76
77
78
СПЕЦТЕХНИКАПРИСТАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯДТроеборецваемый им фронт работ. В коммунальной сфере одни из наиболее часто востребованных операций – доставка на площадки хранения грунта для клумб и цветников, соли, песка и гранитной крошки для обработки автомобильных дорог и пешеходных дорожек в зимний период, а также очитка дорожного полотна и распределение противогололедных реагентов. Обычно для этих целей использовались три разные машины.76 РЕЙС ЯНВАРЬ 2012Проводимые городскими властями тендеры на работы в коммунальной сфере заставляют бизнесменов искать пути экономии и снижения стоимости своих услуг. Одним из таких является применение комбинированных дорожных машинем больше функций выполняет Сыпучие грузы возили самосвалами. Дорогу чистили автомобилями со шнекороторами, плугами и щетками. Для разбрасывания соли, песка и распределения жидких реагентов применялись особые машины. В итоге расходы на оплату труда водителей, ремонтников и содержание техники утраивались. Сегодня предприятие с таким методом ведения бизнеса не сможет предложить конкурентной цены на свои услуги. Чтобы выиграть тендер, необходимо серьезно сократить производствен-Ч автомобиль, тем шире охваты-ные расходы, обеспечив при этом высокую эффективность проводимых работ при их минимальной стоимости. Достигается это применением комбинированных дорожных машин. Подтверждение этому – европейский опыт. Один из вариантов такой техники – симбиоз популярного в России самосвала КАМАЗ-65115 и оборудования для очистки и обработки дорог немецкой компании Schmidt. Челнинский грузовик привлекает покупателя не только ценой, которая заметно ниже аналогичной продукции европейских автопроизводителей, но и самой развитой сервисной сетью на территории России, недорогими, а главное, доступными запасными частями, которые также всегда есть в наличии. Важным качеством КАМАЗ-65115 как основы для комбинированной дорожной машины является ее самосвальный кузов, имеющий практически ровное дно и вертикальные стенки. В народе такие зовут «совками». В нашем случае ровное днище позволило без применения КАМАЗ-65115 + SCHMIDTТех. характеристики машиныТип базового шасси КАМАЗ-65115 Полная масса самосвала, кг 25 200 Распределение нагрузки автомобиля полной массы, кг – на переднюю ось 6200 – на заднюю тележку 19 000 Снаряженная масса автомобиля, подготовленно10 246 го к установке навесного оборудования Schmidt, кг Грузоподъемность, кг 14 954 Распределение нагрузки автомобиля снаряженной массы с навесным оборудованием Schmidt, кг – на переднюю ось 5640 – на заднюю тележку 6885 Снаряженная масса, кг 12 675 Грузоподъемность, кг 12 525 с навесным без Максимальные габаритные оборудо- навесного размеры автомобиля ванием оборудоваSchmidt ния Длина, мм 9850 7680 Ширина, мм 3000 2550 Высота, мм 3200 2980Чтобы снежная крошка не летела в лобовое стекло, установлен щитБлагодаря гидроцилиндрам водитель на ходу может менять угол атаки плугаГабариты плуга предусмотрительно обозначены фонарямиНакладки меняются за считанные минуты. Крепление – болтовоеПри ударе плуга о камень нижний сектор подгибается, и плуг остается целПри работе ночью можно задействовать и фары на крышеДополнительная оптика дорожной машине просто необходимакаких-либо подрамников или иных силовых конструкций разместить в «совке» установку производства немецкой фирмы Schmidt, предназначенную для обработки дорожного полотна сухими, увлажненными смесями и жидкими реагентами. Особенность данного оборудования, прежде всего, в простоте его монтажа в кузов самосвала. Благодаря технологии roll on-roll off (сокращенно ro-ro), суть которой состоит в том, что распределитель закатывается в кузов машины на роликах, превращая самосвал в комбинированную дорожную машину максимум за 15 минут. Причем поднимать установку на погрузочную высоту при помощи крана, манипулятора, тали или погрузчика не требуется, так как в момент погрузки она стоит на металлических ногахопорах регулируемой высоты. Чтобы установка заехала на роликах в кузов, водитель должен аккуратно, сдавая назад, как бы подрезать ее передние ноги нижней кромкой кузова. Разумеется, при этом они не повреждаются,а складываются, располагаясь вдоль установки. Задние опоры остаются снаружи, а их «пятки» поднимаются на безопасную высоту благодаря механизму телескопирования. Фиксация колен опор происходит стальным штырем с предохранительной защелкой при совмещении соответствующих отверстий в штангах. Внутри кузова установка закрепляется четырьмя специальными прочными полимерными ремнями, имеющими механизмы натяжения. Аналогичные используются для крепления груза на прицепах. Один конец ремня продевается в проушину, расположеннуюна корпусе