Скользкий вопрос: шипуем шины на зиму

Зимой большинство мотоциклов мирно спят в гаражах, а байкеры и байкерши мучаются от разного рода токсикозов. Но для кого-то мотосезон с приходом зимы отнюдь не прерывается.

Легкая осенняя грусть приходит ко мне всякий раз, когда на лужах появляется ледяная корочка, а во дворе приятный уху щебет птиц сменяется резким, разносящимся во все стороны карканьем ворон. И вопли «пустых» акраповичей, йошимур и прочих «братьев» все реже будят по ночам. На Горе уже не встретить стай сверкающих и ухающих басами золотых крыльев, и только редкий скутерист, вцепившись посиневшими пальцами в руль, изредка нарушит покой мерно чадящих в грязных пробках полусонных автомобилей. И это только октябрь, а впереди еще пять месяцев холода и темноты. Но так ли все печально на самом деле? Ведь зима – исконно русское время года. И мы должны не грустить, а радоваться ее приходу. Лыжи, коньки, санки, кулачные бои, спидвей, в конце концов! Вот в чем мы знаем толк. Кстати, спидвей – мотоциклетный вид спорта, где наши соотечественники всегда занимают лидирующие позиции. А что нам мешает кататься зимой на мотоцикле?

В качестве транспортного средства зимой можно использовать лишь мотоцикл с коляской. К сожалению, до сих пор не придумано покрышек, способных достаточно надежно «держать» на асфальте, на снегу и на льду, а потеря передним колесом надежного сцепления с дорогой даже на долю секунды приводит двухколесный аппарат к падению. Но для развлечения и для зимнего спорта мотоцикл прекрасно подходит и совсем не обязательно нам становиться заядлыми спидвеистами. Итак, самое важное – обеспечить надежный контакт шин с дорогой (озером, полем). Существует нешипованная зимняя резина для кроссачей, однако диапазон ее применения ограничен снежно-земляными трассами. Есть даже специальный класс зимних соревнований по мотокроссу «без шипов». Но если хочется просто покататься в свое удовольствие, такой вариант вряд ли устроит. Стоит попасться на пути обледенелому участку или просто сильно укатанному снежку – и контроль над мотоциклом полностью потерян. Значит, нужны шины с шипами.

Для кроссовой техники и «злых» эндуро компания Trelleborg – лидер в своем сегменте – давно выпускает прекрасные «шиповки». Свои варианты предлагают и другие известные европейские шинники. Шипы у таких покрышек очень прочные, высотой чуть меньше сантиметра. Вершина шипа представляет собой твердосплавный наконечник, вплавленный в стальное тело шипа. Затупить такие шипы невозможно и при соблюдении нескольких несложных правил фирменные покрышки можно использовать несколько зим подряд. Мотоцикл в такой «обуви» уверенно идет по гладкому льду, хорошо стоит на промерзших и в меру заснеженных трассах, прекрасно контролируется водителем. При этом для новичков езда по ледяной трассе может оказаться очень полезной. Все реакции мотоцикла становятся плавными и как бы задемпфированными, поэтому очень легко овладеть навыком управляемого заноса, научиться контролировать пробуксовку, правильно дозировать тормозные усилия. Конечно, без падений тут не обходится, но мотоцикл на льду даже падает плавно, так что к серьезным травмам это не приводит.

Trelleborg – хорошо, долговечно, но очень дорого.

Но ограничения тоже есть, и существенные. Прежде всего, такие покрышки подходят для езды по снегу, утоптанному снегу и льду. При езде по промерзшей земле и, тем более, по асфальту необходимо соблюдать осторожность и избегать пробуксовки. Иначе шипы быстро вылетят, а оставшиеся «лягут» вдоль протектора, и резко перестанут держать. Глубокий снег – трудное покрытие для мотоцикла. Езда по нему требует тех же навыков, что и по песку, с той лишь разницей, что разогнаться по рыхлому снегу до скорости «выхода на глиссер» практически невозможно (плотность не та) отчего и сил на преодоление снежных участков уходит очень много. Максимально широкая резина и не слишком оборотистый, но тяговитый мотор утилитарного эндуро типа Suzuki VanVan 200 или Yamaha Serow 225 тут помогут значительно больше, чем спортивная удаль иного кроссмена.

Есть у фирменных «шиповок» и еще один очень существенный минус – цена. Стоимость комплекта «Треллеборга» – около 20 000 рублей. Естественно, не каждый готов расстаться с такой суммой ради нескольких прохватов по льду замерзшего пруда на даче. Поэтому многие шипуют колеса самостоятельно. Кое-кто, не мудрствуя, вкручивает в шину обычные саморезы. Однако они держатся максимум пару часов, а на изготовление такой «шиповки» без шуруповерта уходит целый день. А вот метод ошиповки строительным дюбелем, описанный в статье Сергея Самохина («Мото» №11-1999) до сих пор не потерял актуальности. Правда терпение для его реализации понадобится ангельское (см. фото в конце статьи). Оба описанных способа годятся, в основном, для ледяных треков. Для катания по более разнообразной пересеченной местности с выездами на асфальт можно воспользоваться автомобильными технологиями.

