40
41
42
44
46
48
автомобилиПРИСТАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯДЗВЕЗДОЛЕТС40Три месяца назад в Брюсселе состоялась масштабная, хотя и статичная, презентация Mercedes Actros четвертого поколения. В сентябре прошла череда тест-драйвов нового грузовикатарт автопробега был дан в пригороде Мюнхена, а финишировали автопоезда в Ульме, это около 230 километров по автобанам и улицам небольших уютных и симпатичных немецких городков. Уже в самом маршруте тест-драйва был заложен определенный подтекст: Мюнхен – штаб-квартира землякаконкурента MAN, а в Ульме находится сборочное производство флагманаРЕЙС НОЯБРЬ 2011тест-драйв немцы не скупились – был еще и второй день, на автополигоне Mercedes-Benz недалеко от Штутгарта. Там, на трассе, закрытой для посторонних, можно было проверить управляемость нового тягача, сравнить его с Mercedes Actros третьего поколения.День первыйЕсли в конце июня на презентации Actros IV складывалось впечатление, что представленные три-четыре тягача являются единственными, изготовленными к дате, то поездка в Германию все расставила по своим местам. Один новый Actros редкого пока красного цвета и не такой глянцевый, как выставочные экземпляры, даже попался на улице Штутгарта. Его подпрягли к явно «пожилому» самосвальному по-IVECO – магистральных грузовиков Stralis. Явно присутствовало желание «подзудить» этих двух членов «большой семерки», хотя и так появление нового Mercedes Actros не осталось незамеченным в Европе. Кроме того, Actros IV практически безальтернативный претендент на титул Truck of the Year 2012, а показать его во всей красе негде: выставка RAI в Амстердаме в этом году не состоится. Потому на MERCEDES ACTROS IVобнадежили, что через 70 километров, на стоянке, будет первая смена «драйверов», а еще через сотню – вторая. Кроме того, в арьергарде шло несколько «запасных» автопоездов без журналистов. Я без тени сожаления сел за руль тягача с самой «слабой» настройкой 13-литрового мотора 421 л. с. – по той причине, что это наверняка будет самая востребованная в России версия Actros IV. У каждого полуприцепа одинаковая загрузка – по 25 тонн балласта: на таком мероприятии порожняк недопустим. Примечательно, что немцы, проверив водительское удостоверение, выдали каждому журналисту карточку мерседесовской системы контроля над автомобилем FleetBoard. Потом, когда тест-драйв закончился, на основании полученных через спутник сведений организаторы рассказали каждому водителю об ошибках, допущенных им при управлении автопоездом, предоставили распечатку. В реальной жизни «разбор полетов» водителя будет проводить хозяин грузовика. Благодаря FleetBoard, он сможет постоянно быть в курсе всех событий, происходящих с автопоездом. Все же не понять, о чем думали немецкие дизайнеры, выбирая форму воздухозаборника бампера – даже на смайлах, и то уголки «губ» поднимают для обозначения улыбки. А ведь в пресс-релизах указывали именно на сдержанную улыбку, по всему видно – не удалось переплюнуть Мону Лизу… Но если не обращать внимания на невеселый «оскал», особенно когда подходишь к грузовику сбоку, он выглядит луприцепу, по всему было видно, что машина находится в опытной эксплуатации. Да и стоянки перед стартом обоих этапов тест-драйва были буквально забиты серебристыми тягачами в сцепке с новыми фурами и «тентами». В первый день по отношению к журналистам – потенциальным водителям запас автомобилей был практически троекратным. Такое изобилие случается крайне редко. Машину можно было выбрать практически любую, с двигателями различных настроек мощности, кабиной различной высоты крыши, ширины и интерьера. Однако самыми популярными стали Mercedes Actros с кабиной GigaSpase, и каждый норовил взять самую мощную 510-сильную версию. На всех желающих их не