62
63
64
АВТОМОБИЛИОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТСРЕДНИЙ КЛАСС62РЕЙС ЯНВАРЬ2012 ГАРЗ А421Технические характеристикиБелорусские производители автобусов представили на суд российским пассажироперевозчикам междугородний автобус ГАРЗ А421, он же «Радимич»Длина x ширина 8500х2420х3300 x высота, мм Пассажиро31+2 вместимость, мест Снаряженная 7650 масса, кг Полная масса, кг 10 500 Максимальная скорость 100 движения, км/ч Контрольный расход топлива с постоянной скоростью 60 км/ч 20 80 км/ч 24 Объем багажных 4,2 3 отсеков, м Двигатель Deutz TCD 2013L4 4V (Евро-4) Рабочий объем 4,6 двигателя, л Максимальная 190 мощность, л. с. Сцепление фрикционное сухое ZF AG 6S 710BO, 6-ступенчаКоробка передач тая механическая Задний мост Raba А-360.71-3300 независимая Передняя подвеска Raba А-270.90-3100 Размерность шин 225/75R Рулевое управление с гидроусилителем руля регулируемая по высоте Рулевая колонка и наклону цельнометаллический Кузов вагонной компоновки пневматическая, двухконТормозная система турная с антиблокировочной системой (АБС) ветровые: панорамного типа, Окна триплекс; боковые: стеклопакеты тонированные жидкостное, через конвектор Отопление и отопители салона радиаторного типа Konvekta KL45T Кондиционер c компрессором TM31 мягкие двухместные с регуСиденья лировкой положения спинки и ремнями безопасности Покрытие пола «Грабиол» Цена, руб. от 3 800 000Сколько в Белоруссии автобусных заводов? На этот вопрос напрашивается ответ: «Один, МАЗ». И, действительно, минчане уже давно завоевали звание одного из ведущих автобусостроителей на просторах СНГ. В гамме «МАЗа» есть практически любые модели – от мидибусов до городских сочлененных низкопольников и современных «туристов». Однако в таких российских городах, как Белгород, Орёл и Курск могут вспомнить автобусы «Неман» родом из белорусского городка Лида (являвшиеся практически копией ЛиАЗ-5256). Последние пять-шесть лет компания «Неман», ориентируясь на внутренний рынок, освоила выпуск автобусов малого класса с использованием заимствованных комплектующих, в том числе китайского и российского производства (от грузовичков «Валдай»). А с 2005-го года автобусы стали выпускать еще и на Гомельском авторемонтном заводе. Для своих моделей гомельчане выбрали красивое и звучное имя «Радимич» (по-белорусски «Радзiмiч»). О них, в общем-то, мало кто знает, особенно за пределами Бело-руссии. Почему так? Все дело в том, что производство автобусов в Гомеле тоже начиналось не с нуля, а с лицензионной сборки украинских «Богданов» А092. Впоследствии уже белорусские автобусы ГАРЗ А092, или «Радимич», стали точными копиями лицензионных предшественников, базирующихся на шасси Isuzu. Ясно, что местные перевозчики новинку всерьез не восприняли, посчитав ее лишь копией. Хотя большая часть «Богданов» в Белоруссии носит имя «Радимичи». В Гомеле освоили выпуск не только самой массовой модели А092, но и более поздней – «Богдана» А301, обозначив ее как ГАРЗ А301 «Радимич». Может сложиться ложное впечатление, что Гомельский авторемонтный завод занимается отверточной сборкой. Это отнюдь не так. Большинство украинских элементов автобуса заменены аналогичными белорусскими, локализация производства сразу была объявлена одним из основных требований при подготовке выпуска. Такой подход к делу позволил задуматься о моделях собственной разработки. И вот в 2011 году белорусы удивили россий-скую автобусную общественность машиной ГАРЗ А421 «Радимич». У этого автобуса уже нет украинских корней, хотя концептуально он довольно сильно смахивает на «Богдана» А401. Мы попытались разобраться, каковы перспективы этой модели в России и что она собой представляет.