76
77
78
81
автобазаКОМПОНЕНТЫЗАЧЕТ АВТОМАТОМАвтоматические коробки передач ZF Ecomat фигурируют в списках оборудования практически всех крупных производителей автобусов. Поговорим об особенностях и правильной эксплуатации немецких агрегатовИстория создания автобусных автоматических коробок передач ZF уходит в далекие пятидесятые годы двадцатого века. В те времена немецкие инженеры столкнулись с необходимостью облегчить труд водителей городских автобусов и уменьшить простой техники, приходящей на замену узлов сцепления. Первые автомаТехнические характеристикиКол-во передач 5/6 5/6 5/6 5/6 5/6 5/6тические коробки, которые фирма ZF Friedrichshafen AG создала для автобусов, имели гидротрансформатор и всего две передачи. Однако идея оказалась настолько удачной, что получила дальнейшее развитие, и в 1979 году на свет появились первые серийные образцы ZF Ecomat, имеющие уже четыре передачи. В 1998 году появилось второе поко-Тип 5 HP 502 C/6 HP 502 C 5 HP 592 C/6 HP 592 C 5 HP 602 C/6 HP 602 C 5 HP 504 C/6 HP 504 C 5 HP 594 C/6 HP 594 C 5 HP 604 C/6 HP 604 CОбозначение ZF-Ecomat 2 ZF-Ecomat 2 ZF-Ecomat 2 ZF-Ecomat 4 ZF-Ecomat 4 ZF-Ecomat 4Макс. вход. крутящий момент, Н.м 1100 1250 1600 1100 1250 1700Передаточные числа 3.43 - 0.83; R 4.84/3.43 - 0.59; R 4.84 3.43 - 0.83; R 4.84/3.43 - 0.59; R 4.84 3.43 - 0.83; R 4.84/3.43 - 0.59; R 4.84 3.43 - 0.83; R 4.84/3.43 - 0.59; R 4.84 3.43 - 0.83; R 4.84/3.43 - 0.59; R 4.84 3.43 - 0.83; R 4.84/3.43 - 0.59; R 4.84ление коробок, названное Ecomat II. От предшественников агрегаты отличались полностью электронным управлением, наличием интерфейса и модификациями с 5-ю и 6-ю передачами. В 2005 компания выводит на рынок третье поколение – Ecomat IV, которое имело оптимизированную гидравлическую схему с минимальными гидравлическими потерями, что позволило не только снизить расход топлива, но и обеспечить более мягкое включение передач. Первые поставки коробок Ecomat были осуществлены в 1997 году в рамках тендера мирового банка. В общей сложности было поставлено около 1500 коробок передач в составе автобусов Mercedes-Benz. Новые поставки коробок передач Ecomat продолжились в 2007 году. Ситуация изменилась благодаря началу поставки в Москву современных низкопольных городских автобусов ЛиАЗ и «Волжанин», соответствующих экологическому стандарту Евро-3. На них устанавливаются автоматические коробки ZF. За четыре года интенсивной эксплуатации этой техники сервисный отдел компании «ZF Россия» накопил богатый опыт по ремонту и обслуживанию коробок передач семейства Ecomat.76РЕЙС ОКТЯБРЬ 2011 Следи за уровнемЛюбой агрегат требует периодического контроля технических жидкостей. Коробки Ecomat комплектуются мерным щупом, на который нанесены пять меток. Между двумя нижними должен находиться уровень масла при работающем двигателе и непрогретой трансмиссии. Чтобы не ошибиться на щупе, между данными метками написано 30 градусов Цельсия. Пара меток выше указывает уровень масла прогретой до 85°C коробки передач при работающем двигателе. Самая верхняя метка щупа соответствует уровню масла в АКПП при неработающем двигателе. Контроль уровня масла в трансмиссии лучше производить по меткам, соответствующим уровню маслав прогретой коробке передач, то есть по метке 85° C (для справки: один сантиметр длины щупа соответствует приблизительно одному литру объема масла в поддоне). Зная это, можно легко прикинуть необходимое количество масла для доливки. В крышке-горловине мерного щупа находятся вентиляционные отверстия сапуна. Дно крышки должно быть чистым. В противном случае сапун может оказаться забит. При этом в коробке образуется избыточное давление, проявляемое «потением» агрегата маслом. На машинах с большими пробегами встречается коррозия на мерных щупах, особенно на старых версиях АКПП, где крышка сделана из стали. Замена щупа от АКПП другой спецификации чревата неправильными данными об уровне масла (щупы коробок различаются длиной). То есть щуп должен быть от конкретной модели АКПП.