хватило, но инструкторыНОЯБРЬ 2011 РЕЙС 41Ключ – с «выкидным лезвием», в замке зажигания поворачивать не надоочень даже неплохо. Однако оставим для эстетов детальное обсуждение своеобразного фасада Mercedes Actros IV и игру солнечных зайчиков на изгибах лакированных панелей кабины. Забираться в кабину нового Actros не лучше и не хуже, чем в его предшественника. Чем выше уровень пола кабины, тем больше ступеней в лестнице – по-другому не получается даже у Mercedes. А вот усевшись за руль, сразу видишь отличия от третьего Actros. Панель приборов совершенно другая, сохранилась только концептуальная форма – «чаечкой». Материал – более мягкий, выглядит богато и, конечно же, не скри- автомобилиПРИСТАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯДВпервые на флагманском Actros стоит рядная «шестерка», а не V8Кабину поднимает гидронасос с электроприводом. Пульт – под панельюУ Actros всегда были на редкость мощные гидроусилители руляНе все трубы оказываются «лишними» – часть нужна для системы EGRНовый Actros Евро-6: EGR, AdBlue и сажевый фильтрЭлектронные «мозги» для PowerShift научили соображать быстреепучий. Причем возможны различные декоративные накладки: под дерево, карбон и так далее. Комбинация приборов (в частности, дисплей) выросла в размере и получила более симпатичное оформление. Ключ замка зажигания складной (карманы не рвет), совсем иной по конструкции и принципу действия. Не надо вытаскивать с него «жало», прицеливаться – вставлять в замок и затем поворачивать. Необходимо просто вставить в ячейку на панели приборов. Со встроенного ЧИПа поступает сигнал на компьютер автомобиля, который распознает электронный код ключа, принимает его как допущенный к запуску двигателя. Подобный ключ используется на легковых Mercedes, но от грузовика другой марки не подобрать – похоже, Mercedes Actros и здесь в лидерах. Далее остается только нажать на кнопку Start/Stop и мотор запустится. Только перед запуском не надо забывать про обязательные манипуляции с цифровым тахографом – на это тоже уходит время. Говорят, сиденья на новом Mercedes Actros ста42 РЕЙС НОЯБРЬ 2011ли еще более удобными, но особой разницы в сравнении с третьим Actros не почувствовал, хотя на нем в 2008 году проехал от Воронежа до Анапы. На машинах подобного уровня кресла похожи, близки по комфорту, тем более что и делают их специализированные фирмы. Клавишу, управляющую пневмофиксатором рулевой колонки, теперь не надо искать на ее кожухе. Есть кнопка под панелью, над несуществующей педалью сцепления, нажал на нее ногой – отрегулировал руль – отпустил кнопку. Очень удобно. Почему нет педали сцепления? Потому что абсолютно все представленные автомобили были оснащены 12-ступенчатой автоматизированной механической коробкой передач PowerShift, теперь уже третьего поколения. Главные отличия от PowerShift II – увеличенное быстродействие электронных «мозгов» и всего механизма переключения передач. Кроме того, теперь на правом подлокотнике водительского сиденья нет «пирамидки» с рычажком, управляющим АКП. Подлокотник совершенносвободен от надстроек, такой же, как и левый, а управление коробкой выведено на правый рычаг подрулевого переключателя. Повернул «колечко» по оси рычага – выбрал режим (по умолчанию всегда устанавливается «Economy», на дисплее загорается буква «Е»). И можно трогаться, но надо не забыть снять автопоезд со стояночного тормоза… Здесь рычажок у пневмокрана очень изящен и так блестит хромом, что кажется, зимой приморозишь палец. В движении на ровном участке автомобиль порой тянется, не переключая 12 передачу вниз, на оборотах 850-900, но если нагрузка растет, то мгновенно переключается на ступень ниже. Интересно, что компания ZF уже разработала для тяжелых грузовиков автоматические коробки с двумя сцеплениями, типа