Хроника: 100 лет Scania-Vabis

Знаменитый производитель тяжелых грузовиков и автобусов когда-то был крупнейшим производителем легковых автомобилей в Швеции.

Почтовый автобус Scania-Vabis Typ 3241 на линии в городе Вятка (Киров). Такие автобусы работали также в Челябинской области.

18 марта 1911 года шведские заводы Vagnfabriks-Aktiebolaget из города Содельтелье и Scania Maskinfabriks AB из города Мальмо объединились в акционерное общество AB Scania-Vabis со штаб-квартирой в Мальмо. Управляющим объединением был избран Пер Нордеман. Новообразованная компания заручилась гарантиями Skanska Handelsbanken и стала крупнейшим в Швеции промышленным объединением, в частности, по производству… легковых автомобилей.

Грузовик Scania P113HK 6х6 на испытаниях в Сибири, 1994 год.

Компания Vagnfabriks-Aktiebolaget знаменита тем, что ее инженер Густав Эриксон в 1897 году построил первый шведский автомобиль. В основном же компания специализировалась на железнодорожном подвижном составе и пробовала выпускать грузовые и легковые автомобили, стационарные и судовые двигатели. Этой, «непрофильной» продукции в июне 1906 года решено было присвоить марку Vabis.

Scania – тоже торговая марка, зарегистрированная в апреле 1900 года шведским филиалом известного британского велозавода Humber. Скания – это крупная область на юге Швеции, с сильными датскими корнями, проявляющимися, в частности, в говоре коренного населения. В 1901 году появился первый легковой автомобиль Scania.

Scania серьезно преуспела в области легковых автомобилей. К примеру, с 1905 года марка располагала представительством в Санкт-Петербурге. В Российскую империю завозилось немало легковых и грузовых автомобилей Scania-Vabis.

Специализированный автомобиль для обслуживания трамвайных проводов на шасси Scania IL, поставлен в Санкт-Петербург в 1910 году.

При советской власти связи были нарушены, хотя известно о закупке в 1926 году шести специализированных почтовых автобусов Scania-Vabis Typ 3241 для эксплуатации в суровых климатических условиях Сибири.

Легковые автомобили компания прекратила выпускать в 1929 году, передав эстафету Volvo. Внимание Scania-Vabis с тех пор было нацелено на грузовики, автобусы и военную технику.

Внешнеторговые организации СССР неоднократно закупали единичные образцы грузовиков Scania-Vabis с целью оценки проходимости и прочности шасси. Как говорят, спецификацию составляли с учетом пожеланий военных. Однако шведы бдительно охраняли свои секреты, направляя заказчику из СССР машины в гражданской комплектации.

Пожарная автолестница Scania-Vabis – такие закупались в том числе и Россией, 1912 г.

В 1950-е годы Scania-Vabis становится генеральным импортером Volkswagen и Willys Jeep в Швеции, через нее проходит вся предпродажная подготовка. Это, разумеется, не выпуск, но все же возвращение на рынок легковых автомобилей. А в 1969 году происходит объединение AB Scania-Vabis и Saab – компания переименовывается в Saab-Scania AB. Грузовикам и автобусам присваивается торговая марка Scania, и про Vabis забывают. Формально компания вновь становится производителем легковых автомобилей, сохраняя при этом за собой роль импортера Volkswagen. Союз с Saab продержится до 1995 года.

Отношения с Россией переходят на новый уровень с открытием в 1993 году представительства в Москве.

Автобус, спроектированный по предложению главного почтмейстера Шведского королевства Юлиуса Юлина, оснащался лыжами на передние колеса и резино-тканевыми гусеницами на задний мост, который для этого дополнялся парой опорных катков. Кроме того, под подножками автобуса устанавливались небольшие плуги, разгребавшие снег перед гусеницами. В северных областях Швеции подобные автобусы служи порой единственным связующим звеном с «материком». Они одновременно выполняли роль пассажирского и грузового транспорта, скорой медицинской помощи, к ним прицепляли волокуши и даже плуг для расчистки дорог. В СССР при разгильдяйстве и крайне низкой квалификации шоферов и механиков дополнительное оборудование автобусов быстро сломалось.

В условиях усилившейся борьбы за рынки сбыта, Scania едва не становится в 1999 году собственностью Volvo – этому помешало антимонопольное законодательство. В 2006 году крупный пакет акций Scania приобретает другой производитель тяжелых грузовиков – MAN AG. А с июля 2008 года Scania стала девятой по счету маркой в составе группы Volkswagen, легковыми автомобилями которой она не переставала торговать все эти годы.

Подпишитесь на «За рулем» в