На пути к совершенству

На пути к совершенству

Автомобильный свет постоянно на пути к совершенству. И если не касаться систем инфракрасного света, то обозримая вершина его на сегодня – головные фары на светодиодах. По вполне понятным причинам (высоченная цена прежде всего) в массы такие изделия не попадают. То же можно сказать и о ксеноновом свете – он пока что удел дорогих автомобилей, оснащенных автокорректором. Большинство же ездит с обычными лампочками в фарах, которые, между тем, тоже совершенствуются…

[caption id="attachment_192549" align="aligncenter" width="150" caption="1. Narva,

55W,

Германия

Ориентировочная цена – 270 руб.

В целом – лидер теста. Стабильно высокие результаты по всем контрольным точкам. Вот только надписей на русском языке нет.

"]

[/caption][caption id="attachment_192550" align="aligncenter" width="150" caption="2. Philips

(GT150), 55W,

Германия

Ориентировочная цена – 850 руб.

Рекордсмен по цене показал самые близкие цифры к требованиям значения освещенности в точках перед встречным автомобилем. Но за такие деньги хотелось бы видеть подавляющее превосходств"]

[/caption][caption id="attachment_192551" align="aligncenter" width="150" caption="3. General Electric (Halogen), 55W,

Венгрия

Ориентировочная цена – 80 руб.

Хорошие ровные показатели. Отличная освещенность в зоне перед встречным автомобилем. Из недостатков: нет русского перевода на упаковке.

"]

[/caption]Еще в 1995 году у однонитевой лампы Н1, стоявшей, кстати, во внутренних фарах вазовской «шестерки», появилась альтернатива – более современная Н7 для отражателей со свободной поверхностью. Такие фары не имеют рассеивателя, зато более критичны к точности расположения спирали. В лампах Н1 нередко встречались геометрические несоответствия требованиям: например, спираль внутри не в фокусе, отчего страдают светораспределение и четкость светотеневой границы. В случае с Н7 это редкость.

[caption id="attachment_192552" align="aligncenter" width="150" caption="4. Osram

(Halogen), 55W,

Германия

Ориентировочная цена – 125 руб.

«Осрам» не посрамил собственного известного имени – результаты хорошие. Но и здесь на упаковке нет русского перевода.

"]

[/caption][caption id="attachment_192553" align="aligncenter" width="150" caption="5. Narva

(Range Power Blue), 55W,

Германия

Ориентировочная цена – 345 руб.

Результаты практически такие же высокие, как и у одноименного земляка. С надписями на русском языке – те же проблемы.

"]

[/caption][caption id="attachment_192554" align="aligncenter" width="150" caption="6. Comtech

(Extra Blue), 55W,

ЕС

Ориентировочная цена – 90 руб.

Ровные показатели во всех контрольных точках замера освещенности, предписанных ЕЭК ООН, без особо выдающихся параметров. В целом замечаний нет.

"]

[/caption]Большое значение играет и фиксация лампы в патроне, ведь ее минимальное смещение пагубно скажется на выдаваемых параметрах: у Н7 фиксация более надежная. Но как бы то ни было – без экспертизы не обойтись. Мы купили десять наименований «аш седьмых» различных производителей и исполнений, которые через некоторое время «обменяли» на протокол у экспертов НИИАЭ.

[caption id="attachment_192555" align="aligncenter" width="150" caption="7. General Electric

(Super Blue), 55W,

Венгрия

Ориентировочная цена – 185 руб.

Странно, но у более дорогой лампочки той же фирмы показатели оказались чуть хуже, чем у № 3. Зато на упаковке есть русский перевод!

"]

[/caption][caption id="attachment_192556" align="aligncenter" width="150" caption="8. Comtech

(Road Vision), 55W,

ЕС

Ориентировочная цена – 35 руб.

Самая бюджетная лампочка выдала заниженный в два раза показатель в точке 75R (обочина на расстоянии 75 м от автомобиля). Посему брать не рекомендуем.

"]

[/caption][caption id="attachment_192557" align="aligncenter" width="150" caption="9. Autobrite

(Super White), 100W,

Индия

Ориентировочная цена – 140 руб.

На упаковке указана мощность 100 Вт, а значит… устанавливать их на автомобиль нельзя. Если же установить, результат не обрадует.

"]

[/caption]Результат обнадежил: семь из десяти испытуемых соответствуют стандартам. Можно и более детально. К примеру, по Правилам ЕЭК ООН № 37 допустимая мощность лампы категории Н7 не должна превышать 58 Вт. Все проверенные экспертами образцы, за исключением Autobrite (Max Blue) и Autobrite (Super White), имеют мощность примерно 48 Вт. У нарушителей же 78 и 68 Вт соответственно. По тем же правилам, но касающимся геометрических параметров и светового потока, к не выдержавшим испытания добавляется лампа Comtech (Road Vision). В цветность излучения уложились также не все: Autobrite (Max Blue), к сожалению, не вписался в стандарт.

[caption id="attachment_192558" align="aligncenter" width="150" caption="10. Autobrite

(Max Blue), 55W,

Индия

Ориентировочная цена – 135 руб.

Фары с такими лампочками слепят встречного водителя, очень слабо освещают обочину, не соответствуют по цветности излучения и т.д.

"]

[/caption]Более подробно о каждой лампочке – в комментариях к фото. Общее впечатление? Скажем так: есть простор для совершенствования…

НАША СПРАВКА

Чтобы лучи, отраженные нижней половиной рефлектора, не задирались вверх, ослепляя водителя встречной машины, необходимо отказаться от простейшей параболической формы отражателя. Пришлось строить кривое зеркало из нескольких сегментов, каждый из которых освещает назначенную ему зону дороги. Совершенно очевидно, что для получения идеально точного светораспределения, соответствующего европейскому стандарту, количество сегментов отражателя должно быть как можно большим, а размер нити накаливания – как можно меньшим. Тогда можно вплотную подойти к условиям геометрической оптики и рассчитать путь для «каждого отдельного лучика», испускаемого лампочкой. В итоге сегменты рефлектора становятся такими маленькими, что сливаются в одну сплошную поверхность очень сложной «свободной» формы, что удачно нашло отражение сразу на двух европейских языках: FF=free form по-английски или freie Fla..che по-немецки. В таких фарах для освещения дороги используется уже почти весь световой поток лампы – за исключением разве что ее торца, прикрытого непрозрачным колпачком. Кроме того, спиралька лампы Н7 (по-научному – тело накала) намотана гораздо плотнее, потому и раскаляется до больших температур. Если в Н1 на поверхности нити было максимум 3100°К, то в «семерке» уже есть участки с 3700°К. Излучаемый свет кажется глазу не таким желтым, он ближе к голубому.

Подпишитесь на «За рулем» в