фольксвагеновской коробки DSG, но пока еще ни на одну машину ее серийно не адаптировала. Честно говоря, именно такую АКП ожидал увидеть на Mercedes Actros IV, однако немцы пока так модернизируют PowerShift. автомобилиПРИСТАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯДПРОБЕГПробег проводился компанией Daimler на маршруте Роттердам – Штетин – Роттердам при участии агентства Dekra. В сравнительном тестдрайве участвовало три автопоезда полной массой 40тонн каждый. Применялись тягачи Mercedes Actros трех моделей: третьего поколения 1844 BlueTec в исполнении Евро-5 и два новых Actros 1845 BlueTec в исполнении Евро-5 и Евро-6. Суммарный пробег каждого тягача составилсвыше 10 000 км за семь 24-часовых смен. Средний про-Результаты сравнительного пробегаМодель Суммарный пробег, км Средняя скорость движения автопоезда, км/ч Расход топлива, л/100 км Экономия, % Actros III 1844 Actros IV 1845 Actros IV 1845 Евро-5 Евро-5 Евро-6 10 000 10 000 10 000 77,5 27,1 77,5 25,1 7,6 % 77,5 25,9 4,5 %бег в сутки составлял 1600 км: 800 км в дневную смену и столько же ночью. В каждом грузовике посменно работали два водителя. Пробег стартовал 26 июня 2011 года в Роттердаме и продолжался без остановок до 4 июля.Полностью изменена подвеска кабины: стойки стоят шире прежнегоМотор довольно высокий, но все равно «укрыт» кабиной, в которой ровный полMercedes Actros и дисковые тормоза не отделимы друг от другаНа особой «плите» смонтирован ГУР, кронштейны рессоры и кабиныРядная «шестерка» ОМ 471, конечно же, лучше уравновешена, чем V6 ОМ501 на Actros третьего поколения. Это чувствуется сразу, особенно на холостом ходу, хотя Mercedes никогда не трясло так, как МАЗ с ЯМЗ-236. Именно с ОМ 501, давно известным 12-литровым мотором, правильно будет сравнивать новый дизель. Причем по диапазону мощности он перекрывает V6: у того настройки мощности от 320 до 476 л. с., а у нового мотора – 421; 449; 476 и 510 лошадиных сил, момент 2100; 2200; 2300 и 2500 Н.м. То есть ОМ 471 немного залезает на «грядку» 16-литрового V8 ОМ 502, у которого минимальная настройка как раз равна 503 «лошадям». Можно возразить: ведь есть рядная «шестерка», 12-литровый дизель ОМ 457, который устанавливают на автобусы и часть грузовиков Mercedes Axor. Однако он несколько проигрывает и по мощности, и по моменту, у него диапазон от 354 л. с. /1850 Н.м. до 428 л. с./2100 Н.м. Все-таки дополнительный литр объема у ОМ 471 далеко не лишний, хотя нельзя сбрасывать со44 РЕЙС НОЯБРЬ 2011счетов и результативную работу турбокомпрессора. В движении новый мотор показался более шумным, чем двигатель Mercedes Actros третьего поколения, особенно при разгоне, хотя быть может некоторая нотка басовитого рычания и понравится кому-нибудь. Однако разговаривать в кабине этот шум не мешает. Кроме того, немцы особо отмечают, что предоставленные на тест автомобили – предсерийные, в которых еще возможны изменения. Скорее всего источник повышенного шума – воздушный фильтр, который теперь установлен под кабиной в заднем правом углу. Он компактный, сравнительно небольшого объема, возможно, как глушитель шума впуска он оказался недостаточно эффективен. А вот разгон новый Actros демонстрирует очень неплохой. Не особо топча педаль, мы выехали из города, скорость уже перевалила за 75 км/ч, и машина продолжала легко разгоняться. Инструктор явно не читал Н. В. Гоголя «...какой же русский не любит быстрой езды…» и не успел среагировать.