36
37
38
39
40
41
АВТОМОБИЛИПРЕМЬЕРАС МЕСТАВ КАРЬЕР36 РЕЙС ЯНВАРЬ 2012Более двадцати вариантов специальной и строительной техники, созданной на шасси Scania серий P и G, было представлено на испанском полигоне Can Padro. Машины отличались не только новыми элементами дизайна кабин, но и, что более интересно, обновленными агрегатами силовой линии SCANIAВстречают, как водится, по одежке. Учитывая это, дизайнеры Scania внесли во внешность кабин спецмашин несколько выразительных штрихов. Так, грузовики серии Р получили решетку радиатора с увеличенными отверстиями (как и у машин серии G), что не только улучшает аэродинамику кабины, но и позволяет повысить эффективность обдува радиатора системы охлаждения. Это важно, так как дизели строительных машин часто работают на пределе своих возможностей. Изменилась и конструкция переднего бампера, который для лучшей защиты кабины и более эффективного поглощения энергии ударов выступает вперед на 135 мм, что на 80 больше, чем в предыдущей конструкции. При этом угол въезда изменился незначительно и составляет 25 градусов. Палец буксирного устройства бампера теперь рассчитан на тяговое усилие 35 тонн, что на десять тонн больше стандартного. Такое усовершенствование позволяет при необходимости отбуксировать грузовик к месту ремонта без его раз-2012 ЯНВАРЬРЕЙС37 АВТОМОБИЛИПРЕМЬЕРАЧтобы забраться на бампер, необходимо откинуть ступенькуНа таких подножках грязь не задерживается, а проваливаетсяСтупенька сверху бампера имеет рифленое покрытие – нога не соскользнетгрузки. Под буксирным устройством водитель найдет откидную ступеньку, встав на которую, легко заберется на накрытую специальным ребристым покрытием площадку бампера и очистит от грязи и льда даже верхние углы лобового стекла. Как и подобает строительной технике, фары и указатели поворотов спрятаны от летящих камней за стальными решетками. Кроме того, благодаря новому бамперу они как бы утоплены в кабину. Все это снижает риск повреждения светотехники. Спору нет, эти детали важны, но самое важное скрыто от глаз. А именно новая, «заточенная» специально под условия бездорожья система управления короб-кой передач Scania Opticruise и ретардер R4100, модернизированный с учетом специфики работы строительной техники. Возможно, чтобы подчеркнуть достоинства именно этих новшеств, фирма пригнала на испытательный полигон Can Padro, что расположен близ Барселоны (Испания), машины с тремя типами трансмиссий – хорошо знакомыми российским перевозчикам механическими коробками, набирающими популярность среди строителей автоматами Allison и, разумеется, машины с механическими коробками, управляемыми системой Opticruise. А чтобы оценка была объективной, машины были загружены балластом. Как-никак действие разворачивалось в самом настоящем карьере…Управляемая системой Opticruse коробка передач ничем не отличается от той, что управляется вручную непосредственно водителем. При необходимости ремонта «новым» железом механиков не испугать.В ручном режимеС механической коробкой все понятно: какую включить передачу, решает водитель, опираясь на загрузку автомобиля, дорожную обстановку и опыт. Именно в его отсутствии у водителякроется главный «недостаток» механических коробок. Грамотно выбирать нужную передачу в КПП, не допуская работы дизеля на повышенных оборотах, – искусство. Малоопытный шофер, трогаясь на груженой машине, может запросто сжечь сцепление. Учитывая это, шведы оснащают свои самосвалы специальной системой, которая, как бы ни «топтал» водитель педаль газа, ограничивает обороты дизеля при трогании с места 800 об/ мин. Однако при трогании в тяжелых условиях, например, на мягких грунтах (песок и глина) работающий на 800 об/мин дизель не развивает крутящего момента, необходимого для начала движения. И в этом случае на помощь приходит электроника. Только теперь она выводит мотор на обороты, соответствующие максимальному крутящему моменту. Моментная планка внешней скоростной характеристики современного дизеля практически горизонтальная и начинается примерно от 1000 об/мин. Разумеется, разработанная инженерами38РЕЙС ЯНВАРЬ2012 SCANIAИнженеры компании Scania в качестве привода управления коробкой передач выбрали электрогидравлический. Он срабатывает быстрее пневматического, что очень важно для техники, работающей в тяжелых условиях.Новое буксировочное устройство рассчитано на усилие 35 тоннНижняя ступенька – на гибкой подвеске. Такую сломать невозможноФары не просто утоплены благодаря новому бамперу, но и зарешеченыГрафик зависимости мощности ретардера от оборотовScania система помощи при трудном старте опять-таки отстраняет водителя от управления двигателем и кратковременно раскручивает мотор до оборотов примерно 1100 мин-1. Как только машина тронется с места, система отключается. Словом, говорить о том, что установленная на самосвал механическая коробка есть сама простота, уже нельзя, но то, что управлять ей должен опытный водитель, это факт.АвтоматикаСев за руль машины, оборудованной автоматической коробкой с ГМП (компания Scania монтирует на свои машины агрегаты фирмы Allison Transmission), понимаешь: с этой техникой легко справится даже новичок. Сцепление сжечь невозможно. Вместо него гидромеханическая передача. Нужную передачу в коробке включает автоматика. При этом разрыва крутящего момента нет, а значит, груженая машина будет уверенно двигаться даже по зыб2012 ЯНВАРЬ РЕЙС 39 АВТОМОБИЛИПРЕМЬЕРАСамосвальная сцепка в составе седельного тягача Scania P400LA 6x2/4MNA c четырехсотсильным дизелем DC 1305 (Евро-5) и полуприцепа SchmitzЧетырехосный самосвал Scania G400 CB8X8HHZ с дизелем DC 13 113Самосвал Scania G400 CB 8X4 MHZ c дизелем DC 13 05 (Евро-5)Самосвал Scania P420 CB 8X4 EHZ c дизелем DC 12 15 (Евро-5)Самосвальный автопоезд с тягачом Scania R 730 LB6X4HNBким грунтам и песку. Казалось бы, вот он, идеальный вариант для спецмашины. Но автоматическая трансмиссия увеличивает расход топлива. Правда, не намного. Все зависит от условий движения. Небольшой совет. Сажая неопытного водителя за руль оборудованного автоматом самосвала, напутствуйте его словами: «Если на подъеме в горку при включенных блокировках межколесного или межосевого дифференциалов колеса начали «шлифовать», необходимо для достижения максимального сцепления резины с дорогой сбросить газ, а не давить педаль в пол».