34
35
36
38
39
автомобилиПРЕМЬЕРАСУПЕРМЕН ИЗ ТУРИНАВ октябре 2011 года компания IVECO представила новое поколение легких коммерческих грузовиков – Dailyа последние десять лет европейские производители заметно преобразили свои модели сегмента LCV. Из неказистых развозных грузовичков угловатого дизайна их превратили в машины, способные по внешней привлекательности, эргономике и насыщенности различными электронными помощниками заткнуть за пояс многих представителей легкового царства. Такое соревнование с младшим сегментом, естественно, сказывается на стоимости транспорта LCV – она растет как на дрожжах с каждой новой «примочкой». Ведь на разработку инновацийРЕЙС НОЯБРЬ 2011З34в области безопасности и подгонку двигателей под все более жесткие экологические требования производители тратят миллионы, экономя при этом на запасе прочности легких коммерческих машин – все чаще проектируя грузовики с несущим кузовом вместо рам. Ориентир, естественно, прежде всего на европейский рынок, где трудовой стаж фургона (по отличным дорогам и без перегрузов) редко превышает семь лет. Завидному темпу обновления парка тамошних перевозчиков способствуют мизерные, в сравнении с отечественными, проценты по лизингу и кредитам. Даи «ихние» тарифы на перевозки нашим транспортным компаниям и не снились. Малорадостную картину с хлипкой техникой чуть скрашивает тот факт, что остаются еще в Европе производители, придерживающиеся классической, более приемлемой для отечественных транспортников рамной конструкции грузовиков. Представителем этой немногочисленной группы «консерваторов» является IV ECO, продемонстрировавший в октябре этого года новую версию развозного грузовичка Daily. Полная масса его самой вместительной версииПроверить маршрутный лист и накладные можно на откидном столике IVECO DAILYМнениеМАУРО ВЕЛЬЯ старший вице-президент Light&Medium, менеджер по маркетингу IVECO – Работа специалистов по дизайну и по целому ряду современных средств безопасности была очень интенсивной. Перед тем как приступить к работе, опросили своих клиентов, что они хотели бы изменить в машине. Как результат – в кабине улучшили эргономику и комфорт пассажиров, новый грузовик, как и прежде, способен удовлетворить наиболее требовательных клиентов. Гамма включает более 7000 различных вариантов. Для рекламной компании на международных рынках нам нужна была сильная и оригинальная идея,Приборная панель Daily стала интереснее, применили более качественный пластик, установили климат-контрольспособная выразить преимущества Daily, что-то «супер», если сказать одним словом. Потому мы остановились на знаменитом на весь мир герое комиксов.Комбинация приборов легко читаема, а ее подсветка не раздражает глазТакой дисплей будет только на электрических версиях DailyВ электромобилях рычаг коробки передач – лишь формальностьдостигает 7 тонн (завидный для конкурентов показатель). В России хорошо знают модели Daily предыдущего поколения: микроавтобусы на базе цельнометаллических фургонов производила российско-итальянская промышленная группа «Самотлор – НН». Грузовики, получавшие вторую жизнь в качестве пассажирских машин, потом расходились по ПАТП нашей необъятной родины. И если бы не кризис, кто знает, может, этот перспективный проект мог бы перерасти в строительство завода IVECO в Нижнем Новгороде.С обновленной кабинойГрузовики Daily выпускают более 30 лет, и за это время их продано в общей сложности более двух миллионов. Столь высокая востребованность модели позволяет производителю вовремя ее обновлять, идя в ногу со временем. В качестве логотипа нового Daily был выбран значок супермена, знакомый по комиксам и голливудским фильмам. По словам представителей IVECO, только супермен в полной мере отражает все характеристики машины – мощность, безопасность, комфорт и защиту окружающей среды. Именно эти качества, но уже в реальной жизни сделали Daily известным во всем мире. И лишь сохранив все вышеперечисленное, можно рассчитывать на успех. Видимо, поэтому нынешние новшества не столько внешние, сколько касаются начинки и направлены на повышение активной и пассивной безопасности автомобиля, а также на соответствие двигателей более высокому экологическому стандарту. Небольшие изменения экстерьера кос-Кресло водителя с большим числом индивидуальных настроекнулись в большей степени передней части, ведь дизайнерской группе была дана команда сохранить характерные черты модели. Daily остался узнаваемым, но, на мой взгляд, он внешне чем-то стал напоминать пиранью в костюме супермена – из-за радиаторной решетки, которая имеет вид слегка приоткрытого зубастого рыбьего рта. Однако большая площадь улучшила эффективность системы охлаждения двигателя и теплообменника турбонагнетателя, ведь объем подаваемого воздуха возрос на 18%. По этой же причине изменили и передний бампер. Несомненно, в Италии, Франции, а тем более в жаркой Испании такой бампер и радиаторная решетка будут весьма кстати. В России же подобным улучшениям вряд ли обрадуются, ведь современный дизель даже при небольших морозах греется с трудом. Дополнительный воздушный поток ситуацию с прогревом, естественно, не улучшит. На зиму водителям придется закрывать эти решетки картонкой или шить стеганный утеплитель.