На небольшой дороге, ведущей к автобану, стоит знак «80», но это ограничение для легковых автомобилей, грузовикам здесь положено ехать 60 км/ч, возможный плюс – только 5 км/ч. А на обочине нас уже поджидает полицейская машина… Разрулить ситуацию взялся инструктор. Из короткого разговора двух немцев я понял, что управляет Actros журналист-болгарин и больше он не будет превышать скорость. Понятно, что инструктор ошибся с национальностью, но чтобы избежать в Европе штрафа, можно представиться и гражданином Гондураса. Отпустили, даже не взглянув на документы… Именно в Европе после таких встреч с полицией понимаешь истинное назначение круиз-контроля. Всего то и дел – выставить скорость на 65 или на 85 км/ч и можно ехать, не опасаясь радаров. Кроме уже привычного на грузовиках круиз-контроля, или темпомата (есть еще несколько названий этого устройства), Mercedes Actros IV оснащен и системой, способной дер- автомобилиПРИСТАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯДНа промежуточных остановках автопоезда выстраивали чуть ли не «по нитке». При почти одинаковом комфорте Actros с узкой кабиной будет экономичнееУ широкой и узкой кабин разница – в «углах» и высоте решетки радиатораНовый Actros проходит «змейку» явно лучше, чем его предшественникСпециально сделали ухабистую дорогу. Не проще было приехать в Россию?Почему-то подвеска кабины была только на пружинных стойкахжать заданную дистанцию до впереди идущего автомобиля. Ее еще называют «адаптивным круиз-контролем». Надо установить желаемое расстояние, и если оно станет сокращаться, то сначала включится моторный тормоз, потом трансмиссионный «водяной» замедлитель Voith, а если и этого будет недостаточно – рабочая тормозная система. Тормозить будет – на грани юза (есть ABS и ESP), если надо – до полной остановки. Без слаженного взаимодействия электроники и пневмопривода тормозов такого результата не добиться. Естественно, на всех осях автопоезда установлены современные дисковые тормозные механизмы. На одном из тестируемых Actros навигатор совершенно неожиданно заговорил по-русски. В сочетании с активированными устройствами контроля скорости и дистанции, когда все управление автопоездом сводится только к «рулежке», был момент: с «удивлением» заметил, что тягач все же сам не сбрасывает «газ» и не притормаживает, подъезжая к намеченному повороту. Так что для очередного шага, приближающего Mercedes Actros к межгалак46 РЕЙС НОЯБРЬ 2011тическим грузовым звездолетам, немцам остается только увязать действие этих систем еще одним устройством с искусственным интеллектом. На узких европейских дорогах совершенно не лишняя и система контроля за полосой движения. На панели приборов Mercedes Actros IV, у лобового стекла, установлена камера, следящая за разметкой. Стоит выйти из разрешенного коридора, как из динамика правой или левой двери раздается предупреждающий треск. Немного «напуганный» им, чуть крутишь руль в противоположную сторону, и конценсус, между габаритами автомобиля и дорогой, восстанавливается. Немцы умудрились найти небольшой участок пути со свежеуложенным асфальтом, явно более узким, чем обычно. Шириной, примерно в 2,8-2,9 метра, то есть по сторонам остается где-то по 15-25 сантиметров. Без этой системы контроля, с непривычки, не особо комфортно разъезжаться со встречным грузовиком или трактором. Однако, на следующий день, на одном из спусков в Швабских Альпах, инструктор показал место, где недавно, какой-то журналист, неудержал таки «суперумный» грузовик, и пробив ограждение скинул автопоезд под уклон. Тем самым, напомнив всем нам насколько важно водителю чувствовать поведение машины. Для демонстрации своих достижений в оптимизации взаимодействия вечной тройки: водитель-автомобиль-дорога, немцы на следующий день отвезли нас на автополигон в Мюнзингене.