Иностранный легион: мотоциклы по ленд-лизу

Разыскивая материалы для статьи о мотоциклах, ввезенных в СССР по ленд-лизу, я целыми днями ходил по музеям, ворошил книги и документы, копался в интернете в поисках крупиц информации. В конце концов по ночам мне стало сниться, что я под бомбежкой выгружаю «Валуи» с борта американского транспорта. Тени прошлого стали реальны и осязаемы.

«Предположим, у моего соседа загорелся дом, а у меня есть шланг. Если сосед возьмет мой шланг и погасит пламя – значит, он справится с огнем с моей помощью. Разве я скажу ему:»Сосед, знаешь ли, я заплатил за шланг 15 долларов, так заплати мне за пользование шлангом«? Нет, мне только нужно, чтобы сосед вернул шланг, когда пожар потушен», – так доходчиво разъяснил репортерам суть нового законопроекта президент США Франклин Д. Рузвельт на пресс-конференции 17 декабря 1940 года. И это особенно актуально, когда пожар грозит перекинуться и на твой дом. А в Европе уже бушевал один из самых страшных «пожаров» в истории человечества – Вторая мировая война. «Пусть никто не воображает, что американцам удастся остаться в стороне, что Америку никто не тронет, что Западное полушарие не подвергнется агрессии», – предупреждал президент.

Законопроект о ленд-лизе (от англ. lend – «давать взаймы» и lease – «сдавать в аренду, внаем») – государственная программа, по которой США, в основном безвозмездно, передавали своим союзникам боеприпасы, технику, продовольствие, стратегическое сырье, и т.п. с последующим возвращением или компенсацией за утраченное. Идея возникла в Министерстве финансов США осенью 1940 года, когда юрисконсульты Э. Фоли и О. Кокс обнаружили в архивах закон 1892 года (принятый при президенте Бенджамине Гаррисоне), гласящий, что военный министр США «когда по его усмотрению это будет в интересах государства, может сдавать в аренду на срок не более 5 лет собственность армии, если в ней не нуждается страна». В январе 1941-го они внесли проект на рассмотрение Конгресса, и 11 марта он был принят.

Президент США Франклин Делано Рузвельт и премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль.

Ленд-лиз предназначался странам, уже вступившим в войну с Германией – в первую очередь Великобритании (в итоге в программе участвовало 44 государства). Именно ее премьер-министр сэр Уинстон Черчилль стал главным инициатором распространения программы и на Советский Союз, провозгласив в радиообращении к соотечественникам 22 июня 1941 года: «Мы обеспечим всевозможную помощь России и русскому народу!» И именно англичане направили в СССР первый морской конвой, получивший обозначение PQ-00 Dervish, который прибыл в Архангельск 31 августа 1941 года. Как только англичане поняли, что угроза вторжения в Британию миновала, поскольку главный удар приняла на себя Россия, они готовы были поделиться с Советами буквально всем. Это был «вторичный ленд-лиз» – Британия делилась с нами тем, что ей присылали американцы, а кроме того, добавляла и свою продукцию. США же подписали соглашение с СССР лишь 1 октября 1941 года.

На первый взгляд, Рузвельта втравили в убыточное дело:

Но, с другой стороны, США своим оружием в руках союзников боролись с Германией, получая возможность создать собственный мощный военно-промышленный комплекс на случай, если бы сами подверглись нападению. К тому же открывалась возможность за счет госзаказов поддержать собственную экономику, изрядно хромавшую после Великой депрессии.

«Программа ленд-лиза, полагали мы, может и вовсе отвратить агрессию от нашей территории, но даже если этого не получится, мы выиграем драгоценное время, столь необходимое для создания нашей собственной обороны», – напишет позднее в своей книге «Ленд-лиз. Оружие победы» госсекретарь и начальник Управления по соблюдению закона о ленд-лизе Э. Стеттиниус. А председатель Финансового комитета сенатор Джордж, так объяснил необходимость продления программы в 1943 году: «Нация сейчас тратит около 8 млрд в месяц. Если бы не приготовления, которые мы сделали в эти месяцы, выиграв время, война, я убежден, продолжалась бы на год дольше. В год мы тратим на войну до 100 млрд долларов, а кроме того, мы могли бы потерять огромное число жизней лучших сынов нации. Даже сократив войну только на полгода, мы сбережем 48 млрд долларов, потратив всего 11 млрд, а кровь наших солдат, слезы наших матерей оценить вообще невозможно…» Словом, суть американской внешней политики – хватать каштаны из огня чужими руками – всегда оставалось неизменной.