НОЯБРЬ 2011 РЕЙС 35 автомобилиПРЕМЬЕРАВ компании IVECO приумножили количество версий нового развозного коммерческого грузовичка Daily, что делает его еще более привлекательнымПолная масса фургона в самой вместительной версии достигает 7 тоннРессоры – один из вариантов исполнения задней подвескиОт излишних кренов кузов удерживает стабилизатор поперечной устойчивостиЕсть версии Daily с задней подвеской на пневмобаллонахЧто действительно придется по вкусу водителям во всех климатических зонах, так это ступенька в бампере для легкого доступа к лобовому стеклу, более эффективная шумоизоляция двигателя, а также встроенные в фары ходовые огни (DRL) на светодиодах, автоматически включаемые в дневное время. Они потребляют меньше энергии в сравнении с лампами ближнего света, что позволит уменьшить нагрузку на генератор. Появились и передние противотуманные фары, встраиваемые в бампер, с функцией освещения поворотов. Вещь очень нужная, не поспоришь, только здесь есть одно «но»: эти осветительныеТолстенные жгуты проводов выдают Iveco Daily-электромобиль36 РЕЙС НОЯБРЬ 2011приборы идут в комплекте с ESP. То есть с недешевой системой курсовой устойчивости. Чтобы попасть в кабину, не придется ковырять ключом в замочной скважине: у Daily есть центральный замок, который, однако, не входит в стандартную комплектацию. Брелок с множеством комбинаций разблокирует замки или всех дверей одновременно, или поочередно кабины и кузова. Для обеспечения безопасности автомобиля и груза код сигнала, посылаемый брелоком на блок управления дверьми, меняется при каждом новом нажатии. Повтор возможен лишь после 10-ти тысяч нажатий. Для удобного входа и выхода двери кабины открываются на угол в 64 град. с промежуточной фиксацией на 40 градусах. Внутри все направлено на облегчение труда водителя: кресло сдвинули на 10 мм назад, теперь его можно регулировать в большем диапазоне. Менять положение рулевой колонки возможно лишь в одном направлении – по вылету, ее ход составляет 45 мм. Изменили конструкцию педального узла, а привод переключения передач немного развернули, что дало дополнительное про-странство для ног водителя. Изменения в интерьере включают и приборную панель нового дизайна с применением более качественных материалов. А на смену схеме ручного регулирования заслонками печки пришла система климат-контроля.Новое семействоСемейство дизельных двигателей теперь соответствует экологическому стандарту Евро-5. В линейке моторов объемом 2,3 литра три варианта настройки мощности: 106, 126 и 146 лошадиных сил. Полки моментов дизелей 220, 270 и 320 Н.м соответственно. Эти моторы оснащены системой Multijet 2+, современной модификацией Common Rail. Форсунки для снижения расхода топлива и уменьшения вредных выбросов порционно впрыскивают топливо в камеру сгорания под давлением 1600 бар. На 146-сильной версии установлена турбина с изменяемой геометрией. Есть двигатели объемом 3 литра, их мощность 140 и 170 лошадиных сил, а момент 310 и 400 Н.м соответственно. Появился и совсем новый вариант дизеля автомобилиПРЕМЬЕРАОбшивка «юбки» из пластика позволит подольше сохранить первозданный внешний вид коммерческого грузовикаС тремя батареями «электрический» Daily развивает скорость 70км/ч, с двумя – всего лишь 50 км/чТорсионная подвеска легче и компактнее рессорной. А еще – регулируетсяЧасть оборудования электромобилей Daily прикреплено к рамеВсе дизельные двигатели теперь соответствуют стандарту Евро-5трехлитрового объема, мощностью 205 сил. Изюминка мотора – двухступенчатый турбонаддув, который и обеспечивает такой рост характеристик. Для тех перевозчиков, кому Евро-5 покажется мало, IVECO предлагает варианты двигателей, соответствующих стандарту EEV, – это два 3-литровых турбодизеля мощностью 140 и 170 л. с., а также 3-литровый 140-сильный вариант, работающий на природном газе и бензине. Бесспорным достоинством всех двигателей является то, что они не требуют применения мочевины – снабжены обновленной системой рециркуляции отработавших газовЗадний мост электромобилей почти не отличается от версий с дизелями38 РЕЙС НОЯБРЬ 2011(EGR), предусматривающей охлаждение ОГ в жидкостном теплообменнике