40
41
42
44
46
48
50
52
54
55
автомобилиСРЕДНИЙ ТОННАЖ40РЕЙС ИЮНЬ 2011 DAF LFФОРМУЛАУСПЕХАНовый среднетоннажник DAF LF в России машина редкая, больше распространены подержанные грузовики. Однако, если DAF построит здесь завод, именно LF может стать наиболее российским, чем его ближайшие конкуренты из ЕвропыУтакой маленькой страны, как Голландия, есть несколько производителей грузовиков и автобусов, но DAF – самый крупный и наиболее известный. Понятно, что лучше всего эти автомобили продаются в Нидерландах и странах Бенилюкса – так местные перевозчики поддерживают «отечественного производителя», но все равно DAF из года в год имеет свои 9-14% (в зависимости от полной массы грузовика) в различных сегментах рынка Западной Европы. А потенциал этого рынка – около 80 процентов от всех выпускаемых «большой семеркой»автомобилей. Именно оставшиеся 20 процентов расходятся по всему миру. На склад в Европе работать не принято, машины выпускают под конкретных заказчиков и в зависимости от спроса в «нулевых» годах DAF изготавливал от 40 до почти 60 тысяч автомобилей. Очень неплохие результаты. Напомним, что это практически объемы годового производства нашего «КАМАЗа» перед кризисом 2009 года. Три четверти выпускаемых голландцами грузовиков составляют автомобили тяжелых моделей – CF и флагманской серии XF. Среднетоннажники DAFИЮНЬ 2011 РЕЙС 41 автомобилиDAF LF55 полной массой 19 тонн на фоне ветерана DAF45 выглядит более серьезным автомобилемСРЕДНИЙ ТОННАЖДизели PACCAR GR и Cummins 6ISBe не просто братья, а близнецыТопливная аппаратура – электронноуправляемая Common RailГенератор на 80 ампер, привод – надежным поликлиновым ремнемLF (аббревиатура от Light Forte) – самые легкие коммерческие автомобили из современной гаммы, их изготавливают около 10 тысяч в год. Во многом такому успеху «Автомобильная фабрика ван Дорнов» (так можно «расшифровать» название DAF) обязана тому, что это уже давно не семейный бизнес, а одно из подразделений американской корпорации PACCAR. Американцы начали прибирать к рукам автомобилестроительные предприятия по всему миру с середины 90-х годов. Ныне в состав этого концерна входят такие известные производители грузовиков, как английские Foden и Leyland Truck, американские Kenworth Truck Company с мексиканским и австралийским филиалами, Peterbilt Motors Company. Каждый из этих брендов – сам по себе легенда. В Америке продаются Kenworth К260 и Peterbilt 220 – модели, аналогичные DAF LF. Как и многие европейские автопроизводители, DAF начинался с выпуска автомобилей грузоподъемностью 3-6 тонн, то есть с предвестников по42 РЕЙС ИЮНЬ 2011явления нынешних среднетоннажников. Тяжелые грузовики голландцы освоили гораздо позже. Поэтому здесь у них солидный опыт, который высоко ценят в Европе. Во всяком случае, стоило в 2001 году появиться новому среднетоннажному семейству DAF LF, как автомобиль сразу стал победителем конкурса Truck of the Year 2002. Перед серией LF с середины 90-х выпускались среднетоннажные DAF 45 и DAF 55, эти цифровые обозначения остались и теперь: самая легкая «45» – грузовики полной массой от 6,5 до 10 тонн, более тяжелая модель «55» была рассчитана на полную массу от 11 до 15 тонн. Если DAF 55 эксплуатировался в составе автопоезда, то тогда полная масса составляла 28 тонн. Принцип деления на легкую и тяжелую гаммы сохранился и на DAF LF, только несколько «изменилась граница» между ними. Естественно, в сторону увеличения полной массы: для DAF LF 45 – до 12 тонн, для DAF LF 55 – от 12 до 21 тонны, а еще LF 55 могут работать в составе автопоезда полной массой до 35 тонн. Как раз 12 тонн яв-ляются своеобразной разделительной чертой у европейских среднетоннажников различных марок. В 2006 году был начат выпуск DAF LF второго поколения, автомобили получили ряд изменений, важных для их дальнейшего развития. Именно эти DAF LF