Но не стоит умалять реальный размер военной помощи. Программа ленд-лиза была обоюдовыгодной как для США, так и для СССР (и других стран-получателей). В нашу страну пошел непрерывный поток грузов, от тушенки и сапог до танков и самолетов. Считается, что за 1941–1945 годы Советский Союз получил 16,7 млн тонн стратегических грузов на сумму в 9,6 млрд долларов (по версии американцев на 11,3млрд). Из Великобритании до сентября 45-го поставлено вооружения и материалов на 318 млн фунтов стерлингов (15% общей суммы помощи), а из Канады с 1943 года на 167,3 млн канадских долларов (6,7%). В длинном списке товаров были и мотоциклы.

В СССР в довоенный период мотоциклы широкого распространения не получили. Выпускались они на заводах в Ленинграде, Ижевске, Подольске, Таганроге, и только перед самой войной в Серпухове и в Москве. Общий объем производства невелик (например, в 1940 году около 6700 шт.). Так что к началу Великой Отечественной войны в Советском Союзе мотоцикл был еще большей экзотикой, чем автомобиль. Тем не менее, военное руководство, слепо копируя зарубежный (в первую очередь германский) опыт, взяло курс на оснащение механизированных частей мотоциклами. По принципу «догнать и перегнать» в состав формировавшихся в 1940–1941 гг. мехкорпусов были включены мотоциклетные полки. Но как их использовать, советские командиры толком не понимали.

По-иному складывалась ситуация в Западной Европе. В 1920–1930 годы она переживала настоящий мотоциклетный бум. Мотоциклы стали доступны широким массам населения. В Германии, например, к 1940 году было 1 860 000 мотоциклов! А во время войны они стали своего рода кавалерией, одним из символов блицкрига. Вооруженные пулеметами (а порой и минометами), способные нести боезапас и канистры с топливом, мотоциклы Вермахта, входящие в мобильные ударные группы (усиленные танком или БТР), добивались больших успехов как в Европе, так и на советско-германском фронте в начальный период войны.

После начала войны часть советских мотозаводов переориентировали на выпуск другой продукции, часть эвакуировали на восток – в Ирбит, Тюмень, Горький. В итоге осенью 1941 года выпуск мотоциклов практически прекратился. Немногим лучше была ситуация и в 42-м, когда цеха покинули только 3028 мотоциклов. В 1943 году советские заводы изготовили ненамного больше – 3760 машин, в 44-м – 5380 штук, и наконец за 4 месяца 1945 года – 1595 мотоциклов. Таким образом, за четыре года войны было изготовлено 13 763 мотоцикла.

Подразделения 4-го мотополка на марше. На переднем плане – мотоцикл «Харлей-Дэвидсон» с коляской М-72. Румыния, август 1944 года.
В 1942 году прошли испытания колясок М-72 для различного вооружения, такого как огнемет, ПТР Симонова и 82-мм миномет (на фото). Но широкого распространения они не получили.
В английском порту мотоцикла от французского 2-го Бронетанкового дивизиона генерала Леклерка, ждет погрузки для отправки во Францию 29 июля 1944 года.

Конечно, по сравнению с танками или самолетами роль мототехники на полях сражений не так велика, но и умалять ее негоже. Мотоциклы эффективно выполняли функции сопровождения и боевой поддержки, разведки и связи. И уже в 1942 году СССР запросил у союзников мотоциклы, причем именно с коляской, которых в США серийно не выпускали. Для выполнения задач, которые в Красной армии (как и в Вермахте) решались с помощью мотоциклов, в армиях США и Великобритании использовали джипы. Их-то и посоветовал госсекретарь Э. Стеттиниус послу М. Литвинову. Наши попробовали и скоро запросили еще. Всего мы получили 51 503 автомобилей Willys MB и аналогичных Ford GPW. Но в отличие от союзных армий, доминировать над мотоциклами они так и не смогли.

Главное бронетанковое управление пришло к логичному заключению, что использовать на фронте «одиночки» нерационально, ведь «колясочник» – это полноценная боевая единица (3 бойца + пулемет), к тому же устойчивая и грузоподъемная. Поэтому по заданию ГБТУ были изготовлены узлы крепления к импортным мотоциклам коляски от отечественного М-72. Большинство мотоциклов приходило упакованными в ящики. Их сборкой и оборудованием колясками с апреля 1943 года занимались Московский (ММЗ «Искра») и Серпуховской (СМЗ) мотозаводы, а также ремзавод БРТЗ №20. По данным ГБТУ, до 1 мая 1945 года они передали в Красную армию 29 690 импортных мотоциклов. Заметим, выше речь шла только о мототехнике, прошедшей военную приемку. Всего же, по данным музея «Союзники и ленд-лиз», в СССР прибыло 35 170 мотоциклов. Около 5000 машин получили другие структуры – войска НКВД, милиция и т.п.