Существует еще как минимум два способа. Первый – установка в колеса автомобильных шипов на клей. Эту процедуру можно сделать в специализированном шиномонтаже, а можно и самостоятельно. При этом важен выбор правильной резины – с твердой, широкой и достаточно высокой шашкой. Для переднего колеса выбирают шипы покороче, более длинные – назад. В шашках покрышки сверлят (несквозные!) отверстия и в них вставляют намазанные клеем шипы. Второй вариант – приобрести специальные фирменные шипы со специальной отверткой. Такие выпускает, например, компания Grip Studs. При этом сверлить колесо и мазать шипы клеем не нужно. Просто вкрутите шип, как саморез, в шашку!

Саморезы – худший из самопальных вариантов. Времени уходит много, а держатся недолго. Фирменные саморезы с резьбовой вставкой – неплохая альтернатива. В комплекте есть специальная отвертка.

Еще одно модное направление зимнего мотоспорта – установка спидвейного шипа на шоссейные мотоциклы. Спидвейный шип принципиально отличается от кроссового длиной. 28 мм стали – не шутка. Шип вставляется в предварительно просверленное отверстие в шине изнутри, снаружи закручивается плоской шайбой. Такие шипы в магазинах не продаются и достать их можно только через спортсменов, занимающихся ледовым спидвеем, или заказать на заводе. Обутый в такую резину спортбайк способен творить чудеса на льду, однако необходимо помнить и о правилах безопасности. Во-первых, шоссейная резина ни в коем случае не предназначена для того, чтобы в ней проделывали сотни отверстий. Ослабляется ее корд и срок службы может свестись к нескольким скоростным сессиям. Во-вторых, сами шипы достаточно сильно двигаются в теле покрышки, отчего затягивающие их гайки постепенно ослабевают и раскручиваются. За этим тоже приходится следить постоянно. Есть хороший потенциал для новых идей. Тем не менее, удовольствие промчаться со скоростью за двести по ледяной глади трудно с чем-то сравнить.

Спидвейные шипы требуют тщательности при установке и регулярного ухода. И хорошей экипировки – ведь резать они способны не только лед!

Как единственная пока альтернатива шипам существуют конструкции, позволяющие из мотоцикла сделать что-то наподобие снегохода. Вместо заднего колеса устанавливается небольшая гусеница, а спереди ставится лыжа. Работает такая система в основном на глубоком снегу и там, при определенном навыке можно очень неплохо развлечься. Однако на укатанных дорожках, на льду и на асфальте вам придется несладко.

Но все-таки что делать с обычной уличной ездой? Почему нельзя просто зашиповать покрышки обычными автомобильными шипами, спросите вы? Технология эта известна в большинстве шинных компаний. Хорошие автомобильные шипы – тоже не проблема. Но все оказывается не так просто. Во-первых, как я уже говорил в начале статьи, даже ошипованные мотоциклетные колеса не могут гарантировать надежное сцепление с обледеневшим асфальтом. Если лед тонкий, шип его прорежет насквозь и упрется в твердую поверхность, зацепиться за которую не сможет. Во-вторых, для того чтобы шип хорошо сидел в колесе, резина должна быть очень твердой, а для того чтобы покрышка хорошо держала холодную и скользкую дорогу, она должна быть очень мягкой. Для автомобильных шин, выпускаемых миллионными тиражами, для нашего рынка существуют технологии, объединяющие эти два качества. К тому же, площадь и форма пятна контакта автомобильной и мотоциклетной шины, особенно в наклоне, мягко говоря, разнятся. Но я уверен, даже если бы все мотоциклисты России вдруг решили ездить зимой, разработка специальной зимней покрышки была бы нерентабельной. Тем не мене, существуют небольшие, в основном немецкие шинные компании, выпускающие шипованные покрышки для скутеров. Меньшие скорости и нагрузки позволяют этому виду двухколесного транспорта более безопасно передвигаться по скользким дорогам.

Подводя итог хочу сказать, что с мотоциклом зимой при должном запасе фантазии и отсутствии здравомыслия можно прекрасно проводить время. Будь то спидвей, кросс, катание по заснеженным полям или установление очередного рекорда скорости на ледяном озере. Ну а если с морозом и ветром вы на «вы», всегда остается возможность просто прийти в гараж и привинтить к мотоциклу какую-нибудь новую тюнинговую деталюшку, чем невероятно себя порадовать!

На точиле стачиваем выступы на пятке будущего шипа.
Ровная поверхность – залог долгой службы камеры.
Под прямым углом сверлим сквозное отверстие в шашке, чтобы дюбель входил с хорошим натягом.
Вставляем дюбель в отверстие…
…и осаживаем молотком через деревянную проставку, чтобы не повредить покрышку.
Надеваем шайбу…
…и осаживаем ее оправкой, подставив изнутри покрышки опору.
Привариваем полуавтоматом шайбу к дюбелю.
Готовый шип. Делов-то на пару минут!
Из брезентового рукава отрезаем защитную ленту для камеры.
А чтобы она не соскользнула при монтаже, приматываем ее к камере скотчем.

Подпишитесь на «За рулем» в