Техосмотр по Медведеву: и затратная сторона медали

Новая модель государственного техосмотра в подробностях, нюансах и ценах.

Практики против аналитиков

Еще до часа дня на пресс-конференции в Сколково Дмитрий Медведев отвечал на вопрос о новой модели гостехосмотра, а уже в три часа РИА-Новости передало слова главы комитета по транспорту Госдумы Сергея Шишкарева: к оперативному принятию модели все готово!

— Законопроект пройдет второе чтение в Госдуме в ближайшую пятницу, 20 мая. До 1 июня передадим законопроект в Совет Федерации и рассчитываем, что к 12 июня президент его подпишет.

Моментально отреагировали на новость и некоторые СМИ — стали обсуждать «обратную сторону медали». Вопросы денежные. Первое подозрение: страховые компании, получив функцию «командовать парадом», не повысят ли стоимость контрактов по обязательному страхованию? Второе: во что обойдется ГТО по-новому?

В обсуждении участвовали исключительно наблюдатели, экономисты и общественные деятели. Практически все сошлись во мнении: да, то и другое подорожает.

Редакция ZR.RU решила искать истину не через посредников, а обратиться прямо к тем, от кого ждут угрозы повышения расценок.

Повод к удорожанию — риск

— К увеличению тарифов на страховые услуги может быть только один повод — повышение риска страховых событий, — отвечал руководитель управления методологии обязательного страхования компании «Альфа-страхование» Денис Макаров. — В данном же случае не усматриваю связи между делегированием СК полномочий проведения ГТО и повышением рисков. Поэтому руководителям нашей фирмы я не стану рекомендовать повышать тарифы на ОСАГО.

Начальник отдела информации страховой компании «Пари» Надежда Яковлева:

— Когда Медведев еще впервые упомянул о возможности передачи в СК ответственности за техосмотр, мы стали разбираться, не вызовет ли это повышения наших технологических затрат, не возникнут ли другие накладные расходы. Сошлись на том, что нет причин повышать тарифы на ОСАГО. Другое дело, требования к состоянию машин наверняка возрастут, а с этим расходы и хлопоты тех, кто раньше покупал техталоны на «ведра с гайками». Но надо ли возмущаться по этому поводу? Нам всем не все равно, чем дышат дети, насколько безопасно людям на дорогах.

«На круг» — дороже

Старший менеджер компании «У-Сервис» Андрей Емельянов:

— «Стоимость» талона гостехосмотра «на круг», действительно, может несколько увеличиться. По сложившейся практике, страховые компании сотрудничают с предприятиями техсервиса, заслужившими доверие. В большинстве случаев — авторизованными дилерами или просто хорошо оснащенными СТО. Те и другие работают на дорогостоящем оборудовании, по прогрессивным технологиям, используют оригинальные, а не дешевые контрафактные запчасти, персонал специально обучен. Такие услуги, разумеется, стоят дороже, чем у «дяди Васи в гараже». И понятно, что, будучи связанными ответственностью перед страхкомпаниями (в том числе, финансово), в ответственных автосервисах «не пропустят» неухоженную машину-десятилетку.

На вопрос корреспондента ZR.RU, не будут ли специализированные по маркам автосервисы закрывать шлагбаум перед «непрофильными» машинами, в том числе, отечественных марок, Андрей Емельянов ответил, что нет. На специализированных СТО работают мастера высокой квалификации, способные обнаружить и устранить почти любую неполадку на любой машине.

Взятки учитывать будем?

Когда тебя ставят перед фактом, что за услугу придется платить чуть больше, чем до сих пор, первая реакция — недовольство. Но дождемся второй реакции: может, эта услуга столько и стоит? Столько стоит собственная безопасность и безопасность других на дороге? А если учесть суммы, которые тратили на взятки, то окажется, что новые тарифы вовсе и не переплата? Скажете, что взятки оправдывало то, что хотели избежать хлопот, унижений и чтобы не убивать время в очередях? Разработчики законопроекта подумали и об этом.

