56
57
58
60
62
64
автомобилиВТОРИЧНЫЙ РЫНОКАНТОН УТКИН обозреватель журнала «Рейс»VOLKSWAGEN CRAFTERCтарым и потрепанным этот малотоннажник на рынке не встретишь, ведь до 2006 года его еще не выпускалиМодификацииВыпускаемый с 2006 года Volkswagen Crafter, как и его предшественник Volkswagen LT второго поколения, унифицирован с моделью MercedesBenz Sprinter по большинству узлов. Фактически модели отличаются лишь двигателями, коробками передач, светотехникой, элементами внешней отделки и интерьера кабины. По соглашению между двумя немецкими автоконцернами оба малотоннажника собирают на заводах Mercedes-Benz в Дюссельдорфе (цельнометаллические фургоны и автобусы) и Людвигсфельде (шасси и бортовые модификации). В первом случае на 11-й позиции номеПарк VW Crafter на 01.01.11 г.*Всего 2010 2009 2008 2007 2006 Россия 3571 388 273 1675 928 290 СЗФО 783 119 112 309 181 58 ЦФО 1481 130 94 763 366 124 СКФО 94 2 11 45 18 18 ЮФО 363 25 12 129 141 50 ПФО 563 59 30 295 150 28 СФО 92 8 6 38 33 7 УФО 192 43 8 96 38 5 ДФО 3 2 0 0 1 0 * по данным аналитического агентства «Автостат»Вкакой-то мере Volkswagen Crafter – автомобиль невезучий. При всей его немецкой надежности и наличии внушительной сети фирменных сервисных центров завоевать широкую популярность в России не получается: давят конкуренты. В основном – младший родственник по марке Transporter, которого выбирают те, кому 9 кубометров фургона и 1400 кг грузоподъемности хватает, а также близнец по конструкции и месту рождения Mercedes-Benz Sprinter. Первый превосходит Crafter по объему парка раз в тридцать, второй – примерно вдесятеро. Тем не менее трех с половиной тысяч стоящих на учете машин56 РЕЙС ИЮНЬ 2011(см. таблицу данных аналитического агентства «Автостат») вполне достаточно для формирования вторичного рынка. То, что большая их часть сосредоточена в Центральном округе, вполне закономерно, а вот неплохие результаты Урала и Сибири – приятный сюрприз. Кроме того, в отличие от двух вышеназванных конкурентов, представленных в нашей стране в основном экземплярами первой половины 2000х годов, то есть ввезенными к нам уже подержанными, Crafter предлагают, как правило, из первых рук. Большая их часть – трех-четырехлетки в полноценном рабочем состоянии с пробегами не более 200 000 км. VOLKSWAGEN CRAFTER12Характеристики двигателей*Рабочий объем, л 2,5 Мощность, л. с. 89 при об/мин 3500 Крутящий момент, Н.м 220 при об/мин 1750 * автомобилей Volkswagen Crafter 2,5 109 3500 280 2000 2,5 136 3500 300 2000 2,5 164 3500 350 2000Пятицилиндровый дизель установлен в моторном отсеке продольно и может иметь четыре настройки мощности. Самый востребованный вариант – 109 л. с.3Из VIN-номера видно, что машина 3-тонная и собрана в Дюссельдорфе......а это тоже цельнометаллический фургон с того же завода, но 5-тонныйЗавод прямо указывает на рекомендуемую марку масла4ра VIN стоит цифра 6, а во втором – 7. Ну а код WMI Crafter унаследовал от LT – на первых трех позициях идентификационного номера всегда стоит VW1. Обозначение модификаций предельно простое – двузначным числом зашифрована округленная полная масса автомобиля в сотнях килограммов, и всего предусмотрено три варианта: 30, 35 и 50. Помимо этой маркировки есть и разделение по типу кузова: Kasten – грузовой цельнометаллический фургон, Kombi – грузопассажирский фургон с числом мест от двух до девяти, Pritschenwagen – бортовой грузовик и Fahrgestell – шасси под установку спецкузова или иной надстройки. Диапазон грузоподъемности цельнометаллических фургонов – от 900 до 2710 кг при полезных объемах от 7,5 до 17 м3. Предусмотрено три варианта колесной базы: 3250, 3665 и 4325 мм, для последней есть на выбор обычный и увеличенный задний свес, что в сумме дает четыре варианта длины кузова. А три варианта высоты крыши – низкая, высокая и сверхвысокая – позволяют точно подобрать объем фургонапри