продаются сейчас в России. А самые первые среднетоннажники DAF появились в РФ в середине 1990-х годов, когда Черкизовский мясоперерабатывающий завод одним из первых в стране приобрел партию шасси DAF 45.130 Turbo (тогда LF еще не было) под передвижные магазины, установив на них рефрижераторные фургоны. Они стояли у каждой станции метро, с них торговали ветчиной, карбонатом и прочей колбасой. Не мудрено, что к ним быстро приклеилось прозвище «колбасный DAF». Если грузовики DAF CF и XF делают в голландском городе Эйндховене, то DAF LF собирают в Англии, на заводе Leyland. В Великобритании они продаются под марками Foden и Leyland. Всего в семейство входят около 200 модифика- автомобилиСРЕДНИЙ ТОННАЖМнениеАЛЕКСЕЙ СМИРНОВ начальник отдела логистики компании «Праксис Ово», Москва – Наша компания занимается поставкой яичной продукции и мяса птицы. Маршруты: Москва и Московская область, Нижний Новгород, Тула, Калуга. Наш автопарк – 10 автомобилей нескольких марок: DAF XF105, DAF CF 65 и DAF CF75, DAF LF55, Mercedes Sprinter, Volkswagen LT. По мере необходимости мы привлекаем транспорт других организаций. Из привлеченных автомобилей у нас работают и DAF45. Так сложилось, что в нашей компании уважают голландские грузовики, и у нас есть хороший опыт их эксплуатации. DAF 45 уже давно не новые автомобили – возраст около 8 лет. Основная проблема по ним – мало запчастей, приходится долго ждать, пока их привезут. Машины обслуживаем в техцентрах DAF: ООО «Адамполис+М» и VH-DAF в Карачарово. Из последних приобретений – DAF LF55. Грузовик сопоставим с DAF CF65, но стоит дешевле. Когда нам предложили этот автомобиль, мы не стали отказываться. Водителям грузовик нравится – мягкая подвеска, комфортабельная кабина со спальником, хороший обзор. Изотермический фургон заказывали в компании «ИнтерПайпВан», нам нужен был объемный кузов на 17 европаллет. Длина получилась 7 метров, внутренняя ширина 220 см, высота 240 сантиметров.У «четверок» PACCAR FR диапазон мощности от 140 до 207 л. с.У «шестерок» PACCAR GR диапазон мощности от 224 до 300 л. с.На перспективном DAF LF Hybrid стоит электромотор компании EatonЗеленый окрас LF вовсе не указывает на готовность к службе в армии...ций, основными являются бортовые автомобили и фургоны различного назначения, шасси DAF LF используют под монтаж множества надстроек, необходимых муниципальным службам: от небольших самосвалов до мусоровозов. Для более серьезной работы у DAF Trucks существует семейство CF. Еще одна особенность DAF LF – он не поставляется в армию, поэтому полноприводных модификаций нет. В России DAF LF легко найти на вторичном рынке, LF охотно пригоняют из Европы «серые» дилеры, но лучше и подержанные, и абсолютно новые машины заказывать у российского официального дилера DAF Trucks – компании VH-DAF Moscow. Новых грузовиков DAF LF в России продается очень немного: в 2006 г. – 36 автомобилей, в удачном 2007 году – 52, и только 9 в 2008 году, в 2009 не продали ни одного, но в 2010 – уже 15 автомобилей. DAF Trucks остается сегодня единственной компанией «большой семерки», которая пока не открыла своего полноценного представительства44 РЕЙС ИЮНЬ 2011в России и не имеет у нас своего сборочного производства. Однако в этом направлении очень активно работает официальный дилер DAF компания VH-DAF Moscow. По нашей информации, представительство будет открыто уже нынешней осенью, а под автозавод подбирают соответствующую площадку. Причем одной из самых востребованных моделей для сборки может оказаться именно DAF LF. Нам для знакомства с серией LF московская компания «Праксис Ово» предоставила DAF LF 55.220 полной массой 19 тонн с изотермическим фургоном, оснащенным рефрижераторной установкой. На его примере постараемся подробно рассказать обо всей гамме автомобилей этой модели.