Перечень смазочных материалов*Группы продукции Классы смазочных материалов для сервисной заправкиЗаливай рекомендованноеСвоевременная замена масла и масляного фильтра, использование качественных расходных материалов – залог надежной и бесперебойной работы коробок передач. Компания ZF выложила в свободный доступ списки допущенных к заливке масел на сайте www.zfrussia.ru в разделе «сервис». Для автоматических коробок передач необходимо открыть список TE-ML 14. Список поделен на 4 группы: A, B, C, E. Вни-Переключаемая под нагрузкой автоматическая коробка передач EcomatEcomat (температура масляного поддона до 100° C)  HP500, HP59 0, HP600 HP502C, HP552C, 14A/14B/14C/14E HP592C, HP602C, масло для автоматических HP504C, HP554C, коробок передач (ATF) HP594C, HP604C ZF-Ecofluid A PLUS(14E)  Ecomat HL (температура масляного поддона до 100° C)  HP900, HP902 Ecomat (температура масляного поддона до 105°C)  HP502C, HP552C, 14E HP592C, HP602C, особо рекомендуется HP504C, HP554C, ZF-Ecofluid A PLUS (14E)  HP594C, HP604C Ecomat HL (температура масляного поддона до 105° C)  HP900, HP902 Синтетические масла ATF ZF-Ecofluid A PLUS были разработаны специально для применения в переключаемых под нагрузкой автоматических коробках передач грузовиков. Комбинация синтетического базового масла на основе полиальфаолефина со специально сбалансированным набором присадок  обеспечивает превосходную устойчивость к окислению, высокое постоянство коэффициента трения и высококачественную защиту всех компонентов коробок передач. Вследствие их ровной вязкостнотемпературной характеристики масла особо пригодны также для применения в холодных или горячих климатических зонах. Коробки передач с температурами масляного  поддона до 100° C Коробки передач Ecomat 2 plus и Ecomat 4 с температурами масляного поддона выше 100° C могут эксплуатироваться только с маслами класса смазочных  материалов 14E. В предельных случаях или если нет ясности о рабочей температуре коробки передач, всегда необходимо использовать масло по 14E . Добавки любого вида, которые добавляются к маслу потом, меняют масло непредсказуемым образом  и поэтому недопустимы. ZF не несет ответственности за любой ущерб, вытекающий вследствие применения таких добавок. Автоматические коробки передач, переключаемые под нагрузкой, типа Ecomat для автобусов, * грузовых автомобилей и автомобилей специального назначенияКРАТКИЙ СПРАВОЧНИКРекомендации по обслуживанию и признаки типовых неисправностей АКПП №1 На любом автомобиле с ГМП существует блокировка включения передачи/режима Drive до тех пор, пока не нажата педаль тормоза. Если блокировка не работает, то скорее всего неисправен датчик, контакт которого должен быть замкнут при нажатой педали тормоза. В зависимости от произво-дителя транспортного средства расположение датчика на разрешение включения передачи различается. На грузовиках и автобусах датчик чаще всего представляет собой простой пневмовыключатель, который установлен в пневматической магистрали после педали тормоза. №2 При проведении сварочных работ необходимо отсоединять блок управления АКПП от электропроводки автобуса. Этопозволит исключить его повреждение индуктивными токами, которые возникают в замкнутых цепях при использовании электросварки. №3 Достаточно частой неисправностью является отсутствие питания на блоке управления АКПП. Ее верный признак: коробка передач не работает. С помощью диагностики ZF TestmanPro вычислить данную проблему элементарно: вы просто не сможете подключиться к системе.