требуемой длине. При этом Crafter 30 бывает только коротко- и среднебазный, с низкой и высокой крышами. «Тридцать пятому» положены все варианты баз и высот, и даже удлиненный задний свес, а «пятидесятому» – все то же самое, кроме короткой базы. Кроме того, Crafter 50, как и его пятитонный аналог с мерседесовской эмблемой, при всех сочетаниях длин и высот может иметь как двускатные, так и односкатные задние колеса. В последнем случае полная масса машины составляет не 5, а 4,6 т. Странно, что именно в России эти версии, обладающие куда более высокой проходимостью по заснеженным дорогам, нежели со сдвоенными баллонами, оказались почти не востребованы перевозчиками. Дополнительные плюсы машин-односкатников – меньший расход топлива, лишние 306 мм расстояния между арками в кузове, простота монтажа колес и меньшие расходы на замену комплекта шин. Бортовой Crafter и шасси под надстройку вместо несущего кузова имеют лонжеронную раму с приваренной к ней ка-5Варианты кузовов 1. Бортовой 7-местный 2. Длиннобазный сверхвысокий 3. Длиннобазное шасси с «будкой» 4. «Коротыш» с низкой крышей 5. Шасси с трехместной кабинойИЮНЬ 2011 РЕЙС 57 автомобилиВТОРИЧНЫЙ РЫНОКДвускатные задние колеса требуют увеличенных арок в кузовеЛючок топливного бака открывается только при распахнутой двери кабиныПо спецзаказу первого покупателя в фургоне может быть перегородкаРедуктор ведущей оси перебирают прямо на машине, сняв заднюю крышкуСледы масла на горловине картера – не приговор. Просто замените сальникБарабанный стояночный тормоз совмещен с дисковым рабочимДля пластикового топливного бака можно приобрести опционную защиту«Запаска» под днищем не занимает место в кузове и легкодоступнаВ проушинах рессор – металлорезиновые сайлентблоки. Смазки не требуютбиной. Последнюю можно заказать как с одним (2 или 3 места), так и с двумя (6 или 7 мест) рядами сидений. Грузоподъемность рамных машин – от 840 до 2770 кг, и для них также предусмотрены вышеперечисленные сочетания колесных баз, задних свесов, полных масс и ошиновок задней оси.В отличие от брата-близнеца с его широкой гаммой мерседесовских моторов, включающей газо-бензиновый и даже чисто бензиновую эпатажную «шестерку» с гидромеханическим «автоматом» и явно «некоммерческим» расходом топлива, трудяга Crafter безальтернативно вооружен дизелем рабочим объемомТаможенные Расходы на Итоговая платежи, руб. доставку, руб. цена, руб. 330 800 142 000 914 000 330 800 142 000 880 000 330 800 142 000 890 000 330 800 142 000 1 667 000 330 800 142 000 866 000Примеры предложений VW Crafter на вторичном рынке ГерманииГод выпуска 2007 2007 2007 2008 2008 Модель 50 Maxi 35 30 35 50 Maxi Тип КП автоматизированная ручная ручная автоматизированная ручная Заявленный пробег, км 121 830 194 000 195 000 94 500 266 800 Цена, € 11 000 10 000 10 200 29 000 98002,5 л с 6-ступенчатой механической КП. Правда, у мотора может быть 4 варианта настройки мощности (см. таблицу), а коробка бывает как ручная, так и роботизированная, то есть с электронноуправляемыми сервоприводами муфт включения передач. На фирменном сленге этот агрегат называют ShiftMatic, и идет он только в комплекте со 109и 136-сильным двигателями. Силовой агрегат, как и положено на автомобиле классической компоновки, установлен продольно. К его достоинствам, несомненно, относится узкая специфичность – мотор разрабатывали именно для58РЕЙС ИЮНЬ 2011 автомобилиВТОРИЧНЫЙ РЫНОКТросы привода кулисы КП нуждаются в периодической смазкеРычаги подвески штампованные – тем не менее не ломаютсяВместо базового догревателя двигателя можно заказать мощный отопительМнениеАНДРЕЙ ЛОПАТА технический директор компании «Германика» – официального дилера VW – Как правило, Volkswagen Crafter приобретают солидные фирмы, не экономящие на расходных материалах и техобслуживании. Почти все машины, поступавшие на ремонт в наш сервисный центр, были в