ДвигательСуществует легенда, каким образом один из братьев-основателей компании DAF Хуб Ван Доорн получил кредит на открытие фирмы: он удачно отремонтировал очень редкий двигатель автомобиля богатого клиента. Однакознать толк в ремонте моторов и организовать моторостроительное производство – «две большие разницы». Для этого понадобились годы работы. Компания DAF в 1928 году начинала свою деятельность с производства автомобильных прицепов, а им мотор не нужен. Затем, перейдя к выпуску автомобилей, пока не было своих моторов, применяли двигатели различных сторонних производителей. В частности, английские Perkins и Leyland, но со временем сами поднаторели в двигателестроении. С середины 70-х годов уже в дополнение к своим дизелям устанавливали и американские Cummins. Один из самых интересных экспериментов голландцев с двигателями – DAF FAV 3600DKX2 Turbo Twin 4х4, победитель супермарафона Дакар 1986 года. На нем стояли два дизеля по 495 л. с., благодаря им автомобиль развивал скорость в 200 км/ч. Только это была машина- предшественница скорее DAF XF и CF, чем LF. У нынешних двигателей автомобилей DAF LF на клапанной крышке на- автомобилиСРЕДНИЙ ТОННАЖУ DAF LF55 тормоза с пневмоприводом, «диски» на обеих осяхЭлектронасос для подъема кабины DAF LF55 «по уставу» не положенУ DAF LF55 мощный ГУР – усилия на руле почти не чувствуешьТопливный фильтр-отстойник с электроподогревом и насосомКоробки ZF кроме DAF применяют IVECO, MAN, Renault и даже MercedesУправление коробкой передач – телескопической тягой-удочкойписано: PACCAR, они с турбонаддувом и интеркулером. Четырехцилиндровый мотор носит название PACCAR FR, и устанавливают его в основном на DAF LF45, а шестицилиндровый – PACCAR GR, его применяют на наиболее мощных LF45 и почти на всех LF55. Цифра в обозначении двигателя указывает мощность, но не в л. с., а в киловаттах: PACCAR GR220. Между тем разрабатывал эти двигатели Cummins, и производят их в английском городе Дарлингтоне на местном заводе Cummins. По каминсовской классификации они носят маркировку Cummins ISBe. А предыдущее поколение двигателей Cummins серии «B» применялось на DAF45 и DAF55, но после модернизации и поныне работает на грузовиках IVECO EuroCargo. Cummins ISBe – один из самых распространенных в мире дизелей, такая «родословная» идет только на пользу перевозчикам: при возникновении проблем с запчастями к двигателю или с ремонтом можно обратиться за помощью и к специалистам Cummins. ISBe выпускают46 РЕЙС ИЮНЬ 2011на семи моторных заводах: в США, Англии, Бразилии, Китае и Индии, а теперь и на «КАМАЗе». Если запустят сборку DAF LF в России, моторы для них можно будет возить из Набережных Челнов – так проще достигнуть нужного уровня локализации. Размерность у PACCAR FR /GR, он же Cummins ISBe, 107х124 мм, рабочий объем «четверок» 4,5 литра, у «шестерок» 6,7 литра. Благодаря применению топливной системы Common Rail производства Bosch с электронным управлением и давлением распыла около 1600 бар, появилась возможность получать тонкую разбивку диапазона мощности. У четырехцилиндровых моторов четыре настройки: FR103 – 140 л. с.; FR118 – 160 л. с.; FR136 – 185 л. с.; FR152 – 207 л. с. При этом чуть меняются обороты максимальной мощности от 1900 до 2100-2300. Диапазон момента от 550 до 760 Н.м. У «шестерок» для DAF LF из шести настроек мощности используют только четыре: 224, 250, 286 и 300 л. с. с диапазоном момента от 850 до 1100 Н.