Самым известным и массовым стал Harley-Davidson WLA 42: получив прозвище Liberator (Освободитель), он стал на Западе символом победы. Тяжелый мотоцикл с двухцилиндровым V-образным нижнеклапанным двигателем Flathead, объемом 739 см³ и мощностью 23 л.с..; 3-ступенчатой КП; сложной, циркуляционной системой смазки; дуплексной рамой; короткорычажной передней вилкой. По данным акта о поставках по ленд-лизу (Lend-Lease Shipments, Section 3B), общее количество WLA, отгруженных союзникам, составило 38 103 шт., из которых в СССР было отправлено 26 670. У нас он дополнительно оснащался коляской М-72 и задним сидением. По оценке личного состава, это был лучший мотоцикл с коляской – вполне надежен, неприхотлив, потребляя даже советское горючее, но имел низкую посадку, и проходимость оставляла желать лучшего. Кстати говоря, если бы не военные поставки, то, вполне возможно, в то время дышащая на ладан фирма Harley-Davidson стала бы достоянием истории.
Другим американским «легионером» был Indian 741В с двухцилиндровым V-образным 492-кубовым двигателем мощностью 15 л.с и ходовой частью от Sport Scout. Также использовался с коляской. Несмотря на внешнюю схожесть с «Харлеем», его критиковали: тяжел, низкая посадка и плохая проходимость, привередлив к топливу и главное – ненадежен. Неудивительно, что конкуренции WLA он не составил, как по качеству, так и по количеству – в СССР было поставлено немногим более 5000 шт. (менее 1/5 от общего количества 741В, поставленных союзникам). В американскую армию этих мотоциклов тоже попало немного: она предпочитала более надежный Harley-Davidson WLA42.
Harley-Davidson 42ХА: 2-цилиндровый оппозитный двигатель с 4-ступенчатой КП и привод карданным валом сочетался с типичной «харлеевской» ходовой частью. В 1943 году его снабдили телескопической вилкой. Выпустили их мало (около 1000 шт.), хотя кардан прекрасно зарекомендовал себя в песках Северной Африки; конкуренцию WLA42 он тоже не составил.
Военная модель Harley-Davidson 42WLC (канадский вариант).
Одноцилиндровые BSA поставлялись двух моделей: WM30 с верхнеклапанным 15-сильным двигателем объемом 350 см³ и WM20 (на фото – BSA M20WD) с нижнеклапанным 12-сильным двигателем объемом 500 см³. Последний при весе 170 кг разгонялся до 105 км/ч и стал лидером среди английских военных машин по количеству выпуска – 126 000 шт.
Veloсette MAF350 имел одноцилиндровый 18-сильный двигатель объемом 350 см³. Легкий и шустрый, он использовался в основном, как «одиночка».
Matchless G3L с одноцилиндровым 350-кубовым двигателем, динамичный и надежный, был одним из самых многочисленных британских военных машин – за годы войны их выпустили более 80 000 шт. Уже на тот момент оснащался телескопической вилкой.
Triumph 3HW 350 с одноцилиндровым верхнеклапанным двигателем объемом 350 см³ мощностью 15 л.с. по объему выпуска вдвое (40 000 шт.) уступал Matchless'у.
В советскую Россию попадали и другие модели мотоциклов, как например, английский Ariel W/NG (на фото) и даже раскладной десантный скутер Welbike. Но их количество исчислялось единицами.
Welbike – легкий складной мотоцикл, разработанный УСО (британской разведывательно-диверсионной службой). В период 1942–1945 гг. было выпущено 3853 штук. Большая часть Welbike использовалась десантниками в Арнеме (Нидерланды) во время операции «Маркет Гарден». Предназначен для использования в спецоперациях, его можно было сбросить на парашюте в цилиндрическом контейнере диаметром 38 см, и собрать за 15 секунд. Двигатель – 98-кубовый Villiers, прямая передача, вес – 32 кг, запас топлива – 3,7 л, скорость – до 50 км/ч, запас хода – 145 км.