День второйНе секрет, что чем мягче шины, подвеска, подвеска кабины (у грузовика) и подвеска водительского сидения, тем более невнятным становится управление автомобилем. Не зря говорят, что машину чувствуешь «пятой точкой». К примеру, на чемпионских «дакаровских» грузовиках команды «КАМАЗМастер», ради улучшения управляемости, вообще убирали подвеску кабины и сиденья. У Mercedes-Benz собственные ориентиры в автоспорте: его грузовики традиционно участвуют в гонках европейского чемпионата по трак-рейсингу. Там, конечно же, нет тех эффектных прыжков, как на ралли-рейдах, но автомобилиПРИСТАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯДНа любом Mercedes всегда максимально комфортабельные креслаНовый дисплей комбинации приборов пока «по-русски не разумеет». Интерьер может быть украшен различными наладками. Здесь отделка под орехМатрацы ортопедические, латексные, с семью зонами различной жесткостиХолодильник – обязателен! Без него дальнобойщику нет никакой жизниНавигаторная «тетка» постоянно обманывала: поворот путала с разворотомуправляемость тоже нужна отменная. Однако для массового производства, да еще флагманского тягача, годятся не все спортивные рецепты. Приходится искать компромисс между комфортом и «остротой» в управляемости. Специалисты Daimler, создавая Mercedes Actros IV, уделяли не меньше внимания ходовой, подвеске и рулевому управлению, чем двигателю или кабине. Еще на седельных тягачах Actros третьего поколения, с пневмоподвеской, для улучшения управляемости на разбитых дорогах с выраженной колейностью изменили кинематику сошки и поворотного рычага левой цапфы. На новом Mercedes Actros еще серьезнее модернизировали переднюю подвеску, а дополнительно – изменили рычаги на заднем мосту. Кроме того, новое шасси получило более широкую раму – почти на 100 мм, в двух вариантах высоты, соответственно, «лестница» стала более жесткой на кручение. Но еще одно важное новшество удалось обнаружить только во время этого тест-драйва, когда подняли кабину. Оказалось, что инженеры Daimler объединили в один узел, в одну отливку сразу несколько48 РЕЙС НОЯБРЬ 2011кронштейнов: передний кронштейн передней рессоры, крепления передних опор кабины, а также установили на нем рулевой механизм. В результате свели к минимуму перемещения этих узлов, влияющих на управляемость (помните, как на ЗИЛ-130 ставили резьбовую стяжку на раму?). Машина действительно стала рулится острее: на один и тот же маршрут по полигону, с переставкой-слаломом и выполнением нескольких поворотов в коридоре разметочных конусов, сначала выходил Mercedes Actros третьего поколения, а потом уже четвертого. Скорость была одинакова, и разница сразу же чувствовалась: с «головой» Actros IV полуприцеп гораздо меньше «мёл хвостом». Говорить, что такой кронштейн изобрели немцы, не совсем справедливо. Что-то подобное установлено на модернизированных турецких Ford Cargo, схожий кронштейн применяет на своих новых грузовиках МАЗ, но заслуга немцев в том, что они получили с этой идеи максимальный результат. Еще один тест для сравнения управляемости Actros двух поколений: езда по участку дороги с явно выраженны-ми «волнами». То, что для российских дорожников – совершенно нормальное, естественное явление, немецким дорожным мастерам пришлось тщательно имитировать. Даже с высокой кабиной сразу чувствовалось, что амплитуда колебаний на новом Actros существенно меньше. Здесь сказывалось действие модернизированной подвески кабины. Это, с одной стороны, позволяет водителю лучше чувствовать автомобиль, с другой – уменьшить износ сайлентблоков, амортизаторов, которые отвечают за кабину. Два дня за рулем Mercedes Actros IV позволили убедиться, что специалистам Daimler в очередной раз удалось создать гармоничный автомобиль, со сбалансированным взаимодействием двигателя, трансмиссии, электронных систем, ходовой части. Однако российским перевозчикам, желающим приобрести эти тягачи, пока не стоит занимать очередь за ними: в ближайшие пару лет поставки нового Actros в Россию не планируются.Николай Мордовцев Фото автора и фирмы-изготовителя