Начало пробуксовки очень хорошо чувствуется по вибрации на корпусе автомобиля. Даже в зеркала смотреть не нужно. Минусом «автомата» помимо более высокого расхода топлива, по сравнению с механической коробкой, является довольно высокая цена, которую за него придется выложить.СамообучениеМеханическая коробка передач с системой управления Scania Opticruise сочетает в себе простоту и экономичность классической механики с удобством «автомата». Однако у данной трансмиссии есть ряд особенностей. Первая. Opticruise является системой, самообучающейся в процессе работы автомобиля. Что это значит? В течение первой недели работы машины при тяжелом старте, трогании в горку система может ошибиться с выбором нужной передачи. Дело в том, что самосвал идет к месту погрузки порожняком, а от экскаватора стартует груженым. Причем вероятность ошибочного выбора пере-Если про первую версию Opticruse, ориентированную на магистральные перевозки, говорили, что она выбирает передачи практически как опытный водитель, обеспечивая заметную экономию топлива, то про вторую версию уже говорят, что никакой опытный водитель не сделает меньший расход топлива, чем Opticruse.дачи не зависит от мощности дизеля. Так, пустой самосвал с 730-сильным мотором может стартовать с «крабового хода», когда для этого может использоваться более высокая передача. Исправить положение может водитель, который имеет возможность вмешиваться в алгоритм работы трансмиссии и вручную включать ту или иную передачу. Примечательно, что для правильного «обучения» коробки сажать за руль опытного шофера не нужно. Вторая особенность системы Scania Opticruise это срабатывание сцепления при каждом переключении передачи. В предыдущей версии системы размыкание дисков происходило только при трогании автомобиля места и его остановке, а переход с одной ступени на другую осуществлялся выравниванием угловых скоростей вращения шестерен КПП. Разумеется, на это уходило гораздо больше времени, и период разрыва потока мощности был достаточно велик. Для машин, работающих в тяжелых условиях, такая система управ-40РЕЙС ЯНВАРЬ2012 SCANIAУправление коробкой передач с системой Scania Opticruise осуществляется специальным подрулевым переключателем. При необходимости водитель может выйти из автоматического режима и вручную включить нужную передачуСтальной лист защиты идет от самого бампера до поддона дизеляМощные стабилизаторы улучшают управляемость автомобиляРессоры строительной техники – современные малолистовые «лыжи»ления не годилась. Зато от первой версии Opticruise на вторую практически без изменений перекочевала опция Power mode, которая активизировалась включением соответствующего тумблера (поворотом селектора выключателя) и позволяла работать мотору на повышенных оборотах. Данный режим позволял груженой машине легче брать затяжные подъемы. Примечательно, что Power mode можно было использовать сколь угодно долго. Однако при этом увеличивался расход топлива. Еще одной весьма полезной опцией нового Opticruise является режим Оff road. Благодаря ему коробка «держит» каждую из передач включенной значительно дольше, а управление тягой достигается изменением частоты вращения коленчатого вала двигателя в более широком диапазоне. Частота переключения передач и, соответственно, моментов, когда происходит разрыв потока мощности, сведена к минимуму, что, собственно говоря, и нужно длядвижения машины по бездорожью. Увы, в данном режиме неизбежно увеличение расхода топлива.Эффективное замедлениеОсобенности режима движения строительной и специальной техники вынудили конструкторов Scania создать более эффективный ретардер. Новый агрегат, получивший обозначение R4100 (цифрами указан тормозной момент в Н.м), по сути своей, есть не что иное, как доработанная версия хорошо известного по дорожным машинам замедлителя R3500. В результате модернизации было увеличено с 3,04 до 3,26 передаточное число внутренней передачи, благодаря чему тормозной момент вырос на 17%. Обращаем ваше внимание на то, что максимальная эффективность R4100 достигается при движении автомобиля в диапазоне скоростей от 30 до 60 км/ч. При превышении скорости движения 70 километров в час внутреннее сопротивление гидроагрегата возрастает, в результатечего автомобиль будет расходовать больше топлива. Учтите данную особенность при построении логистики перевозок.Денис Боровицкий Фото фирмы-изготовителяСПРАВКАСущественная разница между предыдущей и новой версиями системы Opticruise заключается в алгоритме переключения передач. В первом случае переход с одной ступени на другую (синхронизация и переключение) как вверх, так и вниз происходил в определенном, зашитом в программу коридоре (вилке) оборотов коленчатого вала. У последней версии Opticruse коридора нет, а есть конкретное значение числа оборотов, при котором должно произойти переключение передачи. При этом данная величина не фиксированная, а динамически меняющаяся в зависимости от дорожных условий и нагрузки.2012 ЯНВАРЬРЕЙС41