м. Две самых «слабых» на-стройки 185 и 210 сил оказались невостребованными, здесь ставят «четверки». По мощности двигатели несколько перекрывают друг друга, то есть можно подобрать двигатель меньших габаритов или поставить мотор большего крутящего момента. Из конструктивных особенностей Cummins ISBe: негильзованный чугунный блок, общая для всех цилиндров головка, нижний распредвал, шестерни ГРМ заднего расположения. Конечно же, от заднего конца коленвала приводится ТНВД и пневматический компрессор. Хотя блок и не гильзован, зато стенки цилиндров толстые, предусмотрены ремонтные размеры поршневой группы, если возникнет необходимость в ремонте. Интересная особенность: к разъему блока и поддона снизу закреплена на болтах стальная плита, увеличивающая жесткость блока и способствующая снижению уровня шума. Это как бы недорогой, промежуточный вариант между довольно широко применяемыми на современных дизелях «рамами» автомобилиСРЕДНИЙ ТОННАЖМнениеАНТОН ТИШУРОВ начальник коммерческого отдела ООО «Адамполис+М», Москва – Техцентр существует с 2001 года, обслуживает и ремонтирует только DAF . За запчастями раньше ездили в Европу, но когда VH-DAF открыл в Москве центральный склад, стало выгоднее покупать здесь. Особенность DAF – нет неоригинальных запчастей, то есть нет подделок. DAF LF хороший автомобиль, качественный, английской сборки. По нашему опыту, поломок немного. Из-за плохой солярки уменьшается давление у ТНВД системы Common Rail – приходится менять насос. Форсунки долговечны. От применения плохого моторного масла под клапанной крышкой образуется толстый слой «солидола» – двигатель может и застучать. Лучше применять полусинтетику с заменой через 15 000 км или синтетическое моторное масло с периодичностью замены через 30 000 км. К этому сроку приурочиваем и ТО. Шкворни и их игольчатые подшипники ходят более 100 тысяч. Тормозных колодок хватает на год. В суппортах надо следить за пыльниками, не допускать перегрева дисков. В ведущем мосту может понадобиться замена сальника хвостовика, но часто в этой неисправности виноват заросший грязью сапун. С коробкой нет никаких проблем, сцепление, если водитель не сожжет его, тоже долговечно. Бывают случаи, ломаются рессоры, и даже толстые полурессоры в пневмоподвеске, но надо разбираться, как эксплуатируется грузовик – скорее всего его перегружали. Электрооборудование и проводка добротно сделаны, надежно служат.У рессоры огромные зазоры между листами. Трение – минимальноеПластмассовый бак с синей крышкой – для раствора мочевины AdBlueГлавные передачи – только одинарные, с гипоидными редукторамиСтабилизатор поперечной устойчивости высокому фургону просто необходим– корпусами коренных крышек в единой отливке – и обычными бугелями. У мотора «четырехклапанная» головка блока цилиндров. В отличие от головки двигателей Cummins серии «В», у ISBe седла сделаны сменными, но направляющие втулки клапанов по-прежнему выполнены в отливке. Таково стремление инженеров-конструкторов Cummins – уменьшить количество деталей в двигателе: с головкой блока объединены корпус термостата, водяной байпасный канал и впускной коллектор. В приводе водяного насоса, генератора, вентилятора и компрессора кондиционера используется поликлиновый ремень с автоматическим натяжителем. Как это принято на многих среднетоннажниках, вентилятор системы охлаждения у DAF LF55.220 установлен на переднем конце коленвала, через вязкостную муфту. Такой привод вентилятора, несомненно, надежнее, чем с ременной передачей, при этом радиатор расположен довольно высоко для развозного автомобиля – от уровня земли до нижнего бачка 470 милли48 РЕЙС ИЮНЬ 2011метров. Фактически он находится на уровне нижней кромки лонжеронов – «выдрать» его в городе невозможно, да еще и спрятан за бампером, отлично защищен от российской дорожной грязи. Интересно, что вне зависимости от модели двигателя на коленвале, спереди, установлен вязкостный гаситель крутильных колебаний. Он уменьшает вероятность усталостных поломок коленвала и шум шестерен ГРМ. Интересная особенность: на тех двигателях Cummins, которые предназначены для Европы, для достижения норм Евро-4 и выше применяется технология SCR с впрыском в отработавшие газы водного раствора мочевины AdBlue. Однако на аналогичных моторах для американского рынка используется рециркуляция отработавших газов EGR. Еще более экологически чистым является DAF LF с гибридной силовой установкой компании Eaton – его представили на прошлогодней выставке в Ганновере. А первые гибридные DAF LF появились вообще на рубеже второго и тре-тьего тысячелетий, и, между прочим, первым в мире гибридным седельным тягачом стал Peterbilt 386, то есть тоже продукция холдинга PACCAR.