84
85
86
88
спецтехникаТАНКЕРНЫЙ ФЛОТПеревозка жидкотекучих грузов, пожалуй, наиболее сложная транспортная работа, требующая от водителя высокого мастерства, а от техники – максимально возможного уровня активной безопасностиповедении жидкостей в цистерне управляемость автомобиля ученымитеоретиками написаны тома. Другие тома написаны специалистами по пожарной безопасности при обращении с нефтепродуктами. И весь этотО и его влиянии на устойчивость имассив знаний так или иначе нашел отражение в конструкции автоцистерн на грузовом шасси Ford Cargo, выпускаемых ООО «Автомаш». Собственно, автомобилей таких два: 17-кубовая цистерна для перевозки светлых нефтепродуктов плотно-стью 0,7-0,83г/см3 и топливозаправщик на базе аналогичной цистерны, предназначенный помимо транспортировки для кратковременного хранения и отпуска топлива. Первый вариант надстройки монтируется на шасси 3530D с короткой кабиной, второй – модели 3430D, имеющем кабину со спальным местом. Что вполне логично: если плечо перевозок топлива обычно не столь уж велико, то топливозаправщик по существу представляет собой мобильную АЗС, его экипаж может работать в полевых условиях несколько дней, а значит, нуждается в отдыхе. Обе надстройки конструктивно близки и кроме «Фордов» монтируются также«Полевой» вариант заземления цистерны84 РЕЙС ОКТЯБРЬ 2010В ящике по левому борту топливозаправщика помимо вентилей и штуцеров – настоящая топливораздаточная колонкаСлив топлива из экологического короба на бескапотные «Уралы». Это двухсекционная стальная (09Г2С) емкость овального сечения с перегородкамиволнорезами, обработанная изнутри специальным антикоррозионным составом. К раме автомобиля крепится традиционными стремянками через деревянные брусья. Под цистерной на шасси установлен насос СВН – 80А производительностью до 580 л/мин (напор – 26 м, высота самовсасывания – 5,5 м), приводимый валом отбора мощности коробки передач. На каждой из секций сверху имеется алюминиевый заливной люк и датчик уровня топлива, при заполнении секции подающий звуковой сигнал и отключающий насос. Каждая из горловин огорожена так называемым экологическим коробом для сбора выплеснувшегося при заливке топлива. Справа и слева на боках цистерны размещены тубусы-пеналы для двух напорно-всасывающих рукавов длиной по 3 м и диаметром 75 мм. Заполняться цистерна может через люки либо собственным насосом. По левому борту в ящике на более простой модификации находятся лишь краны и напорные штуцеры топливных«Песочница» – средство пожарной и экологической безопасностиАрматура заправочной горловины цистерны: люк, клапаны, датчик уровняПерегородка-волнорез сдерживает колебания центра тяжести автомобиляНадстройка к раме крепится традиционными стальными стремянкамиКрепежные ложементы жестко приварены к «брюху» цистерныОКТЯБРЬ 2010РЕЙС85Реклама спецтехникаСредства безопасностиТопливозаправщик монтируют на шасси со «спальной» кабиной, ведь экипажу «в поле», возможно, придется работать не один день, и потребуется отдыхБоковой габаритный огонь – не роскошь, а насущная необходимостьТубусы-пеналы для хранения напорно-всасывающих рукавовШтуцер и кран задней секции цистерны над крылом заднего колесаЗа карданным валом хорошо виден насос и его привод300-литровый топливный бак – почти маленькая цистернаМежду надстройкой и лонжеронами рамы – традиционные брускиДвухсекционный глушитель находится в безопасном месте по левому бортумагистралей. На топливозаправщике кроме того в нем смонтирована топливораздаточная колонка: это счетчик ППО 25-1,6СУ, раздаточный рукав длиной 4,5 м (сечение 25 мм) и раздаточный кран. АКТ-20 с устройством автоматического отключения, а также фильтр тонкой очистки типа «Реготмас 635-1-06» (тонкость фильтрации не более 20 мкм). Здесь же предусмотрены устройства для заземления цистерны как в движении, так и при сливе/наполнении (по ГОСТ Р 50913). Для первого случая служит традиционная для бензовозов стальная цепь, а для второго – катушка со стальным тросиком и штырем, забиваемым в грунт, либо розетка и кабель. Разумеется,86 РЕЙС ОКТЯБРЬ 2010есть на борту и средства пожаротушения – пара огнетушителей и ящик с песком. Последний, впрочем, лучше использовать не дожидаясь ЧП, уже при случайном проливе нефтепродуктов, дабы исключить их растекание и быстро собрать. Кабина увенчана двумя оранжевыми