хорошем, пригодном для длительной эксплуатации состоянии. Возникающие неисправности обычно связаны с низким качеством российских дорог и топлива. Например, шаровые опоры передней подвески и втулки стабилизатора порой служат менее 80 тыс. км, хотя в Европе обычно втрое больше. А для выхода из строя форсунки иногда достаточно всего одной заправки где-нибудь в глубинке – вода в топливе губительна для прецизионных деталей системы Common Rail. Покупателю в суровых зимних условиях. подержанного автомобиля Сцепление служит в среднем важно знать, что в первом 150-200 тыс. км, и при его заслучае приведение в порядок мене желательно заменить и подвески обойдется ему двухмассовый маховик, чтобы относительно недорого, а вот весь узел в сборе проработал ремонт дизельной аппаратуры, еще столько же. Преждевреособенно связанный с заменой менный износ демпфера махоузлов новыми, желательно переложить на плечи продавца. вика случается редко и обычно связан с резкими стартами Выявить неисправности перед автомобиля, особенно перепокупкой машины поможет груженного сверх нормы. компьютерная диагностика Не лишним будет и тщательдвигателя – например, в наный осмотр ходовой части на шем техцентре она обойдется подъемнике – калькуляция в 360-2700 рублей (стоимость работ по устранению дефектов рассчитывается по фактически поможет снизить цену автомозатраченному времени), что биля. При пробеге свыше 100 не так уж и много, учитывая, тыс. км иногда «потеет» горлочто комплект новых форсунок вина редуктора заднего моста. стоит порядка 140 тыс. рублей. Не дожидаясь прогрессироваДвигатель же в целом весьма ния течи, мы меняем сальник надежен, и по отзывам некотофланца ведущей шестерни. Не рых наших клиентов, особенно менее важно вовремя заменить из северных регионов, они треснувший чехол направсознательно выбрали именно ляющей тормозного суппорта Crafter, а не однотипный Sprinter – исходя из опыта экс- – с промывкой узла скольжения и закладкой свежей смазки. плуатации моторов VolkswagenVolkswagen Crafter даже в базовой версии оснащен АБС тормозовПолуоси полностью разгруженные, равной длины и взаимозаменяемыемалотоннажника полной массой от 3 до 5 тонн. Рядный 5-цилиндровый размерностью 81х95,5 мм, он ведет родословную от двигателя, что ставили еще на LT. Турбокомпрессор – с изменяемой геометрией, то есть обеспечивающий работу двигателя без «турбоямы». Система питания – Common Rail с пьезоэлекрическими форсунками, впрыскиГод выпуска 2006 2006 2007 2007 2008 Тип кузова, надстройки шасси с рефрижератором фургон фургон фургон фургонвающими топливо пятикратно за одну рабочую фазу. Последние две порции обеспечивают восстановление сажевого фильтра. Разумеется, мотор соответствует нормам, как минимум, Евро-4 и насыщен ультрасовременными техническими решениями. Например, в приводе ГРМ применен зубчатый ремень с гарантированным заводом срокомЦена, руб. 865 000 1 100 000 885 000 990 000 1 700 000Предложения VW Crafter на вторичном рынке РоссииЗаявленный пробег, км 84 000 160 000 78 500 86 000 26 000службы в течение 200 тыс. км пробега – еще недавно такое было недостижимо. А за уровнем масла в картере следит беспоплавковый датчик, регистрирующий разницу в падениях напряжения на омываемом жидкостью термисторе. Ходовая часть интересна независимой рычажной передней подвеской на однолистовой поперечной стеклопластиковой рессоре. Задняя подвеска – балочный ведущий мост на малолистовых рессорах. Передаточное число одноступенчатого гипоидного редуктора, в зависимости от примененного мотора и грузоподъемности той или иной версии,60РЕЙС ИЮНЬ 2011 автомобилиПозиция Фильтр воздушный (элемент) Фильтр масляный Фильтр топливный тонкой очистки Главный цилиндр сцепления Поршневые кольца (комплект на поршень) Поршень с кольцами Прокладка ГБЦ Головка блока цилиндров Комплект вкладышей шатунных Комплект вкладышей коренных Форсунка