ТрансмиссияМногообразие уровней настройки применяемых двигателей неизбежно влечет за собой не меньшее многообразие агрегатов трансмиссии. Причем здесь DAF Trucks пошел проторенным путем: покупает сцепления и коробки передач у своих давних партнеров – компаний Eaton или ZF, в зависимости от требований рынка. В Европе более распространены агрегаты трансмиссии ZF. Также широко их применяют IVECO, MAN, Renault и даже Mercedes. На DAF LF, оснащенных четырехцилиндровыми дизелями, устанавливают однодисковое диафрагменное сцепление диаметром 362 мм с пневматическим усилителем в гидроприводе. Для работы с шестицилиндровыми двигателями предназначено сцепление большего диаметра – 395 мм и даже совсем автомобилиСРЕДНИЙ ТОННАЖDAF 45, пусть и «колбасные», в более чем десятилетнем возрасте, но до сих пор живы и без особых проблем работают, развозя продукты по МосквеУ DAF 45 тормоза были с пневмогидравлическим приводомРядная «шестерка» Cummins «В» с турбонаддувом и мощностью 150 л. с.Три листа в задней подвеске DAF 45 полной массой 10 тоннШесть шпилек у 17,5-дюймовых колес легкого DAF 45 полной массой 8 тонн«взрослое», как на DAF СF, – 430 миллиметров. Соответственно, и коробки передач разные. Для DAF LF45 полной массой 8-10 тонн и с «четверками» – коробки серии ZF EcoLite модели 5S42 с пятью передачами. Для более тяжелых версий DAF LF45 и DAF LF55, предназначенных для эксплуатации без прицепа, – шестиступенчатые ZF 6S850. Причем КП 6S850 выпускают в двух исполнениях: с высшей прямой передачей (8,51-1,00) или с повышающей, с диапазоном от 6,72 до 0,79. Если грузовик ориентирован на работу в составе автопоезда, применяют 9-ступенчатые коробки семейства EcoMid: ZF 9S109 или ZF 9S1110, здесь четыре варианта передаточных чисел, диапазон от 12,91 до 1,00 или от 9,48 до 0,75, в зависимости от модификации. Основная коробка сделана четырехступенчатой, затем вдвое увеличивает передачи планетарный демультипликатор, а самая нижняя – «черепаха». Вне зависимости от типа коробки обязательно имеется возможность отбора мощности от КП под гидронасосы надстроек. На 19-тон50 РЕЙС ИЮНЬ 2011ном DAF LF 55.220 установлена 6-ступенчатая коробка с «овердрайвом», получается, что для серьезной работы с прицепом все-таки и мотор слабоват, и коробка не очень-то приспособлена – нужно было бы подобрать другую модификацию автомобиля. В Европе теперь уже более половины выпускаемых грузовиков, вне зависимости от бренда производителя, оснащается автоматическими коробками. Это могут быть или автоматизированные механические КП своей разработки, как у Scania, Mercedes, Volvo, или – ZF AS Tronic, как у IVECO, MAN, Renault, а также гидромеханические фирмы Allison. Здесь DAF Trucks не исключение, компания применяет ZF AS Tronic и Allison, надо просто знать, какую коробку заказать при покупке автомобиля. DAF LF в основном выпускают колесной формулой 4х2, трехосники – только наиболее тяжелые серии 55, популярной среди развозных грузовиков формулой 6х2 – с «ленивым» мостом. Фактически такие DAF LF55 по ком-плектации уже почти аналогичны чуть более тяжелому DAF СF65. Ведущие мосты DAF LF55 имеют фирменные логотипы на фланцах полуосей – конечно, иметь такое производство это повод для гордости. Однако на DAF LF45 мосты «безымянные» и, значит, наверняка покупные. Говорят, что это мосты ArvinMerritor , которые применяет турецкий Ford и IVECO. Между тем конструктивно ведущие мосты, применяемые на различных DAF LF, схожи: пусть они в нескольких вариантах осевых нагрузок и передаточных чисел, но все одноступенчатые, гипоидные. Видимо, планетарные ступичные редукторы самым легким коммерческим автомобилям DAF не положены.