до подачи их в камеру сгорания. Более низкая температура горения позволяет снизить уровень выбросов окислов азота. Обновлены и устройства нейтрализации отработавших газов: предварительный каталитический нейтрализатор (установленный после турбины), основной нейтрализатор и сажевый фильтр, теперь входящий в стандартную комплектацию для всех дизелей. Улучшить экологическую обстановку и снизить расход топлива призвана система Start&Stop (выключает мотор при остановках на светофоре), вот только она появится на автомобиле лишь с 2012 года. Пару двигателям составят 5- или 6-ступенчатые механические КП производства ZF с более четким включением передач и меньшим, в сравнении с предыдущими агрегатами, весом. Будет и автоматизированная коробка Agile, доступная для большинства вариантов двигателей за исключением 205-сильных. Она призвана снизить утомляемость водителя частым переключением передач. Повлиять лучшим образом на безопасность должнаи электронная система курсовой устойчивости ESP 9-го поколения. Она, анализируя информацию, получаемую с акселерометров и гироскопов, способствует предотвращению потери управляемости, а также отдает необходимые команды исполнительным механизмам. В ESP включены: система ASR, предотвращающая пробуксовку ведущих колес; регулятор торможения двигателем (MSR); гидравлический усилитель тормозов (HBA) и усилитель тормозов только задней оси (HRB), повышающие давление в системе; устройство Hill Holder для предотвращения откатывания автомобиля при трогании на подъеме; устройство оценки загрузки автомобиля (LAC), определяющее распределение груза. В ESP включено три новшества: защита от раскачивания прицепа (TSM), распознающая его наличие и вносящая коррективы в работу системы стабилизации; а также важные программы контроля начала опрокидывания (RMI) и система, предотвращающая опрокидывание (ROM).Олег Прохоров Фото автора и фирмы-изготовителя MERCEDES ACTROS IVобнадежили, что через 70 километров, на стоянке, будет первая смена «драйверов», а еще через сотню – вторая. Кроме того, в арьергарде шло несколько «запасных» автопоездов без журналистов. Я без тени сожаления сел за руль тягача с самой «слабой» настройкой 13-литрового мотора 421 л. с. – по той причине, что это наверняка будет самая востребованная в России версия Actros IV. У каждого полуприцепа одинаковая загрузка – по 25 тонн балласта: на таком мероприятии порожняк недопустим. Примечательно, что немцы, проверив водительское удостоверение, выдали каждому журналисту карточку мерседесовской системы контроля над автомобилем FleetBoard. Потом, когда тест-драйв закончился, на основании полученных через спутник сведений организаторы рассказали каждому водителю об ошибках, допущенных им при управлении автопоездом, предоставили распечатку. В реальной жизни «разбор полетов» водителя будет проводить хозяин грузовика. Благодаря FleetBoard, он сможет постоянно быть в курсе всех событий, происходящих с автопоездом. Все же не понять, о чем думали немецкие дизайнеры, выбирая форму воздухозаборника бампера – даже на смайлах, и то уголки «губ» поднимают для обозначения улыбки. А ведь в пресс-релизах указывали именно на сдержанную улыбку, по всему видно – не удалось переплюнуть Мону Лизу… Но если не обращать внимания на невеселый «оскал», особенно когда подходишь к грузовику сбоку, он выглядит луприцепу, по всему было видно, что машина находится в опытной эксплуатации. Да и стоянки перед стартом обоих этапов тест-драйва были буквально забиты серебристыми тягачами в сцепке с новыми фурами и «тентами». В первый день по отношению к журналистам – потенциальным водителям запас автомобилей был практически троекратным. Такое изобилие случается крайне редко. Машину можно было выбрать практически любую, с двигателями различных настроек мощности, кабиной различной высоты крыши, ширины и интерьера. Однако самыми популярными стали Mercedes Actros с кабиной GigaSpase, и каждый норовил взять самую мощную 510-сильную версию. На всех желающих их не хватило, но инструкторыНОЯБРЬ 2011 РЕЙС 39Ключ – с «выкидным лезвием», в замке зажигания поворачивать не надоочень даже неплохо. Однако оставим для эстетов детальное обсуждение своеобразного фасада Mercedes Actros IV и игру солнечных зайчиков на изгибах лакированных панелей кабины. Забираться в кабину нового Actros не лучше и не хуже, чем в его предшественника. Чем выше уровень пола кабины, тем больше ступеней в лестнице – по-другому не получается даже у Mercedes. А вот усевшись за руль, сразу видишь отличия от третьего Actros. Панель приборов совершенно другая, сохранилась только концептуальная форма – «чаечкой». Материал – более мягкий, выглядит богато и, конечно же, не скри-