№4 Если не работает гидрозамедлитель АКПП, то прежде всего необходимо проверить исправность педали тормоза и целостность электропроводки, по которой идет сигнал на блок управления коробкой. Помните, что гидрозамедлитель включается при любом нажатии на педаль тормоза и действует вплоть до полной остановки автобуса. Разумеется, если конструктивно не предусмотрена иная схема включения. Причиной «отказа» гидрозамедлителя может статьи нажатая педаль газа. Все эти неисправности проще всего диагностировать с помощью системы TestManPro, проанализировав входящие сигналы в блок управления АКПП. №5 На любой современной машине можно встретить мультиплексную проводку – на автобусах она называется CAN-шина. Она соединяет блок управления двигателем, коробки передач, системой ABS и другими, если они имеются. Это провода, подключенныеОКТЯБРЬ 2011РЕЙС77 автобазаДля автобусов Классы смазочных материалов 14A 14BКОМПОНЕНТЫЗамена масла и фильтровИнтервалы замены масла и фильтров, км/лет 30 000 км/1 раз в год 60 000 км/1 раз каждые 2 года 120 000 км/1 раз каждые 2 14C года 150 000 км/1 раз каждые 3 14E года Для грузовиков, строительных машин и автомобилей специального назначения Нормальные условия эксплуатации  Классы смазочных Интервалы замены материалов масла и фильтров, ч/лет 14A 400 ч/1 раз в год 14B 750 ч/1 раз в год 14C 1500 ч/1 раз в год 14E 2000 ч/1 раз каждые 2 года Тяжелые условия эксплуатации  Классы смазочных Интервалы замены материалов масла и фильтров, ч/лет 14A 300 ч/1 раз в год 14B 500 ч/1 раз в год 14C 1000 ч/1 раз в год 14E 1500 ч/1 раз в год пожарные автомобили, строительные машины  и самосвалы с высокой долей участков дороги автомобили для вывоза мусора, транспортные средства с высокой долей внедорожного  использования (незначительная доля участков дорог, частое переключение передач) Замена масла и фильтра необходима в зависимости от того, что наступает первым. Используйте только оригинальный патрон фильтра ZF, номер для заказа ZF 4139 298 936.120 000 километрами или двумя годами. В пределах одной группы масел допустимо их смешивание без потери пробега (интервала замены). В случаях добавления масел из меньшей группы замену масла следует производить по пробегу меньшей группы, то есть сокращать интервал. При каждой замене масла необходимо менять масляный фильтр. Экономить на этом бессмысленно, так как стоимость фильтра несоизмерима с потерями, к которым может привести, например, его разрушение от старости (приводит к засорению масляных магистралей и дальнейшему отказу). На некоторых моделях автобусов в связи с сильной теплонагруженностью АКПП ZF допускает использование масел только из группы E, что указано в инструкции по эксплуатации данного транспортного средства. Использование масел меньших групп в данном случае может привести к повреждению АКПП.робка работает с перегревом, а ее ресурс падает. Предельная температура масел группы Е в поддоне коробки составляет 105° C. При достижении данного порога на панели приборов загорается лампа перегрева АКПП (если она предусмотрена заводомпроизводителем ТС). Предельная температура работы масел групп А, В, С составляет не более 100° C. Причиной перегрева коробки чаще всего является неисправность системы охлаждения ТС.