Старый солдат
СТАРЫЙ СОЛДАТ
Полная версияКЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ /РАРИТЕТ СТАРЫЙ СОЛДАТ ПРОСЛУЖИВ 40 ЛЕТ, ДАСТ ФОРУ ИНЫМ НОВОБРАНЦАМ ТЕКСТ / ВИТАЛИЙ УРЮКОВ Этот "Унимог-S/404" родился в 1962 году и тянул лямку в бундесвере - возил будку с радиотехнической аппаратурой. Чтобы стойко переносить тяготы и лишения воинской службы, автомобиль снабдили дефорсированной (со 125 до 82 л. с.) рядной "шестеркой" М-180 с крутящим моментом 154 Н.м при 2800 об/мин. Такой мотор в исходном варианте ставили на легковые "мерседесы". Здесь заменили два карбюратора одним и добавили экранированную систему зажигания. У коробки передач, объединенной с "раздаткой", из шести ступеней - две пониженные. На них же машина передвигается задним ходом, который включается отдельным рычагом. Передний мост - отключаемый. Привод блокировки межколесных дифференциалов механический, с места водителя. Для увеличения дорожного просвета мосты сделаны по "портальной" схеме с колесными редукторами, расположенными ниже полуосей. Подвеска спереди и сзади пружинная, зависимая. Продольные усилия передает дышло - труба, связывающая мост и картер коробки передач. С коробкой она соединена жестко, с мостом шарнирно, а внутри проходит карданный вал. Соединение дышла с мостом усилено двумя растяжками. Жесткость задней подвески прогрессивно увеличивается при сжатии - внутри основных бочкообразных пружин размещены дополнительные. Рулевое управление с червячным механизмом, без усилителя, но снабжено нехитрым устройством, показывающим угол поворота передних колес. Оно весьма полезно при вызволении автомобиля из раскисшей колеи, когда водитель порой забывает, в какую сторону и насколько вывернуты колеса. "Унимог" специально создан для бездорожья. Даже спустя почти сорок лет он даст фору иным современным армейским автомобилям. Например, дорожный просвет у ветерана гораздо больше, чем у нижегородского "Садко", хотя диаметр колес меньше. При этом радиус поворота сравним с уазовским - 6,6 м против 6,2. У "Садко", к слову, почти 9,7! Отслужив свои 58 000 км, бравый солдат в 2000 году оказался в России с унизительной для воина перспективой - катать новых хозяев на шашлыки. Впрочем, иногда доставалось и серьезное дело - быть "техничкой" или спасателем на любительских трофи-рейдах. Через год старый служака попал "под командование" подполковника Виктора Куликова из 21 НИИИ АТ, кандидата в мастера спорта, двукратного чемпиона России по трак-триалу. О пикниках пришлось забыть - "Унимог" стал готовиться к суровой спортивной борьбе. Состязаться ему предстояло в классе С2, где выступают ГАЗ-66, "Садко", "бычки" и "водники". Первым делом вместо "будки" установили решетчатую платформу - сквозь нее легче следить за вешками на трассе. Сварили дуги безопасности и выполнили другие требования технического регламента триала. Сапуны всех картеров трансмиссии объединили в пучок и вывели на крышу кабины - полезно при купании. Соорудили защиту коробки передач, обновили прокладки в двигателе, электропроводку в моторном отсеке и сменили шины. И все - больше ничего не потребовалось! Тем не менее на российском бездорожье древний "Унимог" уверенно побеждает молодых соперников. Причем не только серийные подготовленные машины, но и специальные прототипы. Победа на первом этапе чемпионата СНГ по трак-триалу 2001 года и третье место на втором - лучшее подтверждение возможностей ветерана. РЕДАКЦИЯ БЛАГОДАРИТ ЗА СОДЕЙСТВИЕ 21 НИИИ АТ И РУКОВОДСТВО КОМАНДЫ "АРМЕЙЦЫ". "Унимог-S/404" образца 1962 года. Сорок лет, а гибкость в суставах на высоте! Причем без диагонального вывешивания. При сравнимых габаритах и меньшем диаметре колес клиренс "Унимога" заметно больше. Задний мост с колесными редукторами - простота и целесообразность.