Топливный насос Common Rail Водяной насос Верхняя опора стойки передней подвески Радиатор отопителя салона автобуса Полный комплект прокладок двигателя Глушитель Стартер Термостат Сцепление (комплект) Турбокомпрессор двигателя в сборе Выжимной подшипник сцепления Тормозной диск передний (комплект на два колеса) Тормозные колодки передние (комплект на два колеса) Тормозной диск задний (комплект на два колеса) Подшипник передней ступицы (комплект на одно колесо) Подшипник задней ступицы (комплект на одно колесо) Насос гидроусилителя руля Рулевой механизм в сборе Амортизатор передний Стекло ветровое Фара в сборе Указатель поворота Коробка передач в сборе Фонарь задний Наконечник рулевой тягиВТОРИЧНЫЙ РЫНОКЦены оригинальных запчастейЦена с НДС, руб. 1884 604 2101 4915 4887 11 722 5834 95 544 6152 9949 27 590 13 655 8592 1204 6411 7075 15 811 28 811 1991 39 756 69 748 11 250 9671 6526 8359 9403 8886 22 478 98 117 12 782 14 462 10 574 1624 340 641 3949 4208Тросовый привод «ручника» включает традиционный уравнитель-«ласточку»Термистор датчика уровня топлива позволяет обходиться без поплавкаОригинальный масляный фильтр 074 115 562Фильтр-сепаратор в России необходим: топливо порой содержит водуОригинальный топливный фильтр 2E0 127 159может иметь одно из шести значений в диапазоне от 3,692 до 5,1. Тормоза всех колес – дисковые. Редкий гость на рынке – полноприводный Crafter, в его трансмиссию включена раздаточная коробка с межосевым блокируемым дифференциалом. Привод на передние колеса заставил убрать поперечную рессору и применить обычные витые пружины. Опционно предусмотрена и блокировка заднего межколесного дифференциала.Где купитьVolkswagen Crafter широко распространен на вторичном рынке Германии, поэтому мысль съездить за ним туда самостоятельно или заказать покупку фирме-перегонщику представляется вполне логичной. Если сравнить цены равных по возрасту машин здесь и там (см. таблицы), то они примерно одинаковы. В пользу шоп-тура за рубеж62 РЕЙС ИЮНЬ 2011говорит тамошнее изобилие предложений. На немецких сайтах, например, www.mobile.de и др., покупатели обычно находят то, что им нужно с точностью до цвета кузова и количества пассажирских мест. Например, если вы ищете Crafter-автоэвакуатор 2008 года выпуска и непременно с лебедкой фирмы Warn, полным приводом и кондиционером, можете быть уверены: в Германии именно такую машину обязательно кто-нибудь продает. Учитывая, что все выпущенные автомобили Volkswagen Crafter юридически соответствуют нормам Евро4, проблем на таможне с этой стороны не будет. На внутреннем российском рынке Crafter предлагают в основном в частных объявлениях через Интернет – как правило, это экземпляры после первого владельца, купленные у официальных дилеров. Последние, несмотря наактивное развитие программы трейдин, вряд ли помогут подыскать подержанный Crafter – просто потому, что им его никто не сдаст: владельцам выгоднее продать отслуживший свое малотоннажник самостоятельно. А под рекламойНормативы на замену деталей*Позиция Подшипник задней ступицы Подшипник передней ступицы Ремкомплект гидроусилителя руля 2,2 и регулировка схождения колес Тормозные колодки передние на ось 0,9 Тормозные колодки задние на ось 0,9 Суппорт дискового тормоза 0,7 Диск сцепления (либо узел в сборе) 5,7 Стартер 0,5 Главный цилиндр сцепления 0,5 Форсунка 1,6 Синхронизаторы КП 4,7 Шарнир сдвижной двери 0,4 Верхняя опора стойки передней подвески 1,3 *по данным техцентра «Германика», стоимость нормо-часа 1800 рублей Норматив, нормо-час 2,2 1,3 автомобилиВТОРИЧНЫЙ РЫНОКОригинальный поликлиновый ремень генератора 076 145 933Оригинальный воздушный фильтр 2Е0 129 620DОригинальный зубчатый ремень привода ГРМ 076 198 119МнениеЕВГЕНИЙ АНТОНИК менеджер автопарка DHL Express в России – Автомобили Volkswagen Crafter – цельнометаллические фургоны и шасси со спецкузовами – мы