики Модель Полная масса автопоезда, т Нагрузка на седло, т Высота седла, мм Двигатель Система впрыска Максимальная мощность, л. с. при об/мин Максимальный крутящий момент, Н.м при об/мин Коробка передач Максимальная скорость, км/ч Объем топливных баков, л Шины КАМАЗ-5460 40 10,5 1100 КАМАЗ-740.64-420 Eвро-3 КАМАЗ-740.74-420 Eвро-4 Bosch Сommon Rail 420 при 1900 1864 при 1300 ZF AS-Tronic 12AS1930TO 100 700 315/60R22,5Поиск отличийВ первую очередь обращает на себя внимание радиаторная решетка обновленной кабины с интегрированными боковыми обтекателями – последние уменьшают завихрения по бокам и загрязнение дверей. Бампер современного дизайна получил более эффективную светотехнику и вкручивающиеся буксирные проушины. Новые подножки с решетчатыми накладками облегчают подъем в кабину. Для шоссейных модификаций предусмотрен новый обтекатель на крыше кабины. В сочетании с обновленными кузовными элементами это улучшает аэродинамику автомобиля и снижает расход топлива. На тягаче установлен трехщеточный стеклоочиститель, обеспечивающий плотное прилегание щеток и большую площадь очистки стекла. Все пластиковые элементы стоятна своих местах как влитые, их производством занимаются местная фирма РИАТ и турецкая компания. На новом КАМАЗе гидроподъемник кабины конструкторы переместили из-за крыла за правую подножку, в самый низ. А рычагом подъемнику традиционно служит монтажка, лежащая в инструментальном ящичке на шасси. Двери кабины открываются непривычно мягко, и ручки не стальные, а пластиковые. Оказывается, вместо традиционных роторных замков, которые, какНа кабине есть табличка с указанием мощности установленного дизеляГидронасос подъема кабины теперь спрятан за правую подножкус компанией MAN о покупке кабины TGA. Однако вскоре надежды перевозчиков на то, что наконец-то у КАМАЗА появится комфортабельная просторная и почти современная кабина, рассеялись, как дым. Была у камазовцев и попытка ставить опять же кабину MAN, но с почившего F2000, лицензия на производство которого давно передана китайскому заводу Shaanxi. Чтобы грузовик не был похож ни на MAN, ни на Shaanxi, объявили тендер на рестайлинг, а основными претендентами стали челнинская фирма «Автодизайн» и бюро «АстраРосса». Удачному завершению этого проекта помешал оче-В увешанной пластиком рестайлинговой кабине нового тягача КАМАЗ-5460 легко просматриваются очертания прообразаСЕНТЯБРЬ 2010 РЕЙС 45 автомобилиПРЕМЬЕРАЧасть навесного оборудования установлена в развале двигателяНа обновленном тягаче установлен 420-сильный дизельный двигатель КАМАЗ-740.64-420 в исполнении Евро-3 с топливной аппаратурой Common RailВ нормы Евро-4 двигатель вгоняют применением AdBlueизвестно, требуют постоянной регулировки, здесь стоят замки с автомобиля ВАЗ-2108. Ступени на подножках уже не металлические, а пластиковые, из-под бампера выглядывает темная полоска — стальной противоподкатный брус, как у европейских тягачей. Внутри – удобные кресла на пневмоподвеске, сделанные в Елабуге. Есть и альтернативные варианты кресел производства РИАТ из Челнов и екатеринбургского Pilot. Пластиковая приборная панель покажется многим знакомой: такой оснащают машины стандарта Евро-3. Качество их пластика и сборки вполне достойное. Новый щиток приборов производства российско-американского предприятия «Аметек» покрыт противобликовой пленкой – жаль только, что дисплей пока не русифицирован. Тем,46 РЕЙС СЕНТЯБРЬ 2010кто сиживал в «дакаровских» КАМАЗах, знакома своеобразная работа крана-ручника: не вверх-вниз, а влевовправо. Видимо, проводя параллели с этими сверхнадежными машинами, челнинцы установили на КАМАЗ-5460 ручник именно с такой, непривычной для водителей схемой управления. Еще одно не вполне продуманное решение – тумблер пневморегулировки рулевой колонки, расположенный аккурат под краном стояночного тормоза. Чтобы усесться за баранкой поудобнее, даже бывалому камазисту придется проявить смекалку. Из несомненных плюсов обновленной кабины – появление второго полноценного спального места на