Зимняя спячка

ЗИМНЯЯ СПЯЧКА

"ПРАЗДНИК" ПРОДОЛЖАЕТСЯ...

Как во всем мире, зимой у нас на автомобильном рынке наступает "спячка". В декабре мало желающих приобрести машину, в VINe которой стоит почти закончившийся год; январь - череда сплошных праздников, когда не думают о крупных покупках... Словом, рынок оживет лишь к концу февраля. Чтобы переждать падение спроса, автозаводы отправились на каникулы. Праздничными их вряд ли назовешь - работники в лучшем случае получат за это время некую "среднюю" зарплату.

Вслед за АвтоВАЗом, который остановил конвейер уже второй раз за год, с конца декабря до 25 января стоял Ижевский автозавод. Правда, связано это не с кризисом сбыта, а с перерывом в поставках комплектующих из Тольятти: ведь в Ижевске делают только небольшую их часть (порядка 15%). Производство "волг" в Нижнем Новгороде вообще прекращено до марта, а 700 работников завода отправили в отпуск. Спрос на эти, некогда престижные автомобили упал почти до нулевой отметки еще и в связи с ожиданием модернизированной модели, которая должна появиться в этом году. В канун Нового года остановили литейное, кузнечное и автосборочное производства на КамАЗе. Причина та же - падение спроса: на складе скопилось до 1000 непроданных грузовиков. Правда, на заводе вынужденную остановку рассматривают почти как благо: сколько электроэнергии удастся сэкономить!

А как поживают в это время авторынки в Москве, Тольятти и каком-нибудь крупном областном центре - Вологде, к примеру?

ХОЛОДА. ДАЖЕ ЦЕНЫ ЗАМЕРЗЛИ...

Удивительно, но факт: в последние два месяца ушедшего года розничные цены на "жигули" не росли, а даже снизились на 1,5-2,5%. Снижение цен произошло практически по всему модельному ряду, причем не только в Тольятти, но и в других регионах.

"Пятерка" снова стоит в Тольятти меньше 3 тыс. долл. (средняя цена - 93 тыс. руб.). "Шестерки" "сделано в Ижевске" чуть дороже - 94,6 тыс. руб. "Семерки" сейчас стоят у дилеров в среднем по 101 тыс. руб. Универсал VAZ 21043 оказался самым дорогим в "классическом" семействе - 106-110 тыс. руб. Цены в Москве на 5-10 тыс. руб. выше. Автомобили семейства "Самары" сейчас стоят в Тольятти от 137 (VAZ 21083i) до 153 (VAZ 21099/">VAZ 21099) тыс. руб.; причем инжекторные версии этих моделей практически полностью вытеснили карбюраторные. VAZ 2114 и VAZ 2115 продаются в Тольятти по цене от 153 до 159 тыс. Московские цены на "самары" выше на 10-12 тысяч.

Как известно, больше всего проблем с продажами "десяток", поэтому цены на все семейство снизились за ноябрь-декабрь заметнее всего - на 120-150 долл. Средняя цена VAZ 21102 в Тольятти в январе составляла 172,3 тыс. руб., а минимальная и вовсе 167 тыс. Хэтчбек VAZ 2112 оценивается волжскими дилерами в 172 600 руб., а универсал VAZ 2111 - в 178 тыс. руб. Московские цены разнообразных "десяток" выше на 8-10 тыс. Подешевели и "нивы", за которые в Москве просят 135-139 тыс.

Тем не менее вице-президент АвтоВАЗа по маркетингу, торговле и техобслуживанию Владимир Кучай заявил недавно: "Мы считаем, что цены на нашу продукцию находятся сегодня в оптимальном режиме. Поэтому мы не собираемся отступать, но даже серьезно рассматриваем вопрос некоторого повышения отпускной цены автомобилей". Странная, мягко говоря, позиция - останавливать завод из-за отсутствия спроса и в то же время думать о повышении цен! Правда, г-н Кучай уточнил: "По тем позициям, где есть некоторое затоваривание, повышения цен не будет или оно окажется незначительным". По его сведениям, на складах скопилось на 10-12% больше, чем положено по нормативу, переднеприводных моделей; по нашим - серьезно упал спрос на "десятки", цена на которые вплотную подобралась к отметке $6 тыс.

Но хозяин - он, как известно, барин...

ВОЛОГОДСКИЕ НАПЕВЫ

По мнению коммерческого директора ОАО "АвтоВАЗ-салон" (уполномоченный дистрибьютор Волжского автозавода по Вологодской и Архангельской областям) Анатолия Мудрого, к концу года рынок в регионе более-менее стабилизировался. После осеннего спада (который случился во всей России), спрос вышел на обычный уровень: примерно 900-1000 новых вазовских машин в месяц (по двум областям). Самый большой спрос был, как ни странно, на VAZ 21043 (в Вологде за него просили 116 100 руб., но в наличии в декабре не было) и "Оку" (66,6-70,6 тыс.; она тоже была в дефиците). Вологжане даже отправляли ходоков в Тольятти за "четверками", но те вернулись ни с чем. Там универсалов тоже не было - видимо, это было связано с переводом производства в Ижевск. Неплохо продаются "оды" (96-97 тыс. руб.). Хуже всего расходились автомобили "десятого" семейства (от 178 100 за VAZ 211202 до 191 100 за VAZ 21113) - видимо, даже для северян дороговато. Хотя их трудно обвинить в косности и нелюбви к прогрессу - например, "девятки" здесь покупают исключительно впрысковые.

Единственная утешительная для вазовцев новость с русского Севера та, что из-за полного отсутствия спроса в Вологде "волгами" не торгуют вовсе. Только "АвтоВАЗ-салон" предлагает их на заказ с предоплатой, но даже в прайс-лист перестал включать.

Зима вовсю царит на вторичном авторынке, где объемы спроса и предложения упали практически вдвое - чего не скажешь о ценах. Так, за "копейку" 1979 года рождения просили 12 тыс. руб., самая дешевая "пятерка" 1982 года стоила 24 тыс. руб., а ходовая в этих местах "четверка" (1986 года) - и вовсе 30 тыс. Нижний порог цены на "девятку" - 50 тыс. (начало 90-х), верхний - 110 (2000 год), "Ниву" того же возраста можно купить за 45 и 110 тыс. соответственно. Зато в очередной раз подешевели "москвичи-2141": автомобили 1995-1996 гг. предлагали в среднем за 30 тыс. руб., но желающих купить не было. Завод стоит, и с запчастями есть проблемы.

Подпишитесь на «За рулем» в