Проводи диагностикуСистема коробок передач ZF Ecomat имеет систему диагностики TestManPro, в которую входит специальная программа, адаптер и соединяющие кабели. Разумеется, необходим переносной компьютер. С помощью диагностики можно с легкостью найти повреждение электропроводки, отсутствие питания на каком-либо выводе и проанализировать входные данные в ЭБУ, влияющие на корректную работу АКПП. Для профилактики случайных отказов мы рекомендуем периодически, например, при каждом проведении регламентного технического обслуживания, проводить диагностику коробки передач.Павел Круглов, сервис-инженер ООО «ЦФ-Руссия» Фото фирмы-изготовителяСледи за градусомАвтоматические коробки передач очень чувствительны к перегреву. При работе гидрозамедлителя масло разогревается до 140° C, после чего сразу, минуя масляный поддон, попадает в теплообменник, подключенный к системе охлаждения двигателя. Неисправная система охлаждения не обеспечивает требуемую эффективность отвода тепла, в результате ко-мательно прочитайте файл перед выбором марки масла, потому что каждая группа соответствует разной периодичности замены. От заводаизготовителя коробки передач приходят уже заправленными маслом ZF Ecofluid A Plus. ZF ограничивает пробег до замены масла в тяжелых российских условиях эксплуатациик каждому из блоков по специальной схеме – по ним двигатель и коробка передач обмениваются пакетами данных, АКПП получает сигналы о нажатии на педаль акселератора, поступают данные об оборотах двигателя и т. д. Если происходит обрыв или короткое замыкание CANшины, коробка передач теряет необходимую информацию о двигателе и переходит в аварийный режим. В нем не обеспечивается плавное (!) – переключение передач, не работает гидрозамедлитель и активны только первые четыре передачи.Также невозможна блокировка гидротрансформатора. Для диагностики CAN-шины требуется консультация инженера завода-производителя транспортного средства, так как на различных моделях автобусов CAN-шины проложены по-разному. №6 Иногда на автобусах с большими пробегами теряется плавность переключения передач. Причин этому может быть множество, но наиболее распространенная – падение реальной мощности двигателя. При этомблок управления АКПП получает по CAN-шине ошибочную информацию о развиваемом ДВС крутящем моменте и использует неверные данные для расчета точки переключения передач. Удостовериться в правильности диагноза можно, проведя так называемый стоптест: в режиме Drive и при полном нажатии на обе педали мотор должен выйти на обороты максимальной мощности приблизительно за шесть секунд. №7 При определенных режимах работы гидрозамед-лителя коробок передач ZF Ecomat в его полость из емкости (гидроаккумулятора) дополнительно впрыскивается масло. Происходит это за счет подачи воздуха в емкость из пневматической системы автобуса. Управляет процессом специальный электромагнитный клапан. Именно он в первую очередь требует проверки при обнаружении недостаточной эффективности работы гидрозамедлителя. Если же система работает исправно, но эффективность гидрозамедлителя снизилась, значит, это связано с перегревом АКПП.№8 Довольно часто встречаются случаи с размораживанием системы охлаждения АКПП в зимнее время года. Вызвано это применением в системе воды, некачественной или не соответствующей климатическим условиям охлаждающей жидкости. Такая «жидкость» замерзает в системе охлаждения и может повредить теплообменник коробки передач, что приведет к попаданию охлаждающей жидкости в масло АКПП и дальнейшему ее отказу.78РЕЙС ОКТЯБРЬ 2011 КМУ ИВАНОВСКОЙ МАРКИКРАН-МАНИПУЛЯТОР КM-80-2 ОБНОВЛЕННАЯ СЕРИЯ TZA-WAITZINGERАВТОБЕТОНОНАСОСОВЛЕГКИЙ НА ПОДЪЕМАВТОЭВАКУАТОР НА ШАССИ АВТОМОБИЛЬ HYUNDAI HD 78 IVECO DAILY 65C15HИТАЛЬЯНСКОГО ГРУЗОВИКА С СЕМИМЕСТНОЙ КАБИНОЙ ИКАМАЗ-43253НА ШАССИ ДВУХОСНОГОCПЕЦТЕХНИКАЖКЕ ПОД 3 ПИС КУП НОЙ ОН НА О БЛО8284КМУ AMCO VEBA8394longking88 АВТОПОГРУЗЧИК