88
90
спецтехникаПРИСТАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯДКРАНЫ-БЛИЗНЕЦЫИ и КС-7474 (80 т) базируются навановские краны КС-64714 (60 т) одном и том же специальном крановом шасси БАЗ-8033 колесной формулой 8+4. В основе автомобиля – единая опорно-ходовая рама, тогда как у большинства автокранов поверх рамы грузовика крепится отдельная опорная рама надстройки. Разумеется, цельная конструкция получается жестче, легче и позволяет существенно снизить высоту центра масс крана, обеспечив тяжеловесам лучшую устойчивость, по сравнению с более легкими собратьями. И как тут не вспомнить современную бронетехнику, где корпус служит одновременно несущей системой для агрегатов и вооружения, «кузовом» для экипажа и боекомплекта и защищает их от поражения. В общем, подход здесь аналогичный. Кроме того, шасси БАЗ нового поколения обладает отличРЕЙС СЕНТЯБРЬ 2010В модельном ряду кранов марки «Ивановец», выпускаемых ОАО «Автокран», есть две конструктивно идентичные модели, предназначенные для решения наиболее тяжелых грузоподъемных задачной маневренностью и повышенной проходимостью. Ведущие мосты (два задних) оснащены межосевым и межколесными блокируемыми дифференциалами. Шасси для обеих моделей комплектуется турбонаддувным дизелем Cummins 6ISBe 375 мощностью 370 л. с. с электронной системой управления, позволяющей обеспечить высокие тягово-динамические показатели в движении и добиться стабильных характеристик крановых опера-ций. Расположен силовой агрегат за кабиной водителя, что открывает хороший доступ к двигателю и коробке передач без ее опрокидывания. Ресурс двигателя – до 1 млн. км пробега. Крановые установки обеих моделей принципиально одинаковы, однако разница в грузоподъемности 20 т предполагает существенные отличия в сечениях силовых элементов. В результате, несмотря на сходство, масса машин отличается почти на пять тонн. Телескопическая стрела в обоих случаях 5-секционная длиной 40 м. Она имеет оригинальный многогранный профиль и изготовлена из высокопрочной стали, что обеспечивает ей высокую жесткость с одновременным снижением массы. Дополнительно кран может быть оснащен удлинителем стрелы («гуськом») длиной 15 м. Опорно-ходовая рама крана, пово-Передняя балка автокранового шасси «ушастая». Подвеска рессорнаяНа ведущей оси стоит мощный стабилизатор поперечной устойчивости88 спецтехникаПРИСТАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯДКраны комплектуются современными кабинами с панорамным остеклениемДжойстики позволяют выполнять операции с ювелирной точностьюДля удобства работы с высоко поднятым грузом можно наклонить кабинуДвухмерный уровень помогает выставить шасси в горизонт Технические характеристики Параметр КС-64714 КС-7474 Колесная формула 8x4 Двигатель Cummins 6ISBE 375 Мощность двигателя, л. с. 370 Транспортная скорость, км/ч 60 Грузоподъемность крана, т 60 80 Грузовой момент, т.м 212,8 240,0 Максимальный вылет стрелы, м 38,0 46,0 Максимальная высота подъема 40,8 (56,3) (с гуськом), м Длина стрелы, м 11,4-40,0 Длина гуська, м 15,0 Номинальная скорость подъема 5,4-40,0 5,4-46,32 (опускания) груза м/мин Скорость посадки, м/мин 0,3 1,0 Частота вращения, мин-1 Опорный контур, м Полный 8,14x7,55 Минимальный (2,1 и 2,25)x7,59 Габаритные размеры в транспортном положении, мм Длина 13 260 13 260 Ширина 2523 2500 Высота 3951 3950 Полная масса с основной 38,416 43,408 стрелой, тТопливные баки и воздушный фильтр – на раме за двигателемНаклон кабины крановщика осуществляется одним гидроцилиндромротная платформа и телескопическая стрела спроектированы при помощи CAD-систем и рассчитаны с использованием метода конечных элементов. Наверное, потребителю это знать необязательно, однако современные методы проектирования используются не ради моды. Благодаря им конструкции удается максимально облегчить и одновременно сделать опти90 РЕЙС СЕНТЯБРЬ 2010мально жесткими. В производстве сварные соединения выполняются автоматами с компьютерным управлением, что обеспечивает высочайшее качество швов, которое к тому же на каждом изделии проверяется ультразвуком и документируется. Особого внимания заслуживает опорный контур. Передние опоры выполнены не только выдвижными, но и поворотными, за счет чего форму можно варьировать, получая три различных варианта опорного контура. Это делает кран гибким при выборе конфигураций установки как в стесненных условиях, так и на открытых площадках. Приводятся механизмы крана от двух аксиально-поршневых насосов, а для управления гидроприводом используется электрогидравлическая пропорциональная система управления с помощью электрических джойстиков. Все это обеспечивает легкость и простоту управления краном, плавность работы, широкий диапазон рабочих скоростей с высокой точностью их регулирования и совмещение нескольких крановых операций, что в совокупности существенно повышает монтажные возможности крана. Должное внимание уделено эргономике рабочего места в кабине. Панорамное стекло и два стеклоочистителядают хороший обзор рабочих зон. Сиденья крановщика – с механическим подрессориванием и гидравлической амортизацией, опорой для спины и подголовником, имеют продольную и вертикальную регулировки. Кабина, разумеется, снабжена эффективной системой вентиляции и отопления. Особое значение на кранахблизнецах придается безопасности. Можно сказать, пропорциональное грузоподъемности. Так, следить за степенью загрузки крана, длиной и вылетом стрелы, высотой подъема оголовка стрелы позволяет ограничитель грузоподъемности, входящий в систему безопасности и управления СБУК-300(310). Он показывает фактическую массу груза на крюке и максимальную грузоподъемность на данном вылете, автоматически, по заданным координатам, ограничивает зону действия крана при работе в стесненных условиях и вблизи линий электропередач. Вмонтированный в ограничитель грузоподъемности регистратор фиксирует рабочие параметры и степень загрузки крана в течение всего срока его службы! Такого нет даже в черных ящиках самолетов.Роман Москвин ФОТО АНДРЕЯ МАХОТИНА