проблесковыми маячками, а на саму цистерну, окрашенную оранжевой эмалью, наносится соответствующая маркировка опасного груза. Шасси семейства Ford Cargo получили в последнее время уже довольно широкое распространение и высоко оценены потребителем. Используемые под монтаж данных автоцистерн модификации отличаются, главным образом, кабиной, а в остальномидентичны. Полная масса автомобиля – до 26 т. Передняя ось допускает максимальную нагрузку 7100 кг, мосты задней тележки – по 13450 кг каждый. База автомобиля 3800+1340 мм. Двигатель Ford-ecotorq шестицилиндровый, 7,33-литровый, соответствующий экологическим нормам Евро-3, дизель с непосредственным впрыском и аккумуляторной системой питания Common Rail, турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха, электронным управлением фирмы Bosch. Развивает мощность 300 л. с. при частоте вращения коленчатого вала 2400 об/мин, крутящий момент 1100 Н.м при 1440-1800 об/мин. спецтехникаГабаритные размеры шасси Ford Cargo 3430222514653800 7625134010202055 1830 2489Кабина Ford Cargo не самая широкая в своем классе, но удобнаяЭтими рычажками управляется коробка отбора мощностиПодвижную подножку почти невозможно сломать о препятствиеТехнические характеристики Кабина низкая крыша, одно спальное место (3530D – низкая крыша, без спального места) Двигатель Ford-ecotorq дизель с непосредственным впрыском Common Rail (TCI), турбонаддувом Тип и промежуточным охлаждением воздуха Число цилиндров 6 7330 Рабочий объем, см3 Мощность, л. с. при об/мин 300 (2400) Крутящий момент Н.м при об/мин 1100 (1440-1800) Система питания Bosch-Common Rail с электронным управлением Сцепление безасбестовое, сухое, однодисковое, диаметр 395 мм (15.5”), с пневмоусилителем Коробка передач ZF16S109 + PTO (отбора мощности) Meritor MT32-610 (передаточное число 5.41), Редукторы ведущих мостов сдвоенная блокировка дифференциала Рулевое управление с гидроусилителем Hema ZF 8098 Rockwell Duoduplex , пневматические, двухконтурные, Тормоза с подогревателем-осушителем воздуха; моторный тормоз-замедлитель Емкость топливного бака, л 315 Максимальный подъем, % 58 Радиус поворота, м 9 Максимальная скорость, км/ч 95 Подвеска передняя рессорная, зависимая задняя рессорная, балансирная Шины 315/80R22,5 Электрооборудование Номинальное напряжение 24В Аккумуляторы 2x12В, 225 А.ч Генератор 80 А Цистерна Объем 17 м3 Назначение для перевозки светлых нефтепродуктов плотностью 0,7-0,83г/см3 СВН – 80А производительностью до 580 л/мин Насос (напор 26 м, высота самовсасывания 5,5 м)В состав силового агрегата входит также 16-ступенчатая коробка передач ZF16S109 с валом отбора мощности и однодисковое сцепление диаметром 395 мм с пневмоусилителем. Ведущие задние мосты – с редукторами Meritor MT32-610 (передаточное число 5.41), снабженными блокировкой дифференциалов. Подвеска вполне традиционная для тяжелых грузовиков – на многолистовых рессорах: передняя со стабилизатором поперечной устойчивости, задняя балансирная. Размер шин 315/80R22,5. Всего колес на автомобиле – одиннадцать, включая запаску. Тормоза – пневматические, двухконтурные, с подогревателемосушителем воздуха, антиблоки88 РЕЙС ОКТЯБРЬ 2010ровочной и противобуксовочной системами. Тормозные механизмы спереди – дисковые, сзади – барабанные. Предусмотрен моторный тормоз-замедлитель. Рулевое управление – Hema ZF 8098. Электрооборудование – 24-вольтовое, питается от генератора, рассчитанного на максимальный ток 80 А. Аккумуляторных батарей – две, емкостью по 225 А.ч. Максимальный преодолеваемый подъем составляет 58%, радиус поворота 9 м. Максимальная скорость 95 км/ч. Для бензовоза – более чем достаточно. Емкость топливного бака – 315 л. Базовая комплектация автомобиля включает 4-опорную независимую подвеску кабины, автоматический регулятор положе-ния фар, регулируемую по вылету и углу наклона рулевую колонку, сиденье водителя с поясничным подпором и подогревом, подогреваемые электрорегулируемые зеркала, электрические стеклоподъемники, центральный замок с дистанционным управлением, предпусковой обогреватель влажного типа и стандартный пакет холодного климата. Опционно могут быть установлены кондиционер, подогрев топливного бака и подогрев топливной линии, что особенно актуально для нашего контрастного климата последних лет.Роман Москвин ФОТО АНДРЕЯ МАХОТИНА2975