газовых упорах вместо «средневекового корабельного» гамака. А главное изменение – подвеска кабины, которая теперь пневматическая, четырехточеч-ная, с элементами ZF Sachs. Внедрили ее не только для плавности хода, но и ради безопасности. Если раньше при сертификационном ударе кабину били тяжелым грузом внизу, в районе лонжеронов рамы, то теперь точка удара переместилась выше, и в результате пошли незапланированные деформации пола. В итоге пришлось не только усиливать каркас, но и внедрять пневмоподвеску кабины. В результате при ударе разрушаются задние опоры, а конструкция передних позволяет кабине уйти назад с минимальными повреждениями. К моменту запуска рестайлинговой кабины заработал инвестиционный проект «КАМАЗа» по обновлению окрасочного производства. Реализовывался он поэтапно, в течение четырех лет. Соглашение с компанией Dürr КАМАЗ-5460мых деталей кабины и оперения грузовиков КАМАЗ в три раза, обеспечит высокое качество и значительно уменьшит ручной труд за счет применения 12 окрасочных роботов. Кроме того, полностью будет исключено применение в лакокрасочных материалах свинца, производственный объект станет менее пожароопасным, количество отходов производства снизится на 20%, а общий выброс – на 50%.МнениеАШОТ АРУТЮНЯН директор по маркетингу и рекламе ОАО «КАМАЗ» – Рестайлинговый седельный тягач КАМАЗ-5460 будет конкурировать с магистральными тягачами, прежде всего, на емком сегменте российского рынка – тягачей для внутренних перевозок. Для экономии затрат наших клиентов внедрены новые решения, которые сделали машину мощнее, быстрее и экономичнее, повысили ее ресурс, уменьшили расходы на топливо и запчасти, уменьшили вес автомобиля, вследствие чего можно перевозить больше груза. Наличие разветвленной сети авторизованного сервиса – важнейшее конкурентное преимущество ОАО «КАМАЗ». Широкая сервисная сеть (138 сервисных центров) охватывает территорию всей Российской Федерации, обеспечивая необходимое сервисное обслуживание магистрального тягача КАМАЗ-5460. Рестайлинг КАМАЗ-5460 – один из важных этапов развития автомобиля. Очередные усилия по развитию КАМАЗ-5460 будут направлены на дальнейшее улучшение эксплуатационных показателей, повышение ресурса, снижение стоимости владения, а также, что наиболее важно, улучшение условий для работы водителя – планируется освоить выпуск тягача с новой кабиной.Вслед за ЕвропойСертификационные мероприятия новый тягач проходил с 420-сильным двигателем КАМАЗ-740.64-420 в исполнении Евро-3 с впрыском Bosch Common Rail. Его электронный блок управления расположен спереди, в развале блока. Сам блок произведен уже не в Венгрии, а в Китае. Моторы, оснащенные топливной аппаратурой Сommon Rail пока выпускаются лишь малыми партиями – как в исполнении Евро-3, так и Евро-4, с мочевиной – КАМАЗ-740.74-420. Наряду с модернизацией топливной аппаратуры в обновленную 740-ю серию был внесен комплекс других усовершенствований. Во-первых, за счет применения нового материала для блока цилиндров, чугуна ЧВГ35 с вермикулярным графитом, повышеныРаму нового тягача взяли от предыдущей модели магистральникаКомпактный рулевой механизм произвела немецкая компания RBLо поставках компонентов окрасочной линии было подписано в 2006 году. На первом этапе, до ноября 2007 года, был осуществлен монтаж установки для подготовки поверхности деталей кабин и их катафорезного грунтования. Запуск рабочих камер линии окраски состоялся в марте 2008 года, а камера окраски вторичного грунта с камерой сушки вошла в строй в ноябре 2009 года. На последнем, четвертом этапе была смонтирована камера окраски финишного покрытия с камерой сушки. Производительность линии – 75 тысяч кабин в год с возможностью увеличения выпуска до 125 тысяч. Суммарные инвестиции «КАМАЗа» в этот проект составили 1,5 млрд рублей. По мнению специалистов, ввод линии Dürr в эксплуатацию увеличит коррозионную стойкость окрашивае-Пока КАМАЗ-5460 доступен лишь в двухосном исполнении с задним мостом китайской марки FAW, передаточное число его главной