используем в основном на межскладских перевозках, эксплуатируя каждую машину в течение четырех лет, а затем заменяя новой. Таким образом, общее их количество в нашем парке поддерживается на уровне около пятидесяти единиц. Часть автомобилей – 2007 года выпуска, остальные – 2008-го. Модификации разные: полной массой от 3 до 5 тонн. Машины приходят от дилера уже оборудованные заказанными кузовами и нашей корпоративной раскраски. Двигатель предпочитаем только 109-сильный: для наших условий работы он оптимален. Выбор марки был продиктован двадцатилетним опытом эксплуатации коммерческой техники Volkswagen – на курьерской доставке грузов у нас занято еще около восьми сотен легких малотоннажников Caddy и Transporter. Специфика работы в DHL Express практически исключает перегрузы, и даже при заполнении фургона до потолка Crafter выбирает свою грузоподъемность только на 60-65%. Щадящие условия эксплуатации, обслуживание в сервисном центре официального дилера и относительно небольшие пробеги – максимум 70 тыс. км в год – предопределяют хорошее состояние наших машин. Серьезных технических проблем не возникает даже у экземпляров с пробегом 250 тыс. км – как правило, после достижения такого километража Crafter у нас идет на продажу. Нарекания вызывает только оборудование подъемного борта на спецкузовах. В мороз от –15о С и ниже гидравлика отказывает и выходит их строя – на многих машинах пришлось эти борта попросту демонтировать.Оригинальные тормозные колодки: передние 2E0 698 151B, задние 2E0 698 451независимых дилеров о якобы широком выборе двух-, пятилетних машин скрывается не что иное, как их предоплатная доставка из Европы.Смотри в обаСохранность кузова – первое, что надо проверить при осмотре машины перед покупкой. Особое внимание – на сварочные швы под уплотнителями. Они должны иметь первозданный заводской вид, а если налицо явно гаражная сварка – возможно, машина побывала в серьезной аварии, и целостность ее силового каркаса нарушена. Мелкие косметические дефекты или профессионально зашпаклеванные и закрашенные вмятины не помешают успешно зарабатывать деньги, но снизить цену на пару десятков тысяч рублей должны обязательно. Вымытый явно перед продажей двигатель – намек на то, что он «потеет» маслом. Не от износа64 РЕЙС ИЮНЬ 2011ли поршневой группы и повышения давления в картере? Crafter из провинции нередко «радует» разбитой подвеской. Просевшие сайлентблоки или стук в шаровых опорах (его слышно при езде по плохой дороге) – ерунда: продавец уступит вам 1000 евро, и вы приведете ходовую в порядок. А вот от экземпляра с порванными лонжеронами в удлиненном заднем свесе лучше совсем отказаться, пожурив при этом хозяина за то, что он не передвинул полуторатонный трансформатор от дверей в пределы базы и потом весело мчался с ним по разбитой грунтовке в деревню Гадюкино… Состояние КП определяем, перебрав все передачи на ходу – все должно работать мягко, четко и бесшумно. Причина заеданий может быть и легкоустранимой – например, заросли грязью тросы кулисы. Но предпочтительнее быть пессимистом и заявить продавцу, что коробкастоимостью 340 тысяч рублей уже «на подходе». Стук на холостом ходу и при трогании с места говорит о кончине демпфера двухмассового маховика – так бывает, когда владелец не внемлет совету заменить маховик вместе с изношенным диском сцепления и перекладывает эту обязанность на будущего покупателя. Приглушенный гул со стороны заднего моста, меняющий тональность в поворотах, свидетельствует о грядущей замене подшипника ступицы. Гораздо хуже (то есть дороже), если гул интенсивно нарастает уже при невысокой скорости независимо от работы рулем – тут уже светит переборка редуктора заднего моста, как минимум, для замены подшипника хвостовика. Подтверждение этому – блеск масла на горловине картера, ведь сальник выходит из строя первым.ФОТО АВТОРА И ФИРМЫ-ИЗГОТОВИТЕЛЯ