ХодоваяМаксимально расширить функциональные возможности шасси среднетоннажного грузовика позволяют DAF LF многочисленные исполнения его рамы и подвески. У DAF LF45 и у DAF LF55 свой диапазон вариантов длины колесной автомобилиСРЕДНИЙ ТОННАЖЦены на запасные части*Наименование Цена, руб. с НДС Фильтр воздушный 4126 Фильтр масляный 1152 Фильтр тонкой очистки топлива н/д Поршневые кольца 2874 (компл./цилиндр) Поршневая группа 5234 (компл./цилиндр) Прокладка ГБЦ 9875 Вкладыши шатунные 3301 (комплект) Вкладыши коренные 5807 Форсунка 35 333 Топливный насос высокого 89 011 давления Головка блока цилиндров 153 346 Клапан впускной 892 Клапан выпускной 1907 Водяной насос 14 150 Глушитель 256 805 Термостат 808 Стартер 54 685 Ведущий диск сцепления 41 615 Ведомый диск сцепления 29 766 Рессора передняя 21 591 Рессора задняя 33 630 Стремянка задней рессоры 3221 Задняя тормозная камера 33 020 Тормозные колодки (компл./ось) 12 380 Тормозной диск передний 10516 Амортизатор передний 12 321 Ступица передняя в сборе 41 434 Подшипники задней ступицы 33 808 Насос гидроусилителя руля 29 732 Шпилька колеса задняя 423 Стекло лобовое 37 586 Фара в сборе 16 777 Фонарь задний левый 6325 Указатель поворота н/д * информация о ценах предоставлена компанией VH-DAF MoscowПочти так же выглядят под облицовкой Renault Midlum и Volvo FLУ такого грузовика большая редкость – четырехточечная подвеска кабиныВ подвеске кабины DAF LF55 – пружинные стойки с амортизаторамиДля Англии педальный блок переставят на правую сторонубазы. База LF45 варьируется в пределах от 3000 до 5400 мм, при этом возможно изменение длины заднего свеса от 1800 до 2320 мм. У LF55 база от 3250 до 6300 мм, длина заднего свеса от 1700 до 2530 мм. В результате самый короткий автомобиль может быть чуть длиннее, чем наша «ГАЗель», а длиннобазовый – даже превышать 10-метровую отметку. При этом высота верхней полки рамы – важного параметра, связанного с установкой надстроек, – у LF45 составляет 710 мм, а у LF55 – 820 миллиметров. Соответственно, погрузочная высота может быть меньше метра. У DAF LF 55.220 компании «Праксис Ово» высота лонжеронов рамы 260 мм, полка – 70 мм, толщина профиля – 6,0 миллиметра. Рама почти вся собрана на высокопрочных болтах, что существенно упрощает ее ремонт в случае серьезного ДТП. Подвеска на малолистовых параболических рессорах. Впереди два листа шириной 90 мм, сзади – три листа такой же ширины, как и передние. Нижний, третий лист прямой, с резиновыми подушками,52 РЕЙС ИЮНЬ 2011при загрузке автомобиля работает как подрессорник, корректирует жесткость подвески. Как и положено, листы переменного сечения, в середине толщина 20 мм, по краям – 10 миллиметров. У краев между листами огромные зазоры, около 50 мм – так сводят к нулю трение в рессоре, подвеска должна лучше отрабатывать огрехи наших дорожников. Соединения рессор с кронштейнами – через сайлентблоки, и потому обслуживания не требуют. Можно с одного взгляда достаточно точно оценить потенциал ходовой части грузовиков DAF LF, их грузоподъемность, несущую способность мостов. Надо просто посмотреть на количество шпилек крепления колес к ступицам. Шесть шпилек у самых легких шасси – полной массой от 7,5 до 10 тонн, восемь – у средних, полной массой от 11 до (примерно) 15 тонн. Больше всего шпилек досталось такому тяжелому шасси, как у предоставленного DAF LF 55.220. У него – десяток шпилек. Вспомнилось, что когда-то в СССР примернов той же «шпилечной» пропорции была поделена грузоподъемность между ГАЗом, ЗИЛом и КрАЗом (!). А здесь все в пределах не только одной марки, а даже одной модели! С самыми легкими версиями DAF удалось познакомиться у того же перевозчика – компании «Праксис Ово». Здесь уже почти десять лет эксплуатируются DAF 45, как раз те самые «колбасные», которые еще даже не «LF». В их ходовке рессоры могут быть и с одним листом (при шести шпильках), и с двумя листами (при восьми шпильках). Причем, по отзывам перевозчиков, не было случая, чтобы рессора лопнула. Однако, чтобы увидеть на DAF LF заднюю пневматическую подвеску, придется ехать в Европу: в Россию такие машины, похоже, не поставляются. У DAF LF она на полурессорах, двухбаллонная, с электронным управлением. А между тем для нежного груза, требующего особо деликатного обращения, предпочтительна именно пневмоподвеска. Кроме того, напомним, что с введением автомобилиСРЕДНИЙ ТОННАЖСамое высокое расположение кабины – у DAF LF55 на шинах 22,5 дюймаОдин из приборов показывает уровень AdBlue в баке с синей крышкойВодительское кресло с пневмоподвеской, такое же для пассажира – опцияПод матрацем спальника – три удобных ящика объемом около 70 литровТрехместная кабина достаточно редкая, ее надо заказывать отдельноНад ветровым стеклом – цифровой тахограф и две небольшие нишив РФ нового техрегламента на колесные ТС у грузовиков с пневматикой увеличивается допустимая нагрузка на ось с разрешенных теперь 10 или 11,5 тонны еще на целую тонну! На 19-тонном DAF LF55.220 на всех осях установлены современные дисковые тормоза с пневмоприводом. А вот на легких модификациях, в частности, на DAF 45, применялась пневмогидравлика, как на наших Урал-375 и автобусе ПАЗ-3205, только у «голландца» впереди стояли дисковые тормоза, а сзади – барабанные. Между тем гидравлика и пневмогидравлика на европейских среднетонножниках остались в прошлом, поэтому на нынешних DAF LF45 применяется теперь уже только более надежный и менее капризный пневматический привод тормозов и только дисковые механизмы. DAF Trucks придерживается неписанной международной шинной конвенции и свято соблюдает аксиому: чем больше нагрузка на колесо, тем больше посадочный диаметр и ширина шины. Конечно, и норма слойности тоже не54 РЕЙС ИЮНЬ 2011на последнем месте. А потому на DAF LF можно увидеть шины сразу трех «посадок». Первая – ставшая уже для нас привычной на 17,5 дюйма, причем минимум две ширины – 205 и 235 мм, далее – экзотическая, на 19,5 дюйма, и традиционная, с которой начинался у нас переход с «двадцатки», – 22,5 дюйма. И здесь тоже есть возможность выбора, который надо сделать вполне осознанно…КабинаВообще DAF LF по нашим меркам – это своеобразный парадокс, какой-то автомобилестроительный интернационал. Мотор – американо-английский, коробка – немецкая, мосты – могут быть французские. Так ведь и кабина – чужая, вовсе не голландская. Только что в том плохого? Используются качественные комплектующие, хорошо отлаженные в производстве и выпускаемые сверхмасштабно (читай «относительно недорогие»). Вот он – секрет успеха. Если не обращать внимания на различные шильдики, легкозаметить, что DAF LF, Renault Midlum/ Renault Premium и Volvo FL/Volvo FE – братья-близнецы. У них действительно практически одинаковые кабины, хотя есть небольшие отличия в оформлении некоторых внешних панелей – в светотехнике, в бамперах. И, естественно, немного в интерьере. Но совершенно свободно можно вклеить лобовое стекло от другой модели или поставить дверь взамен замятой. Перевозчику это очень удобно. Кабину для DAF LF делает Renault Trucks на своем заводе (бывшем Saviem) в Нормандии, в городе Бленвилль. Здесь же находится и сборочный конвейер грузовиков Renault Midlum. В Европе считают, что кабину ни к чему кардинально менять раз в пять-шесть лет, и потому более актуален фейслифтинг. Каркас кабины DAF LF аналогичен каркасу Renault Midlum обоих поколений, а та, в свою очередь, по многим панелям унифицирована с Renault Premium. В частности, по дверному проему. Только у DAF LF/Renault Midlum/Volvo FL кабина более узкая, DAF