пары – 3,31Задний мост на месте удерживают реактивные штанги на сайлентблокахПередний мост – неразрезная балка на малолистовых рессорахСЕНТЯБРЬ 2010 РЕЙС 47 автомобилиПРЕМЬЕРАУ обновленной панели приборов производства «КАМАЗ» американский щиток приборов с интегрированным экраном бортового компьютераРулевая колонка регулируется как по высоте, так и по углу наклонаС поворотом ключа щиток приборов вспыхивает россыпью лампочекОдно из новшеств тягача – полноценное спальное место второго водителяКнопки на приборной «доске» управляют бортовым компьютеромПару двигателю составляет 12-ступенчатая АКП ZF AS-TronicПассажирское кресло, как и водительское, с большим числом регулировокпрочностные характеристики главной корпусной детали, попутно удалось уменьшить уровень шума работающего двигателя на 0,1-1,5 дБа. Во-вторых, совместно с компанией Federal Mogul проведены конструктивные изменения деталей цилиндро-поршневой группы: используемые сплавы заменены более современными, внедрены технологии нанесения на поршневые кольца хромо-алмазного покрытия. Также с целью повышения ресурса двигателей мощностью 400 л. с. и выше введен процесс карбонитрирования коленчатого вала. В-третьих, модернизация коснулась систем смазки и охлаждения: в масляном теплообменнике увеличена поверхность теплообмена. Наконец, конструкторы изменили форму головок блока с учетом установки форсунок топливоподачи и применили цель48 РЕЙС СЕНТЯБРЬ 2010нолитой картер маховика по стандарту SAE1. Для рестайлинговых КАМАЗов также остались доступны двигатели и без Сommon Rail, например, восьмерки КАМАЗ-740.50-360 с увеличенным до 130 мм ходом и рабочим объемом 11,76 литра. Цифра 360 в обозначении мотора также указывает на уровень мощности в лошадиных силах, а вообще с этих двигателей снимают до 400 лошадиных сил. К этому же семейству относятся моторы КАМАЗ-740.61-320, их тоже могут устанавливать на КАМАЗ-5460. Несмотря на внешнюю схожесть и габариты (радиус кривошипа увеличен всего-то на 5 мм!), длинноходные дизели КАМАЗа серьезно отличаются от моторов прежнего поколения – взаимозаменяемыми остались меньше 30% деталей. И сделано это вовсе не из желания в конец запутать снабжен-цев и главных инженеров. Изменения направлены на обеспечение прироста мощности, крутящего момента и при этом еще на увеличение ресурса. А это целый комплекс мероприятий: от увеличения диаметра болтов крепления крышек коренных подшипников до полностью модернизированных систем двигателя (питания, смазки, охлаждения), а также придания отливке блока большей жесткости. В нормы Евро-3 моторы вгоняют установкой ярославских ТНВД ЯЗДА-337-23 с электронной системой управления или аналогичных, но рядных насосов Bosch P7100 тоже с электронным регулятором RE-30. Они обеспечивают увеличенное давление распыла, в форсунках применены многодырчатые распылители, устранена жесткая механическая связь между педалью акселератора и рейкой КАМАЗ-5460Глядя на своих европейских коллег, камазовцы тоже спарили свой 420-сильный мотор с автоматизированной коробкой передач ZF AS-Tronic (в Европе она устанавливается на тягачи MAN TGA/TGX, DAF XF и Iveco Stralis). Соответственно, педали сцепления нет и в помине. Джойстик управления КП позаимствован у тягачей DAF, его консоль с переключателем режимов камазовского производства. Разобраться в надписях на рукоятке управления КП несложно. Буква «А» означает автоматический режим, «M» – ручной, «S» – помощь автоматики в ручном режиме, а режимы «DM» и «RM» – медленные, маневровые. Передачи, как им и положено, переключаются незаметно, и машина плавно набирает ход. Даже таща за собой груженый 20-ю тоннами полуприцеп, тягач набирает скорость уверенно, без рывков и вибраций. Камазовцам удалось сохранить все непростые функции роботизированной ZF: хочешь – включай пониженную или повышенную передачи вручную, хочешь – вообще переключайся в ручном режиме. Толкнул джойстик послабее – включилась половинка, посильнее – целая передача. Для удобства вождения на экране щитка приборов есть