распределителя, а другой накидывается на приваренный к внутренней поверхности кузова стальной крючок. Далее следует подключение гидросистемы установки к питающей магистрали шасси. Благодаря быстроразъединяемым соединениям (БРС) на это уходят считанные минуты. Другая особенность распределителя состоит в его способности работать с сухими или увлажненными жидкими реагентами. Чтобы правильно смешивать загруженные в установку компоненты для обработки дорожного полотна – а это может быть соль, песок,Баки, навешанные сбоку рамы, предусмотрительно закрыты отбойникомВ комплект установки Schmidt входит и гидрооборудование2012 ЯНВАРЬ РЕЙС 77 СПЕЦТЕХНИКАПРИСТАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯДТех. характеристики оборудованияМодель распределителя Вес установки, кг Объем бункера, куб. м. Грузоподъемность твердых реагентов, кг Вместимость емкостей для смачивания материалов, л Отвал Модель отвала поворотного переднего Ширина отвала, мм Ширина очищаемой полосы дороги, мм Высота крыла отвала, мм Угол поворота отвала, град. CP 3 3000 2850 1010 32 40 ... 50 Stratos B60-36 VCXN-490 1614 6 7200 2200Высота опор регулируется под конкретное транспортное средствоУстановка крепится в кузове с помощью четырех ремнейРекомендуемая рабочая скорость при снегоочистке, км/чМеханизм разбрасывателя имеет свой механизм приводаОпорные «башмаки» лап стоек установки качаются на мощных осяхКрышки заправочной аппаратуры – с тросами. Потерять невозможногранитная крошка, прочие сыпучие химические соединения вместе с соляным рассолом или раствором реагента, – необходимо грамотно управлять дозаторами установки. Для этого в кабине водителя имеется пульт управления. С его помощью задается подача того или иного компонента смеси на диск разбрасывателя и форма площади распределения материала. Последнее достигается как путем регулирования скорости вращения диска разбрасывателя, так и его пространственной ориентацией. Благодаря широкому диапазону регулировки скорости вращения распределительного диска на различных углах его вращения установка позволяет реализовать симметричное и ассиметричное распределение реагентов (песка, соли, крошки) относительно продольной оси автомобиля. Это позволяет, не меняя полосы движения, обрабатывать «карманы» у остановок общественного транспорта. Поскольку погодные условия диктуют свои требования и к обработке дорог, и к применяемым для этого реагентам, система управления установкой имеет возможность не только достаточно точно дозировать количество разбрасываемой смеси, но и регулировать ее компонентный78 РЕЙС ЯНВАРЬ 2012состав. Так, загруженный в основной бункер установки сухой песок или смесь (песок + соль) может разбрасываться в сухом и увлажненном виде. Для этого к шестикубовому металлическому бункеру, в который загружаются сухие компоненты, с двух сторон прикреплены два пластиковых бака для жидких реагентов емкостью 2200 литров каждый. Пропорция увлажнения задается исходя из реальных погодных условий нажатием соответствующих клавиш на пульте управления установкой. Чтобы практически полностью отстранить человека от управления системой, в качестве опции к установке можно заказать систему Thermologic, которая в зависимости от температуры поверхности дороги сама определяет, сколько и каких сухих компонентов и жидких реагентов необходимо смешать, разбросать, распылить. За Thermologic придется доплатить несколько тысяч евро. Дополнительное оборудование можно купить отдельно и смонтировать на уже работающую технику, но лучше если это будет сделано при первоначальном заказе оборудования на заводе. Обслуживание установки сводится по большему счету к натяжке транспортерной ленты, по которой из бункерав разбрасыватель подается сыпучий материал. Жесткого регламента как такового не существует. Чтобы обработка дорожного полотна давала максимальный эффект, его поверхность необходимо очистить от снега. Для этого к передней монтажной плите автомобиля навешивается отвал. В данном случае выбрана бюджетная модель CP-3, которая, несмотря на относительно невысокую цену, имеет защиту от ударов о невысокие предметы, например, бордюрные камни. От повреждения при наезде на препятствие отвал страхуют шарниры, благодаря которым ножи отклоняются на небольшой угол при контакте с препятствием. Сменные элементы – скребки, изготовленные из полиуретана, сохраняющего работоспособность (читай эластичность) до температуры минус 50 градусов Цельсия. Угол поворота отвала регулируется бесступенчато с пульта управления, расположенного в кабине автомобиля. Как правило, для работы в городе угол составляет 32, а для трассы 50 градусов. Корректировка значения возможна непосредственно на ходу автомобиля.Никита Федюнин Фото автора