Начнется с амнистии

Председатель комитета Госдумы по транспорту Сергей Шишкарев дал разъяснения, что конкретно предусматривает новый порядок проведения ГТО.

Предполагается объявить амнистию на прохождение техосмотра на период до окончания действия полиса ОСАГО. То есть если договор ОСАГО, заключенный, например, в декабре 2011 года, заканчивается в январе 2012-го, то водитель сможет ездить, не опасаясь штрафа за просроченный талон ГТО.

«Это уважительный шаг по отношению к гражданам, которые настрадались от процедуры прохождения техосмотра», - сказал депутат. Вместе с тем, он выразил надежду на сознательность граждан, которые знают о неисправностях своего автомобиля — их нельзя скрывать. Кроме ответственности техцентров, проведших ГТО, законодатели вводят и солидарную ответственность водителей за неисправности в автомобиле, которые явились причиной ДТП.

Тарифы сдержит госконтроль

Другие нововведения:

  • Первое время автовладельцам продолжат выдавать талоны ГТО, их придется предъявлять в страховых компаниях. Позже введут электронный документооборот, и данные о прохождении ГТО впишут в базу данных. Тогда талоны отменят.
  • С 1 января 2012 года водителю не понадобится предъявлять талон ГТО автоинспекторам. Свидетельством о пройденном техосмотре станет полис ОСАГО.
  • С момента вступления в силу обновленного закона автовладельцы не будут привязаны к региону или муниципальному образованию — появится право пройти ГТО в любом техцентре страны.
  • Техцентры, уполномоченные проводить ГТО, будут аккредитованы. Свидетельства уполномочен выдавать Союз автостраховщиков России. Разработка правил аккредитации возложена на Минэкономразвитие.

Глава комитета Госдумы Сергей Шишкарев не исключил, что со вступлением обновленного закона в силу тарифы на проведение ГТО поднимутся до 1,5-3 тыс. руб.

  • Чтобы цены на ТО выросли не значительно, Федеральной службе по тарифам дано право устанавливать предельные тарифы. Администрации регионов смогут их корректировать, но только в сторону снижения.
  • Законопроектом предусмотрен механизм защиты автовладельцев от злоупотреблений при проведении процедуры техосмотра. Водитель на любом этапе ГТО сможет отказаться от услуг техцентра, уже проводящего процедуры, и переместиться в другой, если поймет, что ему навязываются лишние услуги.
  • Если до сих пор невозможно было подать иск по поводу ненадлежащего проведения ГТО и получить компенсацию, то теперь вводится в практику солидарная ответственность: если страховая компания докажет, что процедура Г ТО проведена с нарушениями регламента или проведена халатно, и это стало причиной ДТП, техцентр понесет ответственность.

Очередями займутся страховщики

Одним из ключевых игроков в новой модели техосмотра назначен Российский союз автостраховщиков. В числе его задач — ликвидировать очереди в пункты ГТО.

После запроса ZR.RU в редакцию поступил комментарий руководителя РСА Павла Бунина.

Передача к РСА функций организации техосмотра в стране совершенно логична, считает он. Союз автостраховщиков располагает всеми возможностями для создания удобной и эффективной системы, и важно, что страховые компании заинтересованы в снижении аварийности из-за технических неисправностей машин.

— РСА будет аккредитовывать операторов техосмотра,— продолжает П. Бунин, — проверять их деятельность на основании поступивших жалоб. Еще одной функцией может стать обеспечение и учет бланков талонов ГТО - во всяком случае, до тех пор, пока их не отменят после введения электронного оборота документов.

Павел Бунин напомнил, сейчас в России работает около 3 000 пунктов ГТО. Планируется увеличить их количество до 10 000. До окончания переходного периода действующие пункты ТО смогут работать без аккредитации.

Подпишитесь на «За рулем» в