индикация включенной передачи. На СП ООО «ЦФ Kама» коробки ZF AS-Tronic, увы,Крылья и фонари грузовика подвешены на стальных трубахДля комфорта и безопасности кабину КАМАЗа оснастили пневмоподвескойеще не производят. Пока на 2010 год запланировано лишь освоение производства 9-ступенчатых коробок передач типа Ecomid и доведение объемов уже выпускаемых 16-ступенчатых КП известного семейства Ecosplit, вышеупомянутых Ecomid до 18500 единиц, а уровня локализации – до 50%. Пока магистральный тягач с индексом 5460 доступен лишь в двухосном исполнении – с задним мостом китайской марки FAW (с ним машина проходила сертификационные испытания). Передаточное число его одноступенчатой гипоидной главной пары 3,31. Однако вДавление в баллонах задней подвески можно менять с пульта из кабинынасоса, заодно инженеры изменили его привод. Важное дополнение в топливной системе, о котором лет десять назад и не мечтали наши перевозчики, – топливозаборник и дополнительный топливный фильтр-отстойник с электроподогревом (а для севера еще и подогрев топливной магистрали). Ныне они могут быть установлены на всех КАМАЗах. А ведь что только не городили раньше отечественные водители, чтобы разогреть солярочный кисель: вешали лампочку фары в бак – поближе к топливозаборнику, пускали обратку через головку компрессора, накручивали спиралью медную трубку с обраткой вокруг выпускного коллектора. А то и просто в самодельный бак вваривали трубу – подогревали топливо отработавшими газами. Сейчас все это в прошлом.Для работы в темное время на заднюю стенку кабины прикрепили освещениеСлева и справа на раме установлены баки емкостью по 350 литровГлушитель на новом КАМАЗ-5460 «чемоданного» типаСЕНТЯБРЬ 2010 РЕЙС 49 автомобилиПРЕМЬЕРАПневматическая подвеска у рестайлинговой кабины не только сзади, но и спереди. Пневмобаллоны хорошо видны при поднятой радиаторной решеткеДля комфорта водителя и пассажира кабину оснастили шумоизоляциейЗа работу тормозного пневмопривода отвечает электронный блок WabcoВсе больше внимания конструкторы уделяют качеству прокладки жгутовПневмоэлементы подвески кабины производства ZF Sachsпланах завода – изготовить трехосный вариант тягача с рессорной задней подвеской для работы в сцепке с самосвальным полуприцепом и транспортировки сверхтяжелых грузов. В этом случае шасси оборудуют венгерскими мостами Madara или мостами челнинского производства с отношением зубьев шестерен 6,33. Как раз для грузовиков строительного и двойного назначения камазовцы разработали новые ведущие мосты – с разнесеннойглавной передачей, с пятисаттелитными ступичными планетарными редукторами и с более прочной литой балкой. Эти мосты еще где-то с 2002 года начали возить по выставкам, и теперь они появились уже на товарных партиях автомобилей, но балка пока сварная. У таких мостов клиренс под редуктором получается 350 мм – довольно неплохо. Еще одно из достоинств новых мостов – наличие межосевой и межколесных блокировок. По ресурсу новые мосты должны быть сопоставимы с ранее устанавливавшимися на некоторые КАМАЗы болгарскими мостами Madara, которые выпускают по лицензии Skoda.ПослевкусиеОсвоив производство рестайлинговых кабин, российский автогигант «КАМАЗ» сделал большой шаг на пути производства полноценных ма-гистральных тягачей, коими завод похвастаться доселе не мог. И стремление челнинцев к движению вперед похвально. Помимо кабин «КАМАЗ» продол жает совершенствова ние «длинноходных» V-образных силовых агрегатов 740-й серии, а именно 420-сильной версии. Увеличение мощности, повышение экономичности и улучшение прочих эксплуатационных показателей достигнуто за счет использования современной топливной аппаратуры Common Rail, а также целого ряда других конструктивных инноваций. Пиком же эволюции камских магистральных тягачей в скором времени должен стать автомобиль с миллионным ресурсом до капитального ремонта и совершенно новой, доселе не виданной кабиной.Олег Прохоров ФОТО АВТОРАВ условиях низких температур автономка будет незаменима50 РЕЙС СЕНТЯБРЬ 2010