Подавляющее большинство мотоциклов – американские Harley-Davidson и Indian. По данным Э. Сеттиниуса, Соединенные Штаты отправили с СССР 32 200 единиц мототехники. Великобритания поставляла BSA, Veloсette, Triumph, Matchless, а также пожертвованные простыми англичанами гражданские версии мотоциклов этих и других марок, что затрудняет определить их точное количество. Предположительно за годы войны в СССР попало 3000–4000 британских мотоциклов. Их качество вполне соответствовало предъявляемым требованиям, но «разношерстность» затрудняла ремонт, особенно в полевых условиях. По данным ГБТУ, на ММЗ, ХВЗ и складах Наркомата обороны (НКО) собирали Velocette (2383 шт.), BSA (559 шт.) и Matchless (31 шт.).

Определить точное количество и полный модельный ряд двухколесного «иностранного легиона» – задача почти невыполнимая. Данные публикаций противоречивы, учет велся не всегда, а архивы порой утрачены. Во-первых, мотоциклы не входили в первые строки поставок, а после войны их не возвращали. Во-вторых, количество отправленной и полученной по факту техники различалось, ведь караваны судов часто становились объектом охоты для немецких ВВС и подводных лодок. К тому же собирали поступавшую технику в целом ряде организаций: на СМЗ, ММЗ, ХВЗ, на складах НКО № 511, 942 и 3708, в 14-м и 15-м мотоциклетных учебных полках и т.д. По данным ГБТУ, из 29 690 импортных мотоциклов 11 642 собраны с колясками, 18 048 – «одиночки». А по воспоминаниям ветеранов, последние на фронте встречались крайне редко. К тому же эти организации занимались и ремонтом как ленд-лизовских, так и трофейных мотоциклов (только на ММЗ и СМЗ последних отремонтировали несколько тысяч).

В послевоенные годы, в условиях глобального противостояния Советского Союза и западных держав, советские политические и военные руководители, а также «прикормленные» историки искусственно занижали роль (и реальный объем) поставок по ленд-лизу, оценивая ее как ничтожную и лицемерную. Первую официальную оценку (которая, впрочем, официально и не пересматривалась) дал в 1948 году председатель Госплана Н. Вознесенский в книге «Военная экономика СССР в период Отечественной войны»: «…если сравнить размеры поставок союзниками промышленных товаров в СССР с размерами производства промышленной продукции на предприятиях СССР за тот же период, то окажется, что удельный вес этих поставок по отношению к отечественному производству в период военной экономики составит всего лишь около 4%». Эта цифра была опубликована без комментариев и уже тогда вызвала много вопросов – хотя сама по себе и она очень весома. Автор же книги был вскоре арестован и в 1950 году расстрелян, поэтому методику его оценки мы никогда не узнаем. Хотя по факту только Harley-Davidson WLA 42 в СССР было отправлено 26 670 шт., что более чем в 2,5 раза превышает выпуск М-72 Ирбитским мотозаводом (9800 шт.) и почти вдвое – общий выпуск мотоциклов всех советских мотозаводов (13 763 шт.).

«Мы никогда не считали, что наша помощь по ленд-лизу является главным фактором в советской победе над Гитлером на Восточном фронте. Она была достигнута героизмом и кровью русских солдат» (Г. Гопкинс, помощник президента США Ф. Рузвельта).

Псевдоисторики времен холодной войны как с одной, так и с другой стороны сильно перекосили реальную роль ленд-лиза в победе над фашизмом, перетягивая на себя одеяло истории. Но приведем в заключение два высказывания высших советских руководителей тех лет.

После войны тогда уже опальный маршал Г. Жуков говорил (из донесения председателя КГБ В. Семичастного Н. Хрущеву; гриф «совершенно секретно»): «Вот сейчас говорят, что союзники никогда нам не помогали… Но ведь нельзя отрицать, что американцы нам гнали столько материалов, без которых мы бы не могли формировать свои резервы и не могли бы продолжать войну… Американцы по-настоящему выручили нас с порохом, взрывчаткой. А сколько они нам гнали листовой стали! Разве мы могли бы быстро наладить производство танков, если бы не американская помощь сталью? А сейчас представляют дело так, что у нас все это было свое в изобилии». А личный переводчик Сталина В. Бережков в своих мемуарах приводит оценку значения ленд-лиза, которую дал нарком продовольственно-вещевого снабжения РККА А. Микоян: «Теперь легко говорить, что ленд-лиз ничего не значил… Но осенью 1941 года мы все потеряли, и если бы не ленд-лиз, не оружие, продовольствие, теплые вещи для армии и другое снабжение, еще вопрос, как обернулось бы дело».

Музей «Союзники и Ленд-лиз» – единственный в мире. Его экспозиция рассказывает о совместной борьбе против фашизма нашего народа и союзников по антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне.

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала музей «Союзники и ленд-лиз», «Музей техники В. Задорожного» и КИР «Выстрел».

Подпишитесь на «За рулем» в