Визитная карточкаВо-первых, это, как и «Богдан» А401, белорусская модель. ГАРЗ А421 – туристический автобус среднего класса. Во-вторых, это первая собственная разработка гомельчан, можно сказать, их визитная карточка. Внешность автобуса получилась спокойной – видимо, решили не пу-О невысокой стоимости автобуса свидетельствует его приборная панель2012 ЯНВАРЬ РЕЙС 63 АВТОМОБИЛИОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТВместимость салона белорусского автобуса 31 посадочное место. Каждое кресло, как и положено, оснащено 2- и 3-точечными ремнями безопасностиЧтобы пассажиры не скучали, к потолку салона прикрепили ЖК-телевизорыгать общественность авангардными решениями. При этом в расположении передней светотехники проскальзывают решения, подсмотренные у немецких конкурентов, но упрощенные практически до обезличивания. Похоже, говорить о фирменном стиле ГАРЗа пока преждевременно. С несуразно маленьким размером колес «Радимич» похож на того самого 401-го «Богдана», однако в целом дизайн украинца интереснее и сложнее, и агрегатная начинка совершенно иная. Современная внешность, конечно, важна, только для бюджетной модели эта характеристика вряд ли является первостепенной. Гораздо интереснее знать, сколько пассажиров такая машина способна принять на борт и какой будет надежность. В базовой комплектации «Радимич» сможет осуществить перевозку 31-го пассажира. Это на одного человека больше, чем у «Богдана» А401, при том что «украинец» короче на 350 мм. За дополнительную плату компоновку салона смогут изменить, но скорее всего только в сторону уменьшения числа мест: увеличение приведет к дискомфорту пассажиров. В пакет опций входит мини-кухня, при этом биотуалет не предлагается. Багажные отделения 4,2 м3 – неплохойИндивидуальная подсветка и освещение салона не раздражает глаз64 РЕЙС ЯНВАРЬ 2012показатель, но к задней стенке нельзя прикрепить дополнительный багажник, который был бы так удобен для перевозки туристов на горнолыжные курорты. Да и маленькие колеса едва ли способствуют повышению плавности хода. Отсутствует и спальное место для водителя-сменщика, а это существенный недостаток, из-за которого автобус вряд ли отправишь в долгосрочный рейс. А что нового у ГАРЗа с надежностью? О полноценном опыте эксплуатации пока говорить рано – машина только появилась на рынке, поэтому пока можно лишь оценить набор ее агрегатов и компонентов. «Богдан» традиционно базируется на агрегатах Isuzu, в то время как «Радимича» строили, можно сказать, с миру по нитке. Сердце у белоруса немецкое: дизель с турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха Deutz TCD2013L4 4V, отвечающий экологическим требованиям Евро-4. По характеристикам агрегат подходит автобусу идеально: его объем 4,76 литра, а мощность 190 л. с. Пару мотору составляет шестиступенчатая механическая коробка передач ZF 6S710 BO. С ней опытный водитель сможет значительно экономить топливо при междугородних перевозках. Кстати, контрольный расход топлива невелик: от 20 до 24 литров на 100 километров. А значит, при объеме бака 160 литров автобус сможет пробежать без дозаправки около 700 км. Внушающими доверия буквами ZF отмечены сцепление и рулевое управление автобуса. Сцепление сухое, фрикционное, однодисковое с гидравлическим приводом и усилителем модели ZFM – 362. Ходовая часть носит другую марку,мосты у автобуса венгерские, фирмы Raba. Естественно, подвеска машины полностью пневматическая. Передняя независимая, с двумя пневмобаллонами рукавного типа, с регулятором положения кузова. Задняя зависимая, с четырьмя пневмобаллонами и двумя регуляторами положения кузова. В России подобных мостов на автобусах уже нет – «Группа ГАЗ» отказалась от их применения на ПАЗ-3204. Была выявлена необразцовая надежность и проблемы со сроками поставки и стоимостью запчастей. Но как бы то ни было, а «Радимичи» уже продаются в России. У них есть официальный дилер – компания «РусБелАвто», где просят за автобус 90 тыс. евро (в переводе на рубли 3,6-4 млн). По российским меркам это недорого, но ведь на рынке есть еще масса китайских автобусов, а среди них за 4-4,5 млн можно выбрать полноразмерного 12-метрового «туриста» с неплохими характеристиками. Сможет ли белорусский автобус выдержать столь серьезную конкуренцию? Вероятно, небольшой спрос на А421 все же будет: он построен не на таких экзотических для России агрегатах, как «Богдан» А401, и не заоблачно дорог, как немецкий Viseon С10. Атаку с востока должны сдержать европейские комплектующие, ведь если для коммерческих междугородных перевозок цена автобуса и запчастей имеет решающее значение, то для туристических на первом месте может оказаться комфорт. Но обольщаться гомельчанам не стоит: ниша, которую они пытаются занять, весьма узка.Михаил Почукаев Фото фирмы-производителя