LFкрылья торчат относительно поверхности дверей на 200 мм по обеим сторонам. Внешняя ширина – 2130 мм, кажется, что немного («ГАЗель» шириной два метра!), но внутри вполне достаточно места и для трех человек. Высота кабины единственная, от пола до потолка – 1610 мм. Экзотический вариант кабины: двухрядная, четырехдверная для различных коммунальных служб, полиции, пожарной охраны. Она сделана на основе дневной кабины и рассчитана на 6-7 мест. Более распространена кабина двух вариантов длины: первый – дневная короткая, длиной 1600 мм, второй – Sleeper Cab или Global по маркировке Renault Trucks, двухметровой длины, со спальником. Укладывается матрац длиной 2000 мм, но с каждой стороны остаются еще 5-сантиметровые ниши, то есть вполне достаточно и для рослого водителя. Однако ширина спальной полки понравится только поджарому шоферу: 60 см по краям и 70 см в центре. Причем, укладываясь на ночлег, придется сдвинуть сиденья немного вперед: иначе полка не откинется. Кстати, место под спальником не пропадает зря – там три удобных ящика суммарным объемом около 70 литров. Над ветровым стеклом тоже есть пара емкостей для нехитрого водительского скарба. Удобнее всего входить в кабину машины, стоящей на 17,5-дюймовых колесах, чуть сложнее, если она обута в 19,5-дюймовые шины, а если резина на 22,5 дюйма – приходится забираться по полноценной лестнице, как во «взрослый» грузовик. Но поручни размещены одинаково удобно. Рулевая колонка – с регулировкой по углу наклона и высоте, с пневмофиксатором. Водительское сиденье со стандартным для Европы солидным набором регулировок и на пневмоподвеске, как опция такой уровень комфорта возможен и для пассажира. Наверное, на DAF LF45 кабина закреплена только на резиновых втулках-подушках, но на DAF LF55.220 применена четырехточечная подвеска на пружинных стойках. Неожиданная роскошь. А еще есть гидроподъемник кабины с гидрозамками. Здесь ни французы, ни голландцы не экономили. На тоннеле двигателя и на полу лежит толстая и мягкая шумоизоляция. Говорят, что в сравнении с DAF 45/55 кабина DAF LF гораздо теплее, но если обычному отопителю окажется не по силам справиться с российскими морозами, можно заказать сухую автономку. Нет сомнений в коррозионной стойкости лакокрасочного покрытия кабины. Иначе ее не ставили бы на свои машины DAF и Volvo. Даже на подержанных шести- семилетних гру-DAF LF широко применяют в строительстве и коммунальном хозяйствеЗадняя ось у LF 6х2 не только «ленивая», но еще и подруливающаязовиках, пригнанных из Европы, следов ржавчины не видно. В том заслуга гальванической оцинковки сваренной кабины, а затем катафорезного грунтования, а также применения качественных грунтов, эмалей, мастик.ФОТО АНДРЕЯ МАХОТИНА, НИКОЛАЯ МОРДОВЦЕВА И ФИРМЫ-ИЗГОТОВИТЕЛЯЧаще всего на различные DAF LF устанавливают изотермические фургоныТакой самосвал для России пока не актуален. Интересны – эвакуаторыДлиннобазовый LF 55 с бортом и тентом будет хорош с прицепомТехнические характеристикиМарка DAF LF45 шасси DAF LF55 шасси Длина/ширина/высота, мм н/д н/д Полная масса, кг 12 000 19 000 Масса шасси , кг 3600 6500 Колесная база, мм 4300 5300 Макс. скорость, (с огранич.), км/ч 85 Двигатель/рабочий объем, л FR136/4,5 GR165/6,7 Мощность, л. с. при об/мин 180 при 1800 220 при 1900 Крутящий момент, Н.м при об/мин 700 при1200-1800 850 при 1200-1700 Коробка передач 6-ступенчатая, ZF 6S700 6-ступенчатая, ZF6S800 Сцепление однодисковое Замедлитель заслонка на выпуске с одинарной, гипоидной главной передачей, Ведущий мост блокировкой дифференциала Топливный бак, л 123 200 подвеска спереди и сзади – рессорная; Ходовая часть тормоза – дисковые с пневмоприводом и ABS Шины 245/70R17,5 295/80R22,5 Цена, евро с НДС 55 000 68 000Потенциальные возможности DAF LF55 на больших колесах сопоставимы с CF65, но цена существенно меньшеИЮНЬ 2011РЕЙС55